МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2023.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
канд.мед.наук, доц., Кальсина В.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.05.2024 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 07.05.2024 г. № 11
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Подготовить обучающихся к реабилитационной и профилактической деятельности для решения профессиональных задач, обеспечивающих формирование личности обучающихся средствами адаптивной физической культуры в процессе занятий физической культурой и спортом, ее приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Адаптивное физическое воспитание
Врачебный контроль в адаптивной физической культуре
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-14: Способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь
ОПК-14.11: Имеет опыт:
- измерения основных параметров микроклимата в спортивных сооружениях;
ОПК-14.3: Знает:
- санитарно-гигиенические требования к проведению занятий физкультурой и спортом, адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, а также в процессе тренировок, при подготовке к соревнованиям и в восстановительном периоде;
- факторы микроклимата в спортивных сооружениях, их нормативы и способы достижения благоприятных микроклиматических условий;
- приборы для измерения основных параметров микроклимата (термометры, психрометры и др.);
- санитарно-гигиенические требования к питьевой воде и воде плавательных бассейнов, инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с водным фактором;
- основы личной гигиены, гигиены спортивной одежды и обуви;
- основные методы профилактики пищевых отравлений в спортивных коллективах;
ОПК-14.5: Знает:
- санитарно-гигиенические требования к занятиям базовыми видами спорта, правила обеспечения безопасности и профилактики травматизма;
ОПК-14.8: Умеет:
- обеспечивать технику безопасности на занятиях с учётом гигиенических норм (соблюдение площади на одного занимающегося, микроклимат, отопление, вентиляция, освещение, доброкачественность воды в бассейне, размещение, исправность оборудования, спортивного инвентаря, соблюдение требований к одежде и обуви, к структуре проведения занятий);
- оценивать санитарно-гигиеническое состояние спортивного зала;
ОПК-14.9: Имеет опыт:
- обеспечения безопасности проведения различных видов занятий: профилактики травматизма, исправности оборудования и инвентаря, соблюдения санитарно-гигиенических норм в условиях образовательной и физкультурно-спортивной организации;
ОПК-6: Способен формировать осознанное отношение к занятиям адаптивной физической культурой, здоровому образу жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться
ОПК-6.14: Имеет опыт:
- владения методикой расчета суточных энергозатрат и энергоемкости пищи, методикой составления меню-раскладки;
- составления режима дня спортсменов с учетом отклонений в состоянии здоровья;
ОПК-6.3: Знает:
- санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта;
- методические основы рациональной организации питания, в том числе при занятиях физической культурой и спортом, особенностей питания в тренировочном, предстартовом, соревновательном и восстановительном периодах;
- значения и особенности приёма витаминно-минеральных комплексов и биологически активных добавок в физкультурно-спортивной деятельности;
ОПК-6.8: Умеет:
- устанавливать тренировочный режим с учётом возрастных гигиенических нормативов по режиму сна, питания, учебных занятий;
- формировать у занимающихся установку на здоровый образ жизни и его пропаганду среди окружающих;
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
ОПК-6.9: Умеет:
- составлять и анализировать суточный и недельный рационы питания;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Гигиенические требования условиям и местам занятий физкультурно-спортивной деятельностью
Гигиенические требования к санитарно-техническим системам спортивных сооружений /Лек/
Гигиенические требования к освещению спортивных сооружений. Гигиенические требования к отоплению спортивных сооружений. Гигиенические требования к вентиляции спортивных сооружений.
Определение и гигиеническая оценка показателей воздушной среды спортивных
сооружений
/Ср/
Самостоятельное изучение материала. Знакомство с приборами для определения запыленности, бактериальной обсемененности в помещениях. Методика определения пыли, микробов в воздухе помещений, правила оформление протокола и интерпретации результатов исследования. Знакомство с приборами для
определения скорости движения воздуха, барометрического давления в помещениях. Знакомство с методикой определения скорости движения воздуха и атмосферного давления, правилами составления протокола и интерпретации результатов исследования.
Определение и гигиеническая оценка температурного режима и влажности
воздуха спортивных сооружений
/Ср/
Самостоятельное изучение материала. Знакомство с приборами для определения влажности и
температурного режима в помещениях, методикой измерения температуры и влажности
воздуха в помещении с помощью прибора «ТКА - ПКМ», правилами составления протокола и
интерпретации результатов исследования.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Определение и гигиеническая оценка освещения, отопления и вентиляции
спортивных сооружений /Ср/
Самостоятельное изучение материала. Знакомство с методиками определения светового коэффициента, коэффициента естественной освещенности, абсолютной освещенности, световых углов, коэффициента равномерности, искусственной освещенности. Составление протокола и интерпретация результатов исследования. Определение вида отопительной
системы, температуры в помещении (в шести точках), необходимого объема чистого
воздуха, фактически поступающего объема чистого воздуха, кратности воздухообмена,
воздушного куба, суммарной площади форточек, коэффициента аэрации. Составление
протокола и интерпретация результатов исследования. Подготовка вопросов контрольной работы.
Раздел 2. Гигиенические требования к питанию спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой и спортом
Гигиенические основы рационального питания различных групп населения. /Лек/
Калорийность пищевых рационов. Качественная полноценность пищевых рационов. Режим питания и усвояемость пищи. Особенности питания отдельных групп населения
Гигиеническая характеристика питания лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, занимающихся физической культурой и спортом /Пр/
ОПК-6.3 ОПК-6.8 ОПК-6.9 ОПК-6.14
Расчет суточных энерготрат хронометражно – табличным методом. Составление меню-раскладки и расчет норм потребления пищевых веществ. Оформление выводов и рекомендаций
Определение суточных энергозатрат лиц, занимающихся физической культурой и
спортом
/Ср/
Самостоятельное изучение материала. Знакомство с методикой определения суточных энергозатрат лиц, занимающихся физической культурой и
спортом, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Составление меню-раскладки, анализ питания по меню-раскладке. Расчет суточных энерготрат хронометражно – табличным методом.
Составление меню-раскладки и расчет норм потребления пищевых веществ. Подготовка вопросов контрольной работы.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Гигиеническая оценка доброкачественности пищевых продуктов. /Ср/
ОПК-6.3 ОПК-6.8 ОПК-6.9 ОПК-14.3
Самостоятельное изучение материала. Знакомство с методами исследования органолептических свойств молока, хлеба, сухарей, круп, внешнего вида и маркировки консервных банок. Составление протокола и интерпретация результатов исследования. Пищевые токсикоинфекции. Отравления пищевого происхождения. Меры профилактики кишечных инфекций. Противоэпидемические мероприятия. Подготовка вопросов контрольной работы.
Гигиенические требования к питьевой воде. /Ср/
ОПК-6.3 ОПК-6.8 ОПК-14.3 ОПК-14.8
Самостоятельное изучение материала. Современные системы очистки и обеззараживания воды. Изучение санитарных правил и нормативов СанПиН 2.1.4. 1074 – 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, СанПиН 2.1.2.1188 – 03 «Плавательные бассейны». Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества».
Раздел 3. Гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности
Вспомогательные гигиенические средства восстановления /Ср/
ОПК-6.8 ОПК-14.3 ОПК-14.5 ОПК-14.8
Вспомогательные гигиенические средства восстановления. Классификация и принципы использования
вспомогательных гигиенических средств восстановления. Естественные гигиенические средства восстановления.
Искусственные гигиенические средства восстановления
Закаливание спортсменов и лиц, занимающихся адаптивной физической культурой /Ср/
ОПК-6.8 ОПК-14.3 ОПК-14.5 ОПК-14.8
Самостоятельное изучение материала. Гигиеническая оценка закаленности организма. Принципы и методы закаливания. Холодовая проба. Характеристика процессов восстановления спортсменов и лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, занимающихся физической культурой. Особенности построения и планирования восстановления с учетом нозологичексих форм пола, возраста.
Особенности использования гигиеничексих средств восстановления у спорстменов и лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, занимающихся АФК /Ср/
ОПК-6.8 ОПК-14.3 ОПК-14.5 ОПК-14.8
Самостоятельная подготовка к занятию Особенности гигиенического восстановления спортсменов, имеющих отклонения в состоянии здоровья различных специализаций.
Раздел 4. Особенности гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности лиц разного возраста и пола
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Гигиеническая характеристика учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении оценка закаленности организма. /Пр/
ОПК-14.3 ОПК-14.5 ОПК-14.9 ОПК-14.11
Изучение санитарных правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-022.4.2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Составление режима дня учащегося с учетом смены занятий в школе и специфики вида спорта.Принципы и методы закаливания. Демонстрация холодовой пробы.
Гигиеническое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности лиц разного возраста и пола, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом /Ср/
ОПК-6.8 ОПК-14.3 ОПК-14.5 ОПК-14.8
Самостоятельное изучение материала. Гигиеническая характеристика организации и проведения физкультурно-спортивной деятельности в образовательном учреждении.
Гигиенические особенности обеспечения физкультурно- спортивной деятельности лиц разного возраста в адаптивной физической культуре /Ср/
ОПК-6.8 ОПК-14.3 ОПК-14.5 ОПК-14.8 ОПК-14.9
Гигиенические особенности организации физкультурно- спортивной деятельности для лиц разного возраста, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом. Соблюдение требований личной и общественной гигиены. Построение рационального режима дня.
Гигиеническое обеспечение физкультурно-оздоровительного процесса в адаптивной физической культуре с учетом нозологических форм и гендерных особенностей /Ср/
ОПК-6.8 ОПК-14.3 ОПК-14.5 ОПК-14.8
Самостоятельное изучение материала. Гигиеническая характеристика учебно -воспитательного процесса в образовательном учреждении. Составление режима дня физкультурника с учетом нозологических особенностей и специфики вида спорта.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль успеваемости проводится в виде выполнения контрольной работы, тестирования, решения кейсов, подготовки доклада с презентацией.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (зачет).
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей по темам дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
Если обучающийся в процессе изучения дисциплины набрал менее 61 баллов, для получения зачета он обязан ликвидировать текущую задолженность.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Контрольная работа мах 10 баллов (1 вопрос) × 3 = 30 баллов
Кейс мах 5 баллов × 5 = 25 баллов
Тест мах 6 баллов × 3 = 18 баллов
Доклад мах 15 баллов × 1 = 15 баллов
Презентация к докладу мах 12 баллов × 1 = 12
Итого: 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: учеб. для студентов вузов по направлению "Физ. культура"
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Макарова Г. А., Нефедов П. В.
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.03.01 - "Физ. культура"
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: учеб. для студентов вузов по направлению "Физ. культура"
6.1.2. Дополнительная литература
Цаллагова Р. Б., Дубкова Н. В., Башмаков В. П.
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: гигиена детей и подростков: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
Цаллагова Р. Б., Дубкова Н. В., Башмаков В. П.
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности: гигиена факторов окружающей среды. Физкультурно-спортивные сооружения: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
авт.-сост. В. П. Новикова
Гигиена питания: учеб.-метод. пособие к практ.занятиям
Черкесск: СевКавГГТА, 2014
https://www.iprbookshop.ru/27189
сост. : П. И. Кузнецов, Н. С. Перешивко ; Омский ин-т физ. культуры
Гигиена воды плавательных бассейнов: метод. указания
Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А.
Возрастная физиология и школьная гигиена: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов
Москва: Просвещение, 1990
Гигиена спортивной одежды и снаряжения
Москва: Физкультура и спорт, 1987
авт.-сост. : Е. К. Нурмагамбетов, Б. А. Крутоногий, Л. Л. Артамонова; Казахский ин-т физ. культуры
Гигиена питания спортсменов различной специализации: метод. указания
Гигиена массовой физической культуры: лекция
Спортивная гигиена. Гигиеническая характеристика методов и средств восстановления и повышения спортивной работоспособности: лекция для студентов ин-тов физ. культуры
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
сайт библиотеки СибГУФК : : lib.sibsport.ru
образовательный портал и система дистанционного обучения: : moodle.sibgufk.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Аудитория №303 УК №4 Количество компьютеров:для студентов - 3; для преподавателя- 1.Количество посадочных мест: для студентов -2 1 ; для7.2 преподавателя - 1. Учебная доска, 9 учебных столов, 18 стульев, 3 стола для компьютеров, 3 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя Доска магнитная -1, компьютер в комплекте с монитором - 4 шт., видеотека, колонки -1 степ-платформа-2, Механический прибор для
измерения артериального давления - 6, лента сантиметровая - 1, калипер механический - 2 шт.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (учебный корпус №2 - ауд. 405,407,502,602, учебный корпус №4 - ауд. 102,305,312,413,414, учебный корпус №5 - ауд. 222, 229,422, дворец здоровья - ауд. 13.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ