МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2023.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
ст.преп., Бобровский Д.А.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент, Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 29.04.2024 г. № 12
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Эртман Ю.Н.
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Эртман Ю.Н. ______
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Эртман Ю.Н. ______
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Эртман Ю.Н. _______
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Эртман Ю.Н. _______
Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Целью изучения дисциплины является получение обучающимися знаний, умений, навыков в организации профессионально-педагогической деятельности учителя и тренера-преподавателя по спортивным играм с различным контингентом занимающихся.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Врачебный контроль в адаптивной физической культуре
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-1: Способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке лиц с отклонениями в состоянии здоровья
ОПК-1.2: Знает:
- историю и современное состояние базовых видов спорта, их место и значение в физической культуре, науке и образовании;
- методы, средства и основы обучения базовым видам спорта и возможности их применения в физкультурно-спортивной деятельности;
- методику развития физических качеств средствами базовых видов спорта;
- правила судейства и организацию соревнований в базовых видах спорта;
- методику проведения занятий и физкультурно-спортивных мероприятий средствами базовых видов спорта;
ОПК-1.4: Умеет:
- контролировать качество выполнения упражнений в базовых видах спорта и определять ошибки в технике;
- использовать методы, средства, методические приемы обучения и методы организации проведения занятий по базовым видам спорта в зависимости от поставленных задач и учета возрастных особенностей занимающихся;
- осуществлять подготовку обучающихся к участию и проведению соревнований и физкультурно-спортивных праздников по базовым видам спорта;
- нормировать и регулировать нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, контролировать динамику развития физической подготовленности;
ОПК-1.6: Имеет опыт:
- проведения занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий (соревнований) с использованием средств базовых видов спорта с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста контингента занимающихся;
- участия в судействе соревнований по базовым видам спорта;
ОПК-14: Способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь
ОПК-14.1: Знает:
- приемы помощи и страховки при проведении занятий по физической культуре с использованием средств базовых видов спорта;
- требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию на занятиях и соревнованиях по базовым видам спорта;
ОПК-14.10: Имеет опыт:
- обеспечения безопасности проведения массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий;
ОПК-14.7: Умеет:
- обеспечивать безопасное выполнение упражнений на занятиях по базовым видам спорта;
- организовывать группу занимающихся, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в зависимости от поставленных задач для безопасного выполнения упражнений на занятиях по базовым видам спорта;
ОПК-14.9: Имеет опыт:
- обеспечения безопасности проведения различных видов занятий: профилактики травматизма, исправности оборудования и инвентаря, соблюдения санитарно-гигиенических норм в условиях образовательной и физкультурно-спортивной организации;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Правила игры в волейбол /Лек/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Правила игры в волейбол и методика судейства соревнований.
Обучение технике стоек и перемещений /Пр/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-14.9 ОПК-14.10 ОПК-1.2 ОПК-1.4 ОПК-1.6
Изучение стоек, перемещений, остановок, верхней передачи мяча на месте и после перемещений, над собой, назад за голову. Развитие быстроты перемещений.
Обучение технике верхней прямой подаче /Пр/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-14.9 ОПК-14.10 ОПК-1.2 ОПК-1.4 ОПК-1.6
Изучение верхней прямой подачи. Ознакомление с расстановкой и функциями игроков при игре через игроков 3 и 1 зоны. Развитие силы мышц плечевого пояса. Учебная игра. Практика судейства.
Обучение технике приема и передачи мяча двумя руками снизу /Пр/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-14.9 ОПК-14.10 ОПК-1.2 ОПК-1.4 ОПК-1.6
Изучение передачи мяча снизу двумя руками, приема мяча с подачи. Развитие ловкости и координации движений. Учебная игра. Практика судейства.
Обучение технике прямого нападающего удара /Пр/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-14.9 ОПК-14.10 ОПК-1.2 ОПК-1.4 ОПК-1.6
Изучение техники прямого нападающего удара. Развитие прыгучести. Учебная игра. Практика судейства.
Чертеж волейбольной площадки. /Ср/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Назначение разметки игрового поля. Оформление чертёжа игрового поля.
Классификация техники и тактики. /Ср/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Классификация техники и тактики. Составление схемы.
Изучение правил соревнований. /Ср/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Судейская терминология и жестикуляция.
Методика обучения основным техническим приемам. /Ср/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Составление и оформление реферата
Правила игры в баскетбол /Лек/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Правила игры в баскетбол и методика судейства соревнований.
Обучение технике стойкам и перемещениям. Обучение технике ловли и передачи мяча. /Пр/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-14.9 ОПК-14.10 ОПК-1.2 ОПК-1.4 ОПК-1.6
Обучение основной стойке баскетболиста, поворотам и перемещениям в защитной стойке. Обучение ловле и передаче мяча двумя руками от груди.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Обучение технике передачам мяча. Обучение техники выполнения штрафного броска. /Пр/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-14.9 ОПК-14.10 ОПК-1.2 ОПК-1.4 ОПК-1.6
Обучение передачи мяча одной рукой от плеча (правой, левой). Обучение передаче мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча в движении. Обучение техники выполнения штрафного броска. Учебная игра.
Обучение технике ведения мяча на месте /Пр/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-14.9 ОПК-14.10 ОПК-1.2 ОПК-1.4 ОПК-1.6
Обучение технике ведения мяча на месте. Обучение техники выполнения броска одной рукой сверху в движении. Учебная игра. Практика судейства.
Обучение технике выполнения ведения мяча в движении /Пр/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-14.9 ОПК-14.10 ОПК-1.2 ОПК-1.4 ОПК-1.6
Обучение технике выполнения ведения мяча в движении. Обучение технике выполнения броска одной рукой сверху в движении после ведения. Практика судейства.
Изучение правил по баскетболу. /Ср/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Самостоятельное изучение официальных правил баскетбола
Назначение разметки площадки. /Ср/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Назначение разметки площадки. Оформление чертёжа игрового поля.
Составление конспекта. /Ср/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Составление конспекта занятие на обучение отдельно взятого технического приема
Техника и тактика баскетбола. /Ср/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Основные технические приемы игры. Классификация техники игры. Тактические взаимодействия в баскетболе.
Правила игры в гандбол /Лек/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Правила игры в гандбол и методика судейства соревнований.
Обучение технике стойкам и перемещениям. Обучение технике ловле и передаче мяча /Пр/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-14.9 ОПК-14.10 ОПК-1.2 ОПК-1.4 ОПК-1.6
Обучение стойкам, перемещениям, остановкам. Обучение ловле и передаче мяча согнутой рукой от плеча. Обучение ведению мяча.
Обучение технике броску согнутой ногой /Пр/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-14.9 ОПК-14.10 ОПК-1.2 ОПК-1.4 ОПК-1.6
Дальнейшее обучение ловле, передаче и ведению мяча.
Обучение броску согнутой рукой сверху в опорном положении (после скрестных шагов). Дальнейшее обучение ведению мяча и броску в опорном положении.
Обучение броску согнутой рукой сверху в прыжке.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Обучение технике броска с линии. /Пр/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-14.9 ОПК-14.10 ОПК-1.2 ОПК-1.4 ОПК-1.6
Дальнейшее обучение броску в прыжке. Обучение держанию игрока. Обучение броску с линии.
Дальнейшее обучение броску в прыжке и опорном положении.
Обучение технике штрафного броска /Пр/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-14.9 ОПК-14.10 ОПК-1.2 ОПК-1.4 ОПК-1.6
Обучение штрафному броску. Расстановка игроков в защите и нападении (групповые действия). Дальнейшее обучение ловле и передаче, ведению мяча. Обучение броскам с крайних позиций, заслонам.
Мини-гандбол в школе. /Ср/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Организация и проведение занятий по гандболу на уроках в школе.
Программный материал для общеобразовательной школы. /Ср/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Программный материал для общеобразовательной школы.
Изучение правил соревнований. /Ср/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Судейская терминология и жестикуляция.
Техника и тактика гандбола. /Ср/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Классификация техника и тактика игры
Подвижные игры в школе. /Лек/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Подвижные игры в школе. Применение подвижных игр и эстафет в разных возрастных группах
Организация и проведение соревнований по спортивным играм. /Лек/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Организация и проведение соревнований по спортивным играм. Виды соревнований. Системы розыгрыша соревнований.
Подвижные игры для различных специализаций /Пр/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Практический игровой материал: законспектировать 10 игр по схеме для своей специализации. Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: закрепление методики решения педагогической задачи и обучения элементам игры.
Подвижные игры во внешкольных формах работы (оздоровительных лагерях) и массовых формах работы с населением /Пр/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-14.9 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Практический игровой материал: законспектировать 10 игр-аттракционов. Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: ведение записи игр по схеме, подбор игр-эстафет, игр-аттракционов, игры-поединки.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Организация и проведение соревнований по комплексу подвижных игр /Пр/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-14.9 ОПК-14.10 ОПК-1.2 ОПК-1.4 ОПК-1.6
Основы организации культурно-спортивных праздников. Положение о проведении соревнований. Программа соревнований. Заявка на участие в спортивно-культурном празднике. Объявление, девиз, реквизиты награждения. План записи фонограмм, протокол результатов спортивно-культурного праздника. Составление сценария спортивно-культурного праздника.
Организации и проведению подвижных игр. /Ср/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Требования к организации и проведению подвижных игр.
Составление карточек по подвижным играм /Ср/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Составление карточек по подвижным играм
Самостоятельная запись игр по схеме. /Ср/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Самостоятельная запись игр по схеме.
Организация и проведение соревнований по подвижным играм. /Ср/
ОПК-14.1 ОПК-14.7 ОПК-1.2 ОПК-1.4
Составление сценария физкультурно-спортивного праздника
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Задания, выполняемые в рамках текущего контроля:
1. Контрольная работа.
2. Собеседование.
3. Конспект, учебная практика.
4. Реферат.
5. Тестовые задания.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачёт
Для получения зачёта студенту необходимо набрать от 61 до 100 баллов
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Задания оцениваются по каждому разделу:
Контрольная работа - 4*5=20 баллов
Собеседование - 4*5=20 баллов
Конспект, учебная практика - 4*10=40 баллов
Реферат - 1*10=10 баллов
Тестовые задания - 1*10=10 баллов.
Итого 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
под ред. : Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова
Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учеб. для студентов пед. вузов по специальности - Физ. культура
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Шалаев О. С., Мишенькина В. Ф., Эртман Ю. Н., Ковыршина Е. Ю.
Подвижные игры: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
Мишенькина В. Ф., Кириченко В. Ф., Эртман Ю. Н., Ковыршина Е. Ю.
Волейбол. Баскетбол. Гандбол. Организация и проведение соревнований по спортивным играм: учеб. пособие для студентов вузов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
6.3.1 Перечень программного обеспечения
1. Пакет офисных программ: MS Offiсe Professional + (Word, Excel, Power Point).
2. Программа для чтения файлов в формате *pdf: Adobe Reader.
3. Браузер для работы в Интернете: Google Chrome, Mozilla Firefox.
4. Программа для воспроизведения видеофайлов Windows Media.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
научная электронная библиотека E-LIBRARY.RU https://www.elibrary.ru/defaultx.asp
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Универсальная разметка для игры в б/б, в/б, г/б, щиты стационарные для игры в баскетбол – 2, тренировочные стационарные баскетбольные щиты – 4, ворота для гандбола – 2, гимнастические скамейки 2, мяч в/б – 25, мяч б/б – 21, мяч г/б – 15, мячи теннисные – 20,телевизор – 2,сетки в/б – 2, стойки в/б – 4, коврики гимнастические – 4, маты – 2, скакалки – 20, медицинбол – 10, тренажерный зал – 1, тренажеры – 5, гантели – 6, раздевалки – 4, табло информационное – 1.
Количество компьютеров: для преподавателя - 1
Количество посадочных мест: для студентов – 110; для преподавателя – 1.
учебная доска, 22 учебных стола, 110 стульев, 1 стол для президиума, 4 стула, 1 стол для преподавателя, трибуна, тумбочка, шкаф для бумаг, 2 плазменные панели
Аудиосистема (усилитель, колонки, микрофон) – 1; мультимедиа проектор – 1.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ