МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2023.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Канд.пед.наук, ст.преп., Потешкин А.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 30.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
подготовка обучающихся к реабилитационно-профилактической деятельности для решения профессиональных задач, направленных на организационно-методическое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности лиц, имеющих отклонения в состояние здоровье, посредствам формирования знаний и практических умений в области теории и организации адаптивного спорта.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Адаптивное физическое воспитание
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-11: Способен проводить работу по предотвращению применения допинга в адаптивном спорте
ОПК-11.2: Знает:
- международные стандарты в области противодействия применению допинга в спорте;
- международные антидопинговые правила и стандарты;
- антидопинговое законодательство Российской Федерации;
ОПК-11.4: Умеет:
- разрабатывать аналитические материалы по итогам изучения документов международных организаций по вопросам противодействия применению допинга;
ОПК-11.6: Имеет опыт:
- изучения международных антидопинговых программ, документов международных организаций по вопросам противодействия применению допинга в спорте;
- изучения нормативной базы международных организаций по вопросам противодействия допингу в спорте;
ОПК-6: Способен формировать осознанное отношение к занятиям адаптивной физической культурой, здоровому образу жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться
ОПК-6.13: Имеет опыт:
- использования приемов агитационно-пропагандистской работы по привлечению лиц с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом;
ОПК-6.2: Знает:
- составляющие здорового образа жизни и факторы их определяющие;
- механизмы и приемы формирования, поддержания и коррекции мотивации к занятиям адаптивным спортом;
ОПК-6.5: Знает:
- социальную роль, структуру и функции адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;
ОПК-6.7: Умеет:
- проводить собеседование, оценивать мотивацию и психологический настрой спортсмена;
- применять общие рекомендации по поддержанию мотивации у занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью;
ОПК-6.8: Умеет:
- устанавливать тренировочный режим с учётом возрастных гигиенических нормативов по режиму сна, питания, учебных занятий;
- формировать у занимающихся установку на здоровый образ жизни и его пропаганду среди окружающих;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Общие аспекты организации адаптивного спорта
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Введение в адаптивный спорт /Лек/
Адаптивный спорт в физкультурно-спортивной деятельности общества. Цель и задачи (общие и специальные) адаптивного спорта. Социальная роль адаптивного спорта. Основные направления адаптивного спорта. Классификация видов адаптивного спорта
Структура адаптивного спорта и ее регулирование в России /Пр/
ОПК-11.2 ОПК-11.4 ОПК-11.6
Министерства, ведомства и спортивные школы в организации спортивной подготовки по адаптивным видам спорта. Федеральные стандарты спортивной подготовки по видам адаптивного спорта. Порядок и условия присвоения спортивных званий спортсменам-инвалидам. Классификационный кодекс и международные стандарты. Антидопинговые правила и порядок.
Ведущие функции и принципы адаптивного спорта /Ср/
Изучение рекомендованной литературы
Работа с лекционным материалом
Паралимпийское и сурдлимпийское движение.
Специальное олимпийское движение /Ср/
ОПК-6.2 ОПК-6.7 ОПК-6.8 ОПК-6.13
Изучение рекомендованной литературы
Подготовка реферата и презентации
Структура адаптивного спорта и ее регулирование в России.
Классификация видов адаптивного спорта и спортсменов по нозологическим профилям /Ср/
ОПК-6.5 ОПК-6.8 ОПК-6.13 ОПК-11.2 ОПК-11.4 ОПК-11.6
Изучение рекомендованной литературы
Работа с лекционным материалом
Выполнение заданий контрольной работы
Раздел 2. Структура тренировочного и соревновательного процесса в адаптивном спорте
Основы организации спортивной подготовки в адаптивном спорте /Лек/
Участие в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности как модель реализации здорового образа жизни спортсменов в адаптивном спорте. Структура и содержание многолетней подготовки в адаптивном спорте. Виды спортивной подготовки инвалидов в адаптивном спорте.
Структура и содержание многолетней подготовки в адаптивном спорте.
Построение тренировочного процесса в адаптивном спорте /Пр/
Особенности организации тренировочной работы на различных этапах спортивной подготовки и направленности адаптивного спорта. Особенности использования средств в учебно-тренировочном процессе рекреационно-оздоровительного спорта и спорта высших достижений. Регулирование тренировочной и соревновательной нагрузки на различных этапах спортивной подготовки с учётом вида адаптивного спорта.
Структура и содержание многолетней подготовки в адаптивном спорте /Ср/
Изучение рекомендованной литературы
Работа с лекционным материалом
Подготовка к практическим занятиям
Вспомогательные мероприятия в тренировочном процессе адаптивного спорта /Ср/
ОПК-11.2 ОПК-11.4 ОПК-11.6
Выполнение заданий контрольной работы
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Виды и средства тренировочного процесса инвалидов в адаптивном спорте /Ср/
ОПК-6.8 ОПК-6.13 ОПК-11.6
Выполнение заданий контрольной работы
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент заочной формы на семинарских занятиях должен пройти тестирование, дать ответы на три вопроса, подготовить один мультимедийный доклад с презентацией, один реферат и выполнить контрольную работу. Бонус за посещение занятий 10 баллов.
5.2. Промежуточная аттестация
Для получения зачета обучающемуся необходимо набрать от 61 до 100 баллов.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль
Обязательные виды работ:
1. Контрольная работа 30 х 1 = 30 баллов
2. Устный опрос 3 х 3 = 9 баллов
3. Реферат 10 х 1 = 10 баллов
4. Тестирование - 12 баллов
Итого: 61 балл
Дополнительные виды работ:
1. Посещение занятий 10 баллов
2. Мультимедийная презентация с докладом 29 х 1 = 29 баллов
Итого: 39 баллов
Всего: 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Адаптивный спорт: учеб. пособие
Москва: ИКЦ "Колос-с", 2018
https://lib.rucont.ru/efd/664340
Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. для образов. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.03.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура)"
https://www.iprbookshop.ru/55593
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
авт.-сост. : О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев ; под ред. С. П. Евсеева
Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб. для учреждений высш. проф. образования по направлениям 49.03.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)", 49.04.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)", 49.02.02 - "Адаптив. физ. культура"
https://www.iprbookshop.ru/55569
авт.-сост. : О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев ; под ред. С. П. Евсеева
Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб. для учреждений высш. проф. образования по направлению 034300 - Физ. культура и 034400 - Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья" (адаптив. физ. культура)
https://lib.rucont.ru/efd/279276
Брискин Ю. А., Евсеев С. П., Передерий А. В.
Адаптивный спорт: для преподавателей и студентов вузов
https://lib.rucont.ru/efd/187913
6.1.3. Методические разработки
Адаптивный спорт: настольная книга тренера
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
официальный сайт вуза : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Официальный сайт Паралимпийского комитета России - URL: https://paralymp.ru/
Официальный сайт Министерства спорта РФ - URL: https://minsport.gov.ru/
Официальный сайт Специальной Олимпиады РФ - URL: https://specialolympics.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Для реализации программы дисциплины необходима компьютерная техника (ноутбук, мультимедиа проектор, экран, акустическая система). Также необходимо учебное оборудование (учебная доска, столы и стулья).
Для самостоятельной работы: аудитория 102, учебный корпус 4 (Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1. Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи).
Для проведения лекционных и практических занятий: аудитория 103, учебный корпус 4 (Мультимедийный проектор, ноутбук, учебная доска, столы и стулья).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ