2023-2024_49_03_02 АФК заочно 2023_plx_Профилактика применения допинга
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Профилактика применения допинга
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 АФК заочно 2023.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.25
 
зачеты 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая реабилитация
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
4
4
10
10
14
14
Кoнтактная рабoта
4
4
10
10
14
14
Сам. работа
32
32
22
22
54
54
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
36
36
72
72
 
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.м.н., Профессор, Куртев Сергей Георгиевич 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
 
Профилактика применения допинга
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 07.05.2024 г.  № 11

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Цель освоения  дисциплины: овладение студентами системой научно-практических знаний, умений и компетенций в области предотвращения допинга в адаптивном спорте. Формирование у обучающихся современных представлений о нормативной основе, организации, задачах и значимости предотвращения применения допинга в  спорте и готовности к реализации мероприятий по профилактике применения допинга в своей профессиональной деятельности. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Не предусмотрено
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-11: Способен проводить работу по предотвращению применения допинга в адаптивном спорте
 
ОПК-11.1: Знает:

- основы российского и международного антидопингового законодательства, методы противодействия допингу в адаптивном спорте;

- содержание и организацию антидопинговых мероприятий;

- современные методики составления антидопинговых образовательных программ и информационных мероприятий для различных целевых аудиторий;

 
ОПК-11.3: Умеет:

- обеспечивать прохождение спортсменами процедур допинг-контроля, оказывать им помощь в осуществлении взаимодействия с органами допинг-контроля;

- использовать антидопинговые образовательные программы в зависимости от целевой аудитории, учитывая квалификационные, возрастные особенности, нозологию в паралимпийском, сурдлимпийском спорте;

- планировать и проводить антидопинговые мероприятия;

 
ОПК-11.5: Имеет опыт:

- обеспечения прохождения спортсменами процедур допинг-контроля, оказания им помощи в осуществлении взаимодействия с органами допинг-контроля;

- проведения антидопинговых образовательных мероприятий в зависимости от целевой аудитории, учитывая квалификационные, возрастные особенности, нозологию в паралимпийском, сурдлимпийском спорте;

- использования методик проведения работы по предотвращению применения допинга;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Введение в дисциплину. Понятие допинга. История допинга и борьбы с допингом в спорте
0
 
1.1
История допинга и антидопингового контроля /Лек/
2
ОПК-11.1
2
Назначение, цель и задачи учебной дисциплины «Профилактика применения допинга». Проблема сохранения чистоты спортивных состязаний на современном этапе. Основные этапы многовековой истории допинга. Случаи применения допинга на спортивных состязаниях в течение XX и XXI века. Первые попытки введения антидопингового контроля. Основные вехи антидопингового контроля в XX и в начале XXI века.     Основные положения Декларации  по допингу в спорте, принятой на I Всемирной конференции по допингу в спорте (04.02.1999 г., Лозанна, Швейцария).
0
 
стр. 5
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
1.2
История допинга и антидопингового контроля. Причины распространения допинга в спорте. /Ср/
14
ОПК-11.1
2
Изучение программного материала по лекциям и учебной литературе в межсессионный период. Подготовка контрольной работы в соответствии с полученным на сессии заданием. Подбор необходимых для выполнения контрольной работы источников литературы.
0
 
 
Раздел 2. Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА). Всемирный  антидопинговый кодекс. Международное и национальное антидопинговое правовое регулирование.  
0
 
2.1
Всемирное антидопинговое агентство (WADA), Всемирный антидопинговый кодекс. /Лек/
2
ОПК-11.1
2
Всемирное антидопинговое агентство (WADA), история создания, учредители ВАДА. Функции, финансирование и управление ВАДА. Международная Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте (Париж, 2005 г). Всемирный антидопинговый Кодекс (2021 г.) и восемь Международных стандартов  Кодекса. Порядок принятия, пересмотра и вступления в силу Всемирного антидопингового кодекса и Международных        стандартов. Цель и назначение этих документов. 
0
 
2.2
Всемирный  антидопинговый кодекс. Международное и национальное анти-допинговое правовое регулирование.  /Ср/
18
ОПК-11.1
2
Изучение программного материала по лекциям и учебной литературе в межсессионный период. Подготовка контрольной работы в соответствии с полученным на сессии заданием. Подбор необходимых для выполнения контрольной работы источников литературы.
0
 
 
Раздел 3. Запрещенный список. Последствия для здоровья спортсменов применения запрещенных в спорте субстанций и методов.
0
 
3.1
Запрещенный список /Пр/
2
ОПК-11.1
3
Порядок подготовки и издания Запрещенного списка. Критерии включения субстанций и методов в Запрещенный список. Структура Запрещенного списка: субстанции и методы, запрещенные всегда, субстанции, запрещенные в соревновательный период, субстанции, запрещенные в отдельных видах спорта. Классы запрещенных субстанций.  Механизмы действия, последствия применения   запрещенных веществ и методов.
0
 
3.2
Запрещенный список. Последствия для здоровья спортсменов применения запрещенных в спорте субстанций и методов. /Ср/
6
ОПК-11.1
3
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (подготовка к выступлению - докладу с презентацией, опросу, подготовка к дискуссии, проводимой на семинаре).
0
 
 
Раздел 4.   Международный стандарт по тестированию и расследованиям. Соревновательное и внесоревновательное тестирование.  Допинг-контроль.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
4.1
Международный стандарт по тестированию и расследованиям.

Соревновательное и внесоревновательное тестирование.

/Пр/

2
ОПК-11.1 ОПК-11.3
3
Соревновательное и внесоревновательное тестирование. Принципы отбора спортсменов для тестирования: по результату, по жребию, целевое. Международный и национальный регистрируемые пулы тестирования. Критерии включения спортсменов в регистрируемый пул тестирования. Требования, предъявляемые к информации о местонахождении спортсмена, включенного в регистрируемый пул тестирования. Система АДАМС и её использование. Порядок взятия проб  мочи и крови. Права и обязанности спортсменов при тестировании.  Заполнение протокола тестирования.  Процесс расследования случаев нарушения антидопинговых правил.
0
 
4.2
Допинг-контроль.

Соревновательное и внесоревновательное тестирование.

/Ср/

4
ОПК-11.1 ОПК-11.3
3
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (подготовка докладов  с презентациями, подготовка к тестированию, подготовка к опросу и  дискуссии,  проводимой на семинаре)
0
 
 
Раздел 5. Международный стандарт по терапевтическому использованию.
0
 
5.1
Терапевтическое использование /Пр/
2
ОПК-11.1 ОПК-11.3
3
Критерии получения разрешения на терапевтическое использование запрещенных в спорте субстанций и методов. Порядок подачи запроса для получения разрешения на терапевтическое использование (ТИ). Роль врачебного персонала спортсмена в процессе составления заявки на ТИ.  Комитеты по терапевтическому использованию (КТИ) антидопинговых организаций, требования к их составу и квалификации.
0
 
5.2
Терапевтическое использование. /Ср/
4
ОПК-11.1 ОПК-11.3
3
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (подготовка докладов  с презентациями, подготовка к решению кейсов, опросу, подготовка к дискуссии,  проводимой на семинаре, тестированию).
0
 
 
Раздел 6. Последствия применения допинга.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
6.1
Последствия применения допинга. /Пр/
2
ОПК-11.1 ОПК-11.3
3
Негативные последствия применения допинга для здоровья спортсменов. Последствия для карьеры в спортивной сфере для спортсменов и персонала спортсменов – санкции. Виды санкций: аннулирование результатов, дисквалификация, штрафные санкции. Факторы, влияющие на сроки дисквалификации. Санкции в отношении отдельных спортсменов и в командных видах спорта. Статус спортсменов и иных лиц при дисквалификации.
0
 
6.2
Последствия применения допинга. /Ср/
4
ОПК-11.1 ОПК-11.3
3
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (подготовка докладов  с презентациями, подготовка к опросу и дискуссии,  проводимой на семинаре, к тестированию, решению практико-ориентированных заданий (кейсов)).
0
 
 
Раздел 7. Пути предотвращения применения допинга в спорте
0
 
7.1
Подготовка и реализация антидопинговых образовательных программ. /Пр/
2
ОПК-11.1 ОПК-11.3 ОПК-11.5
3
Международный стандарт по образованию. Планирование образовательных программ, целевые аудитории и образовательный пул.   Целевая направленность образовательных антидопинговых программ. Актуальные вопросы, которые необходимо включать в антидопинговые образовательные программы.
0
 
7.2
Пути предотвращения применения допинга в спорте. /Ср/
4
ОПК-11.1 ОПК-11.3 ОПК-11.5
3
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (подготовка докладов  с презентациями, подготовка к решению практико-ориентированных заданий и  дискуссии,  проводимой на семинаре).
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студент заочной формы обучения должен выполнить контрольную работу (подготовить реферат, доклад с мультимедийной презентацией, письменную контрольную работу - решение кейс-задач), дать ответы на вопросы семинарского занятия (4 вопроса), пройти 3 теста для текущего контроля. Бонусы начисляются за 100% посещаемость лекций и семинаров и дополнительные задания: подготовить два доклада с презентациями и один реферат. 
 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей по отдельным контролируемым темам и набирают не менее 61 балла по итогам текущего контроля.

Студент, у которого образовалась академическая задолженность, обязан устранить задолженности по контролируемым темам и набрать необходимое количество баллов. Контролируемыми темами, по которым требуется обязательная ликвидация задолженностей,  являются 2, 3, 4, 5, 6-я и 7-я темы. Формы ликвидации задолженностей – подготовка и зашита реферата и презентации, собеседование по теме, выполнение практико-ориентированного задания..

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Балльно - рейтинговая оценка по дисциплине:

Устные ответы на семинарах, участие в дискуссии – 5 баллов х 4 = 20 баллов.

Тестирование – 5 баллов х 3= 15 баллов.

Подготовка контрольной работы:

– реферат: 9 баллов х 1 = 9 баллов

– доклад с презентацией: 10 баллов х 1 = 10 баллов.

 
стр. 8
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
– выполнение практико-ориентированного задания (комплект кейс-задач):  7 баллов х 1 = 7 баллов.

Итого: 61 балл

Дополнительные виды работ: подготовка двух докладов с презентациями (20 баллов) и одного реферата (9 баллов);  баллы за 100% посещение занятий (10 баллов) – 39 баллов

Итого: максимальное количество – 100 баллов.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Куртев С. Г., Поддубный С. К.
Основы антидопингового обеспечения: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2018
0
 
Л1.2
Смоленский А. В., Тарасов А. В.
Основы антидопингового обеспечения: учеб.-метод. пособие
Москва: ИКЦ "Колос-с", 2018
1
https://lib.rucont.ru/efd/664331
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Безуглов Э. Н., Ачкасов Е. Е., Веселова Л. В., Зуева А. В., Конева Е. С.
Основы антидопингового обеспечения спорта: учеб. пособие
Москва: Спорт [и др.], 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/88473
 
Л2.2
Андриянова Е. Ю.
Основы антидопингового обеспечения: учеб. пособие
Великие Луки: [б. и.], 2017
1
https://lib.rucont.ru/efd/603883
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Информационные ресурсы ФГБОУ ВО СибГУФК: -  lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК; -  moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения; -  sibsport.ru – официальный сайт вуза. : 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.1.2
- система тестирования;
6.3.1.3
- браузер;
6.3.1.4
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Справочная правовая система «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/
6.3.2.2
Нормативно-правовой портал «Гарант» http://www.garant.ru/
6.3.2.3
Нормативно-правовая справочная система «Кодекс» http://www.kodex.ru/
6.3.2.4
Федеральный портал «Российское образование» - www.edu.ru
6.3.2.5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru).
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, мультимедиапроектор, экран. Для самостоятельной работы студентов необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой,  с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405, к. 2; 407, к. 2; 502, к. 2; 602, к. 2; 102, к. 4; 305, к. 4; 312, к. 4; 222, к. 5; 229, к. 5; 422, к. 5;  21, л/а манеж; 26, л/а манеж).      
7.2
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики