49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- виды физических упражнений, физических средств и методов воздействия на человека с целью предупреждения прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма;
- подобрать и осуществить на практике комплекс физических упражнений, физических средств и методов воздействия на человека, ориентированный на предупреждение прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма у лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов);
- практического применения физических упражнений, физических средств и методов воздействия на человека, направленных на предупреждение прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма у лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
- основные понятия, используемые в реабилитационной (восстановительной) деятельности;
- дифференцированно подбирать средства реабилитации с учетом индивидуальных особенностей;
- владения методами физической реабилитации в зависимости от нозологии и возрастных особенностей;
- обобщения и анализа полученных результатов тестирования;
- особенности реабилитации у детей, подростков, лиц пожилого возраста при наиболее часто встречающихся заболеваниях и повреждениях;
- гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности и материально техническое обеспечение в физической реабилитации;
- оценивать эффективность физической реабилитации при заболеваниях и повреждениях у различных возрастных групп;
- современные методы развития компенсаторных функций организма при различных последствиях заболеваний и травм;
- анализа полученных результатов развития компенсаторных возможностей функций организма человека и соотнесения полученных результатов развития компенсаторных функций с поставленными целями и задачами;
- способы оценки эффективности развивающей деятельности с целью компенсации утраченных функций;
- оценивать эффективность компенсаторной деятельности при заболеваниях и повреждениях у различных возрастных групп;
- корректировать содержание и направленность компенсаторной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями организма человека;
- дифференцированно подбирать средства реабилитации с учетом индивидуальных особенностей;
ции
/Ср/
/Ср/
/Ср/
/Ср/
/Ср/
/Ср/
/Пр/
/Пр/
/Ср/
/Ср/
/Ср/
Экзамен состоит из 2 частей: теоретической и практической.
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации:
1. Понятие термина «реабилитация». Принципы, задачи реабилитации.
2. Понятие «реабилитационный прогноз».
3. Понятие «реабилитационный потенциал».
4. Понятие «реабилитант».
5. Этапы реабилитационного процесса.
6. Медицинская реабилитация: цели, задачи, принципы, методы.
7. Психологическая реабилитация: цели, задачи, принципы, особенности.
8. Социальная реабилитация: цели, задачи, принципы, особенности.
9. Профессиональная реабилитация: цели, задачи, принципы, особенности.
10. Физическая реабилитация: цели, задачи, принципы, особенности.
11. Система поэтапной реабилитации.
12. Международная классификация повреждений, расстройств и заболеваний, приводящих к лишению трудоспособности (ICIDH).
13. Международная классификация функционирования.
14. Средства физической реабилитации.
15. Методы физической реабилитации.
16. Принципы физической реабилитации.
17. Механизмы действия физических упражнений.
18. Классификация физических упражнений.
19. Формы ЛФК. Структура занятия ЛФК.
20. Дозировка нагрузки в ЛФК. Физиологическая кривая ЛФК.
21. Стационарный этап реабилитации: содержание.
22. Поликлинический этап реабилитации: содержание.
23. Санаторный этап реабилитации: содержание.
24. Характеристика двигательных режимов в стационаре.
25. Аппаратотерапия с помощью технических (ортопедических) средств реабилитации. Виды программно-аппаратных комплексов.
26. БОС-терапия с помощью технических средств реабилитации. Показания и противопоказания.
27. Функциональное тейпирование, физиологические механизмы действия тейпов.
Ситуационные задачи:
Больной С. 74 лет предъявляет жалобы: на тремор верхних конечностей в покое (движения пальцев по типу катания пилюль), тремор головы в покое (кивательные движения по типу «да-да»), гиперсаливацию, потливость, частые запоры. Частота дрожания 4-8 колебаний в секунду, неодинакова для разных частей тела. Симптомы нарастают постепенно в течение нескольких месяцев. При осмотре также определяются явления мышечной скованности. Предположительный диагноз? Осветите особенности физической реабилитации для такого больного.
Ребенок 11 лет. Диагноз: левосторонняя плевропневмония. Поступила в стационар 3 дня назад с жалобами на боли в грудной клетке, усиливающиеся при дыхании, кашель с небольшим количеством мокроты слизисто-гнойного характера, температура 36,7. 1. Укажите задачи ЛФК. 2. Составьте комплекс упражнений.
Больной Н., 35 лет проходил лечение у участкового врача терапевта с Диагнозом: Эссенциальная гипертония 2 стадии. Прошел курс медикаментозной терапии.1.Какие ещё средства реабилитации можете рекомендовать данному пациенту? Какой этап реабилитации у данного пациента? Какие рекомендации по ЗОЖ вы могли бы рекомендовать данному больному?
Пациент К., 40 лет с диагнозом: остеоартроз коленных суставов 2 ст. 1. Опишите особенности физической реабилитации.2. Составьте комплекс ЛГ.
Больная К., 32 года. Диагноз: гастроптоз. Жалобы на тянущие боли в животе, усиливающиеся после приема пищи, тошноту. 1. Определить задачи ЛФК. 2. Составить комплекс ЛГ.
Больной М., 18 лет. Диагноз: медиальный перелом шейки правого бедра; 4 дня назад произведен металлоостеосинтез. 1. Сформулируйте задачи ЛФК 2 Определите период реабилитации. 3. Перечислите специальные упражнения, направленные на восстановление функции конечности.
Ребенок, 6 лет. Диагноз: Плоскостопие продольное. 1. Какие средства профилактики плоскостопия Вы знаете? 2. Составьте комплекс лечебной гимнастики.
Беременная А., 22 года. Срок беременности - 32 недели. До беременности занималась физической культурой в группе здоровья. Беременность протекает нормально. Со стороны внутренних органов - без патологии. Мускулатура среднеразвитая. 1. Определите задачи ЛГ. 2. Составить комплекс ЛГ. 3. Укажите особенности методики ЛГ.
Больной Е., 21 лет. Поражение лицевого нерва справа после перенесенной вирусной инфекции. 1. Перечислите задачи ЛГ. Опишитеметодику ЛГ. 3. Укажите специальные упражнения.
Больной В., 12 лет. Диагноз: Сколитическая болезнь II степени. Предъявляет жалобы на быструю утомляемость, боли в спине, усиливающиеся при ходьбе и длительном сидении. 1. Перечислите основные задачи ЛГ при консервативном лечении. 2. Назовите формы и средства ЛФК. 3. Опишите методические особенности ЛГ
Пациентка П., 45 лет находится на стационарном лечении с Диагнозом: Остеоартроз коленных суставов. Синовит. Беспокоят боли механического характера (при физической нагрузке), отмечаются явления синовиита (покраснение, отечность суставов. Повышение местной температуры). Больная получает необходимый объем медикаментозного лечения. 1.Можно ли назначить ЛФК в данной ситуации. 2.В чем будет заключаться реабилитация после выписки из стационара.
Пациент 40 - лет с диагнозом: Остеохондроз пояснично-крестцового отдела. На момент осмотра острые боли купировались, беспокоит скованность в позвоночнике.1. Можно ли в данной ситуации назначить массаж и ЛФК. 2. Какие виды массажа и методика ЛФК рекомендована при реабилитации данного пациента. 3. На каком этапе медицинской реабилитации целесообразно назначить плавание в бассейне?
Больной С. 45 лет. Диагноз: Гипертоническая болезнь II стадии. 1.Разработайте план реабилитационных мероприятий.2. Какие методы реабилитации могут быть рекомендованы в данном случае (диета, массаж, ЛФК, физиотерапевтические процедуры)
Больной В. 62 года. Диагноз: Хронический обструктивный катаральный бронхит в стадии обострения. ДН II.1 .Определите задачи лечебной гимнастики. 2. Составьте комплекс ЛГ.
Больной Г. 18 лет. Диагноз: Хронический холецистит в стадии обострения. Дискинезия желчевыводящих путей по гипотоническому типу. 1.. Какие методы реабилитации могут быть рекомендованы в данном случае (диета, ЛФК, массаж, физиотерапевтические процедуры).2. Осветите особенности методики ЛГ при данной патологии.
Пример экзаменационного билета:
1. Физическая реабилитация: цели, задачи, принципы, особенности.
2. Влияние массажа на отдельные системы организма.
Ситуационная задача 1. Продемонстрируйте сеанс классического массажа живота. Определите границы массируемой
Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации:
неудовлетворительно - 60 и менее баллов;
удовлетворительно - 61-72;
хорошо - 73-86;
отлично - 87-100.
Тест 10 баллов
Практическое задание 4 х 3 = 12 баллов
Доклад с презентацией 10 баллов
Контрольная работа 28
ВСЕГО: 60 баллов
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Теоретический вопрос 1 10 баллов
Теоретический вопрос 2 10 баллов
Решение ситуационной задачи 20 баллов
ВСЕГО: 40 баллов
ИТОГО: 100 баллов