49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- использования теоретических знаний, практических умений и технических средств для когнитивного и двигательного развития занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья;
- использования современных методов оценивания состояния здоровья занимающихся;
- применения средств, методов, приемов, технических средств и тренажеров;
- методики оценивания состояния здоровья лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья;
- психофизические особенности развития лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья;
- технические средства обучения, используемые в адаптивной физической культуре;
- использовать современные педагогические технологии по развитию когнитивной и двигательной сфер занимающихся;
- использовать современные методики комплексного оценивания состояния здоровья занимающихся;
- подбирать и использовать технические средства обучения с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития занимающихся;
- учитывать закономерности и факторы физического и психического развития людей с ограниченными возможностями;
- использования современных средств, методов, приемов, технических средств для осуществления двигательного развития и оценки состояния занимающихся;
- планирования содержания уроков, занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся;
- виды физических качеств и факторы, их определяющие;
- особенности занятий и методики подбора физических упражнений для развития физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
- особенности развития физических качеств, форм построения занятий с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и инвалидами различных нозологических групп;
- разрабатывать современные методики развития физических качеств в различных видах адаптивной физической культуры с учетом особенностей нозологических групп;
ции
выполнение контрольной работы, написание реферата, подготовка доклада и презентации.
/Ср/
/Ср/
2 практических задания (8 баллов), 1 раз принять участие в устном опросе (2 балла), выполнить контрольную работу (20 баллов), 1 тест (10 баллов).
Обучающийся может выполнить следующие виды дополнительных работ:
2 реферата (8 баллов), 2 доклада с презентацией (12 баллов).
Бонусные баллы по дисциплине не предусмотрены.
неудовлетворительно - 60 и менее баллов;
удовлетворительно - 61-72;
хорошо - 73-86;
отлично - 87-100.
Вопросы для подготовки к экзамену:
1. Адаптивная физическая культура в системе высшего и среднего профессионального образования. Охарактеризуйте понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «реабилитация», «социализация», «образ жизни», «социальная интеграция».
2. Цель и задачи адаптивной физической культуры.
3. Характеристика основных видов адаптивной физической культуры (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация).
4. Классификация инвалидов по тяжести дефекта и нозологическим группам.
5. Типичные нарушения двигательной сферы лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
6. Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом. Государственные и общественные организации.
7. Отличительные особенности и организация адаптивного физического воспитания в России.
8. Отличительные особенности и организация адаптивного спорта в России.
9. Отличительные особенности и организация адаптивной двигательной рекреации в России.
10. Отличительные особенности и организация физической реабилитации в России.
11. Функции адаптивной физической культуры. Характеристика.
12. Социальные принципы адаптивной физической культуры, примеры их реализации.
13. Реабилитационные принципы и принципы физического воспитания и спорта адаптивной физической культуре.
14. Педагогические принципы адаптивной физической культуры.
15 Средства адаптивной физической культуры. Характеристика основных групп.
16. Методы воспитания личности в процессе занятий адаптивной физической культурой.
17. Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре.
18. Методы развития физических качеств и способностей. Особенности применения в адаптивной физической культуре.
19. Структура процесса обучения действиям и особенности содержания её этапов.
20. Определяющие черты методики обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре.
21. Классификация приемов физической помощи и страховки занимающихся.
22. Классификация тренажеров, применяемых для обучения физическим упражнениям в адаптивной физической культуре.
23. Основные закономерности развития физических качеств и способностей.
25. Развитие скоростных способностей у инвалидов различных нозологических групп.
26. Развитие координационных способностей у инвалидов различных нозологических групп.
27. Развитие выносливости у инвалидов различных нозологических групп.
28. Развитие гибкости у инвалидов различных нозологических групп.
29. Виды планирования в адаптивной физической культуре (перспективное, этапное, текущее).
30. Содержание и принципы спортивно-медицинской классификации спортсменов-паралимпийцев.
Примеры практических заданий для экзамена:
1. Сформулировать пример общих и специальных задач урока по физической культуре для детей 3 класса с нарушением интеллекта. Раздел программы: подвижные игры.
2. Подобрать методы и средства развития быстроты для слабовидящих детей старшего школьного возраста.
3. Объяснить, как реализуется коммуникативная функция в паралимпийском спорте.
4. Указать методы обучения попеременно-двухшажному ходу для глухих детей младшего школьного возраста, охарактеризовать средства и последовательность их применения.
5. Охарактеризовать, как реализуется принцип приоритетной роли микросоциума в таком виде адаптивной физической культуре, как адаптивное физическое воспитание.
К дифференцированному зачету по курсовой работе (проекту) обучающийся допускается при наличии от 40 до 60 баллов по текущему контролю.
На промежуточной аттестации обучающемуся может быть выставлено 21-40 баллов. Оценка по курсовой работе формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации.
Тематика по курсовой работе:
1.Профессиональные требования к педагогу, работающему с детьми-инвалидами в сфере адаптивной физической культуры.
2.Коррекция и развитие познавательной деятельности детей-инвалидов средствами адаптивного физического воспитания.
3.Коррекция эмоционально-волевой сферы детей-инвалидов средствами адаптивного физического воспитания.
4.Развитие мелкой моторики у дошкольников и младших школьников с нарушением зрения.
5.Методы активизации внимания, мышления, памяти на уроке физической культуры учащихся с нарушением слуха
6.Методы развития мелкой моторики у детей с нарушением слуха.
7.Особенности коммуникативной деятельности педагога и детей с нарушением слуха на уроке физкультуры.
8.Подготовка, организация и проведение спортивных праздников для детей с нарушением слуха.
9.Методы активизации познавательной и речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры.
10.Внешкольные формы повышения двигательной активности детей с умственной отсталостью.
11.Подготовка, организация и проведение спортивных праздников для детей с умственной отсталостью.
12.Адаптивный спорт и двигательная рекреация при ДЦП.
13.Технологии физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками, страдающими ДЦП.
14.Методика лечебного плавания для детей с ДЦП.
15.Иппотерапия как средство двигательной и психической реабилитации детей с ДЦП.
16.Особенности использования коррекционных подвижных игр, песочной терапии, фитбол-гимнастики для детей с ДЦП.
17.Применение нетрадиционных видов спорта в реабилитационном процессе детей с врожденными пороками развития нижних конечностей.
18.Методика занятий атлетической гимнастикой с подростками после ампутации нижних конечностей.
19.Футбол на костылях как средство психической и двигательной реабилитации детей-инвалидов.
Устанавливается следующее соответствие между рейтинговой и традиционной оценкой по курсовой работе (зачетной оценкой):
- «отлично» (87-100 баллов);
- «хорошо» (73-86 баллов);
- «удовлетворительно» (61-72 баллов);
- «неудовлетворительно» (менее 60 баллов).
Обязательные виды работ:
Практическое задание: 2 балла х 4=8
Устный опрос: 2 балла х 1=2
Контрольная работа: 20 баллов x 1=20
Тест: 10 баллов x 1= 10
Всего: 40 баллов
Дополнительные виды работ:
Реферат: 4 балла х 2=8
Доклад с презентацией: 6 баллов x 2= 12
Всего: 20 баллов
Итого за текущий контроль: 60 баллов
Промежуточная аттестация
Практическое задание: 20 баллов х1=20
Итого за промежуточную аттестацию: 40 баллов.
Итого : 100 баллов
Курсовая работа
К дифференцированному зачету допускаются обучающиеся, набравшие не менее 40 баллов в рамках текущего контроля.
Текущий контроль:
Подготовка курсовой работы согласно Положению о курсовой работе (проекту) и методическим рекомендациям по подготовке курсовой работы (кафедральные) 40-60 баллов
На промежуточной аттестации обучающемуся может быть выставлено 21-40 баллов.
На защите обучающийся должен показать умение подать материал, владеть терминологией, умение убеждать и отвечать на вопросы.