2023-2024_49_03_02 АФК заочно 2023_plx_Физиология человека
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Физиология человека
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 АФК заочно 2023.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.20
 
экзамены 2
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
9
самостоятельная работа
147
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая реабилитация
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
147
147
147
147
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. биол. наук, доц., Черапкина Л.П.;преподаватель, Панченкова Т.А.;ст. преподаватель, Яковлева О.А. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент, Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
 
Физиология человека
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 07.05.2024 г.  № 11

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Подготовка обучающихся к реабилитационной (восстановительной) и профилактической деятельности для решения профессиональных задач, обеспечивающих определение функционального состояния, сохранения деятельности и укрепления здоровья лиц, имеющих его отклонения, посредством изучения деятельности основных функциональных систем организма человека и механизмов их регуляции в покое и при мышечных нагрузках.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия человека
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Специальная педагогика
2.2.2
Специальная психология
2.2.3
Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
2.2.4
Частные методики адаптивной физической культуры
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-13: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста, нозологических форм заболеваний занимающихся
 
ОПК-13.14: Умеет:

- анализировать влияние разнонаправленных физических нагрузок на функциональное состояние организма с целью коррекции спортивных нагрузок;

 
ОПК-13.7: Знает:

- основные функции органов, систем и целостного организма и механизмы их регуляции у людей разного возраста и пола, нозологических форм заболеваний;

 
ОПК-4: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния занимающихся, с учетом нозологических форм заболеваний занимающихся
 
ОПК-4.13: Умеет:

- выбирать методы измерения основных физиологических параметров в покое и при различных состояниях организма;

- моделировать процессы, происходящие на клеточном и организменном уровне в процессе влияния различных средовых факторов;

 
ОПК-4.21: Имеет опыт:

- применения методов измерения основных физиологических параметров в покое и при различных состояниях организма;

 
ОПК-4.5: Знает:

- методы оценки функционального состояния различных физиологических систем организма человека с учетом возраста и пола;

 
ОПК-7: Способен определять закономерности развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций
 
ОПК-7.10: Умеет:

- способствовать развитию психических и физических качеств занимающихся с учетом сенситивных периодов развития их функций;

 
ОПК-7.14: Имеет опыт:

- осуществления контроля за состоянием различных функциональных систем жизнеобеспечения организма человека в зависимости от вида деятельности, возраста и пола;

 
ОПК-7.3: Знает:

- физиологические закономерности развития организма критические и сенситивные периоды развития тех или иных функций;

 
ОПК-7.7: Умеет:

- учитывать биологические закономерности физического и психического развития людей с ограниченными возможностями;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
стр. 5
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
Раздел 1. Физиология регуляторных, сенсорных и мышечной систем.
0
 
1.1
Введение в физиологию. Общая физиология ЦНС  /Лек/
2
ОПК-4.5 ОПК-13.7
2
Предмет физиологии. Содержание физиологии и ее связь с другими науками. Методы физиологических исследований. Основные этапы и роль отечественных и зарубежных ученых в развитии физиологии. Двигательная деятельность как необходимое условие развития организма, здорового образа жизни, повышения работоспособности, активного долголе-тия. Общие физиологические понятия. Механизмы регуляции физиологических функций. Значение и общие функции ЦНС. Периферическая нервная система. Функциональная организация ЦНС и ее развитие в процессе эволюции и онтогенеза. Рефлекторный механизм деятельности ЦНС - рефлекс, рефлекторная дуга, обратная связь (рефлекторное кольцо). Виды рефлексов. Методы исследования ЦНС. Нейрон как структурная и функциональная единица нервной системы. Общая характеристика функций нейронов (восприятие, переработка и передача информации). Разновидности нейронов - афферентные, промежуточные и эфферентные. Мембранные потенциалы нервной клетки (потенциал покоя и потенциал действия). Возбуждающие и тормозящие синапсы, их роль в возникновении импульсного ответа нейрона. Механизм проведения импульсов по нервному волокну. Роль нервных импульсов в передаче информации.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
1.2
Физиология нервно-мышечной системы. /Лек/
2
ОПК-4.5 ОПК-13.7
2
Понятие о нервно-мышечном аппарате. Двигательные единицы (ДЕ) - основные морфофункциональные элементы нервно-мышечной системы. Функциональные свойства ДЕ. Мышечные волокна, их типы (медленные и быстрые). Передача возбуждения в нервно-мышечном синапсе. Механизм сокращения и расслабления мышечного волокна. Регуляция силы сокращения мышцы (число активных ДЕ, частота импульсации мотонейронов, связь сокращения мышечных волокон отдельных ДЕ во времени). ДЕ и их типы. Зависимость функциональных свойств мышцы от состава входящих в нее ДЕ. Влияние состава ДЕ на силовые, скоростные характеристики мышц и выносливость. Включение различных типов ДЕ при разных режимах сокращения мышц. Электрические явления в мышце при сокращении (электромиография). Тонус скелетных мышц. Одиночный и тетанический режимы мышечного сокращения. Изометрический, изотонический и ауксотонический режимы сокращения. Статический и динамический типы работы мышц. Концентрическая и эксцентрическая формы динамической работы. Исходная длина и величина напряжения, развиваемого скелетной мышцей. Зависимость между силой и скоростью сокращения мышцы. Кровоснабжение мышц, сокращающихся в различных режимах. Функциональные свойства гладких мышц, особенности их метаболизма. Хемомеханические преобразования энергии в процессе мышечной деятельности. Процессы ресинтеза АТФ при мышечной работе (ресинтез АТФ в креатинфосфокиназной реакции, ресинтез АТФ в процессе гликолиза, ресинтез АТФ в аэробных процессах). «Кислородный каскад» и эффективность транспорта кислорода к работающим мышцам.
0
 
1.3
Коллоквиум по темам «Введение в физиологию. Общая физиология ЦНС». «Частная физиология ЦНС». /Пр/
2
ОПК-4.5 ОПК-4.13 ОПК-13.7
2
Тестирование, выполнение разноуровневых заданий
0
 
1.4
Коллоквиум по темам «Сенсорные системы». «Высшая нервная деятельность». /Пр/
2
ОПК-4.5 ОПК-4.13 ОПК-13.7
2
Тестирование, выполнение разноуровневых заданий.
0
 
1.5
Физиология произвольных движений. /Пр/
2
ОПК-4.5 ОПК-4.13 ОПК-4.21 ОПК-13.14
2
Практическая работа 12. «Управление мышечным напряжением и расслаблением», «Исследование способности к произвольному мышечному расслаблению дельтовидной мышцы».
0
 
стр. 7
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
1.6
Коллоквиум по темам «Физиология нервно-мышечной системы». «Физиология эндокринной системы». /Пр/
2
ОПК-4.5 ОПК-4.13 ОПК-13.7
2
Тестирование, выполнение разноуровневых заданий
0
 
1.7
Физиология регуляторных, сенсорных и мышечной систем. /Ср/
78
ОПК-4.5 ОПК-4.13 ОПК-4.21 ОПК-7.7 ОПК-13.7 ОПК-13.14
2
Изучение теоретического материала учебника, лекций, работа с практикумом,  выполнение части контрольной работы
0
 
 
Раздел 2. Физиология висцеральных систем, обмена веществ, энергии, теплообмен.
0
 
2.1
Свойства сердечной мышцы. Механическая работа сердца. /Лек/
4
ОПК-4.5 ОПК-13.7
2
Сердце. Функциональные особенности сердечной мышцы. Автоматия и проводящая система сердца. Электрические явления в сердце. Свойства сердечной мышцы. Электрокардиограмма (ЭКГ). Сократительная деятельность сердца. Метаболизм и кровоснабжения сердца. Фазовая структура сердечного цикла. Зависимость частоты сердечных сокращений (ЧСС) от мощности циклической работы, величины и продолжительности статических усилий, объема активной мышечной массы. Систолический, ударный объем крови (УОК), минутный объем крови (МОК) объем циркулирующей депонированной крови. Зависимость изменений УОК и МОК от мощности мышечной работы. Особенности изменений УОК и МОК при статической работе. Влияние на УОК и МОК положения тела в пространстве. Регуляция работы сердца в покое (ЧСС, УО, МОК). Внутри и внесердечные механизмы регуляции
0
 
2.2
Физиология кровообращения.  /Пр/
2
ОПК-4.5 ОПК-4.13 ОПК-4.21 ОПК-7.14 ОПК-13.14
2
Практическая работа 18. «Движение крови по сосудам», «Регуляция кровообращения при мышечной работе».
0
 
2.3
Коллоквиум по темам «Физиология кровообращения»

«Функции дыхания».

/Пр/

2
ОПК-4.5 ОПК-4.13 ОПК-4.21 ОПК-13.7
2
Тестирование, выполнение разноуровневых заданий.
0
 
2.4
Теплообмен. /Пр/
2
ОПК-4.5 ОПК-4.13 ОПК-4.21 ОПК-13.14
2
Практическая работа 24. «Исследование средней температуры кожи в покое и при мышечной работе».
0
 
2.5
Коллоквиум по темам «Физиология пищеварения и выделения», «Обмен веществ и энергии. Теплообмен», «Физиология развития и старения». /Пр/
2
ОПК-4.5 ОПК-4.13 ОПК-7.3 ОПК-7.7 ОПК-7.10 ОПК-7.14 ОПК-13.7
2
Тестирование, выполнение разноуровневых заданий.
0
 
стр. 8
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
2.6
Физиология висцеральных систем, обмена веществ, энергии, теплообмена. Возрастная физиология /Ср/
69
ОПК-4.5 ОПК-4.13 ОПК-4.21 ОПК-7.3 ОПК-7.7 ОПК-7.10 ОПК-7.14 ОПК-13.7 ОПК-13.14
2
Изучение теоретического материала учебника, лекций, работа с практикумом,  выполнение части контрольной работы
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Текущий контроль освоения результатов дисциплины осуществляется с помощью:

Коллоквиумов по разделам, выполнение практической работы, выполнение контрольной работы

 
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации является экзамен в четвертом семестре. Согласно положению о балльно-рейтинговой оценке успеваемости студентов СибГУФК для получения допуска к сдаче экзамена студент должен набрать в течение двух семестров не менее 40 баллов.

Экзамен включает в себя собеседование по 2 вопросам, оценивающим знания (теоретические вопросы) и выполнение 1 практического умения (разноуровневые задания)

Перечень теоретических вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине

1. Предмет физиологии, ее связь с другими науками. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие физиологии человека.

2. Двигательная активность как необходимое условие развития организма, здорового об-раза жизни, повышения работоспособности и активного долголетия.

3. Основные свойства организма человека (обмен веществ, гомеостаз, адаптация, ритмич-ность физиологических процессов). Нервный и гуморальный механизмы регуляции функций активного долголетия.

4. Раздражимость и возбудимость. Понятие о возбудимых тканях. Способы измерения воз-будимости (порог возбудимости, хронаксия, лабильность).

5. Центральная нервная система и ее функции. Рефлекторный механизм деятельности ЦНС (рефлекс, рефлекторная дуга и обратные связи).

6. Нейрон. Его структура и функции, разновидности нейронов. Функции глиальных клеток.

7. Мембранные потенциалы покоя и действия, механизмы  их возникновения. Изменение возбудимости при прохождении волны возбуждения.

8. Нервный импульс и механизм его проведения по нервному волокну.

9. Синапсы, особенности их строения, механизм проведения возбуждения. Возбуждающий и тормозной постсинаптический потенциалы, механизм возникновения, их роль в воз-никновении импульсного ответа нейрона

10. Нервный центр и его свойства.

11. Торможение и его значение в координации деятельности ЦНС (И.М.Сеченов). Формы проявления и виды торможения.

12. Основные принципы координации рефлекторной деятельности ЦНС (субординации нервных центров, сопряженного торможения или реципрокности, доминанта, общий ко-нечный путь, обратная афферентация).

13. Функциональная организация спинного мозга, роль его центров в регуляции движений и висцеральных функций.

14. Задний (продолговатый мозг и варолиев мост) и средний мозг, их функции.

15. Децеребрационная ригидность, механизм ее возникновения. Роль продолговатого и среднего мозга в реализации познотонических и ориентировочных рефлексов.

16. Промежуточный мозг. Функции зрительных бугров и подбугровой области (гипоталаму-са).

17. Сетевидное образование (ретикулярная формация), его функции.

18. Функции подкорковых ядер (полосатого тела, бледного ядра и ограды) и мозжечка (Л.А. Орбели).

19. Особенности структурно-функциональной организации лимбической системы и ее функции.

20. Морфофункциональные особенности коры больших полушарий (многослойность, функ-циональные единицы, поля, соматотопическая и динамическая локализация функций). Электрическая активность коры больших полушарий.

21. Вегетативная нервная система, морфофункциональная организация и функции ее отде-лов. Вегетативные рефлексы и регуляция висцеральных систем организма.

22. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Сенсорные системы и их функции. Общая физио-логия рецепции (классификация, механизм возбуждения, адаптация и чувствительность рецепторов, кодирование информации).

23. Зрительная сенсорная система и ее роль в управлении движениями. Оптическая система глаза (преломляющие свойства глаза, острота  зрения, поля зрения).

24. Воспринимающая система (фоторецепторы, их функции, цветовое зрение, адаптация к свету и темноте). Поисковая функция глаза. Корковый уровень зрительной сенсорной системы.

25. Слуховая сенсорная система. Функции структур наружного, среднего и внутреннего уха. Воздушная и костная проводимость. Фонорецепторы, механизм  восприятия звука.

26. Частотный диапазон восприятия звуков и слуховые пороги. Восприятие речи. Бинау-ральный слух и пространственная ориентация. Роль слуха при организации движений в избранном виде спорта.

 
стр. 9
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
27. Вестибулярная сенсорная система. Вестибулорецепторы, механизм рецепции. Функции отолитового аппарата преддверия и полукружных каналов. Вестибулярные рефлексы как источник помех при выполнении упражнений в избранном виде спорта. Вестибулярная устойчивость.

28. Двигательная сенсорная система. Проприорецепторы (мышечные веретена, сухожиль-ные и суставные рецепторы), механизм рецепции. Корковое представительство. Роль в управлении движениями.

29. Безусловные рефлексы, их виды и значение в жизни животных и человека. Условные рефлексы, механизм и условия их образования (И.П. Павлов).

30. Классификация условных рефлексов. Современные представления о механизме образо-вания условных рефлексов. Значение условных рефлексов при спортивной деятельности.

31. Безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) торможение условных рефлексов.

32. Системность в работе мозга (динамический стереотип, экстраполяция). Типы высшей нервной деятельности (И.П. Павлов). Первая и вторая сигнальные системы.

33. Понятие о функциональной системе (П.К.Анохин) как принципе работы мозга.

34. Память, ее виды и механизмы.

35. Физиологические механизмы мотиваций и эмоций.

36. Речь как функция мозга, мышление и его фазы. Билатеральная организация мозга и до-минантность полушарий в реализации функций. Структура и нервный субстрат сознания.

37. Сон и бодрствование. Физиологические изменения во время сна. Фазы и механизмы сна.

38. Типы мышц и свойства поперечнополосатых мышц. Двигательные единицы, их виды (большие и малые, медленные и быстрые) и особенности их деятельности при динамической работе и статическом усилии.

39. Строение мышечного волокна. Механизм (теория скольжения), химизм и энергетика мышечного сокращения.

40. Типы и формы работы мышц. Типы и режимы мышечного сокращения. Коэффициент полезного действия мышц.

41. Сила мышц и их рабочая гипертрофия. Регуляция силы сокращения мышц. Электромио-графия.

42. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков (условно-рефлекторные механизмы, двигательный динамический стереотип, экстраполяция, дви-гательная память, сенсорная афферентация).

43. Фазы формирования двигательного навыка, автоматизация движений спортсмена. Сома-тический и вегетативный компоненты двигательного навыка. Особенности формирования двигательного навыка в различных видах спорта.

44. Основные принципы организации произвольных движений (рефлекторная природа, многоуровневость и цикличность управления, автоматизация, корковый контроль афферентации и активности мотонейронов, двигательные, функциональные асимметрии, речевая регуляция).

45. Тонус скелетных мышц и роль ствола мозга в его регуляции. Установочные рефлексы и регуляции позы тела.

46. Специальные двигательные системы. Двигательные функции ствола мозга.

47. Роль пирамидной и экстрапирамидной систем в регуляции движений.

48. Эндокринная система организма и регуляция ее деятельности.

49. Гормоны гипофиза, функции.

50. Гормоны щитовидной железы, функции.

51. Гормоны поджелудочной железы, функции.

52. Гормоны надпочечников, функции.

53. Гормоны мужских половых желез, функции.

54. Гормоны женских половых желез, функции. Фазы менструального цикла

55. Состав, объем и основные функции крови.

56. Эритроциты, их количество и функции.

57. Лейкоциты, их количество и функции.

58. Тромбоциты и свертывание крови.

59. Миогенный лейкоцитоз и его фазы, миогенный тромбоцитоз, изменение количества эритроцитов при мышечной работе.

60. Состав плазмы крови и ее физико-химические свойства. Белки плазмы и их функции.

61. Кислотно-щелочное состояние и буферные системы крови.

62. Изменение плазмы крови при мышечной работе.

63. Группы крови и резус-фактор. Переливание крови.

64. Лимфа как внутренняя среда организма, ее состав и функции.

65. Функциональная организация системы кровообращения.

66. Автоматизм сердечной мышцы, его природа. Проводящая система сердца. Возбудимость и проводимость сердечной мышцы.

67. Сократимость сердечной мышцы, миогенная регуляция силы сердечных сокращений.

68. Электрические проявления деятельности сердца. Электрокардиография.

69. Механическая работа сердца. Сердечный цикл и его фазовая структура.

70. Показатели деятельности сердца (частота сердечных сокращений, систолический и ми-нутный объемы крови).

71. Сосудистая система и законы гемодинамики (Закон Пуазейля и его значение).

72. Артериальное давление, происхождение, методы измерения и факторы, определяющие его величину.

73. Сосудистое сопротивление кровотоку, факторы, его определяющие.

74. Объемная и линейная скорости кровотока в различных отделах системы кровообраще-ния. Время кругооборота крови в покое и при мышечной работе.

75. Движение крови по артериям, по венам и факторы, их определяющие.

76. Микроциркуляция, функции капилляров.

77. Особенности кровообращения в различных органах (головной мозг, миокард, кожа, ске-летные мышцы).

78. Регуляция системной гемодинамики в покое и при мышечной работе.

79. Значение дыхания для организма. Дыхательные мышцы, механизм вдоха и выдоха.

 
стр. 10
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
80. Легочные объемы и емкости, воздухоносные пути и их функции.

81. Показатели внешнего дыхания в покое и при мышечной работе.

82. Альвеолярная вентиляция. Газообмен в легких. Факторы, способствующие диффузии га-за при мышечной работе.

83. Транспорт кислорода кровью. Кислородная емкость крови.

84. Транспорт углекислого газа кровью.

85. Обмен газов между кровью и тканями. Факторы, способствующие диссоциации оксиге-моглобина.

86. Нервная и гуморальная регуляция дыхания в покое. Дыхательный центр и его структура.

87. Общая характеристика основных пищеварительных процессов. Работы И.П. Павлова и его школы в исследовании пищеварения.

88. Пищеварение в полости рта. Механизм секреции слюны, ее состав и ферменты.

89. Пищеварение в желудке. Механизм секреции желудочного сока.

90. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Состав и свойства сока поджелудочной же-лезы. Роль желчи в пищеварении.

91. Пищеварение в тонком кишечнике. Ферменты кишечного сока. Полостное и пристеноч-ное пищеварение.

92. Пищеварение в толстом кишечнике.

93. Всасывание в различных отделах пищеварительного тракта. Механизм всасывания.

94. Органы и процессы выделения. Выделительная функция потовых желез.

95. Функции почек. Нефрон как структурно-функциональная единица почек, кровоснабже-ние, функции его отделов.

96. Процесс мочеобразования. Количество, состав и свойства мочи.

97. Сущность обмена веществ и энергии.

98. Обмен белков, жиров, углеводов в покое и при мышечной работе, его регуляция.

99. Обмен энергии (основной обмен, обмен в состоянии относительного покоя и при мы-шечной работе).

100. Определение энергозатрат организма (прямая и непрямая калориметрия).

101. Тепловой баланс организма, тепловой гомеостаз, температура тела.

102. Теплопродукция  и теплоотдача в покое и при мышечной работе.

103. Регуляция температуры тела. Рабочая гипертермия.

104. Понятие о росте и развитии организма.

105. Основные закономерности онтогенетического развития.

106. Паспортный и биологический возраст. Критические и сенситивные периоды.

107. Факторы, оказывающие влияние на процесс индивидуального развития.

108. Возрастная периодизация онтогенеза человека.

109. Возрастные изменения функционирования органов и систем организма на разных этапах развития.

110. Понятие о росте и развитии организма.

111. Основные закономерности онтогенетического развития человека.

112. Паспортный и биологический возраст. Критические периоды.

113. Факторы, оказывающие влияние на процесс индивидуального развития.

114. Возрастная периодизация онтогенеза человека.

115. Оплодотворение и внутриутробное развитие человека.

116. Физиологические особенности висцеральных систем (кровь, кроветворение, сердечно – сосудистая) детей первого года жизни.

117. Физиологические особенности висцеральных систем (дыхательная, пищеварительная) детей первого года жизни.

118. Физиологические особенности мочевыделительной системы. Температура тела и термо-регуляция детей первого года жизни.

119. Особенности развития эндокринной системы детей первого года жизни.

120. Физиологические особенности нервной и сенсорных систем детей первого года жизни.

121. Особенности двигательной системы детей первого года жизни.

122. Формирование двигательных актов младенцев.

123. Обеспечение и периодизация двигательной функции младенцев.

124. Физиология висцеральных систем детей периода раннего детства (кровь, кроветворение, сердечно – сосудистая).

125. Физиология висцеральных систем детей периода раннего детства (дыхательная, пищева-рительная).

126. Физиология мочевыделительной системы. Терморегуляция детей периода раннего дет-ства.

127. Особенности эндокринной системы детей периода раннего детства.

128. Физиология нервной и сенсорных систем детей периода раннего детства.

129. Особенности двигательной системы детей периода раннего детства.

130. Особенности психофизиологического развития детей периода раннего детства.

131. Развитие ВНД детей периода раннего детства.

132. Становление и освоение двигательных актов ребенка в возрасте (1–3 года).

133. Физиологическая характеристика висцеральных систем детей дошкольного возраста (кровь, кроветворение, сердечно – сосудистая).

134. Физиологическая характеристика дыхательной и пищеварительной систем детей дошко-льного возраста.

135. Физиологическая характеристика мочевыделительной системы. Терморегуляция детей дошкольного возраста.

136. Особенности эндокринной системы детей дошкольного возраста.

137. Физиологические особенности нервной и сенсорных систем детей дошкольного возрас-та.

138. Особенности двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

139. Особенности психофизиологического развития и личности дошкольника.

140. Развитие ВНД дошкольника.

141. Социальные взаимодействия дошкольников.

 
стр. 11
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
142. Особенности развития двигательной функции.

143. Физиология крови, кроветворения, сердечно–сосудистой системы младших школьников.

144. Физиология дыхательной, пищеварительной систем младших школьников.

145. Физиология мочевыделительной системы. Терморегуляция младших школьников.

146. Особенности эндокринной системы младших школьников.

147. Физиология нервной и сенсорных систем младших школьников.

148. Особенности костной системы младших школьников.

149. Особенности психофизиологического развития младших школьников.

150. Развитие ВНД младших школьников.

151. Особенности развития личности младших школьников.

152. Личностные особенности младших школьников, имеющих нарушения в адаптации.

153. Развитие двигательной функции младших школьников.

154. Физиологические особенности тренировки детей младшего школьного возраста.

155. Физиологическая характеристика систем (кровь, кроветворение, сердечно–сосудистая) подростков.

156. Физиологическая характеристика систем (дыхательная, мочевыделительная) подростков.

157. Физиологическая характеристика пищеварительной системы. Обмен веществ и энергии подростков.

158. Особенности эндокринной системы подростков.

159. Физиологическая характеристика нервной и сенсорных систем подростков.

160. Особенности психофизиологического развития и половое созревание подростков.

161. Особенности развития ВНД подростков.

162. Физиологические особенности тренировки подростков.

163. Физиологическая характеристика висцеральных систем (кровь, кроветворения, сердеч-но–сосудистой системой) юношеского возраста.

164. Физиологическая характеристика висцеральных систем (дыхательная, пищеварительная) юношеского возраста.

165. Характеристика мочевыделительной системы. Терморегуляция в юношеском возрасте.

166. Психофизиологические особенности юношеского возраста.  

167. Физиологические особенности тренировки юношей и девушек 17-20 лет.

Перечень разноуровневых заданий для подготовки к промежуточной аттестации (экзамен) по дисциплине

1. Определить у натурщика пальпаторно частоту сердечных сокращений.

2. Определить у натурщика систолическое артериальное давление методом Рива-Роччи.

3. Определить у натурщика диастолическое артериальное давление методом Рива-Роччи.

4. Определить у натурщика систолическое артериальное давление методом Короткова.

5. Определить у натурщика диастолическое артериальное давление методом Короткова.

6. Определить у натурщика среднее артериальное давление.

7. Определить у натурщика артериальное давление пульсовое.

8. Определить у натурщика дыхательный объем с помощью сухого спирометра.

9. Определить у натурщика частоту дыхания.

10. Определить у натурщика ЖЕЛ с помощью сухого спирометра.

11. Определить у натурщика резервный объем выдоха с помощью сухого спирометра.

12. Определить у натурщика тип дыхания.

13. Рассчитать резервный объем вдоха.

14. Рассчитать минутный объем дыхания.

15. Во вpемя экзаменов у студентов пеpесыхает во pту. Объясните это явление.

16. Объясните с позиции физиологии пословицу "Голодной куме все хлеб на уме".

17. Как и почему изменится величина мембpанного потенциала, если увеличить концентpацию ионов калия внутpи клетки.

18. Если абсолютный pефpактеpный пеpиод неpвного волокна pавен 1 мс, то какова пpи этом может быть максимальная частота импульсации.

19. После pанения головы у постpадавшего pезко повысился тонус pазгибателей конечности. Дыхание сохpанено, сеpдечная деятельность существенно не наpушена. Какова локализация повpеждения головного мозга.

20. Возникает ли pаспpостpаняющееся возбуждение в неpве, если известно, что мембpанный потенциал pавен 90 мВ, кpитический уpовень деполяpизации на 30% ниже, а pаздpажающий ток сдвигает мембpанный потенциал на 30 мВ.

21. Порог раздражения одной возбудимой структуры – 10 мв, другой – 50 мв. Какой показатель соответствует нервному волокну? Почему возбудимость нервных волокон отличается от соответствующего показателя  мышечных?

22. Произойдет ли возбуждение нейрона,  если к нему по нескольким аксонам  одновременно подавать подпороговые стимулы? Почему?

23. У собаки два месяца тому назад удален мозжечок. Какие симптомы нарушения двигательной функции Вы можете обнаружить у этого животного?

24. У собаки выработан условный рефлекс на слово "ЗВОНОК". Проявится ли условный рефлекс, если теперь дать в  качестве условного сигнала настоящий звонок?

25. Вам необходимо выработать условный слюноотделительный рефлекс у собаки. Как это сделать? Какие условия  необходимы для выработки  рефлекса?

26. Можно ли у человека образовать условный рефлекс, не прибегая к многократному сочетанию искусственного  условного сигнала и безусловным раздражителем?

27. У больного повреждены полукружные каналы внутреннего уха. Может ли он дать отчет о положении головы в пространстве?

28. Человек смотрит прямо перед собой. В каком случае он сможет раньше заметить движущийся мимо глаза на 

 
стр. 12
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
расстоянии 2 м предмет - когда он перемещается сверху вниз или справа налево?

29. У человека наблюдаются обонятельные галлюцинации. С нарушениями функций какой области коры головного мозга могут быть связаны такие изменения восприятия?

30. Почему мы не ощущаем кольцо, которое постоянно носим на пальце, но отчетливо чувствуем, что на этот палец села муха?

31. Два человека страдают дальнозоркостью и носят очки. Какой вопрос (один и тот же) нужно задать им, чтобы убедиться в том, что причина дальнозоркости у них одна и та же?

32. Опишите приспособительные механизмы глаза к ясному видению в различных условиях: 1 — при изменении расстояния до объекта, 2 —при изменении освещенности.  

33. В результате огромного увеличения чувствительности сетчатки в темноте мы неплохо можем ориентироваться даже ночью. Однако, в звездную безлунную ночь достаточно прямо посмотреть на неяркую звезду, чтобы она исчезла. Очень удачно эту особенность ночного зрения отметил французский астроном Доменик Араго: «Чтобы заметить в сумерках очень слабо освещенный предмет, не надо на него смотреть».1) Какие рецепторы отвечают за ночное зрение?

34. Пpи pаздpажении неpва неpвно-мышечного пpепаpата мышца доведена до утомления. Что пpоизойдет, если в это вpемя подключить пpямое pаздpажение мышцы.

35. У обследуемого обнаpужено непpопоpциональное увеличение носа, подбоpодка, надбpовных дуг, кистей и стоп. Об избыточной выpаботке какого гоpмона можно думать. Дать пpимеpный возpаст обследуемого.

36. По медицинским показаниям женщине начали вводить мужской половой гоpмон тестостеpон. Какие изменения внешнего облика и поведения женщины следует ожидать.

37. У pебенка замедлено физическое и психическое pазвитие, снижен основной обмен. О недостаточности какой эндокpинной железы это может свидетельствовать.

38. У pебенка обнаpужена недостаточность щитовидной железы. Какие изменения pазвития могут пpи этом пpоизойти без лечения

39. После сдачи экзамена у студента обнаpужено появление сахаpа в моче. Каковы механизмы глюкозуpии в данном случае.

40. Рост ребенка 10 лет достигает 178 см, масса 64 кг. С наpушением деятельности какой эндокpинной железы это связано.

41. Рост 18-летнего обследуемого 100 см, сложение пpопоpциональное. О недостаточности функции какой эндокpинной железы свидетельствует обнаpуженное наpушение pоста.

42. Женщина 46 лет жалуется на постоянную жажду, чувство голода, учащенное мочеиспускание, за сутки выпивает до 8 литpов воды. О наpушении деятельности какой эндокpинной железы можно думать.

43. В чем физиологический смысл пословицы: "У страха глаза велики".

44. Мышцу нервно-мышечного препарата подвергают непрямому раздражению. Через некоторое время амплитуда сокращений начинает уменьшаться. Означает ли это, что в мышце наступило утомление? Как проверить это предположение?

45. Длительным раздражением соматического нерва мышца доведена до утомления. Что произойдет с мышцей, если теперь подключить раздражение симпатического нерва, идущего к этой мышц?

46. Двум собакам внутривенно введена кровь от других собак.  У первой начал  отделяться желудочный сок, у второй - нет. Чем отличались собаки-доноры перед взятием у них крови.

47. Каковы соотношения силы мышц мальчиков и девочек в период от 7 до 8 лет,  в возрасте 10 – 12 лет и 15 – 18 лет?

48. Одну собаку кормят мясом,  другую хлебом.  Будут ли состав и количество слюны у них одинаковым, если вес продуктов один и тот же?

49. У больного после травмы полностью разрушен спинной мозг на  границе между грудным и поясничным отделами. Каким образом это повреждение отразится на акте дефекации?

50. Человек съел бутерброд с маслом.  Проследите,  как будут  изменяться принятые продукты по ходу продвижения их по пищеварительному    тракту.

51. Температура воздуха +38оС. На пляже люди борются с перегреванием разными способами: один лежит, свернувшись калачиком, другой находится в воде при той же температуре, третий завернулся в мокрую простыню, четвертый стоит. Какой способ наиболее эффективный?

52. Одно животное периодически помещают в холодную воду, а другое - в комнату с воздухом той же температуры. У кого более значительно изменится обмен веществ?

53. Человек находится на санаторно-курортном лечении в условиях сухого степного климата с высокой температурой окружающей среды. Какие механизмы теплоотдачи преобладают в данных условиях? Для каких больных благоприятно санаторное лечение в указанных климатических условиях?

54. Время остановки кровотечения из мелких сосудов не превышает 10 минут. Однако, зимой даже небольшие ссадины пальцев руки могут кровоточить больше 10 минут. Почему на холоде время кровотечения в указанной области тела увеличивается?

55. Вследствие чего у детей всех возрастов наблюдается более высокий диурез (на единицу массы тела), по сравнению со взрослыми в 2 – 4 раза?  

56. С какого возраста у детей начинают вырабатываться условные рефлексы на слова и в каком возрасте у них формируется абстрактно-словесное мышление?

57. Масса тела грудного ребенка 6 кг. Сколько у него крови?

58. У двух практически здоровых детей измерено максимальное АД. У одного из них оно оказалось равным 85 мм рт.ст., у второго - 100 мм рт.ст. Чем может быть обусловлено более высокое АД у второго ребенка?

59. У ребенка грудное дыхание начинает доминировать над диафрагмальным. Каков возраст у этого ребенка?

60. В плохо проветриваемой комнате с содержание СО2 больше нормы и недостаточным количеством О2 находятся взрослые и дети. Кто из них раньше почувствует духоту в помещении?

 
стр. 13
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 

Оценка по дисциплине  формируется как сумма текущего контроля и промежуточной аттестации.

60 и менее - неудовлетворительно

61-72 - удовлетворительно

73-86 - хорошо

87-100 - отлично

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль

Коллоквиум - максимально возможное количество баллов - 3 балла за одно задание, итого 3×5=15;

Выполнение практических работ - максимально возможное количество баллов - 20 баллов за все работы, итого 5×4=20;

Контрольная работа - максимально возможное количество баллов - 25 баллов, итого 25×1=25

Итого 60 баллов

Промежуточная аттестация

Собеседование (2 вопроса по 10 баллов) - 20 баллов

Выполнение разноуровневых заданий - 20 баллов

Итого за промежуточную аттестацию 40 баллов

Итого  100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Спорт, 2018
1
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Черапкина Л. П., Таламова И. Г.
Избранные лекции по физиологии человека (нервная и сенсорные системы): учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2013
0
 
Л2.2
Ложкина Н. И., Любошенко Т. М.
Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. пособие для студентов вузов по направлению "Пед. образование" : в 2 ч.
Омск: Изд-во СибГУФК, 2013
0
 
Л2.3
Любошенко Т. М., Ложкина Н. И.
Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. пособие : в 2 ч.
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
50
 
Л2.4
Беленко И. С.
Анатомо-физиологические особенности человека в возрастном аспекте: учеб.-метод. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2012
0
 
Л2.5
сост. : Ю. П. Салова, Т. П. Замчий, Г. В. Самойлова ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры
Руководство к практическим занятиям по физиологии: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
0
 
Л2.6
Таламова И. Г., Черапкина Л. П.
Практикум по физиологии человека. Висцеральные системы: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2008
94
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.1.2
- браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
- научная электронная библиотека e-Elibrary.ru (https://elibrary.ru)
6.3.2.2
- Академия Google (https://scholar.google.ru)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
стр. 14
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
7.1
Учебная аудитория 302, 303, 304: Учебная доска,  столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран. Механический прибор для измерения артериального давления - 6, лента сантиметровая, кистевой динамометр механический - 6, спирометр - 4, становый динамометр – 1, велоэргометр – 1, степ-платформа - 2
7.2
7.3
7.4
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (учебный корпус №2 - ауд. 405, 407, 502, 602, учебный корпус №4 - ауд. 102, 305, 312, 413, 414, учебный корпус №5 - ауд. 222, 229, 422, дворец здоровья - ауд. 13.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики