МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Адаптивное физическое воспитание
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2023.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Адаптивное физическое воспитание
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 30.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Освоение студентами основ адаптивного физического воспитания и практическая подготовка их к работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, определение роли и места специалиста адаптивной физической культуры в системе общего дошкольного, школьного и профессионального образования.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-3: Способен обосновывать выбор наиболее эффективных методов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья с использованием специальных знаний и способов их рационального применения в специальных медицинских группах в организациях общего и среднего профессионального образования
ОПК-3.10: Имеет опыт:
- по применению современных средств и методов когнитивного и двигательного развития занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья;
ОПК-3.12: Имеет опыт:
- применения частных методик адаптивного физического воспитания лиц с различными формами заболеваний;
ОПК-3.2: Знает:
- отличительные черты, формы и содержание адаптивного физического воспитания;
- закономерности и факторы физического и психического развития лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья, и особенности их проявления в разные возрастные периоды;
ОПК-3.8: Умеет:
- подбирать методы и средства адаптивного физического воспитания в разные возрастные периоды;
ОПК-5: Способен воспитывать у занимающихся социально значимые личностные качества, проводить профилактику негативного социального поведения
ОПК-5.11: Умеет:
- создавать условия для формирования социально-личностных качеств у занимающихся в процессе занятий физической культурой и спортом;
ОПК-5.4: Знает:
- методы, приемы и средства воспитания в физической культуре и спорте;
- формы воспитания и воспитательные мероприятия в образовательном и тренировочном процессе;
ОПК-6: Способен формировать осознанное отношение к занятиям адаптивной физической культурой, здоровому образу жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться
ОПК-6.1: Знает:
- цели, задачи педагогического процесса в сфере адаптивной физической культуры;
ОПК-6.11: Умеет:
- рассказывать в доступной и увлекательной форме о пользе, значении физической культуры и спорта, основах здорового образа жизни;
- определять общие и конкретные цели и задачи в сфере адаптивного физического воспитания;
ОПК-6.12: Имеет опыт:
- проведения с обучающимися теоретических занятий и бесед о пользе, значении физической культуры и спорта, основах здорового образа жизни, о важности физической подготовки к систематическим занятиям и использовании средств физической культуры и спорта для оптимизации двигательного режима;
ОПК-6.6: Знает:
- влияние физических упражнений на показатели физического развития и биологического возраста детей и подростков;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Общие основы адаптивного физического воспитания.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Общая характеристика адаптивного физического воспитания.
/Лек/
Понятие «адаптивное физическое воспитание». Отличительные черты адаптивного физического воспитания. Цели и задачи адаптивного физического воспитания. Функции и принципы.
Теоретическое изучение основ адаптивного физического воспитания.
Теоретическое изучение особенностей двигательной активности и развития основных движений у детей от 0 до 12 месяцев.
Теоретическое изучение задач и средств адаптивного физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
/Ср/
Теоретическое изучение учебного материала дисциплины.
Раздел 2. Характеристика содержания занятий по адаптивному физическому воспитанию.
Содержание занятий по адаптивному физическому воспитанию у школьников.
/Лек/
Характеристика формирующей физкультурно-оздоровительной среды общеобразовательного учреждения. Виды учреждений школьного образования для лиц с ОВЗ. Задачи и средства адаптивного физического воспитания.
Задачи, средства и формы адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста (3-7 лет). /Пр/
ОПК-3.8 ОПК-3.10 ОПК-3.12
Содержание занятий по адаптивному физическому воспитанию детей 3-7 лет. Задачи, средства и формы.
Задачи, средства и формы адаптивного физического воспитания детей школьного возраста.
/Пр/
ОПК-6.12 ОПК-3.8 ОПК-3.10 ОПК-3.12 ОПК-5.4 ОПК-5.11
Содержание урочных и неурочных форм адаптивного физического воспитания в образовательном учреждении.
Теоретическое изучение задач и средств адаптивного физического воспитания детей школьного возраста
Теоретическое изучение задач и средств адаптивного физического воспитания в сузах и вузах
Теоретическое изучение задач и средств адаптивного физического воспитания пожилых людей.
Подготовка презентации доклада
Выполнение практического задания (составление конспекта занятия по адаптивному физическому воспитанию детей дошкольного возраста)
Выполнение практического задания (составление конспекта урока по физической культуре для школьников с ограниченными возможностями здоровья). Выполнение дополнительного практического занятия (план беседы, сценарий физкультурно-оздоровительного занятия).
Выполнение контрольной работы
/Ср/
ОПК-6.11 ОПК-3.8 ОПК-3.10 ОПК-3.12 ОПК-5.4
Теоретическое изучение учебного материала дисциплины. Подготовка к практическим занятиям. Подготовка презентации доклада. Выполнение контрольной работы. Составление плана беседы, составление плана физкультурно-оздоровительного занятия).
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
При изучении дисциплины обучающийся должен выполнить следующие обязательные виды работ:
2 практических задания, 1 тест, 1 контрольную работу.
Дополнительные виды работ:
3 практических задания, 1 презентацию, 2 устных опроса.
Бонусные баллы не предусмотрены.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачёт проводится с обучающимися, набравшими не менее 61 балла. За все выполненные виды работ обучающийся может получить от 61 до 100 баллов.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Распределение баллов по видам контрольных мероприятий:
Текущий контроль
Обязательные виды работ:
Практическое задание: 5 баллов х 2 =10
Контрольная работа: 31 балл х 1= 31
Тест: 20 баллов х 1= 20
Итого: 61 балл
Дополнительные виды работ:
Устный опрос: 3 балла х 2=6
Презентация: 18 баллов х 1=18
Практическое задание : 5 баллов х 3=15
Итого: 39 баллов
Всего: 100 баллов.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. для образов. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.03.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура)"
https://www.iprbookshop.ru/55593
6.1.2. Дополнительная литература
Соколова В. С., Анастасиадис А. А.
Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом: монография
Москва: Изд-во МПГУ, 2018
https://www.iprbookshop.ru/79055
авт.-сост. : Н. А. Бойко, В. Н. Бойко ; Сургутский гос. пед. ун-т
Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста: учеб. метод. пособие для студентов направления подгот. 49.03.02 Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
https://www.iprbookshop.ru/86980
Евсеева О. Э., Аксенов А. В., Аксенова Н. Н.
Адаптивное физическое воспитание детей до 3-х лет в дошкольных образовательных учреждениях: учеб. пособие по направлению 49.04.02 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Адаптивное физическое воспитание в образовательных организациях (специальные медицинские группы): учеб. пособие для высш. проф. образования по направлению 49.04.02 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
Михайлова Е. Я., Саратова Д. Н., Евсеева О. Э.
Адаптивное физическое воспитание детей с нарушениями речи: учеб. пособие для высш. проф. образования по направлению 49.03.02 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
под ред. Джозефа П. Винника
Адаптивное физическое воспитание и спорт
Шапкова Л. В., Курдыбайло С. Ф., Малышев А. И., Потапчук А. А., Ростомашвили Л. Н., Корельская Н. Г., Шапкова Е. Ю.
Частные методики адаптивной физической культуры: пример. программа дисциплины
Средства адаптивной физической культуры. Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии: учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений
авт.-сост. Л. Н. Ростомашвили; Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта
Адаптивное физическое воспитание. Авторская программа по лечебной физкультуре для детей с тяжелой зрител. патологией (начальная школа): учеб.-метод. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 1997
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
Образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
Официальный сайт СибГУФК : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
sibsport.ru – официальный сайт вуза.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Аудитория 102, учебный корпус 4:
Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx