МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Адаптивная двигательная рекреация
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2023.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой, Кравчук Т.А;канд. биол. наук, доцент, Кайгоровцева О.В _________________
Адаптивная двигательная рекреация
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 30.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Освоение студентами знаний, методических и практических умений и навыков в области адаптивной двигательной рекреации, направленной на осуществление реабилитационной деятельности с лицами с ограниченными возможностями.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Комплексная реабилитация больных и инвалидов
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-10: Способен проводить комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на человека с целью предупреждения возможного возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний)
ОПК-10.1: Знает:
- виды физических упражнений, физических средств и методов воздействия на человека с целью предупреждения прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма;
ОПК-10.2: Умеет:
- подобрать и осуществить на практике комплекс физических упражнений, физических средств и методов воздействия на человека, ориентированный на предупреждение прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма у лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов);
ОПК-10.4: Имеет опыт:
- практического применения физических упражнений, физических средств и методов воздействия на человека, направленных на предупреждение прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма у лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
ОПК-2: Способен обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры
ОПК-2.2: Знает:
- предмет, цель, задачи адаптивной двигательной рекреации;
- отличительные черты, формы и содержание адаптивной двигательной рекреации;
ОПК-2.6: Умеет:
- подбирать и использовать средства и методы адаптивной двигательной рекреации для лиц различных нозологических групп;
ОПК-2.9: Имеет опыт:
- практического применения средств и методов адаптивной двигательной рекреации;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Основы рекреации
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4
Изучение рекомендованной литературы, работа с лекциями, решение тестовых заданий
Раздел 2. Адаптивная двигательная рекреация
Цель, задачи адаптивной двигательной рекреации. Ее ведущие функции и принципы. /Лек/
Цели и задачи адаптивной двигательной рекреации. Условия реализации адаптивной двигательной рекреации в нашей стране. Функции адаптивной двигательной рекреации
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Отличительные черты средств и методики некоторых видов адаптивной двигательной рекреации /Лек/
Адаптивный туризм, как один из видов адаптивной двигательной рекреации. Классификации водных видов адаптивной двигательной рекреации. Классификация игровых видов адаптивной двигательной рекреации. Особенности культурно-спортивной работы в рамках «Спартианской» программы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Виды адаптивного спорта, основанные на управлении поведением животных. Виды двигательной активности, рекомендуемые для занятий адаптивной двигательной рекреацией.
Анимация и волонтёрство на мероприятиях адаптивной двигательной рекреацией. /Пр/
ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-2.6 ОПК-2.9
Вечера занимательного досуга. Театрализованные игровые конкурсы, шоу-программы. Необходимость привлечения волонтёров на мероприятия по адаптивной двигательной реабилитации.
ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-2.6 ОПК-2.9
Разработка маршрута и составление плана туристического похода с учётом нозологии (нарушение опорно-двигательного аппарата, сенсорных систем). Турпоход выходного дня – занятие в парке.
Адаптивная двигательная рекреация /Ср/
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-2.2 ОПК-2.6 ОПК-2.9
Изучение рекомендованной литературы, работа с лекциями, решение тестовых заданий, выполнение семинарского задания, контрольной работы, итогового тестирования
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
При изучении дисциплины обучающийся должен пройти тестирование, выполнить контрольную работу, презентацию и доклад.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет получают студенты, выполнившие все виды работ и набравшие не менее 61 балла за текущий контроль.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Контрольная работа 50 баллов
Тестирование 20 баллов
Презентация и доклад 30 баллов
Всего 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Теоретические и практические основы двигательной рекреации: учеб. пособие для студентов вузов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
под общ. ред. С. П. Евсеева
Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 032102 - Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура) и студентов техникумов и колледжей, обучающихся по специальности 050721 - Адапт. физ. культура
Цицкишвили Н. И., Чубуков А. С.
Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. программа для студентов по специальности 032102 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура)"
Малаховка: Изд-во МГАФК, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Сокур Б. П., Эртман Ю. Н., Воробьева С. Е.
Индивидуальные игровые виды спорта и их разновидности для лиц с различными физическими возможностями: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
Лозко Е. П., Евсеев С. П., Андреева Н. Г., Васильев К. Б., Волкова И. В., Крель Н. В.
Танцы на колясках: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2020
Макеева В. С., Бойко В. В.
Теория и методика физической рекреации: учеб. пособие для студентов вузов
https://lib.rucont.ru/efd/279286
под общ. ред. С. П. Евсеева
Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учеб. пособие для вузов по направлению "Физ. культура"
https://lib.rucont.ru/efd/279258
Анимация в рекреации и туристской деятельности: курс лекций
https://www.iprbookshop.ru/15682
Теоретико-методические основы двигательной рекреации: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2009
6.1.3. Методические разработки
сост. Л. Ю. Башта ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Двигательная рекреация. Оздоровительная тренировка: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2018
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office;
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Информационные ресурсы ФГБОУ ВО СибГУФК:
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Аудитория 102, учебный корпус 4
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 116, учебный корпус 4
Мультимедийная аппаратура, гимнастические скамьи, инвентарь для занятий адаптивной физической культурой
Аудитории 103,104, учебный корпус 4
Мультимедийная аппаратура, количество посадочных мест: для студентов – 24, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 12 учебных столов, 24 стула, 1 стол для преподавателя, 2 жалюзи.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ