2023-2024_49_03_02 АФК заочно 2023_plx_Специальная психология
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Специальная психология
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 АФК заочно 2023.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.16
 
экзамены 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
9
самостоятельная работа
89
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая реабилитация
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
89
89
89
89
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. пед наук, доцент, Раянова Ю.Ю. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
 
Специальная психология
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 23.04.2024 г.  № 10

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
формирование у бакалавров основ специальной психологии при подготовке к будущей профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия человека
2.1.2
Биомеханика двигательной деятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-13: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста, нозологических форм заболеваний занимающихся
 
ОПК-13.15: Умеет:

- учитывать возрастные психологические особенности занимающихся физической культурой и спортом различного пола и возраста, нозологических форм заболеваний занимающихся;

 
ОПК-13.6: Знает:

- основные понятия специальной и возрастной психологии, в том числе психологические особенности занимающихся старшего дошкольного, школьного возраста, взрослых и людей пожилого возраста;

- современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии, особенности психического развития детей с различными отклонениями;

- психологические особенности занимающихся физической культурой и спортом с различными нозологическими формами заболеваний;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Введение в специальную психологию
0
 
1.1
Лекция 1. Предмет, задачи и методы специальной психологии. /Лек/
2
ОПК-13.6
3
Основные задачи специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками. Основные методы специальной психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование и др. Специфика использования методов, диагностических и обучающих методик в специальной психологии. Методы диагностики интеллектуальных расстройств.
0
 
1.2
Семинарское занятие 1. Предмет, задачи и методы специальной психологии. /Пр/
2
ОПК-13.6 ОПК-13.15
3
1. Отрасли специальной психологии. 2. Предмет и задачи специальной психологии. 3. Связь специальной психологии с другими науками. 3. Методы специальной психологии. Достоинства и недостатки. Требования к применению.
0
 
стр. 5
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
1.3
Лекция 2. Классификация психического дизонтогенеза.  /Лек/
2
ОПК-13.6
3
Проблема классификации нарушенного развития в специальной психологии. Причины существования многообразных отклонений в развитии, практическое и теоретическое знание создания классификаций отклонений в развитии. Возможные принципы построения классификации нарушенного развития. Отличие теоретических классификаций от эмпирических. Классификация отклонений в развитии В.В. Лебединского. Общее стойкое недоразвитие, задержанное психическое развитие. Дефицитарное развитие. Поврежденное развитие. Искаженное развитие. Дисгармоничное развитие.
0
 
1.4
Семинарское занятие 2. Классификация психического дизонтогенеза. /Пр/
2
ОПК-13.6 ОПК-13.15
3
1.Соотношение биологических, социальных и аномальных факторов в психическом развитии детей с проблемами. 2. Параметры психического дизонтогенеза. 3. Классификации психического дизонтогенеза.
0
 
1.5
Семинарское занятие 3. Основные понятия специальной психологии. /Пр/
2
ОПК-13.15
3
1.Понятие о хроногенности в структуре аномального развития. 2.Компенсация и ее физиологические основы. 3.Виды и типы дезадаптации. Связь понятий компенсации и адаптации. 4.Абилитация, реабилитация и интеграция лиц с нарушениями сенсорной и интеллектуальной сферы.
0
 
1.6
Общие и частные закономерности нормального и аномального развития. Характеристики аномального развития.

/Ср/

4
ОПК-13.15
3
1. Общая характеристика нормального и аномального развития. 2. Проблема изучения самосознания в современной психологии. Понятие «Я-концепции». 3. Связь «Я-концепции» и проблемы самосознания у детей, имеющих нарушения психофизического развития. 4. Понятия схемы тела. Образы внешнего и фи¬зического «Я» ребенка, имеющего нарушения развития.
0
 
1.7
Проблема депривации /Ср/
4
ОПК-13.15
3
1.Понятие сенсорной депривации. Влияние сенсорной депривации на различные структурные компоненты психики. 2.Понятие социальной депривации, ее влияние на развитие ребенка. 3.Возможности профилактики и коррекции негативных последствий социальной депривации. Теория привязанности. 4. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.
0
 
1.8
Подготовка к семинарским занятиям, тестовому контролю /Ср/
8
ОПК-13.6 ОПК-13.15
3
0
 
 
стр. 6
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
Раздел 2. Особенности психического развития лиц с нарушениями психофизического развития
0
 
2.1
Дефицитарный дизонтогенез. Общие понятия. Психология лиц с выраженными речевыми расстройствами. /Ср/
4
ОПК-13.15
3
1.Типы дизонтогенеза и речевые нарушения. 2.Характеристика речевых расстройств. 3.Особенности психологии лиц с речевыми нарушениями.
0
 
2.2
Закономерности психического развития слепых и слабовидящих детей.

/Ср/

4
ОПК-13.15
3
1. Ранний онтогенез в условиях слепоты. Влияние слепоты на различные структурные компоненты психики. 2. Формирование субъективной картины дефекта и отношение личности к собственному дефекту. 3. Тифлотехнические средства в процессе учебной и трудовой деятельности лиц с нарушением зрения. 4. Социально-трудовая реабилитация инвалидов по зрению.
0
 
2.3
Закономерности психического развития глухих и слабослышаших детей.

/Ср/

4
ОПК-13.15
3
1. Роль речи в формировании личности ребенка с дефектом слуха. 2. Возможности и условия полноценного развития личности глухих и слабослышащих. 3. Индивидуально-психологические особенности личности детей с дефектом слуха.
0
 
2.4
Закономерности психического развития детей с ДЦП.  /Ср/
6
ОПК-13.15
3
1.Отличия развития в онтогенезе детей с ДЦП и нормально развивающихся детей. 2.Основные формы ДЦП. 3.Особенности структуры двигательных нарушений. 4. Характеристика речевых расстройств. 5. Особенности познавательной деятельности детей с ДЦП.
0
 
2.5
Общая характеристика психического развития при умственной отсталости и задержке психического развития. /Ср/
4
ОПК-13.15
3
1.Особенности эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых детей. 2. Особенности двигательного анализатора при умственной отсталости. 3. Особенности ощущений и восприятия у детей с умственной отсталостью. 4.Особенности познавательных процессов детей с умственной отсталостью. 5. Общее состояние психических процессов у детей с ЗПР. 6.Причины ЗПР у детей. 7.Динамика соотношения детей с проблемами в развитии с нормально развивающимися детьми.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
2.6
Ранний детский аутизм. Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения развития. /Ср/
4
ОПК-13.15
3
1.Особенности общения аутичного ребёнка. 2.Обучение ребенка различным бытовым навыкам. 3.Эмоциональная сфера аутичных детей. 4.Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения развития.
0
 
2.7
Подготовка к семинарским занятиям, тестовому контролю /Ср/
10
ОПК-13.6 ОПК-13.15
3
0
 
2.8
Решение кейсов /Ср/
10
ОПК-13.6 ОПК-13.15
3
0
 
 
Раздел 3. Основы психокоррекции
0
 
3.1
Психотерапия как метод работы. Психология семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.

/Ср/

8
ОПК-13.6 ОПК-13.15
3
1.Определение понятия психотерапии. Различные формы психотерапии. 2.Игротерапия как метод работы с «особыми» детьми. 3.Применение сказкотерапии в работе с детьми, имеющими проблемы в психофизическом развитии. 4.Применение пескотерапии в работе с детьми, имеющими проблемы в психофизическом развитии. 5.Нарушения жизнедеятельности семьи.
0
 
3.2
Подготовка к семинарским занятиям, тестовому контролю /Ср/
7
ОПК-13.6 ОПК-13.15
3
0
 
3.3
Подготовка докладов с презентацией /Ср/
12
ОПК-13.6 ОПК-13.15
3
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Обучающийся должен выполнить контрольную работу, решить кейс, пройти тестирование.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации является экзамен.

Для допуска к промежуточной аттестации студент в течение семестра должен набрать от 40 до 60 баллов в рамках текущего контроля.

Промежуточная аттестация проводится в устной форме (в форме собеседования). В билете 2 вопроса.

Вопросы к экзамену

1. Возникновение высших психических функций. Психофизиологическая основа психических функций.

2. Возрастные нормы психического развития (младенческий, ранний и дошкольный возраста).

3. Возрастные нормы психического развития (младший школьный, подростковый и старший школьный возраста).

4. Возрастные нормы психического развития (период взрослости, пожилой и старческий возраста).

5. Вторичные и третичные нарушения развития.

6. Гуманистический подход к личности, его значение для деятельности специалиста АФК.

7. Депривационный механизм развертывания системных отклонений в дизонтогенезе.

8. Дефицитарное психическое развитие: причины возникновения, клинико-психологическая структура дефекта.

9. Деятельностный механизм развертывания системных отклонений в дизонтогенезе.

10. Достоинства формирующего эксперимента.

11. Задержка развития, вторично обусловленная. ЗПР при сенсорной депривации. ЗПР при нарушении речи. ЗПР при ДЦП. Прочие задержки.

12. Закономерности олигофренического дефекта: тотальность, иерархичность, необратимость, непрогредиентность.

13. Закономерности психического развития детей с нарушенной слуховой функцией.

 
стр. 8
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
14. Закономерности психического развития.

15. Иерархия потребностей (по А. Маслоу). Причины слабого проявления потребности в самоактуализации.

16. Индивидуальная теория А. Адлера, ее значение для деятельности специалиста АФК.

17. Классификации психических явлений.

18. Классификация ЗПР по этиологическому признаку, разработанная К.С. Лебединской.

19. Классификация олигофрении по М.С. Певзнер: неосложненная, с нарушением нейродинамики, с нарушением анализаторов, с грубыми нарушениями личности, с психопатоподобной формой поведения.

20. Клинико-психологическая структура РДА в свете учения Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта.

21. Клинико-психологические классификации РДА.

22. Коммуникативный механизм развертывания системных отклонений в дизонтогенезе.

23. Концепция ведущих типов деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин).

24. Критические и сенситивные периоды развития психики.

25. Методы специальной психологии. Различия понятий «метод» и «методика».

26. Механизмы развертывания системных отклонений в дизонтогенезе.

27. Модель взаимосвязи биологического созревания и умственного развития человека.

28. Недостаточная выраженность ориентировочно-поисковой деятельности при врожденных нарушениях зрения, основные причины снижения общей психической активности при глубокой зрительной патологии.

29. Общая характеристика нарушений деятельности и познавательной сферы.

Оценку «отлично» на экзамене получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов; оценку «хорошо» - 73-86 баллов; оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла; оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:

Контрольная работа: 2*8=16б

Кейс-задачи: 1*4=4б

Тест:20*2=40б

Всего по текущему контролю:60б.

Промежуточная аттестация (экзамен)

Теоретический вопрос 1: 10-20б

Теоретический вопрос 2; 10-20б

Всего по промежуточной аттестации: 100б

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Липунова О. В.
Специальная психология: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/85903
 
Л1.2
Глухов В. П.
Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология. Курс лекций: учеб. пособие
Москва: Изд-во МПГУ, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/75801
 
Л1.3
под ред. В. И. Лубовского
Специальная психология: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений
Москва: Академия, 2007
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Кичигина О. Ю.
Специальная психология: курс лекция для студентов по направлению подгот. 49.03.02 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура)"
Москва: РГУФКСМиТ, 2016
1
https://lib.rucont.ru/efd/588437
 
Л2.2
Глухов В. П.
Специальная педагогика и специальная психология: учеб. пособие для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2018
0
 
стр. 9
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.3
Колесникова Г. И.
Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития: учеб. пособие для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2017
0
 
Л2.4
под ред. Л. М. Шипицыной
Специальная психология: учеб. для академ. бакалаврита
Москва: Юрайт, 2017
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
6.3.2.2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.3
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики