49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
________
- планировать воспитательные мероприятия различной направленности для детей различных возрастных категорий с различными нозологическими формами заболеваний;
- технологию планирования и организации воспитательных мероприятий различной направленности для детей различных возрастных категорий с различными нозологическими формами заболеваний;
- создавать условия для формирования социально-личностных качеств у занимающихся в процессе занятий физической культурой и спортом;
- планирования воспитательных мероприятий при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ;
- составления психолого-педагогической характеристики занимающегося физической культурой и спортом;
- особенности обучения и воспитания обучающихся с различными нозологическими формами заболеваний;
- технологии педагогической диагностики и коррекции;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- общаться с детьми различных возрастных категорий с различными нозологическими формами заболеваний;
- помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
- составлять психолого-педагогическую характеристику занимающегося, учебного и спортивного коллектива;
- формировать навыки социально-осознанного поведения в поликультурной среде;
- проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную и духовно-нравственную сферу занимающихся в процессе занятий физической культурой и спортом;
ции
/Лек/
/Пр/
/Лек/
/Пр/
/Пр/
/Ср/
Для допуска к промежуточной аттестации студент в течение семестра должен набрать от 40 до 60 баллов в рамках текущего контроля.
Промежуточная аттестация проводится в устной форме (в форме собеседования). В билете 2 вопроса.
Вопросы для собеседования на экзамене
1. Понятие «специальная педагогика», предмет, задачи, содержание курса специальная педагогика.
2. Взаимосвязь курса с другими науками, входящими в структуру дефектологии.
3. Понятие «дефектология», «коррекционная педагогика», основные термины и понятия в специальной педагогике.
4. Зарождение, становление и развитие учения о проблемах обучения и воспитания детей с отклонением в развитии.
5. История развития специальной педагогики за рубежом.
6. История специальной педагогики в России.
7. Основные направления развития специальной педагогики.
8. Понятие «аномального» развития ребенка. Виды аномального развития детей.
9. Причины аномального развития детей.
10. Классификация аномального развития детей.
11. Теория Л.С. Выготского «О сложной структуре аномального развития», о «первичном дефекте» и «вторичных отклонениях» аномального развития.
12. Первичный дефект виды, причины. Вторичный дефект, как последствие первичного, их виды.
13. Коррекция первичных и вторичных дефектов.
14. Содержание специального образования. Уровни специального образования.
15. Основные положения государственного стандарта «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».
16. Принципы специального образования. Общепедагогические принципы. Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности.
17. Технологии и методы специального образования. Общепедагогические методы обучения и воспитания детей с различными нарушениями в развитии.
18. Методы обучения и воспитания в специальном образовании лиц с различными аномалиями в развитии.
19. Формы организации специального образования. Государственные формы обучения; обучение на дому; обучение в условиях стационарного лечебного учреждения; обучение в учреждении общего назначения; интегрированное и инклюзивное обучение.
20. Формы обучения в специальном образовании: индивидуальные, индивидуально-групповые, классно-урочные, смешанные и комбинированные занятия.
21. Средства обучения в специальном образовании. Словесная, дактильная и жестовая речь. Зрительное восприятие устной речи.
22. Средства обучения в специальном образовании. Ручной труд, художественно-речевая деятельность. Технические средства обучения.
23. Средства обучения в специальном образовании. Использование дидактического материала в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
24. Виды специального образования. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Типы дошкольных учреждений.
26. Система школьного специального образования. Типы специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
27. Формы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение на дому, обучение в условиях стационарного лечебного учреждения, интегрированное и инклюзивное обучение.
28. Система профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
29. Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья.
30. Система специального образования детей с задержкой психического развития. Определение «ЗПР». Клинико-психолого-педагогическая характеристика ЗПР.
31. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. Адаптированные основные образовательные программы для детей с ЗПР на основе ФГОС.
32. Система специального образования умственно отсталых детей. Понятие «умственная отсталость», причины возникновения.
33. Клинико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей.
34. Организация и содержание обучения в специальных коррекционных образовательных учреждениях 8 вида.
35. Обучение и воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушениями умственного развития на основе ФГОС.
36. Система специального образования детей с нарушением речи. Основные виды речевых нарушений. Адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушениями речи на основе ФГОС.
37. Система специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушением речи.
38. Логопедия как средство специального обучения детей с нарушением речи.
39. Система специального образования детей с нарушением слуха. Причины нарушений слуха. Адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушениями слуха на основе ФГОС.
40. Предмет и задачи сурдопедагогики. Специальные технические средства обучения для не слышащих детей.
41. Система специального образования детей с нарушением зрения. Адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушениями зрения на основе ФГОС.
42. Причины нарушения зрения. Особенности обучения слепых и слабовидящих детей.
43. Предмет и задачи тифлопедагогики. Специальные средства обучения слепых и слабовидящих.
44. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности. Понятие «аутизма» и аутистических чертах личности. Причины аутизма.
45. Возможности развития, образования лиц с аутизмом. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.
46. Обучение и воспитание детей при аутизме и аутистических чертах личности. .Адаптированные основные образовательные программы для детей с аутизмом на основе ФГОС.
47. Специальное образование лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушениями ОДА на основе ФГОС.
48. Коррекционная работа при ДЦП. Система специальной помощи при ДЦП.
49. Виды нарушений, характеристика ДЦП. Обучение и воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
50. Специальное образование детей со сложными нарушениями в развитии. Понятие «о сложном развитии». Основные группы детей со сложными нарушениями.
51. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями в развитии.
52. Специальные виды помощи, способы специального образования детей со сложными нарушениями в развитии.
53. Социальная защита лиц с отклонением в развитии. Права и льготы инвалидов. Реабилитация инвалидов.
54. Воспитание, обучение, образование, трудоустройство инвалидов
Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации. Оценка "неудовлетворительно" - 60 и менее баллов, "удовлетворительно" - 61-72 балла, "хорошо" - 73-86 баллов, "отлично" - 87-100 баллов.
Контрольная работа: 38б.
Итоговый тест: 50 вопросов =12б
План воспитательного мероприятия: 6б.
Кейс-задача: 4 задачи*1б.=4б.
Всего по текущему контролю: 60б.
Промежуточная аттестация (экзамен)
Теоретический вопрос 1: 10-20б
Теоретический вопрос 2; 10-20б
Всего по промежуточной аттестации: 100б.