2023-2024_49_03_02 АФК заочно 2023_plx_Специальная педагогика
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Специальная педагогика
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 АФК заочно 2023.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.15
 
экзамены 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
9
самостоятельная работа
89
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая реабилитация
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
89
89
89
89
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доцент, Раянова Юлия Юрьевна 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
 
Специальная педагогика
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 23.04.2024 г.  № 10

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
формирование у бакалавров основ специальной педагогики при подготовке к будущей профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия человека
2.1.2
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.3
Биохимия человека
2.1.4
Теория и методика физической культуры
2.1.5
Педагогика и психология
2.1.6
Физиология человека
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-13: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста, нозологических форм заболеваний занимающихся
 
ОПК-13.13: Умеет:

- планировать воспитательные мероприятия различной направленности для детей различных возрастных категорий с различными нозологическими формами заболеваний;

 
ОПК-13.8: Знает:

- технологию планирования и организации воспитательных мероприятий различной направленности для детей различных возрастных категорий с различными нозологическими формами заболеваний;

 
ОПК-5: Способен воспитывать у занимающихся социально значимые личностные качества, проводить профилактику негативного социального поведения
 
ОПК-5.11: Умеет:

- создавать условия для формирования социально-личностных качеств у занимающихся в процессе занятий физической культурой и спортом;

 
ОПК-5.12: Имеет опыт:

- планирования воспитательных мероприятий при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ;

- составления психолого-педагогической характеристики занимающегося физической культурой и спортом;

 
ОПК-5.3: Знает:

- особенности обучения и воспитания обучающихся с различными нозологическими формами заболеваний;

- технологии педагогической диагностики и коррекции;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

 
ОПК-5.7: Умеет:

- общаться с детьми различных возрастных категорий с различными нозологическими формами заболеваний;

- помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

- составлять психолого-педагогическую характеристику занимающегося, учебного и спортивного коллектива;

 
ОПК-5.8: Умеет:

- формировать навыки социально-осознанного поведения в поликультурной среде;

 
ОПК-5.9: Умеет:

- проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную и духовно-нравственную сферу занимающихся в процессе занятий физической культурой и спортом;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Введение в предмет
0
 
стр. 5
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
1.1
Введение в предмет «Специальная педагогика»

/Лек/

2
ОПК-5.3
3
Понятие «специальная педагогика», предмет, цели, задачи, содержание курса специальная педагогика. Общие сведения о науках, входящих в структуру дефектологии. Понятие «дефектология», «коррекционная педагогика», основные термины и понятия в специальной педагогике. Методы специальной педагогики.
0
 
1.2
Введение в предмет «Специальная педагогика»

/Пр/

2
ОПК-5.3
3
1.Понятия «специальная педагогика», «дефектология», «коррекционная педагогика». 2. Объект, субъект, предмет, цель специальной педагогики. 3. Задачи и содержание курса специальной педагогики. 4. Общие сведения о науках, входящих в структуру специальной педагогики. 5.Основные термины специальной педагогики.
0
 
 
Раздел 2. Характеристика аномального развития
0
 
2.1
Характеристика аномального развития (проблемная лекция). Понятие «аномального» развития ребенка.

/Лек/

2
ОПК-5.3
3
Понятие «аномального» развития ребенка. Виды аномального развития детей. Причины аномального развития. Классификации аномального развития детей. Понятие «норма» и «аномалия» развития. Теории Л.С. Выготского  «О сложной структуре аномального развития». Теории Л.С. Выготского «О сложной структуре аномального развития», о «первичном дефекте» и «вторичных отклонениях», возникающих в процессе онтогенетического развития. Первичный дефект, виды, причины возникновения. Вторичный дефект, как последствие первичного, их виды. Коррекция вторичных дефектов. Теория А.Адлера. Понятие о компенсации.
0
 
2.2
Понятие «аномального» развития ребенка

/Пр/

2
ОПК-5.3 ОПК-5.7 ОПК-13.8 ОПК-13.13
3
1.Понятие «норма» и «аномалия» развития. 2.Понятие «аномального» развития ребенка (основные периоды развития ребенка в онтогенезе, возможные отклонения от хода нормального развития). 3.Виды аномального развития детей (интеллектуальные, сенсорные, нарушения опорно-двигательного аппарата).
0
 
2.3
Причины и классификации аномального развития

/Пр/

2
ОПК-5.3 ОПК-13.8 ОПК-13.13
3
1. Причины аномального развития (врожденные, приобретенные). 2.Классификации аномального развития детей (классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского). 3. Теории Л.С. Выготского «О сложной структуре аномального развития» 4. Теория А.Адлера о сверхкомпенсации.  
0
 
 
стр. 6
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
Раздел 3. Педагогические системы специального образования
0
 
3.1
Тестирование по результатам самостоятельного прохождения семинарских занятий /Ср/
19
ОПК-5.3 ОПК-13.8
3
0
 
3.2
Подготовка контрольной работы к одному из предложенных разделов: «Педагогические системы специального образования». Проверка контрольной работы (кейс, презентация) в системе ДОТ

/Ср/

30
ОПК-5.7 ОПК-5.8 ОПК-5.9 ОПК-5.11 ОПК-5.12
3
0
 
3.3
Разработка воспитательного мероприятия в образовательном и тренировочном процессе. /Ср/
20
ОПК-13.8 ОПК-13.13
3
0
 
3.4
Подготовка к  выполнению итогового теста /Ср/
20
ОПК-5.3 ОПК-13.8
3
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Обучающийся должен подготовить план воспитательного мероприятия, выполнить контрольную практическую работу, решить кейс-задачу, пройти тестирование.
 
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации является экзамен.

Для допуска к промежуточной аттестации студент в течение семестра должен набрать от 40 до 60 баллов в рамках текущего контроля.

Промежуточная аттестация проводится в устной форме (в форме собеседования). В билете 2 вопроса.

Вопросы для собеседования на экзамене

1. Понятие «специальная педагогика», предмет, задачи, содержание курса специальная педагогика.

2. Взаимосвязь курса с другими науками, входящими в структуру дефектологии.

3. Понятие «дефектология», «коррекционная педагогика», основные термины и понятия в специальной педагогике.

4. Зарождение, становление и развитие учения о проблемах обучения и воспитания детей с отклонением в развитии.

5. История развития специальной педагогики за рубежом.

6. История специальной педагогики в России.

7. Основные направления развития специальной педагогики.

8. Понятие «аномального» развития ребенка. Виды аномального развития детей.

9. Причины аномального развития детей.

10. Классификация аномального развития детей.

11. Теория Л.С. Выготского «О сложной структуре аномального развития», о «первичном дефекте» и «вторичных отклонениях» аномального развития.

12. Первичный дефект виды, причины. Вторичный дефект, как последствие первичного, их виды.

13. Коррекция первичных и вторичных дефектов.

14. Содержание специального образования. Уровни специального образования.

15. Основные положения государственного стандарта «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

16. Принципы специального образования. Общепедагогические принципы. Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности.

17. Технологии и методы специального образования. Общепедагогические методы обучения и воспитания детей с различными нарушениями в развитии.

18. Методы обучения и воспитания в специальном образовании лиц с различными аномалиями в развитии.

19. Формы организации специального образования. Государственные формы обучения; обучение на дому; обучение в условиях стационарного лечебного учреждения; обучение в учреждении общего назначения; интегрированное и инклюзивное обучение.

20. Формы обучения в специальном образовании: индивидуальные, индивидуально-групповые, классно-урочные, смешанные и комбинированные занятия.

21. Средства обучения в специальном образовании. Словесная, дактильная и жестовая речь. Зрительное восприятие устной речи.

22. Средства обучения в специальном образовании. Ручной труд, художественно-речевая деятельность. Технические средства обучения.

23. Средства обучения в специальном образовании. Использование дидактического материала в специальных коррекционных образовательных учреждениях.

24. Виды специального образования. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Типы дошкольных учреждений.

 
стр. 7
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
25. Принципы комплектования учреждений дошкольного образования. Организация специальных видов занятий для детей с нарушением в развитии.

26. Система школьного специального образования. Типы специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

27. Формы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение на дому, обучение в условиях стационарного лечебного учреждения, интегрированное  и инклюзивное обучение.

28. Система профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

29. Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья.

30. Система специального образования детей с задержкой психического развития. Определение «ЗПР». Клинико-психолого-педагогическая характеристика ЗПР.

31. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. Адаптированные основные образовательные программы для детей с ЗПР на основе ФГОС.

32. Система специального образования умственно отсталых детей. Понятие «умственная отсталость», причины возникновения.

33. Клинико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей.

34. Организация и содержание обучения в специальных коррекционных образовательных учреждениях 8 вида.

35. Обучение и воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушениями умственного развития на основе ФГОС.

36. Система специального образования детей с нарушением речи. Основные виды речевых нарушений. Адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушениями речи на основе ФГОС.

37. Система специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушением речи.

38. Логопедия как средство специального обучения детей с нарушением речи.

39. Система специального образования детей с нарушением слуха. Причины нарушений слуха.  Адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушениями слуха на основе ФГОС.

40. Предмет и задачи сурдопедагогики. Специальные технические средства обучения для не слышащих детей.

41. Система специального образования детей с нарушением зрения. Адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушениями зрения на основе ФГОС.

42. Причины нарушения зрения. Особенности обучения слепых и слабовидящих детей.

43. Предмет и задачи тифлопедагогики. Специальные средства обучения слепых и слабовидящих.

44. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности. Понятие «аутизма» и аутистических чертах личности. Причины аутизма.

45. Возможности развития, образования лиц с аутизмом. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.

46. Обучение и воспитание детей при аутизме и аутистических чертах личности. .Адаптированные основные образовательные программы для детей с аутизмом на основе ФГОС.

47. Специальное образование лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Адаптированные основные образовательные программы для детей с нарушениями ОДА на основе ФГОС.

48. Коррекционная работа при ДЦП. Система специальной помощи при ДЦП.

49. Виды нарушений, характеристика ДЦП. Обучение и воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

50. Специальное образование детей со сложными нарушениями в развитии. Понятие «о сложном развитии». Основные группы детей со сложными нарушениями.

51. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями в развитии.

52. Специальные виды помощи, способы специального образования детей со сложными нарушениями в развитии.

53. Социальная защита лиц с отклонением в развитии. Права и льготы инвалидов. Реабилитация инвалидов.

54. Воспитание, обучение, образование, трудоустройство инвалидов

Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации. Оценка "неудовлетворительно" - 60 и менее баллов, "удовлетворительно" - 61-72 балла, "хорошо" - 73-86 баллов, "отлично" - 87-100 баллов.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:

Контрольная работа: 38б.

Итоговый тест: 50 вопросов =12б

План воспитательного мероприятия: 6б.

Кейс-задача: 4 задачи*1б.=4б.

Всего по текущему контролю: 60б.

Промежуточная аттестация (экзамен)

Теоретический вопрос 1: 10-20б

Теоретический вопрос 2; 10-20б

Всего по промежуточной аттестации: 100б.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
стр. 8
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Аксенова Л. И., Архипов Б. А., Белякова Л. И., Богданова Т. Г.
Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов
Москва: Академия, 2004
0
 
Л1.2
под ред. Н. М. Назаровой
Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов
Москва: Академия, 2000
11
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Липунова О. В.
Специальная педагогика: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/85902
 
Л2.2
Елецкая О. В., Матвеева М. В., Логинова Е. А.
Специальная педагогика: учеб. пособие с практикумом для вузов
Москва: ВЛАДОС, 2019
0
 
Л2.3
Глухов В. П.
Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология. Курс лекций: учеб. пособие
Москва: Изд-во МПГУ, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/75801
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.1.3
6.3.1.4
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
6.3.2.2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.3
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики