2023-2024_49_03_02 АФК заочно 2023_plx_Анатомия человека
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Анатомия человека
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 АФК заочно 2023.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.08
 
экзамены 1 зачеты 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
13
самостоятельная работа
183
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая реабилитация
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
183
183
183
183
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. биол. наук, доц., Черапкина Л.П. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
 
Анатомия человека
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 07.05.2024 г.  № 11

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Подготовка обучающихся к реабилитационной (восстановительной) и профилактической деятельности для решения профессиональных задач, связанных с обеспечением более полного устранения ограничений жизнедеятельности человека, охраны жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий, предупреждению прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма человека, вызванных нарушением здоровья, посредством освоения знаний о строении организма человека и составляющих его органов и систем на макро- и микроскопическом уровнях, формирования целостного представления об единстве строения и функции организма человека в процессе его жизнедеятельности, морфологических особенностей адаптации организма к воздействию физических нагрузок в различных видах спорта.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Врачебный контроль в адаптивной физической культуре
2.2.2
Теория и методика физической культуры
2.2.3
Теория и организация адаптивной физической культуры
2.2.4
Физиология человека
2.2.5
Специальная педагогика
2.2.6
Специальная психология
2.2.7
Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре
2.2.8
Частные методики адаптивной физической культуры
2.2.9
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.10
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-13: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста, нозологических форм заболеваний занимающихся
 
ОПК-13.1: Знает:

- морфофункциональные особенности занимающихся с учетом нозологических форм заболеваний;

 
ОПК-13.16: Имеет опыт:

- использования анатомической терминологии, адекватно отражающей морфофункциональные характеристики занимающихся, виды их двигательной деятельности;

 
ОПК-13.9: Умеет:

- определять набор морфологических признаков, изменяющихся под действием физических нагрузок;

 
ОПК-4: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния занимающихся, с учетом нозологических форм заболеваний занимающихся
 
ОПК-4.1: Знает:

- антропологические методы исследования морфофункциональных характеристик занимающихся;

 
ОПК-4.16: Имеет опыт:

- анализа влияния разнонаправленных физических нагрузок на морфологические параметры с целью коррекции спортивных нагрузок в тренировочном процессе;

 
ОПК-4.8: Умеет:

- проводить анатомический анализ физических упражнений, выбрать морфофункциональные признаки, характеризующие физическое развитие занимающихся с учетом возраста и пола;

 
ОПК-7: Способен определять закономерности развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций
 
ОПК-7.1: Знает:

- анатомическое строение, взаимоотношения органов друг с другом, закономерности роста и развития организма, особенности изменений органов под влияние занятий физической культурой;

 
ОПК-7.7: Умеет:

- учитывать биологические закономерности физического и психического развития людей с ограниченными возможностями;

 
стр. 5
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Остеология
0
 
1.1
Морфология костной системы /Лек/
2
ОПК-7.1 ОПК-13.16
1
Общее сведения о строении и функциях скелета. Строение  костей: структурно-функциональная единица, губчатое и компактное вещество, химический состав костей, строение надкостницы. Классификация костей.
0
 
1.2
Строение и соединения скелета туловища /Пр/
2
ОПК-7.1 ОПК-7.7 ОПК-13.16
1
Развитие организма. Учет биологических закономерности развития.Антропологические методы исследования морфофункциональных характеристик занимающихся. Отделы позвоночного столба. Строение позвоночника. Особенности строения позвонков различных отделов.  Строение ребер и грудины. Соединение позвоночного столба. Атлантозатылочный  и атлантоосевой суставы. Позвоночный столб в целом, его изгибы, оси, движения. Соединения ребер с позвоночным столбом и грудиной. Грудная клетка в целом. 
0
 
1.3
Остеология. /Ср/
32
ОПК-7.1 ОПК-7.7 ОПК-13.16 ОПК-4.1
1
Изучение теоретического материала учебника, лекций, работа с практикумом, анатомическим атласом, выполнение части контрольной работы
0
 
 
Раздел 2. Миология
0
 
2.1
Введение в мышечную систему. /Лек/
2
ОПК-7.1 ОПК-13.16
1
Строение мышечной ткани, сократительный и трофический аппарат мышечного волокна. Виды мышечной ткани. Классификация мышц. Подъемная сила мышц и факторы ее определяющие. Вспомогательный аппарат мышц.  Виды работы мышц. Рычаговый принцип работы мышц.
0
 
2.2
Мышцы нижней конечности. /Пр/
2
ОПК-7.1 ОПК-13.16
1
Мышцы, приводящие движения тазобедренном суставе: названия, места начала и прикрепления. Проекция мышц  на теле. Мышцы, действующие на коленный и голеностопный суставы, мышцы стопы: названия, места начала и прикрепления. Проекция  мышц на теле. 
0
 
2.3
Миология. /Ср/
32
ОПК-7.1 ОПК-13.16
1
Изучение теоретического материала учебника, лекций, работа с практикумом, анатомическим атласом, выполнение части контрольной работы
0
 
 
Раздел 3. Спланхнология
0
 
стр. 6
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
3.1
Строение дыхательной системы. /Пр/
2
ОПК-7.1 ОПК-13.16
1
Значение органов дыхания. Внелегочные и внутрилегочные воздухопроводящие пути, их строение. Ацинус, строение и значение. Плевральная полость, плевральные синусы. Механизм дыхания. 
0
 
3.2
Спланхнология. /Ср/
30
ОПК-7.1 ОПК-13.16
1
Изучение теоретического материала учебника, лекций, работа с практикумом, анатомическим атласом, выполнение части контрольной работы
0
 
 
Раздел 4. Ангиология
0
 
4.1
Учение о лимфатической системе. /Лек/
2
ОПК-7.1 ОПК-13.16
1
Значение и строение  лимфатической системы. Теории образования  лимфы, ее состав и пути ее продвижения по телу. Строение и функции  лимфатических узлов. Лимфатические  стволы и протоки. Области лимфооттока. Органы  иммуногенеза.
0
 
4.2
Строение сердца /Пр/
2
ОПК-7.1 ОПК-13.16
1
Местоположение, камеры сердца. Строение стенки сердца. Клапанный аппарат. Кровоснабжение и иннервация сердца. Круги кровообращения. 
0
 
4.3
Ангиология. /Ср/
20
ОПК-7.1 ОПК-13.16
1
Изучение теоретического материала учебника, лекций, работа с практикумом, анатомическим атласом, выполнение части контрольной работы
0
 
 
Раздел 5. Эндокринология
0
 
5.1
Эндокринология. /Ср/
16
ОПК-7.1 ОПК-13.16
1
Изучение теоретического материала учебника, лекций, работа с практикумом, анатомическим атласом, выполнение части контрольной работы
0
 
 
Раздел 6. Неврология
0
 
6.1
Строение спинного мозга /Пр/
2
ОПК-7.1 ОПК-13.16
1
Местоположение. Внешнее строение, отделы спинного мозга, серое и белое вещество, ядра. Строение нервного сегмента  Оболочки спинного мозга. Нейроны спинного мозга и их расположение. Функция канатиков в спинном мозге. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. 
0
 
6.2
Неврология. /Ср/
24
ОПК-7.1 ОПК-13.16
1
Изучение теоретического материала учебника, лекций, работа с практикумом, анатомическим атласом, выполнение части контрольной работы
0
 
 
Раздел 7. Эстезиология
0
 
7.1
Эстезиология. /Ср/
13
ОПК-7.1 ОПК-13.16
1
Изучение теоретического материала учебника, лекций, работа с практикумом, анатомическим атласом,выполнение части контрольной работы
0
 
 
стр. 7
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
Раздел 8. Динамическая анатомия
0
 
8.1
Общее понятие о динамической анатомии. /Лек/
2
ОПК-7.1 ОПК-13.16 ОПК-4.8
1
Понятие о внешних и внутренних силах. Общий центр тяжести тела, площадь опоры. Виды равновесия и степень устойчивости, факторы, влияющие на них. Схема анатомического анализа положений и движений  тела. Классификация положений и движений  тела спортсмена, их общая характеристика. Интерактивная – проблемная лекция с элементами диалога
0
 
8.2
Анатомический анализ положений и движений тела спортсмена /Пр/
2
ОПК-7.1 ОПК-13.9 ОПК-13.16 ОПК-4.16
1
Общее понятие о динамической анатомии. Характеристика типичных положений тела: «стоя», «стойка на кистях», «висы»,  «гимнастический мост», «упор лежа». Работа опорно-двигательного аппарата, обеспечивающего эти положения. Характеристика типичных движений тела: «ходьба», «бег», «прыжок в длину с места»,  «сальто назад с места». Работа опорно-двигательного аппарата, обеспечивающего эти движения. Характеристика положений и  движений тела спортсмена в избранном виде спорта. Определение набора морфологических признаков, изменяющихся под действием физических нагрузок 
0
 
8.3
Динамическая анатомия /Ср/
16
ОПК-7.1 ОПК-13.1 ОПК-13.16
1
Изучение теоретического материала учебника, лекций, работа с практикумом, анатомическим атласом, выполнение части контрольной работы
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Первый семестр

В рамках текущего контроля обучающийся  должен выполнить  контрольную работу, пройти тест по разделу, тест по теме, пройти собеседование по теме, представить для проверки выполненные практические работы.

Второй семестр

В рамках текущего контроля обучающийся  должен выполнить  контрольную работу, пройти тест по разделу, тест по теме, пройти собеседование по теме, представить для проверки выполненные практические работы.

 
5.2. Промежуточная аттестация
В первом семестре промежуточной аттестацией является зачет. Зачет является итогом текущей успеваемости.

Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей по отдельным контролируемым видам работ и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля, согласно схемы БРС

Во втором семестре промежуточной аттестацией является экзамен.

Промежуточная аттестация (экзамен) проводится в форме устного собеседования. Экзаменационный билет включает 2 теоретических вопроса и 1 практическое задание.

Теоретические вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (экзамен):

1. Анатомия как наука и предмет преподавания, значение для тренеров и преподавателей физической культуры и спорта.

2. Морфофункциональные особенности занимающихся с учетом нозологических форм заболеваний.

3. Виды тканей. Строение и функция соединительной ткани.

4. Виды тканей. Строение и функция эпителиальной ткани.

5. Части, поверхности, области тела человека. Плоскости симметрии, оси вращения.

 
стр. 8
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
6. Строение кости как органа. Строение длинных трубчатых костей.

7. Развитие и рост костей. Надкостница, ее строение и значение.

8. Классификация соединений костей. Непрерывные и полупрерывные соединения.

9. Классификация суставов. Основные и вспомогательные элементы суставов.

10. Алгоритм (схема) изучения суставов.

11. Факторы, обуславливающие подвижность в соединениях костей.

12. Позвоночный столб, его отделы. Строение позвонка, его особенности в разных отделах.

13. Соединения позвоночного столба. Атлантоосевой и атлантозатылочный суставы.

14. Состав грудной клетки. Строение грудины и ребер.

15. Форма грудной клетки. Соединения ребер с грудиной и позвоночным столбом.

16. Кости мозгового и лицевого черепа.

17. Соединения между костями черепа. Височно-нижнечелюстной сустав.

18. Контрфорсы черепа. Возрастные особенности черепа.

19. Строение и соединения костей пояса верхней конечности. Грудино-ключичный сустав.

20. Строение плечевой кости и костей предплечья.

21. Строение костей кисти.

22. Строение плечевого сустава (по схеме).

23. Строение локтевого сустава (по схеме).

24. Строение лучезапястного сустава (по схеме).

25. Соединения костей кисти.

26. Строение тазовой кости.

27. Таз в целом. Особенности строения большого и малого таза. Половые отличия таза.

28. Строение бедренной кости и костей голени.

29. Строение костей стопы.

30. Тазобедренный сустав (по схеме).

31. Коленный сустав (по схеме).

32. Голеностопный сустав (по схеме).

33. Стопа как целое. Соединения костей стопы. Виды плоскостопия.

34. Классификация и строение мышц.

35. Строение и механизм сокращения мышечного волокна.

36. Вспомогательный аппарат мышц, его значение. Виды работы мышц.

37. Факторы, влияющие на силу мышц. Мышечный тонус.

38. Рычаговый принцип работы мышц. Антагонизм и синергизм мышц.

39. Мышцы, участвующие в движениях пояса верхних конечности.

40. Мышцы, участвующие в движениях плеча в плечевом суставе.

41. Мышцы, участвующие в движениях предплечья в локтевом суставе.

42. Мышцы, участвующие в движениях кисти в лучезапястном суставе.

43. Собственные мышцы кисти.

44. Мышцы, участвующие в движениях бедра в тазобедренном суставе.

45. Мышцы, участвующие в движениях голени в коленном суставе.

46. Мышцы, участвующие в движениях стопы в голеностопном суставе.

47. Собственные мышцы стопы.

48. Мышцы, участвующие в сгибании позвоночного столба.

49. Мышцы, участвующие в разгибании позвоночного столба.

50. Мышцы вдоха основные и вспомогательные.

51. Мышцы выдоха. Функциональное значение мышц брюшного пресса.

52. Слабо защищенные места брюшной стенки, их функциональное значение.

53. Мышцы, участвующие в движениях нижней челюсти в височно-нижнечелюстном суставе.

54. Мимические мышцы, их особенности и функциональное значение.

55. Общее понятие о внутренних органах. Классификация внутренних органов по строению и функции: полые и паренхиматозные органы.

56. Строение стенки полых внутренних органов.

57. Строение, функции и проекция слюнных желез.

58. Строение, функции и проекция поджелудочной железы.

59. Внутреннее строение и функции печени.

60. Строение и функции полости рта и ее органов.

61. Строение, функции и проекция глотки.

62. Строение, функции и проекция пищевода.

63. Строение, функции и проекция желудка.

64. Строение, функции и проекция тонкой кишки.

65. Строение, функции и проекция толстой кишки.

66. Брюшина, ее строение, ход, образования и функциональное значение.

67. Строение и функции носовой полости. Особенности строения стенки дыхательных путей.

68. Строение, функции и проекция гортани.

69. Строение, функции и проекция трахеи и бронхов.

70. Внешнее строение легких: части, поверхности, доли. Отличия в строении правого и левого легких.

71. Внутреннее строение легких: бронхиальное дерево, понятие об ацинусе и альвеолах.

72. Плевра, полость плевры. Понятие о средостении.

 
стр. 9
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
73. Внешнее строение, местоположение и проекция почек.

74. Внутреннее строение почки. Функциональное значение нефрона и стадии образования мочи.

75. Строение, функции и проекция мочеточников.

76. Строение и функции внутренних половых органов.

77. Общее понятие о сердечно-сосудистой системе: классификация, функции, круги кровообращения.

78. Состав крови.

79. Строение стенки сосудов.

80. Микроциркуляторное сосудистое русло, его строение и функциональное значение.

81. Понятие о лимфатической системе.

82. Строение сердца, особенности его топографии у спортсменов.

83. Кровоснабжение и иннервация сердца.

84. Аорта, ее части и проекция. Ветви восходящей части дуги аорты.

85. Наружная и внутренняя сонные артерии, их ветви и области кровоснабжения.

86. Подключичная артерия, ее ветви и области кровоснабжения.

87. Артерии верхней конечности, их проекция и области кровоснабжения.

88. Грудная и брюшная аорта, их ход, проекция ветви и области кровоснабжения.

89. Артерии таза, их ветви и области кровоснабжения.

90. Артерии нижней конечности, их проекция и области кровоснабжения.

91. Вены верхней и нижней конечностей и их проекция.

92. Система воротной вены и ее функциональное значение.

93. Система верхней и нижней полых вен.

94. Общее понятие о нервной системе: развитие, функции и классификация.

95. Строение и функции нервной ткани.

96. Строение рефлекторной дуги, отличия соматической и вегетативной рефлекторных дуг.

97. Проводящие пути ЦНС.

98. Строение, функции и отделы вегетативной нервной системы. Отличия этих отделов.

99. Строение спинного мозга: проекция, поверхности, борозды, корешки, деление на сегменты, топография серого и белого вещества, ветви спинномозгового нерва.

100. Строение и функции продолговатого мозга.

101. Строение заднего мозга, его части и функциональное значение.

102. Строение среднего мозга, его части и функциональное значение.

103. Строение промежуточного мозга, его части и функциональное значение.

104. Конечный мозг: его части, доли, борозды, извилины.

105. I и II сигнальные системы конечного мозга

106. Локализация корковых концов анализаторов в полушариях конечного мозга.

107. Ядра основания мозга и их функция.

108. Шейное сплетение: его образование. Проекция, ветви и области иннервации.

109. Плечевое сплетение: его образование. Проекция, ветви и области иннервации.

110. Межреберные нервы, их проекция и области иннервации.

111. Поясничное сплетение: его образование, проекция, ветви и области иннервации.

112. Крестцовое сплетение: его образование, проекция, ветви и области иннервации.

113. Обонятельный, зрительный и преддверно-улитковый нервы, их функция и области иннервации.

114. Черепно-мозговые нервы, их функции, ветви и области иннервации.

115. Общая характеристика желез внутренней секреции, их назначение, классификация и свойства.

116. Строение гипофиза и эпифиза, их функции, гормоны, кровоснабжение.

117. Строение щитовидной и паращитовидной желез, их функции, гормоны, кровоснабжение.

118. Строение вилочковой железы и надпочечников, их функции, гормоны и кровоснабжение.

119. Мужские и женские половые железы, их строение, функции, гормоны и кровоснабжение.

120. Общее понятие об органах чувств, их значение в жизни человека.

121. Рецепторный аппарат: классификация, характеристика и функциональное значение.

122. Орган зрения, его отделы. Строение глазного яблока: его мышцы, вспомогательный аппарат и светопреломляющие среды глаза.

123. Орган слуха, его отделы и их строение.

124. Строение вестибулярного аппарата.

125. Строение и функции кожи.

126. Последовательность анатомического анализа положений и движений тела человека.

127. Понятие о внешних и внутренних силах, обуславливающих положение тела в пространстве.

128. Общий центр тяжести, объема, виды равновесия, степень устойчивости.Площадь опоры, факторы, влияющие на степень устойчивости тела.

Практические задания:

1. Продемонстрировать на анатомических препаратах и на себе или натурщике местоположение и проекцию основных костных образований позвоночного столба и грудной клетки, определить оси движений в суставах позвоночника.

2. Пропальпировать грудино-реберных суставы. Определить величину и форму подгрудинного угла. Определить форму грудной клетки.

3. Продемонстрировать на анатомических препаратах и на себе или натурщике местонахождение и проекцию крупных костей черепа: лобной, теменной, височной, затылочной, скуловой, подъязычной, верхней и нижней челюстей

4. Пропальпировать лобные, теменные, затылочные бугры, сосцевидные отростки, скуловые дуги.

 
стр. 10
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
5. Определить направления осей вращения и движения в височно-нижнечелюстных суставах.

6. Продемонстрировать на анатомических препаратах и на себе или натурщике местонахождение и проекцию основных костных образований верхней конечности.

7. Пропальпировать лопаточную ость, нижний угла и медиальный края лопатки, акромион.

8. Пропальпировать медиальный и латеральный надмыщелки плечевой кости. Пропальпировать грудино-ключичный и акромиально-ключичный суставы.

9. Определить направления осей вращения и движения в комбинированных суставах пояса верхней конечности.

10. Определить направления осей вращения и движения в плечевом, локтевом, лучезапястном, запястно-пястных и межфаланговых суставах.

11. Продемонстрировать на анатомических препаратах и на себе или натурщике местонахождение и проекцию основных костных образований нижней конечности.

12. Пропальпировать подвздошный гребень, переднюю верхнюю подвздошную ость.

13. Пропальпировать большой вертел, надмыщелки бедренной кости, надколенника, бугристость и передний край большеберцовой кости, медиальную и латеральную лодыжки.

14. Определить направления осей вращения и движения в тазобедренном, коленном и суставах стопы.

15. Провести визуальное сравнение сводов стопы на правой и левой конечностях.

16. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение крупных поверхностных мышц плечевого пояса, движения плечевого пояса вперед и назад, движения плечевого пояса вверх и вниз, движения нижнего угла лопатки внутрь и кнаружи.

17. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение крупных поверхностных мышц передней поверхности плеча, движения плеча в плечевом суставе

18. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение поверхностных мышц предплечья, движения предплечья в локтевом суставе,

19. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение поверхностных мышц кисти движения кисти в лучезапястном суставе.

20. Продемонстрировать на натурщике расположение крупных поверхностных мышц задней поверхности плеча.

21. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение крупных поверхностных мышц задней поверхности предплечья и кисти.

22. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение крупных мышц бедра, движения бедра в тазобедренном суставе, движение голени в коленном суставе.

23. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение крупных мышц голени, движения стопы в голеностопном суставе , движения в суставах стопы.

24. Продемонстрировать на натурщике расположение крупных мышц на  туловище (спереди).

25. Продемонстрировать на натурщике расположение крупных мышц на  туловище (сзади).

26. Продемонстрировать на натурщике расположение крупных мышц на шее.

27. Продемонстрировать на натурщике расположение слабых мест на передней стенки живота.

28. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение крупных мышц вдоха, мышц выдоха,

29. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение жевательных мышц, мимических мышц.

30. Определить на натурщике экскурсию грудной клетки.

31. Провести анатомический анализ (по плану) положения вертикальная стойка.

32. Провести анатомический анализ (по плану) движения прыжка в длину с места.

33. Провести анатомический анализ (по плану)  виса на прямых руках.

34. Провести анатомический анализ (по плану) положения гимнастический мост.

35. Провести анатомический анализ (по плану) положения стойка на кистях.

36. Провести анатомический анализ (по плану) переднего сальто с места.

37. Продемонстрировать на анатомических препаратах и на себе или натурщике местоположение и проекцию органов пищеварения: глотки, пищевода, желудка.

38. Продемонстрировать на анатомических препаратах и на себе или натурщике местоположение и проекцию тонкого и толстого кишечника.

39. Определять у натурщика формулу зубов.

40. Провести анализ изменений в строении, проекции и смешении желудка, тонкого и толстого кишечника, печени при занятиях спортивной гимнастикой.

41. Продемонстрировать на анатомических препаратах и на себе или натурщике местоположение и проекцию органов дыхания: глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких.

42. Определить тип дыхания у 2-х представителей разных спортивных специализаций.

43. Определить у натурщика дыхательный объем.

44. Определить у натурщика экскурсию грудной клетки.

45. Определить у натурщика ЖЕЛ.

46. Определить у натурщика резервный объем выдоха.

47. Провести анализ изменений в строении, проекции и возможном смещении почек при выполнении спортивных упражнений в избранном виде спорта.

48. Определить частоту дыхания в единицу времени (в мин.)

49. Определение границ легких.

50. Продемонстрировать на анатомических препаратах, на себе или натурщике местоположение и проекцию границ и отделов сердца.

51. Провести анализ изменений в строении, проекции и топографии сердца у тяжелоатлетов.

52. Провести анализ изменений в строении, проекции и топографии сердца у марафонцев.

53. Продемонстрировать на себе или натурщике ход, проекцию крупных артерий головы, шеи.

 
стр. 11
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
54. Пропальпировать крупные артерии головы, шеи.

55. Продемонстрировать на себе или натурщике ход, проекцию крупных артерий верхних конечностей.

56. Продемонстрировать на себе или натурщике ход, проекцию крупных артерий нижних конечностей.

57. Пропальпировать крупные артерии верхних конечностей.

58. Продемонстрировать на себе или натурщике поверхностные вены верхних конечностей.

59. Продемонстрировать на себе или натурщике поверхностные вены нижних конечностей.

60. Продемонстрировать на себе или натурщике локализацию подбородочных, подмышечных лимфоузлов.

61. Продемонстрировать на себе или натурщике локализацию локтевых, подколенных лимфоузлов.

62. Пропальпировать пульс на артериях головы, шеи, плеча, предплечья.

63. Пропальпировать верхушечный сердечный толчок.

64. Определить ЧСС в единицу времени.

Оценку «отлично» получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов;

оценку «хорошо» - 73-86 баллов;

оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла;

оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль

1 семестр

выполнение практических работ  - мaкс. возможное кол-во баллов - 20 баллов за все работы в семестре, итого 20×1=20;

контрольная работа - мaкс. возможное кол-во баллов -40 баллов за одно задание, итого 40×1=40;

тест по разделу - мaкс. возможное кол-во баллов -30 баллов за итоговый тест первого семестра, итого  30×1=30;

тест по теме - мaкс. возможное кол-во баллов - 5 баллов, итого 5×1=5;

собеседование по теме - мaкс. возможное кол-во баллов -5 баллов за одно задание, итого 5×1=5.

Итого  - 100 баллов.

Текущий контроль

2 семестр

выполнение практических работ  -мaкс. возможное кол-во баллов -15 баллов за все работы в семестре, итого 15×1=15;

контрольная работа - мaкс. возможное кол-во баллов -20 баллов за одно задание, итого 20×1=20;

тест по разделу - мaкс. возможное кол-во баллов -15 баллов за итоговый тест второго семестра, итого  15×1=15;

тест по теме - мaкс. возможное кол-во баллов - 5 баллов, итого 5×1=5;

собеседование по теме - мaкс. возможное кол-во баллов -5 баллов за одно задание, итого 5×1=5.

Итого  - 60 баллов.

Промежуточная аттестация (экзамен):

Вопрос 1 - 15 баллов

Вопрос 2 - 15 баллов

Вопрос 3  (практическое задание) - 10 баллов

Итого: 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Иваницкий М. Ф.
Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. для  высш. учеб. заведений физ. культуры
Москва: Спорт, 2018
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Ткачук М. Г., Олейник Е. А., Дюсенова А. А.
Спортивная морфология: учеб. для бакалавров
Санкт-Петербург: [б. и.], 2019
0
 
Л2.2
Рожков М. С.
Руководство к практическим занятиям по спортивной морфологии: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
0
 
Л2.3
Беленко И. С.
Анатомо-физиологические особенности человека в возрастном аспекте: учеб.-метод. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2012
0
 
Л2.4
Глухих Ю. Н., Соболева Н. В., Корнякова В. В.
Практикум по анатомии человека: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2008
0
 
стр. 12
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.5
Глухих Ю. Н., Соболева Н. В., Корягина Ю. В.
Практикум по анатомии человека: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2007
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.1.2
- браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
- научная электронная библиотека e-Elibrary.ru (https://elibrary.ru)
6.3.2.2
- Академия Google (https://scholar.google.ru)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, 10 компьютерных столов, столы и стулья обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), препараты, муляжи, иллюстративный материал, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка,  мультимедиа проектор.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ СибГУФК (ауд. 405 к. 2, 407 к. 2, 502 к. 2, 602 к. 2, 102 к. 4, 305 к. 4, 312 к. 4, 222 к. 5, 229 к. 5, 13 ДЗ, 21 л/а манеж, 26 л/а манеж.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики