49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- морфофункциональные особенности занимающихся с учетом нозологических форм заболеваний;
- использования анатомической терминологии, адекватно отражающей морфофункциональные характеристики занимающихся, виды их двигательной деятельности;
- определять набор морфологических признаков, изменяющихся под действием физических нагрузок;
- антропологические методы исследования морфофункциональных характеристик занимающихся;
- анализа влияния разнонаправленных физических нагрузок на морфологические параметры с целью коррекции спортивных нагрузок в тренировочном процессе;
- проводить анатомический анализ физических упражнений, выбрать морфофункциональные признаки, характеризующие физическое развитие занимающихся с учетом возраста и пола;
- анатомическое строение, взаимоотношения органов друг с другом, закономерности роста и развития организма, особенности изменений органов под влияние занятий физической культурой;
- учитывать биологические закономерности физического и психического развития людей с ограниченными возможностями;
ции
В рамках текущего контроля обучающийся должен выполнить контрольную работу, пройти тест по разделу, тест по теме, пройти собеседование по теме, представить для проверки выполненные практические работы.
Второй семестр
В рамках текущего контроля обучающийся должен выполнить контрольную работу, пройти тест по разделу, тест по теме, пройти собеседование по теме, представить для проверки выполненные практические работы.
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей по отдельным контролируемым видам работ и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля, согласно схемы БРС
Во втором семестре промежуточной аттестацией является экзамен.
Промежуточная аттестация (экзамен) проводится в форме устного собеседования. Экзаменационный билет включает 2 теоретических вопроса и 1 практическое задание.
Теоретические вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (экзамен):
1. Анатомия как наука и предмет преподавания, значение для тренеров и преподавателей физической культуры и спорта.
2. Морфофункциональные особенности занимающихся с учетом нозологических форм заболеваний.
3. Виды тканей. Строение и функция соединительной ткани.
4. Виды тканей. Строение и функция эпителиальной ткани.
5. Части, поверхности, области тела человека. Плоскости симметрии, оси вращения.
7. Развитие и рост костей. Надкостница, ее строение и значение.
8. Классификация соединений костей. Непрерывные и полупрерывные соединения.
9. Классификация суставов. Основные и вспомогательные элементы суставов.
10. Алгоритм (схема) изучения суставов.
11. Факторы, обуславливающие подвижность в соединениях костей.
12. Позвоночный столб, его отделы. Строение позвонка, его особенности в разных отделах.
13. Соединения позвоночного столба. Атлантоосевой и атлантозатылочный суставы.
14. Состав грудной клетки. Строение грудины и ребер.
15. Форма грудной клетки. Соединения ребер с грудиной и позвоночным столбом.
16. Кости мозгового и лицевого черепа.
17. Соединения между костями черепа. Височно-нижнечелюстной сустав.
18. Контрфорсы черепа. Возрастные особенности черепа.
19. Строение и соединения костей пояса верхней конечности. Грудино-ключичный сустав.
20. Строение плечевой кости и костей предплечья.
21. Строение костей кисти.
22. Строение плечевого сустава (по схеме).
23. Строение локтевого сустава (по схеме).
24. Строение лучезапястного сустава (по схеме).
25. Соединения костей кисти.
26. Строение тазовой кости.
27. Таз в целом. Особенности строения большого и малого таза. Половые отличия таза.
28. Строение бедренной кости и костей голени.
29. Строение костей стопы.
30. Тазобедренный сустав (по схеме).
31. Коленный сустав (по схеме).
32. Голеностопный сустав (по схеме).
33. Стопа как целое. Соединения костей стопы. Виды плоскостопия.
34. Классификация и строение мышц.
35. Строение и механизм сокращения мышечного волокна.
36. Вспомогательный аппарат мышц, его значение. Виды работы мышц.
37. Факторы, влияющие на силу мышц. Мышечный тонус.
38. Рычаговый принцип работы мышц. Антагонизм и синергизм мышц.
39. Мышцы, участвующие в движениях пояса верхних конечности.
40. Мышцы, участвующие в движениях плеча в плечевом суставе.
41. Мышцы, участвующие в движениях предплечья в локтевом суставе.
42. Мышцы, участвующие в движениях кисти в лучезапястном суставе.
43. Собственные мышцы кисти.
44. Мышцы, участвующие в движениях бедра в тазобедренном суставе.
45. Мышцы, участвующие в движениях голени в коленном суставе.
46. Мышцы, участвующие в движениях стопы в голеностопном суставе.
47. Собственные мышцы стопы.
48. Мышцы, участвующие в сгибании позвоночного столба.
49. Мышцы, участвующие в разгибании позвоночного столба.
50. Мышцы вдоха основные и вспомогательные.
51. Мышцы выдоха. Функциональное значение мышц брюшного пресса.
52. Слабо защищенные места брюшной стенки, их функциональное значение.
53. Мышцы, участвующие в движениях нижней челюсти в височно-нижнечелюстном суставе.
54. Мимические мышцы, их особенности и функциональное значение.
55. Общее понятие о внутренних органах. Классификация внутренних органов по строению и функции: полые и паренхиматозные органы.
56. Строение стенки полых внутренних органов.
57. Строение, функции и проекция слюнных желез.
58. Строение, функции и проекция поджелудочной железы.
59. Внутреннее строение и функции печени.
60. Строение и функции полости рта и ее органов.
61. Строение, функции и проекция глотки.
62. Строение, функции и проекция пищевода.
63. Строение, функции и проекция желудка.
64. Строение, функции и проекция тонкой кишки.
65. Строение, функции и проекция толстой кишки.
66. Брюшина, ее строение, ход, образования и функциональное значение.
67. Строение и функции носовой полости. Особенности строения стенки дыхательных путей.
68. Строение, функции и проекция гортани.
69. Строение, функции и проекция трахеи и бронхов.
70. Внешнее строение легких: части, поверхности, доли. Отличия в строении правого и левого легких.
71. Внутреннее строение легких: бронхиальное дерево, понятие об ацинусе и альвеолах.
72. Плевра, полость плевры. Понятие о средостении.
74. Внутреннее строение почки. Функциональное значение нефрона и стадии образования мочи.
75. Строение, функции и проекция мочеточников.
76. Строение и функции внутренних половых органов.
77. Общее понятие о сердечно-сосудистой системе: классификация, функции, круги кровообращения.
78. Состав крови.
79. Строение стенки сосудов.
80. Микроциркуляторное сосудистое русло, его строение и функциональное значение.
81. Понятие о лимфатической системе.
82. Строение сердца, особенности его топографии у спортсменов.
83. Кровоснабжение и иннервация сердца.
84. Аорта, ее части и проекция. Ветви восходящей части дуги аорты.
85. Наружная и внутренняя сонные артерии, их ветви и области кровоснабжения.
86. Подключичная артерия, ее ветви и области кровоснабжения.
87. Артерии верхней конечности, их проекция и области кровоснабжения.
88. Грудная и брюшная аорта, их ход, проекция ветви и области кровоснабжения.
89. Артерии таза, их ветви и области кровоснабжения.
90. Артерии нижней конечности, их проекция и области кровоснабжения.
91. Вены верхней и нижней конечностей и их проекция.
92. Система воротной вены и ее функциональное значение.
93. Система верхней и нижней полых вен.
94. Общее понятие о нервной системе: развитие, функции и классификация.
95. Строение и функции нервной ткани.
96. Строение рефлекторной дуги, отличия соматической и вегетативной рефлекторных дуг.
97. Проводящие пути ЦНС.
98. Строение, функции и отделы вегетативной нервной системы. Отличия этих отделов.
99. Строение спинного мозга: проекция, поверхности, борозды, корешки, деление на сегменты, топография серого и белого вещества, ветви спинномозгового нерва.
100. Строение и функции продолговатого мозга.
101. Строение заднего мозга, его части и функциональное значение.
102. Строение среднего мозга, его части и функциональное значение.
103. Строение промежуточного мозга, его части и функциональное значение.
104. Конечный мозг: его части, доли, борозды, извилины.
105. I и II сигнальные системы конечного мозга
106. Локализация корковых концов анализаторов в полушариях конечного мозга.
107. Ядра основания мозга и их функция.
108. Шейное сплетение: его образование. Проекция, ветви и области иннервации.
109. Плечевое сплетение: его образование. Проекция, ветви и области иннервации.
110. Межреберные нервы, их проекция и области иннервации.
111. Поясничное сплетение: его образование, проекция, ветви и области иннервации.
112. Крестцовое сплетение: его образование, проекция, ветви и области иннервации.
113. Обонятельный, зрительный и преддверно-улитковый нервы, их функция и области иннервации.
114. Черепно-мозговые нервы, их функции, ветви и области иннервации.
115. Общая характеристика желез внутренней секреции, их назначение, классификация и свойства.
116. Строение гипофиза и эпифиза, их функции, гормоны, кровоснабжение.
117. Строение щитовидной и паращитовидной желез, их функции, гормоны, кровоснабжение.
118. Строение вилочковой железы и надпочечников, их функции, гормоны и кровоснабжение.
119. Мужские и женские половые железы, их строение, функции, гормоны и кровоснабжение.
120. Общее понятие об органах чувств, их значение в жизни человека.
121. Рецепторный аппарат: классификация, характеристика и функциональное значение.
122. Орган зрения, его отделы. Строение глазного яблока: его мышцы, вспомогательный аппарат и светопреломляющие среды глаза.
123. Орган слуха, его отделы и их строение.
124. Строение вестибулярного аппарата.
125. Строение и функции кожи.
126. Последовательность анатомического анализа положений и движений тела человека.
127. Понятие о внешних и внутренних силах, обуславливающих положение тела в пространстве.
128. Общий центр тяжести, объема, виды равновесия, степень устойчивости.Площадь опоры, факторы, влияющие на степень устойчивости тела.
Практические задания:
1. Продемонстрировать на анатомических препаратах и на себе или натурщике местоположение и проекцию основных костных образований позвоночного столба и грудной клетки, определить оси движений в суставах позвоночника.
2. Пропальпировать грудино-реберных суставы. Определить величину и форму подгрудинного угла. Определить форму грудной клетки.
3. Продемонстрировать на анатомических препаратах и на себе или натурщике местонахождение и проекцию крупных костей черепа: лобной, теменной, височной, затылочной, скуловой, подъязычной, верхней и нижней челюстей
4. Пропальпировать лобные, теменные, затылочные бугры, сосцевидные отростки, скуловые дуги.
6. Продемонстрировать на анатомических препаратах и на себе или натурщике местонахождение и проекцию основных костных образований верхней конечности.
7. Пропальпировать лопаточную ость, нижний угла и медиальный края лопатки, акромион.
8. Пропальпировать медиальный и латеральный надмыщелки плечевой кости. Пропальпировать грудино-ключичный и акромиально-ключичный суставы.
9. Определить направления осей вращения и движения в комбинированных суставах пояса верхней конечности.
10. Определить направления осей вращения и движения в плечевом, локтевом, лучезапястном, запястно-пястных и межфаланговых суставах.
11. Продемонстрировать на анатомических препаратах и на себе или натурщике местонахождение и проекцию основных костных образований нижней конечности.
12. Пропальпировать подвздошный гребень, переднюю верхнюю подвздошную ость.
13. Пропальпировать большой вертел, надмыщелки бедренной кости, надколенника, бугристость и передний край большеберцовой кости, медиальную и латеральную лодыжки.
14. Определить направления осей вращения и движения в тазобедренном, коленном и суставах стопы.
15. Провести визуальное сравнение сводов стопы на правой и левой конечностях.
16. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение крупных поверхностных мышц плечевого пояса, движения плечевого пояса вперед и назад, движения плечевого пояса вверх и вниз, движения нижнего угла лопатки внутрь и кнаружи.
17. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение крупных поверхностных мышц передней поверхности плеча, движения плеча в плечевом суставе
18. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение поверхностных мышц предплечья, движения предплечья в локтевом суставе,
19. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение поверхностных мышц кисти движения кисти в лучезапястном суставе.
20. Продемонстрировать на натурщике расположение крупных поверхностных мышц задней поверхности плеча.
21. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение крупных поверхностных мышц задней поверхности предплечья и кисти.
22. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение крупных мышц бедра, движения бедра в тазобедренном суставе, движение голени в коленном суставе.
23. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение крупных мышц голени, движения стопы в голеностопном суставе , движения в суставах стопы.
24. Продемонстрировать на натурщике расположение крупных мышц на туловище (спереди).
25. Продемонстрировать на натурщике расположение крупных мышц на туловище (сзади).
26. Продемонстрировать на натурщике расположение крупных мышц на шее.
27. Продемонстрировать на натурщике расположение слабых мест на передней стенки живота.
28. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение крупных мышц вдоха, мышц выдоха,
29. Продемонстрировать на себе или натурщике расположение жевательных мышц, мимических мышц.
30. Определить на натурщике экскурсию грудной клетки.
31. Провести анатомический анализ (по плану) положения вертикальная стойка.
32. Провести анатомический анализ (по плану) движения прыжка в длину с места.
33. Провести анатомический анализ (по плану) виса на прямых руках.
34. Провести анатомический анализ (по плану) положения гимнастический мост.
35. Провести анатомический анализ (по плану) положения стойка на кистях.
36. Провести анатомический анализ (по плану) переднего сальто с места.
37. Продемонстрировать на анатомических препаратах и на себе или натурщике местоположение и проекцию органов пищеварения: глотки, пищевода, желудка.
38. Продемонстрировать на анатомических препаратах и на себе или натурщике местоположение и проекцию тонкого и толстого кишечника.
39. Определять у натурщика формулу зубов.
40. Провести анализ изменений в строении, проекции и смешении желудка, тонкого и толстого кишечника, печени при занятиях спортивной гимнастикой.
41. Продемонстрировать на анатомических препаратах и на себе или натурщике местоположение и проекцию органов дыхания: глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких.
42. Определить тип дыхания у 2-х представителей разных спортивных специализаций.
43. Определить у натурщика дыхательный объем.
44. Определить у натурщика экскурсию грудной клетки.
45. Определить у натурщика ЖЕЛ.
46. Определить у натурщика резервный объем выдоха.
47. Провести анализ изменений в строении, проекции и возможном смещении почек при выполнении спортивных упражнений в избранном виде спорта.
48. Определить частоту дыхания в единицу времени (в мин.)
49. Определение границ легких.
50. Продемонстрировать на анатомических препаратах, на себе или натурщике местоположение и проекцию границ и отделов сердца.
51. Провести анализ изменений в строении, проекции и топографии сердца у тяжелоатлетов.
52. Провести анализ изменений в строении, проекции и топографии сердца у марафонцев.
53. Продемонстрировать на себе или натурщике ход, проекцию крупных артерий головы, шеи.
55. Продемонстрировать на себе или натурщике ход, проекцию крупных артерий верхних конечностей.
56. Продемонстрировать на себе или натурщике ход, проекцию крупных артерий нижних конечностей.
57. Пропальпировать крупные артерии верхних конечностей.
58. Продемонстрировать на себе или натурщике поверхностные вены верхних конечностей.
59. Продемонстрировать на себе или натурщике поверхностные вены нижних конечностей.
60. Продемонстрировать на себе или натурщике локализацию подбородочных, подмышечных лимфоузлов.
61. Продемонстрировать на себе или натурщике локализацию локтевых, подколенных лимфоузлов.
62. Пропальпировать пульс на артериях головы, шеи, плеча, предплечья.
63. Пропальпировать верхушечный сердечный толчок.
64. Определить ЧСС в единицу времени.
Оценку «отлично» получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов;
оценку «хорошо» - 73-86 баллов;
оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла;
оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.
1 семестр
выполнение практических работ - мaкс. возможное кол-во баллов - 20 баллов за все работы в семестре, итого 20×1=20;
контрольная работа - мaкс. возможное кол-во баллов -40 баллов за одно задание, итого 40×1=40;
тест по разделу - мaкс. возможное кол-во баллов -30 баллов за итоговый тест первого семестра, итого 30×1=30;
тест по теме - мaкс. возможное кол-во баллов - 5 баллов, итого 5×1=5;
собеседование по теме - мaкс. возможное кол-во баллов -5 баллов за одно задание, итого 5×1=5.
Итого - 100 баллов.
Текущий контроль
2 семестр
выполнение практических работ -мaкс. возможное кол-во баллов -15 баллов за все работы в семестре, итого 15×1=15;
контрольная работа - мaкс. возможное кол-во баллов -20 баллов за одно задание, итого 20×1=20;
тест по разделу - мaкс. возможное кол-во баллов -15 баллов за итоговый тест второго семестра, итого 15×1=15;
тест по теме - мaкс. возможное кол-во баллов - 5 баллов, итого 5×1=5;
собеседование по теме - мaкс. возможное кол-во баллов -5 баллов за одно задание, итого 5×1=5.
Итого - 60 баллов.
Промежуточная аттестация (экзамен):
Вопрос 1 - 15 баллов
Вопрос 2 - 15 баллов
Вопрос 3 (практическое задание) - 10 баллов
Итого: 100 баллов