МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2023.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
канд. пед.наук , доц., Раянова Ю. Ю.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 23.04.2024 г. № 10
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Формировать у студентов целостное представление о психике, закономерностях и механизмах психического развития, основах педагогических знаний о формах, методах и средствах обучения и воспитания.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Адаптивное физическое воспитание
Теория и организация адаптивной физической культуры
Менеджмент физической культуры и спорта
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-3: Способен обосновывать выбор наиболее эффективных методов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья с использованием специальных знаний и способов их рационального применения в специальных медицинских группах в организациях общего и среднего профессионального образования
ОПК-3.1: Знает:
- понятие и особенности когнитивного развития личности;
- характеристику познавательных психических процессов;
- принципы, методы и средства обучения;
ОПК-3.6: Умеет:
- обосновывать выбор методов обучения;
ОПК-5: Способен воспитывать у занимающихся социально значимые личностные качества, проводить профилактику негативного социального поведения
ОПК-5.1: Знает:
- понятие личности и личностных качеств, социально-значимых личностных качеств занимающихся;
- подходы, принципы, методы, организационные формы воспитания личности и социально-значимых личностных качеств занимающихся;
ОПК-5.5: Умеет:
- подобрать и применить методы, приемы и средства воспитания личности и социально-значимых личностных качеств занимающихся;
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1: Знает:
- методы и приемы установления контакта в процессе социального взаимодействия;
- источники, причины и способы управления конфликтами;
- сущностные характеристики и типологию лидерства;
- факторы эффективного лидерства;
УК-3.2: Знает:
- функции и средства общения;
УК-3.3: Знает:
- психологические особенности общения с различными категориями групп людей (по возрасту, состоянию здоровья, этническим и религиозным признакам и др.);
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1: Знает:
- понятие личности, самосознания личности, понятие саморазвития, принципов реализации саморазвития;
- характеристику познавательной сферы личности как основы образования в течение всей жизни;
- принципы образования в течение всей жизни;
- содержание и виды профессионального саморазвития и самообразования;
УК-6.2: Умеет:
- отбирать средства и методы для саморазвития и самообразования;
- определять приоритеты собственной деятельности, личностного развития и профессионального роста;
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
УК-6.3: Имеет опыт:
- планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, временной перспективы развития сферы профессиональной деятельности и требований рынка труда;
- управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Общие основы психологии
Психология как наука.
/Лек/
УК-3.2 УК-6.2 УК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-3.1 ОПК-3.6
Предмет, задачи психологии. Основные этапы развития психология. Понятие психики.
Психология деятельности и личности /Лек/
Понятие о деятельности. Структура деятельности. Основные виды деятельности. Понятие ведущей деятельности. Освоение деятельности.
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность». Направленность личности. Факторы развития личности. Индивидуально-психологические особенности личности.
Познавательная сфера личности /Лек/
Понятие о внимании. Функции и свойства внимания. Ощущение и восприятие как основа чувственного познания.Классификация ощущений и восприятия по различным основаниям. Закономерности ощущений и восприятий.
Понятие о памяти. Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти. Классификация видов мышления. Мыслительные операции. Формы мышления. Понятие о воображении. Виды воображения.
Общение и межличностные отношения
/Лек/
Понятие общения. Виды, функции, средства общения. Структура общения. Понятие группы и коллектива. Межличностные отношения в группах и коллективах.
Методы современной психологии
/Пр/
Классификация методов. Основные методы: наблюдение, эксперимент. Вспомогательные методы: анкетирование, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности.
Освоение деятельности
/Пр/
Понятие об умениях и навыках. Процесс образования умений и навыков. Взаимодействие навыков. Навыки и привычки. Диагностика умений и навыков.
Понятие личности. Структура личности. Понятие направленности. Характеристика разных форм направленности. Природа направленности.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Индивидуально-типологические свойства личности
/Ср/
Темперамент, его психологическая характеристика. Характер, его формирование. Способности и одаренность.
Эмоционально-волевая сфера личности
/Ср/
Формы переживания чувств. Виды высших чувств. Сущность воли и структура волевого действия. Волевые качества личности
Познавательная сфера личности /Пр/
Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: устойчивость, избирательность, концентрация, объем внимания, распределение.
Ощущение и восприятие. Память, виды памяти, процессы. Мышление и воображение
Основные свойства ощущения и восприятия
/Ср/
Общие свойства и закономерности ощущений. Свойства восприятия: константность, осмысленность, апперцепция, избирательность, целостность.
Основные закономерности памяти /Ср/
Принципы классификации видов памяти: образная, эмоциональная, сенсорная, двигательная, генетическая, механическая, логическая, долговременная, оперативная, кратковременная, эйдетическая память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Закономерности памяти.
Мышление и воображение /Ср/
Понятие и виды мышления. Мыслительные операции и формы мышления. Виды воображения. Приемы создания образов воображения.
Межличностные отношения в группах и коллективах /Пр/
Понятие группы и коллектива. Виды групп. Сущностные характеристики и типология лидерства, факторы эффективного лидерства. Методы изучения межличностных отношений.
Конфликты и управление ими
/Ср/
Типология конфликтов. Источники, причины и способы управления конфликтами. Диагностика конфликта.
Социализация личности /Ср/
Понятие социализации. Механизмы и институты социализации. Основные этапы социализации личности. Содержание процесса социализации. Сферы становления личности.
Основные виды деятельности /Ср/
Характеристика общения, игры, учебной деятельности, трудовой. Понятие ведущей деятельности.
Факторы развития личности. /Ср/
Характеристика факторов развития личности. Понятие саморазвития, принципов саморазвития
Социально-значимые личностные качества занимающихся /Ср/
Качества личности. Диагностика социально-значимых личностных качеств занимающихся.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Характеритсика видов ощущений по контакту с раздражителями и по расположению рецепторов
Способы управления конфликтами /Ср/
Изучение этапов развития конфликта и способов выхода из конфликтной ситуации
Раздел 2. Общие основы педагогики
Педагогика как наука /Лек/
Понятие педагогики. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Основные категории педагогики.
Целостный педагогический процесс /Лек/
Педагогический процесс как целостное явление. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Цели и функции обучения. Структура процесса обучения. Принципы и правила обучения. Методы обучения.
Воспитание как педагогическое явление /Лек/
Понятие о закономерностях воспитания. Принципы воспитания. Понятие метода, приемов, средств и форм воспитания. Классификация методов воспитания.
Коллектив как объект и субъект воспитания /Лек/
Социально-психологическая характеристика группы. Коллектив и его признаки. Стадии развития коллектива. Особенности спортивного коллектива, сборной команды, функции спортивного коллектива. Создание и сплочение коллектива.
Основные этапы развития педагогики и образования /Пр/
Развитие педагогической мысли. Воспитание в первобытном обществе. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в древних цивилизациях и античном мире. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Средневековья и Возрождения. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории Нового времени. Развитие образования и педагогической мысли в России. Труды известных педагогов: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, Д. Локка, Я. Корчака, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Методология и методы педагогических исследований /Пр/
Понятие методологии. Значение методов педагогического исследования в педагогической работе. Классификация методов педагогического исследования. Характеристика методов педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, опросные методы, математические методы, методы теоретического исследования и др. Организация педагогического исследования.
Сущность процесса обучения /Пр/
Понятие о целостном педагогическом процессе. Понятие о дидактике. Основные категории дидактики. Структура процесса обучения, принципы и правила обучения. Понятие и классификация методов обучения по источнику и характеру познавательной деятельности учащихся, их характеристика. Педагогический контроль и оценка качества образования. Понятие форм организации обучения, типы и структура уроков, требования к уроку. Особенности школьного урока.
Сущность процесса воспитания
/Пр/
Цели, задачи и содержание образования и воспитания. Деятельностный подход в воспитании. Принципы воспитания. Методы, приемы и средства воспитания. Классификация методов воспитания. Методы самовоспитания. Характеристика методов нравственного сознания личности.
Сущность педагогических технологий /Пр/
Сущность педагогической технологии. Соотношение понятий технология и искусство. Признаки педагогических технологий: цепочка взаимосвязанных действий, коммуникаций, гарантия результата, универсальность и т.д.
Классификации педагогических технологий. /Пр/
Проблема типологии педагогических технологий. Критерии выбора педагогических технологий. Классификация педагогических технологий по Г.К. Селевко, В.П. Беспалько, С.Ю. Трапицыну. Характеристика современных педагогических технологий: программированное обучение, проблемное обучение и деловые игры, информационные технологии, групповые технологии, технологии развивающего обучения (Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л. В. Занкова).
Решение разноуровневых заданий /Ср/
Текущий тестовый контроль "Основные категории дидактики" /Ср/
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Итоговый тестовый контроль /Ср/
Решение задач по теме Технология решения педагогических задач /Ср/
Самостоятельная работа по теме Сущность процесса обучения /Ср/
Самостоятельная работа по теме Сущность педагогического процесса /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Обучающийся должен принять участие в семинарских занятиях (собеседование), выполнить практические работы (разноуровневые задания, задачи), пройти тестирование, выполнить контрольную работу.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
Виды работ:
Собеседование на семинарах - 11тем *3 балла= 33б.
Выполнение разноуровневых заданий - 3 задания= 7б.
Решение задач - 3 задачи=10б.
Тест - текущий тест - 15 вопросов (10 баллов), итоговый - 100 вопросов (20 баллов) = 30б.
Контрольная работа - 20б.
Итого по текущему контролю - 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Общая психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/79807
Общая психология: учеб. для студентов, аспирантов, преподавателей высш. пед. учеб. заведений
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.
Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Психология и педагогика: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/79812
Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2023
https://www.iprbookshop.ru/126302
под общ. ред. : В. А. Сластенина, А. С. Обухова
Психология: учеб. для бакалавров вузов по гуманитар. направлениям и специальностям
Панферов В. Н., Волохонская М. С., Микляева А. В.
Общая психология. Теоретические основы: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
под ред. : В. Н. Панферова, А. В. Микляевой
Общая психология. Основные психические явления: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Педагогика: учеб. для бакалавров
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал СибГУФК : moodle.sibgufk.ru
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
Официальный сайт СибГУФК : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ