2023-2024_49_03_02 АФК заочно 2023_plx_Педагогика и психология
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Педагогика и психология
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 АФК заочно 2023.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.07
 
зачеты 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
120
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая реабилитация
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
120
120
120
120
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. пед.наук , доц., Раянова Ю. Ю. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
 
Педагогика и психология
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 23.04.2024 г.  № 10

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Формировать у студентов целостное представление о психике, закономерностях и механизмах  психического развития, основах педагогических знаний о формах, методах и средствах обучения и воспитания.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Адаптивное физическое воспитание
2.2.2
Специальная педагогика
2.2.3
Теория и организация адаптивной физической культуры
2.2.4
Менеджмент физической культуры и спорта
2.2.5
Эрготерапия
2.2.6
Инклюзивное образование
2.2.7
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.8
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.9
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-3: Способен обосновывать выбор наиболее эффективных методов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья с использованием специальных знаний и способов их рационального применения в специальных медицинских группах в организациях общего и среднего профессионального образования
 
ОПК-3.1: Знает:

- понятие и особенности когнитивного развития личности;

- характеристику познавательных психических процессов;

- принципы, методы и средства обучения;

 
ОПК-3.6: Умеет:

- обосновывать выбор методов обучения;

 
ОПК-5: Способен воспитывать у занимающихся социально значимые личностные качества, проводить профилактику негативного социального поведения
 
ОПК-5.1: Знает:

- понятие личности и личностных качеств, социально-значимых личностных качеств занимающихся;

- подходы, принципы, методы, организационные формы воспитания личности и социально-значимых личностных качеств занимающихся;

 
ОПК-5.5: Умеет:

- подобрать и применить методы, приемы и средства воспитания личности и социально-значимых личностных качеств занимающихся;

 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Знает:

- методы и приемы установления контакта в процессе социального взаимодействия;

- источники, причины и способы управления конфликтами;

- сущностные характеристики и типологию лидерства;

- факторы эффективного лидерства;

 
УК-3.2: Знает:

- функции и средства общения;

 
УК-3.3: Знает:

- психологические особенности общения с различными категориями групп людей (по возрасту, состоянию здоровья, этническим и религиозным признакам и др.);

 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Знает:

- понятие личности, самосознания личности, понятие саморазвития, принципов реализации саморазвития;

- характеристику познавательной сферы личности как основы образования в течение всей жизни;

- принципы образования в течение всей жизни;

- содержание и виды профессионального саморазвития и самообразования;

 
УК-6.2: Умеет:

- отбирать средства и методы для саморазвития и самообразования;

- определять приоритеты собственной деятельности, личностного развития и профессионального роста;

 
стр. 5
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
УК-6.3: Имеет опыт:

- планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, временной перспективы развития сферы профессиональной деятельности и требований рынка труда;

- управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Общие основы психологии
0
 
1.1
Психология как наука.

/Лек/

1
УК-3.2 УК-6.2 УК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-3.1 ОПК-3.6
1
Предмет, задачи психологии. Основные этапы развития психология. Понятие психики.
0
 
1.2
Психология деятельности и личности /Лек/
1
УК-6.1
1
Понятие о деятельности. Структура деятельности. Основные виды деятельности. Понятие ведущей деятельности.  Освоение деятельности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность». Направленность личности. Факторы развития личности. Индивидуально-психологические особенности   личности.
0
 
1.3
Познавательная сфера личности /Лек/
1
УК-6.1 ОПК-3.1
1
Понятие о внимании. Функции и свойства внимания. Ощущение и восприятие как основа чувственного познания.Классификация ощущений и восприятия по различным основаниям. Закономерности ощущений и восприятий. Понятие о памяти. Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти. Классификация видов мышления. Мыслительные операции. Формы мышления. Понятие о воображении. Виды воображения.
0
 
1.4
Общение и межличностные отношения

/Лек/

1
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
1
Понятие общения. Виды, функции, средства общения. Структура общения. Понятие группы и коллектива. Межличностные отношения в группах и коллективах.
0
 
1.5
Методы современной психологии

/Пр/

1
ОПК-5.1
1
Классификация методов. Основные методы: наблюдение, эксперимент. Вспомогательные методы: анкетирование, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности.
0
 
1.6
Освоение деятельности

/Пр/

1
УК-6.1
1
Понятие об умениях и навыках. Процесс образования умений и навыков. Взаимодействие навыков. Навыки и привычки. Диагностика умений и навыков.
0
 
1.7
Психология личности  /Пр/
1
УК-6.1 ОПК-5.1
1
Понятие личности. Структура личности. Понятие направленности.  Характеристика разных форм направленности. Природа направленности.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
1.8
Индивидуально-типологические свойства личности

/Ср/

6
УК-6.1 ОПК-5.1
1
Темперамент, его психологическая характеристика.  Характер, его формирование.  Способности и одаренность.
0
 
1.9
Эмоционально-волевая сфера личности

/Ср/

6
УК-6.1 ОПК-5.1
1
Формы переживания чувств. Виды высших чувств. Сущность воли и структура волевого действия. Волевые качества личности
0
 
1.10
Познавательная сфера личности /Пр/
2
УК-6.1
1
Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: устойчивость, избирательность, концентрация, объем внимания, распределение. Ощущение и восприятие. Память, виды памяти, процессы. Мышление и воображение
0
 
1.11
Основные свойства ощущения и восприятия

/Ср/

4
УК-6.1
1
Общие свойства и закономерности ощущений. Свойства восприятия: константность, осмысленность, апперцепция, избирательность, целостность.
0
 
1.12
Основные закономерности памяти /Ср/
4
УК-6.1
1
Принципы классификации видов памяти: образная, эмоциональная, сенсорная, двигательная, генетическая, механическая, логическая, долговременная, оперативная, кратковременная, эйдетическая память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.  Закономерности памяти.
0
 
1.13
Мышление и воображение /Ср/
4
УК-6.1
1
Понятие и виды мышления.  Мыслительные операции и формы мышления.  Виды воображения.  Приемы создания образов воображения.
0
 
1.14
Межличностные отношения в группах и коллективах /Пр/
1
УК-3.1 УК-3.3
1
Понятие группы и коллектива. Виды групп. Сущностные характеристики и типология лидерства, факторы эффективного лидерства. Методы изучения межличностных отношений.
0
 
1.15
Конфликты и управление ими

/Ср/

4
УК-3.1
1
Типология конфликтов. Источники, причины и способы управления конфликтами. Диагностика конфликта.
0
 
1.16
Социализация личности /Ср/
4
ОПК-5.1
1
Понятие социализации. Механизмы и институты социализации. Основные этапы социализации личности. Содержание процесса социализации. Сферы становления личности.
0
 
1.17
Основные виды деятельности   /Ср/
6
УК-6.1
1
Характеристика общения, игры, учебной деятельности, трудовой. Понятие ведущей деятельности.
0
 
1.18
Факторы развития личности. /Ср/
6
УК-6.1
1
Характеристика факторов развития личности. Понятие саморазвития, принципов саморазвития
0
 
1.19
Социально-значимые личностные качества занимающихся  /Ср/
6
УК-6.1
1
Качества личности. Диагностика социально-значимых личностных качеств занимающихся.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
1.20
Виды ощущений  /Ср/
6
УК-6.1
1
Характеритсика видов ощущений по контакту с раздражителями и по расположению рецепторов
0
 
1.21
Способы управления конфликтами   /Ср/
6
УК-3.1
1
Изучение этапов развития конфликта и способов выхода из конфликтной ситуации
0
 
 
Раздел 2. Общие основы педагогики
0
 
2.1
Педагогика как наука /Лек/
1
УК-6.2 УК-6.3 ОПК-3.1
1
Понятие педагогики. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Основные категории педагогики.
0
 
2.2
Целостный педагогический процесс /Лек/
1
УК-6.3 ОПК-3.1
1
Педагогический процесс как целостное явление. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Цели и функции обучения. Структура процесса обучения. Принципы и правила обучения. Методы обучения.
0
 
2.3
Воспитание как педагогическое явление /Лек/
1
ОПК-5.1
1
Понятие о закономерностях воспитания. Принципы воспитания. Понятие метода, приемов, средств и форм воспитания. Классификация методов воспитания.
0
 
2.4
Коллектив как объект и субъект воспитания /Лек/
1
ОПК-5.1
1
Социально-психологическая характеристика группы. Коллектив и его признаки. Стадии развития коллектива. Особенности спортивного коллектива, сборной команды, функции спортивного коллектива. Создание и сплочение коллектива.
0
 
2.5
Основные этапы развития педагогики и образования /Пр/
1
ОПК-3.1
1
Развитие педагогической мысли. Воспитание в первобытном обществе. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в древних цивилизациях и античном мире. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Средневековья и Возрождения. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории Нового времени. Развитие образования и педагогической мысли в России. Труды известных педагогов: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, Д. Локка, Я. Корчака, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского. 
0
 
стр. 8
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
2.6
Методология и методы педагогических исследований /Пр/
1
ОПК-3.1
1
Понятие методологии. Значение методов педагогического исследования в педагогической работе. Классификация методов педагогического исследования. Характеристика методов педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, опросные методы, математические методы, методы теоретического исследования и др. Организация педагогического исследования.
0
 
2.7
Сущность процесса обучения /Пр/
1
ОПК-3.1 ОПК-3.6
1
Понятие о целостном педагогическом процессе. Понятие о дидактике. Основные категории дидактики. Структура процесса обучения, принципы и правила обучения. Понятие и классификация методов обучения по источнику и характеру познавательной деятельности учащихся, их характеристика. Педагогический контроль и оценка качества образования. Понятие форм организации обучения, типы и структура уроков, требования к уроку. Особенности школьного урока.
0
 
2.8
Сущность процесса воспитания

/Пр/

1
ОПК-5.1
1
Цели, задачи и содержание образования и воспитания. Деятельностный подход в воспитании. Принципы воспитания. Методы, приемы и средства воспитания. Классификация методов воспитания. Методы самовоспитания. Характеристика методов нравственного сознания личности.
0
 
2.9
Сущность педагогических технологий /Пр/
1
ОПК-5.1 ОПК-3.6
1
Сущность педагогической технологии. Соотношение понятий технология и искусство. Признаки педагогических технологий: цепочка взаимосвязанных действий, коммуникаций, гарантия результата, универсальность и т.д.
0
 
2.10
Классификации педагогических технологий. /Пр/
1
ОПК-5.1
1
Проблема типологии педагогических технологий. Критерии выбора педагогических технологий. Классификация педагогических технологий по Г.К. Селевко, В.П. Беспалько, С.Ю. Трапицыну. Характеристика  современных педагогических технологий: программированное обучение, проблемное обучение и деловые игры, информационные технологии, групповые технологии, технологии развивающего обучения (Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л. В. Занкова).
0
 
2.11
Решение разноуровневых заданий /Ср/
20
ОПК-3.1
1
0
 
2.12
Текущий тестовый контроль "Основные категории дидактики" /Ср/
10
ОПК-3.1
1
0
 
стр. 9
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
2.13
Итоговый тестовый  контроль  /Ср/
10
ОПК-3.1
1
0
 
2.14
Решение задач по теме Технология решения педагогических задач /Ср/
6
ОПК-5.5
1
0
 
2.15
Самостоятельная работа по теме Сущность процесса обучения /Ср/
6
ОПК-3.1
1
0
 
2.16
Самостоятельная работа по теме Сущность педагогического процесса /Ср/
6
ОПК-3.1
1
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Обучающийся должен принять участие в семинарских занятиях (собеседование), выполнить практические работы (разноуровневые задания, задачи), пройти тестирование, выполнить контрольную работу.
 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

Виды работ:

Собеседование на семинарах - 11тем *3 балла= 33б.

Выполнение разноуровневых заданий - 3 задания= 7б.

Решение задач - 3 задачи=10б.

Тест  - текущий тест - 15 вопросов (10 баллов),  итоговый - 100 вопросов (20 баллов) = 30б.

Контрольная работа - 20б.

Итого   по текущему контролю - 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Резепов И. Ш.
Общая психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/79807
 
Л1.2
Маклаков А. Г.
Общая психология: учеб. для студентов, аспирантов, преподавателей высш. пед. учеб. заведений
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012
0
 
Л1.3
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.
Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Академия, 2011
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Резепов И. Ш.
Психология и педагогика: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/79812
 
Л2.2
Калюжный А. С.
Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2023
1
https://www.iprbookshop.ru/126302
 
Л2.3
под общ. ред. : В. А. Сластенина, А. С. Обухова
Психология: учеб. для бакалавров вузов по гуманитар. направлениям и специальностям
Москва: Юрайт, 2015
0
 
Л2.4
Панферов В. Н., Волохонская М. С., Микляева А. В.
Общая психология. Теоретические основы: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2016
0
 
Л2.5
под ред. : В. Н. Панферова, А. В. Микляевой
Общая психология. Основные психические явления: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2016
0
 
Л2.6
Подласый И. П.
Педагогика: учеб. для бакалавров
Москва: Юрайт, 2012
0
 
стр. 10
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный портал СибГУФК : moodle.sibgufk.ru
 
Э2
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
 
Э3
Официальный сайт СибГУФК : sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики