2023-2024_49_03_02 АФК заочно 2023_plx_История адаптивной физической культуры
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
История адаптивной физической культуры
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 АФК заочно 2023.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.05
 
зачеты 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
94
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая реабилитация
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
94
94
94
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доцент, Пенькова И.В. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
 
История адаптивной физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 30.04.2024 г.  № 14

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Таламова И.Г.

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
освоение адаптивной физической культуры в разные исторические периоды как органической части всей человеческой культуры
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы российской государственности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.14: Имеет опыт:

- аргументированного доказательства социальной и личной значимости вида адаптивного спорта и физкультурно-спортивной деятельности с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

 
УК-5.4: Знает:

- основные исторические формы взаимодействия человека, в том числе с инвалидностью, и общества;

- периодизацию истории адаптивной физической культуры, социальную сущность, структуру и функции адаптивной физической культуры;

 
УК-5.8: Умеет:

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Становление АФК за рубежом
0
 
1.1
От Линдемана до Людвига Гутмана. /Пр/
2
УК-5.8
1
История развития АФК за рубежом. Современное состояние АФК в разных странах.
0
 
1.2
От Линдемана до Людвига Гутмана /Ср/
30
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.14
1
Подготовка к практическим занятиям (изучение рекомендованной литературы, работа с лекциями, вопросами к занятию), написание контрольной работы
0
 
 
Раздел 2. Становление АФК в России
0
 
2.1
Адаптивный спорт в СССР и современной России /Лек/
2
УК-5.4
1
Российские исследователи, врачи  и педагоги XIX и XX веков, внёсшие вклад в становление адаптивной физической культуры. История участия СССР и РФ в Паралимпийских играх. Становление спорта слепых. Спортивное движение глухих России. История Специального Олимпийского движения в РФ.
0
 
2.2
Российские участники Паралимпийских игр в различных видах спорта.  /Пр/
2
УК-5.8
1
Известные российские спортсмены-паралимпийцы: история жизни и успеха.
0
 
2.3
Российские участники Паралимпийских игр в различных видах спорта

/Ср/

30
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.14
1
Подготовка к практическим занятиям (изучение рекомендованной литературы, работа с лекциями, вопросами к занятию), написание контрольной работы
0
 
 
стр. 5
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
Раздел 3. Волонтерская деятельность
0
 
3.1
Понятие «волонтёрство», «волонтёр». История возникновения волонтёрского движения.  /Лек/
2
УК-5.4
1
Понятия «волонтёрство и волонтёрская деятельность». Содержание волонтёрского движения. Сущность добровольного труда. Добровольческий труд. Добровольчество. Субъект труда. Проблемы социальных групп, нуждающихся в волонтёрской поддержке. Необходимость волонтёрской помощи в домах престарелых,  в детских домах.
0
 
3.2
Организация волонтёрской деятельности в разных странах, в том числе РФ. /Пр/
2
УК-5.14
1
Модели организации волонтерской деятельности. Организация волонтерской деятельности в разных странах, РФ. Организация волонтёрской деятельности в Омске и области, волонтёрские отряды учебных организаций. Конкурс профессионального мастерства «Абилимпикс».
0
 
3.3
Организация волонтёрской деятельности в разных странах, в том числе РФ. /Ср/
34
УК-5.4 УК-5.8 УК-5.14
1
Подготовка к практическим занятиям (изучение рекомендованной литературы, работа с лекциями, вопросами к занятию),написание контрольной работы
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Текущий контроль осуществляется на занятиях аудиторного типа. Средствами текущего контроля являются: ситуационная задача (до 10 баллов), реферат (до 10 баллов),  опрос  (до 5 баллов), практическое задание (до 5 баллов),  тест (тестовые задания) - до 10 баллов, контрольная работа (до 40 баллов).

Решение ситуационных задач используется на занятиях семинарского типа (практических).

Реферат является продуктом самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

В ходе изучения дисциплины студентам предлагается  выполнить практические задания: подготовить эссе  на предложенную тему, а также сделать анализ статьи .

Устный опрос применяются на занятиях для оценивания уровня сформированности знаний.

Тестовые задания, как средства контроля, включаются в текущий тест.  

В межсессионный период обучающие выполняют контрольную работу, включающую в себя подготовка сообщения и выполнения практических заданий.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет проводится по результатам выполнения основных контрольных мероприятий БРС.

Зачет выставляется обучающимся, не имеющим задолженности в процессе изучения дисциплины, по итогам текущего контроля:

Зачтено 61-100 баллов;

Не зачтено – 60 и менее.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль :

Опрос на занятиях - 5 баллов - 5х2=10 баллов

Практическое задание - 5 баллов - 5х2=10 баллов

Ситуационная задача - 10 баллов - 10х1=10 баллов

Тест - 10 баллов

Реферат - 10 баллов - 10х2=20 баллов

Контрольная работа - 40 баллов

Всего: 100 баллов

                                    

                                                                                                                    

 
стр. 6
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Евсеев С. П., Евсеева О. Э., Грачиков А. А., Аксенов А. В.
Современные проблемы адаптивной физической культуры и ее видов: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2020
0
 
Л1.2
Евсеев С. П.
Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. для образов. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.03.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура)"
Москва: Спорт, 2016
1
https://www.iprbookshop.ru/55593
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Алхасов Д. С.
Теория и история физической культуры: учеб. и практикум для вузов
М.: Юрайт, 2020
1
https://urait.ru/book/teoriya-i-istoriya-fizicheskoy-kultury-454169
 
Л2.2
Бегидова Т. П.
Основы адаптивной физической культуры: учеб. пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2018
0
 
Л2.3
Алхасов Д. С.
Теория и история физической культуры: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2017
0
 
Л2.4
Рубцова Н. О.
Технологии спортивной подготовки в Специальном Олимпийском движении: учеб. пособие для студентов по  направлению подгот. 49.04.02 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)"
Москва: РГУФКСМиТ, 2015
1
https://lib.rucont.ru/efd/373514
 
Л2.5
Германов Г. Н., Злобина М. Е., Хомяк П. А.
История, теория и организация физической культуры и спорта. 150 вопросов абитуриенту : ответы и самоконтроль: учеб. пособие  для подгот. к теорет. экзамену
Саратов: Вузов. образование, 2015
1
https://www.iprbookshop.ru/27256
 
Л2.6
Комаров С. Н., Цатурова К. А., Курамшин Ю. В, Антонова Т. М., Василевская Н. Г.
История физической культуры: учеб. для образов. учреждений высш. проф. образования по направлению подгот. "Физ. культура"
Москва: Академия, 2013
0
 
Л2.7
Кузьмина О. И., Германов Г. Н., Цуканова Е. Г., Кулькова И. В.
Паралимпийские игры: учеб. пособие для академ. бакалавриата : в 3 т.
Москва: Юрайт, 2019
0
 
Л2.8
Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А., Кузьмина О. И.
Олимпийские зимние игры: учеб. пособие для академ. бакалавриата : в 3 т.
Москва: Юрайт, 2019
0
 
Л2.9
Алхасов Д. С.
Теория и история физической культуры: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2018
1
 
Л2.10
Комаров С. Н., Антонова Т. М.
История физической культуры: метод. указания для студентов 1 и 2 курсов заоч. обучения
Санкт-Петербург: [б. и.], 2009
0
 
стр. 7
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.11
под общ. ред. С. П. Евсеева
Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры: учеб. для высш. и сред. проф. учеб. заведений по специальности 022500 - Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура) и 0323 - Адапт. физ. культура
Москва: Сов. спорт, 2003
17
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л3.1
Рубцов А. В.
Адаптивный спорт: учеб. пособие
Москва: ИКЦ "Колос-с", 2018
1
https://lib.rucont.ru/efd/664340
 
Л3.2
Мельникова Н. Ю., Трескин А. В.
История физической культуры и спорта: учеб. для учреждений высш. проф. образования
Москва: Спорт, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/79433
 
Л3.3
Мельникова Н. Ю., Трескин А. В.
История физической культуры и спорта: учеб. для учреждений высш. проф. образования
Москва: Сов. спорт, 2013
1
https://lib.rucont.ru/efd/279287
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
система тестирования;
6.3.1.3
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог)
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК
6.3.2.2
moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения
6.3.2.3
sibsport.ru – официальный сайт вуза
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Аудитория 102,103 учебный корпус 4
7.2
Оснащенность помещений для самостоятельной работы:
7.3
Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя 0
7.4
Количество посадочных мест: для студентов – 18,  для преподавателя – 1
7.5
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики