МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
История адаптивной физической культуры
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2023.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
канд.пед.наук, доцент, Пенькова И.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
История адаптивной физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 30.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
освоение адаптивной физической культуры в разные исторические периоды как органической части всей человеческой культуры
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Основы российской государственности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.14: Имеет опыт:
- аргументированного доказательства социальной и личной значимости вида адаптивного спорта и физкультурно-спортивной деятельности с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
УК-5.4: Знает:
- основные исторические формы взаимодействия человека, в том числе с инвалидностью, и общества;
- периодизацию истории адаптивной физической культуры, социальную сущность, структуру и функции адаптивной физической культуры;
УК-5.8: Умеет:
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Становление АФК за рубежом
От Линдемана до Людвига Гутмана. /Пр/
История развития АФК за рубежом. Современное состояние АФК в разных странах.
От Линдемана до Людвига Гутмана /Ср/
Подготовка к практическим занятиям (изучение рекомендованной литературы, работа с лекциями, вопросами к занятию), написание контрольной работы
Раздел 2. Становление АФК в России
Адаптивный спорт в СССР и современной России /Лек/
Российские исследователи, врачи и педагоги XIX и XX веков, внёсшие вклад в становление адаптивной физической культуры. История участия СССР и РФ в Паралимпийских играх. Становление спорта слепых. Спортивное движение глухих России. История Специального Олимпийского движения в РФ.
Российские участники Паралимпийских игр в различных видах спорта. /Пр/
Известные российские спортсмены-паралимпийцы: история жизни и успеха.
Российские участники Паралимпийских игр в различных видах спорта
/Ср/
Подготовка к практическим занятиям (изучение рекомендованной литературы, работа с лекциями, вопросами к занятию), написание контрольной работы
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Раздел 3. Волонтерская деятельность
Понятие «волонтёрство», «волонтёр». История возникновения волонтёрского движения. /Лек/
Понятия «волонтёрство и волонтёрская деятельность». Содержание волонтёрского движения. Сущность добровольного труда. Добровольческий труд. Добровольчество. Субъект труда. Проблемы социальных групп, нуждающихся в волонтёрской поддержке. Необходимость волонтёрской помощи в домах престарелых, в детских домах.
Организация волонтёрской деятельности в разных странах, в том числе РФ. /Пр/
Модели организации волонтерской деятельности. Организация волонтерской деятельности в разных странах, РФ. Организация волонтёрской деятельности в Омске и области, волонтёрские отряды учебных организаций. Конкурс профессионального мастерства «Абилимпикс».
Организация волонтёрской деятельности в разных странах, в том числе РФ. /Ср/
Подготовка к практическим занятиям (изучение рекомендованной литературы, работа с лекциями, вопросами к занятию),написание контрольной работы
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль осуществляется на занятиях аудиторного типа. Средствами текущего контроля являются: ситуационная задача (до 10 баллов), реферат (до 10 баллов), опрос (до 5 баллов), практическое задание (до 5 баллов), тест (тестовые задания) - до 10 баллов, контрольная работа (до 40 баллов).
Решение ситуационных задач используется на занятиях семинарского типа (практических).
Реферат является продуктом самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
В ходе изучения дисциплины студентам предлагается выполнить практические задания: подготовить эссе на предложенную тему, а также сделать анализ статьи .
Устный опрос применяются на занятиях для оценивания уровня сформированности знаний.
Тестовые задания, как средства контроля, включаются в текущий тест.
В межсессионный период обучающие выполняют контрольную работу, включающую в себя подготовка сообщения и выполнения практических заданий.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет проводится по результатам выполнения основных контрольных мероприятий БРС.
Зачет выставляется обучающимся, не имеющим задолженности в процессе изучения дисциплины, по итогам текущего контроля:
Зачтено 61-100 баллов;
Не зачтено – 60 и менее.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль :
Опрос на занятиях - 5 баллов - 5х2=10 баллов
Практическое задание - 5 баллов - 5х2=10 баллов
Ситуационная задача - 10 баллов - 10х1=10 баллов
Тест - 10 баллов
Реферат - 10 баллов - 10х2=20 баллов
Контрольная работа - 40 баллов
Всего: 100 баллов
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Евсеев С. П., Евсеева О. Э., Грачиков А. А., Аксенов А. В.
Современные проблемы адаптивной физической культуры и ее видов: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2020
Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. для образов. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.03.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура)"
https://www.iprbookshop.ru/55593
6.1.2. Дополнительная литература
Теория и история физической культуры: учеб. и практикум для вузов
https://urait.ru/book/teoriya-i-istoriya-fizicheskoy-kultury-454169
Основы адаптивной физической культуры: учеб. пособие для вузов
Теория и история физической культуры: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Технологии спортивной подготовки в Специальном Олимпийском движении: учеб. пособие для студентов по направлению подгот. 49.04.02 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)"
https://lib.rucont.ru/efd/373514
Германов Г. Н., Злобина М. Е., Хомяк П. А.
История, теория и организация физической культуры и спорта. 150 вопросов абитуриенту : ответы и самоконтроль: учеб. пособие для подгот. к теорет. экзамену
Саратов: Вузов. образование, 2015
https://www.iprbookshop.ru/27256
Комаров С. Н., Цатурова К. А., Курамшин Ю. В, Антонова Т. М., Василевская Н. Г.
История физической культуры: учеб. для образов. учреждений высш. проф. образования по направлению подгот. "Физ. культура"
Кузьмина О. И., Германов Г. Н., Цуканова Е. Г., Кулькова И. В.
Паралимпийские игры: учеб. пособие для академ. бакалавриата : в 3 т.
Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А., Кузьмина О. И.
Олимпийские зимние игры: учеб. пособие для академ. бакалавриата : в 3 т.
Теория и история физической культуры: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Комаров С. Н., Антонова Т. М.
История физической культуры: метод. указания для студентов 1 и 2 курсов заоч. обучения
Санкт-Петербург: [б. и.], 2009
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
под общ. ред. С. П. Евсеева
Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры: учеб. для высш. и сред. проф. учеб. заведений по специальности 022500 - Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура) и 0323 - Адапт. физ. культура
6.1.3. Методические разработки
Адаптивный спорт: учеб. пособие
Москва: ИКЦ "Колос-с", 2018
https://lib.rucont.ru/efd/664340
Мельникова Н. Ю., Трескин А. В.
История физической культуры и спорта: учеб. для учреждений высш. проф. образования
https://www.iprbookshop.ru/79433
Мельникова Н. Ю., Трескин А. В.
История физической культуры и спорта: учеб. для учреждений высш. проф. образования
https://lib.rucont.ru/efd/279287
6.3.1 Перечень программного обеспечения
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК
moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения
sibsport.ru – официальный сайт вуза
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Аудитория 102,103 учебный корпус 4
Оснащенность помещений для самостоятельной работы:
Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя 0
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ