МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2023.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
канд. биол. наук, доцент, Малышева М.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 30.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
изучение и освоение особенностей применения массажа для осуществления реабилитационной деятельности детей в условиях лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждениях, реабилитационных центрах.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Организация занятий в специальной медицинской группе
Физическая реабилитация в неврологии
Методическое обеспечение адаптивной физической культуры
Физическая реабилитация в клинике внутренних болезней
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Курортология и санаторно-курортное лечение
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Реабилитация при психических расстройствах и заболеваниях
Скалолазание для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Физическая реабилитация в хирургии и травматологии
Физические средства восстановления
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен обеспечивать эффективную реабилитацию инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры с учетом нозологических, гендерных и возрастных групп, включая руководство и методическое обеспечение процесса восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма занимающихся
ПК-1.13: Умеет:
- пользоваться современными технологиями реализации компетентного подхода, реабилитационными (восстановительными) технологиями в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.15: Имеет опыт:
- использования современных технологий реализации компетентного подхода, реабилитационных (восстановительных) технологий в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.5: Знает:
- принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности;
ПК-1.6: Знает:
- медицинские основы адаптивной физической культуры;
ПК-1.8: Знает:
- правила техники безопасности при осуществлении реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Основы массажа в педиатрии
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
1. Прием «поглаживание». Понятие, технологические параметры, физиологическое действие, разновидности.
2. Прием «выжимание». Понятие, технологические параметры, физиологическое действие, разновидности.
3. Прием «разминание». Понятие. Технологические параметры разминания. Физиологическое действие приема.
4. Прием «растирание». Понятие, технологические параметры, физиологическое действие, разновидности.
5. Техника выполнения ударных приемов, ручной вибрации, сотрясающих приемов.
Выполнение контрольной работы /Ср/
ПК-1.5 ПК-1.6 ПК-1.13 ПК-1.15
задание представлено в ФОСе
Раздел 2. Массаж у детей раннего возраста
Лекция. Особенности проведения массажа у детей /Лек/
1. Возрастная периодизация детского возраста.
2. Анатомо-физиологические особенности детского организма.
3. Влияние отдельных массажных приемов на функции организма ребенка.
4. Особенности проведения процедур массажа у детей.
Массаж при заболеваниях, встречающихся у детей раннего возраста. /Ср/
1. Особенности массажа при рахите.
2. Особенности массажа при гипотрофии.
3. Особенности массажа при пупочной грыже.
Написание карт по массажу 2 шт.
Составление таблиц 2 шт. /Ср/
ПК-1.5 ПК-1.6 ПК-1.13 ПК-1.15
задание представлено в ФОСе
Раздел 3. Массаж при заболеваниях нервной системы у детей
Лекция. Массаж при детском церебральном параличе /Лек/
1.Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП), его формы, периоды течения.
2. Методики массажа, применяемые у детей с ДЦП.
Особенности массажа при перинатальных поражениях нервной системы. /Пр/
подготовить ответы на вопросы:
1. Понятие о ППНС, основные клинические проявления.
2. Особенности проведения массажа у детей с ППНС.
3. Особенности проведения массажа у недоношенных и маловесных детей.
Написание карт по массажу 2 шт. /Ср/
ПК-1.5 ПК-1.6 ПК-1.13 ПК-1.15
задание представлено в ФОСе
Раздел 4. Массаж в детской ортопедии
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Особенности применения массажа при врожденных пороках развития опорно-двигательного аппарата. /Пр/
1. Массаж при врожденной кривошее.
2. Массаж при врожденном вывихе бедра.
3. Массаж при врожденной косолапости.
Массаж при нарушениях осанки, сколиотической болезни, деформации нижних конечностей /Пр/
1. Особенности массажа при различных видах нарушениях осанки.
2. Особенности массажа при сколиотической болезни.
3. Особенности массажа при плоскостопии, вальгусной и варусной деформации нижних конечностей.
Написание карт по массажу 3 шт.
Составление таблиц 3 шт.
/Ср/
ПК-1.5 ПК-1.6 ПК-1.13 ПК-1.15
задание представлено в ФОСе
Раздел 5. Массаж при соматических заболеваниях у детей
Написание карт по массажу 3 шт.
Составление таблиц 1 шт.
Подготовка проекта
/Ср/
ПК-1.5 ПК-1.6 ПК-1.13 ПК-1.15
задание представлено в ФОСе
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Для получения зачета по дисциплине необходимо выполнить контрольную работу, 2 кейс-пакета, пройти тестирование, написать 1 реферат.
Предусмотрены бонусные баллы за посещение всех практических занятий (10 баллов).
5.2. Промежуточная аттестация
При выполнении всех видов работ, предусмотренных программой и количестве баллов не менее 61, обучающийся получает зачет.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Обязательные виды работ
кейс пакеты 10×2=20
контрольная работа 30×1=30
реферат 11×1=11
тестирование 29×1=29
Дополнительные баллы
посещение всех занятий 1 ×10=10
всего 100
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Детский массаж. Техники, приемы, рекомендации
Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия
Санкт-Петербург: Корона-Век, 2008
Санкт-Петербург: Литера, 2005
авт.-сост. С. Денисовская
Детский массаж: руководство для родителей
Москва: Айрис-Пресс, 2003
Санкт-Петербург: Тимошка, 2000
Васичкин В. И., Васичкина Л. Н.
Санкт-Петербург: Полигон, 1999
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
6.1.2. Дополнительная литература
авт.-сост. С. Денисовская
Детский массаж: руководство для родителей
Москва: Айрис-пресс, 2007
Москва: Университет. кн., 2001
Детский массаж: массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет
Санкт-Петербург: Корона принт, 2000
6.1.3. Методические разработки
Детский массаж. Методика и техника массажа, гимнастика в домашних условиях
Москва: Центрполиграф, 2006
Большая энциклопедия массажа : Все виды массажа. Техника. Основные приемы. Детский массаж
Москва: АСТ [и др.], 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
сайт библиотеки СибГУФК; : lib.sibsport.ru
образовательный портал и система дистанционного обучения; : moodle.sibgufk.ru
официальный сайт вуза. : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Информационные ресурсы ФГБОУ ВО СибГУФК:
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Помещения для проведения аудиторных занятий: Учебная аудитория.
Оснащенность помещений: Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран, реабилитационные средства, гимнастические предметы, массажные кушетки, муляжи детей 1го года жизни.
Перечень помещений для самостоятельной работы обучающихся и промежуточной аттестации:
Аудитория 102, учебный корпус 4
Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ