МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2023.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
канд пед. наук, доц., Медведева Л.Е.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 30.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
освоение студентами теоретико-методических знаний и практических умений для осуществления реабилитационного вида профессиональной деятельности, для решения профессиональной задачи – способствовать восстановлению нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) с использованием средств и методов адаптивной физической культуры для осуществления реабилитационной деятельности у лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием тренажеров, аппаратов механотерапии и технических средств.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Организация занятий в специальной медицинской группе
Физическая реабилитация в неврологии
Методическое обеспечение адаптивной физической культуры
Физическая реабилитация в клинике внутренних болезней
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Курортология и санаторно-курортное лечение
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Реабилитация при психических расстройствах и заболеваниях
Скалолазание для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Физическая реабилитация в хирургии и травматологии
Физические средства восстановления
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен обеспечивать эффективную реабилитацию инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры с учетом нозологических, гендерных и возрастных групп, включая руководство и методическое обеспечение процесса восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма занимающихся
ПК-1.11: Умеет:
- проводить корректировку методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.13: Умеет:
- пользоваться современными технологиями реализации компетентного подхода, реабилитационными (восстановительными) технологиями в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.15: Имеет опыт:
- использования современных технологий реализации компетентного подхода, реабилитационных (восстановительных) технологий в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.16: Имеет опыт:
- корректирования методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.5: Знает:
- принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности;
ПК-1.6: Знает:
- медицинские основы адаптивной физической культуры;
ПК-1.8: Знает:
- правила техники безопасности при осуществлении реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Раздел 1. Общие основы механотерапии.
Введение. История развития механотерапии. /Лек/
Ведение. Краткий исторический очерк. История развития механотерапии. Этапы развития механотерапии в России. Современное состояние механотерапии как метода реабилитации. Структура и функции механотерапии.
Клинико-физиологическое обоснование реабилитации с использованием механотерапии. /Пр/
Клинико-физиологическое обоснование реабилитации с использованием механотерапии. Функциональные механизмы и виды лечебного действия аппаратов механотерапии при реабилитации пациентов с заболеваниями шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника. Функциональные механизмы и виды лечебного действия аппаратов механотерапии при реабилитации пациентов с заболеваниями суставов. Показания и противопоказания к проведению процедур механотерапии. Дозировка и нагрузка при использовании механоаппаратов, применяемых при лечении суставов и мышц.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовка реферата.
/Ср/
ПК-1.5 ПК-1.6 ПК-1.8 ПК-1.11 ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-1.16
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовка реферата.
Раздел 2. Реабилитация лиц с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата с помощью механотерапии.
Механотерапия в спорте (проблемная лекция). /Лек/
Механотерапия в спорте (проблемная лекция). Применение механотерапии для реабилитации спортсменов. Характеристика тренажеров и их использование в системе реабилитации и в спорте. Особенности применения тренажеров в зависимости от нозологической формы.
Механотерапия при различных травмах и заболеваниях. /Пр/
Механотерапия при различных травмах и заболеваниях. Особенности применения механотерапии при различных травмах и заболеваниях.
Механотерапия в спорте. /Пр/
ПК-1.5 ПК-1.8 ПК-1.11 ПК-1.13 ПК-1.15
Механотерапия в спорте. Особенности применения аппаратов механотерапии и тренажеров для реабилитации спортсменов. Характеристики тренажеров используемых при реабилитации спортсменов. Особенности применения тренажеров у спортсменов в зависимости от нозологической формы. Особенности применения механотерапии у спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Теоретическая подготовка к практическим занятиям (изучение литературы, работа с лекциями). /Ср/
ПК-1.6 ПК-1.8 ПК-1.11 ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-1.16
Теоретическая подготовка к практическим занятиям (изучение литературы, работа с лекциями).
- Анализ - подготовка и оформление реферативных сообщений с мультимедийной презентацией по использованию механотерапии
Подготовка рефератов и мультимедийной презентации
Составление комплексов лечебной гимнастики с использованием тренажеров, аппаратов механотерапии при различных нозологических формах, реабилитационных программ.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
За период изучения дисциплины обучающийся должен принять участие в устных опросах 2 раза, выполнить контрольную работу, ответить на вопросы теста и подготовить два доклада с презентацией.
5.2. Промежуточная аттестация
Студент, выполнивший контрольную работу и набравший от 61 до 100 баллов, получает зачет
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль
Устный опрос 5 баллов × 2 = 10 баллов
Тест 20 баллов
Доклад с презентацией 20 баллов × 2 = 40 баллов
Контрольная работа 40 баллов
ИТОГО: 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Налобина А. Н., Фёдорова Т. Н., Таламова И. Г., Курч Н. М.
Основы физической реабилитации: учебник
Саратов: Ай Эи Эр Медиа, 2018
Гиниятуллин Н. И., Гавришев С. В., Гиниятуллин М. Н.
Механотерапия: тракционная терапия (лечение вытяжением). Профессиональные технологии лечения и реабилитации функций позвоночника и суставов
6.1.2. Дополнительная литература
Курч Н. М., Таламова И. Г., Федорова Т. Н.
Физические средства восстановления в спорте: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
Физическая реабилитация при заболеваниях в детском и подростковом возрасте: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
Лечебный массаж: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры : в 2 т.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Налобина А. Н., Таламова И. Г., Стоцкая Е. С.
Основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа в детской неврологии: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования
Саратов: Ай Пи Ар Медиа [и др.], 2019
http://www.iprbookshop.ru/85499
Налобина А. Н., Стоцкая Е. С.
Физическая реабилитация в детской неврологии: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
официальный сайт вуза : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Аудитория 405, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 20 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 4 жалюзи, мультимедиа проектор.
Аудитория 407, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 7 компьютерных кресел, 15 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 6 жалюзи, мультимедиа проектор.
Аудитория 502, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 9, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 22, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 7 учебных столов, 13 стульев, 5 компьютерных столов, 10 компьютерных кресел, 1 стол для преподавателя, трибуна, 4 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 602, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 31, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 31 стул, 6 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 102, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 305, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7; для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
8 учебных столов, 24 стула, 8 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 312, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 19, для преподавателя - 1
Учебная доска, 6 учебных столов, 19 стульев, 7 столов для компьютеров, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 222, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 8, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 28, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 20 стульев, 8 компьютерных столов, 5 компьютерных кресел, 3 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 2 жалюзи.
Аудитория 229, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 27, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 4 учебных стола, 16 стульев, 11 компьютерных столов, 6 компьютерных кресел, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, колонки.
Аудитория 422, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 1.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Количество посадочных мест: для студентов – 17, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 5 учебных столов, 10 стульев, 7 компьютерных столов, 2 компьютерных кресла, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка.
Аудитория 13, Дворец здоровья Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 37; для преподавателя – 1.
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
Аудитория 21, легкоатлетический манеж Количество компьютеров: для студентов – 12; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 36; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 36 стульев, 12 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 26, легкоатлетический манеж Количество компьютеров: для студентов – 11; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 27; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 27 стульев, 9 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ