МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Физические средства восстановления
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2023.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
канд. пед. наук, доц., Медведева Л.Е.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Физические средства восстановления
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 30.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Освоение обучающимися принципов управления методическим обеспечением восстановительной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и гендерных групп, реализующих свои потребности в процессе занятий различными видами адаптивной физической культуры: адаптивным физическим воспитанием, адаптивным спортом, адаптивной двигательной рекреацией, физической реабилитацией, экстремальными и креативными видами двигательной активности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Восточные методики оздоровления
Инновационные методы адаптивной физической культуры
Профессионально-ориентированная практика
Физическая реабилитация в педиатрии, акушерстве и гинекологии
Организация занятий в специальной медицинской группе
Физическая реабилитация в неврологии
Методическое обеспечение адаптивной физической культуры
Физическая реабилитация в клинике внутренних болезней
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен обеспечивать эффективную реабилитацию инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры с учетом нозологических, гендерных и возрастных групп, включая руководство и методическое обеспечение процесса восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма занимающихся
ПК-1.1: Знает:
- методы оценки качества и результативности работы инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре, тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре, тренеров по адаптивному спорту;
ПК-1.10: Умеет:
- оценивать уровень и составлять планы развития профессиональных компетенций инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре, тренеров по адаптивному спорту;
ПК-1.11: Умеет:
- проводить корректировку методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.12: Умеет:
- определять задачи и делегировать полномочия инструкторам-методистам по адаптивной физической культуре, вести контроль их деятельности;
ПК-1.15: Имеет опыт:
- использования современных технологий реализации компетентного подхода, реабилитационных (восстановительных) технологий в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.16: Имеет опыт:
- корректирования методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.5: Знает:
- принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности;
ПК-1.8: Знает:
- правила техники безопасности при осуществлении реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Система восстановления в спорте.
Система восстановления в спорте. /Лек/
Причины утомления при физических нагрузках. Механизмы процессов утомления у спортсменов. Виды утомления. Острое и хроническое утомление. Общее и локальное утомление. Скрытое утомление. Влияние мощности выполняемых упражнений и предельной продолжительности на развитие утомления. Переутомление, его признаки. Классификация средств восстановления. Принципы применения физических факторов в системе восстановления спортсменов. Физические средства восстановления.
Изучение рекомендованной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
/Ср/
ПК-1.1 ПК-1.5 ПК-1.8 ПК-1.10 ПК-1.11 ПК-1.15 ПК-1.16
Изучение рекомендованной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
Раздел 2. Использование гидровоздействий в спорте.
Особенности проведения гидропроцедур в спортивной практике. /Пр/
Понятие гидротерапии. Ведущие факторы гидротерапии. Механизмы воздействия гидротерапии на организм. Виды гидропроцедур, используемых в спортивной практике. Особенности проведения гидропроцедур у спортсменов. Души: Шарко, шотландский, циркулярный, подводный душ-массаж. Показания и особенности применения в спортивной практике. Ванны: общие, местные, контрастные, ароматические, газовые, углекислые, вибрационные. Физиологические эффекты. Показания применения в спорте.
Изучение рекомендованной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовка реферата.
/Ср/
ПК-1.1 ПК-1.5 ПК-1.8 ПК-1.10 ПК-1.11 ПК-1.15 ПК-1.16
Изучение рекомендованной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовка реферата.
Раздел 3. Использование термовоздействий в спорте.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Тепловые процедуры в спортивной практике. /Пр/
ПК-1.8 ПК-1.10 ПК-1.11 ПК-1.15 ПК-1.16
Тепловые процедуры в спортивной практике.
Физиология терморегуляции. Характеристика физической и химической терморегуляции. Процессы теплопродукции и теплоотдачи. Возрастные особенности теплорегуляции. Бани. Влияние высоких температур на организм человека. Виды бань. Суховоздушная баня. Парная баня. Фитобаня. Инфракрасная баня. Общие основы методики приема банных процедур. Методика применения бань в спортивной практике.
Изучение рекомендованной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовка доклада и презентации к докладу.
/Ср/
ПК-1.1 ПК-1.5 ПК-1.8 ПК-1.10 ПК-1.11 ПК-1.15 ПК-1.16
Доклад с презентацией
Практическое задание
Раздел 4. Использование электровоздействий в спорте.
Методика применения электропроцедур в спортивной практике. /Пр/
ПК-1.8 ПК-1.10 ПК-1.11 ПК-1.15 ПК-1.16
Методика применения электропроцедур в спортивной практике.
Механизмы действия электромагнитных полей на организм. Применение электрического тока и электромагнитных полей в качестве средств восстановления в спорте. Электротерапия постоянным током: гальванизация, лекарственный электрофорез. Импульсная электротерапия: транскраниальная электроаналгезия, электросонтерапия, электростимуляция, диадинамотерапия, ДЭНАС-терапия. Низкочастотная электротерапия: амплипульстерапия, интерференцтерапия. Высокочастотная электротерапия: дарсонвализация, ультравысокочастотная терапия. Магнитотерапия. Показания применения электропроцедур в спортивной практике.
Изучение рекомендованной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
/Ср/
ПК-1.1 ПК-1.5 ПК-1.8 ПК-1.10 ПК-1.11 ПК-1.15 ПК-1.16
Устный опрос
Практическое задание
Раздел 5. Спортивный массаж.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Спортивный массаж.
Влияние массажа на различные системы организма. Классификация спортивного массажа. Тренировочный массаж. Предварительный массаж. Восстановительный массаж. Восстановительный массаж в различных видах спорта. Применение смазывающих веществ.
Механизмы действия массажа на организм спортсмена. /Пр/
ПК-1.10 ПК-1.11 ПК-1.12 ПК-1.15
Механизмы действия массажа на организм спортсмена.
Влияние массажа на различные системы организма: нервную и мышечную системы, кожу, суставно-связочный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Классификация спортивного массажа.
Изучение рекомендованной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовка доклада и презентации к докладу.
/Ср/
ПК-1.1 ПК-1.5 ПК-1.8 ПК-1.10 ПК-1.11 ПК-1.15 ПК-1.16
Изучение рекомендованной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовка доклада и презентации к докладу.
Раздел 6. Комплексное использование средств восстановления.
Изучение рекомендованной литературы.
Подготовка к практическим занятиям.
/Ср/
ПК-1.1 ПК-1.5 ПК-1.8 ПК-1.10 ПК-1.11 ПК-1.15 ПК-1.16
Устный опрос
Практическое задание
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
При изучении дисциплины обучающийся должен подготовить 2 доклада с презентацией, пройти тест, выполнить 3 практических задания и выполнить контрольную работу.
5.2. Промежуточная аттестация
При выполнении всех видов работ, предусмотренных программой и количестве баллов не менее 61, обучающийся получает зачет.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Доклад с презентацией - 15 баллов × 2 = 30 баллов
Практическая работа - 4 балла х 3 = 12 баллов
Тест- 15 баллов
Контрольная работа - 43 балла
ВСЕГО: 100 БАЛЛОВ
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Курч Н. М., Таламова И. Г., Федорова Т. Н.
Физические средства восстановления в спорте: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
Налобина А. Н., Таламова И. Г.
Основы массажа. Спортивный массаж: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/82673
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Кулиненков О. С., Гречина Н. Е., Кулиненков Д. О.
Физиотерапия в практике спорта
https://www.iprbookshop.ru/98645
6.1.2. Дополнительная литература
Физиология человека. Спорт: учеб. пособие для вузов
https://urait.ru/book/fiziologiya-cheloveka-sport-451329
Бабушкин Г. Д., Яковлев Б. П.
Психологическое обеспечение спортивной деятельности: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/86337
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Смирнов В. М., Фудин Н. А., Поляев Б. А., Смирнов А. В.
Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студентов вузов
Москва: Мед. информ. агентство, 2012
Спортивная физиология: курс лекций для студентов вузов, обучающихся по специальностям - Физ. культура и спорт и - Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптив. физ. культура)
Москва: Физическая культура, 2012
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Аудитория 405, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 20 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 4 жалюзи, мультимедиа проектор.
Аудитория 407, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 7 компьютерных кресел, 15 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 6 жалюзи, мультимедиа проектор.
Аудитория 502, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 9, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 22, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 7 учебных столов, 13 стульев, 5 компьютерных столов, 10 компьютерных кресел, 1 стол для преподавателя, трибуна, 4 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 602, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 31, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 31 стул, 6 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 102, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 305, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7; для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
8 учебных столов, 24 стула, 8 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 312, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 19, для преподавателя - 1
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Учебная доска, 6 учебных столов, 19 стульев, 7 столов для компьютеров, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 222, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 8, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 28, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 20 стульев, 8 компьютерных столов, 5 компьютерных кресел, 3 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 2 жалюзи.
Аудитория 229, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 27, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 4 учебных стола, 16 стульев, 11 компьютерных столов, 6 компьютерных кресел, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, колонки.
Аудитория 422, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 17, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 5 учебных столов, 10 стульев, 7 компьютерных столов, 2 компьютерных кресла, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка.
Аудитория 13, Дворец здоровья Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 37; для преподавателя – 1.
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ