2023-2024_49_03_02 АФК заочно 2023_plx_Реабилитация при психических расстройствах и заболеваниях
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Реабилитация при психических расстройствах и заболеваниях
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 АФК заочно 2023.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.07
 
экзамены 5
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
9
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая реабилитация
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
87
87
87
87
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.преп., Малышева М.В. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
 
Реабилитация при психических расстройствах и заболеваниях
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 30.04.2024 г.  № 14

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой И.Г.  Таламова

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой И.Г.  Таламова ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой И.Г.  Таламова ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой И.Г.  Таламова _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой И.Г.  Таламова _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Освоение системы теоретико-методических представлений в области реабилитации при психических заболеваниях и расстройствах для реализации профилактической, реабилитационной (восстановительной) деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также научно-исследовательской работы по улучшению качества жизни данной категории населения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Аппаратные виды массажа
2.1.2
Восточные методики оздоровления
2.1.3
Гидрореабилитация
2.1.4
Детский массаж
2.1.5
Инновационные методы адаптивной физической культуры
2.1.6
Механотерапия
2.1.7
Профессионально-ориентированная практика
2.1.8
Физическая реабилитация в педиатрии, акушерстве и гинекологии
2.1.9
Организация занятий в специальной медицинской группе
2.1.10
Физическая реабилитация в неврологии
2.1.11
Методическое обеспечение адаптивной физической культуры
2.1.12
Физическая реабилитация в клинике внутренних болезней
2.1.13
Современные образовательные технологии дополнительного образования в области физической культуры и спорта
2.1.14
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-1: Способен обеспечивать эффективную реабилитацию инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры с учетом нозологических, гендерных и возрастных групп, включая руководство и методическое обеспечение процесса восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма занимающихся
 
ПК-1.11: Умеет:

- проводить корректировку методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 
ПК-1.13: Умеет:

- пользоваться современными технологиями реализации компетентного подхода, реабилитационными (восстановительными) технологиями в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 
ПК-1.15: Имеет опыт:

- использования современных технологий реализации компетентного подхода, реабилитационных (восстановительных) технологий в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 
ПК-1.16: Имеет опыт:

- корректирования методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 
ПК-1.2: Знает:

- содержание когнитивного и двигательного (моторного) обучения, основанного на единстве механизмов формирования ориентировочной основы умственных, сенсорных, перцептивных и двигательных действий и понятий;

 
ПК-1.3: Знает:

- основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии;

 
ПК-1.5: Знает:

- принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности;

 
ПК-1.6: Знает:

- медицинские основы адаптивной физической культуры;

 
ПК-2: Способен планировать и проводить мероприятия по профилактике вторичных нарушений у лиц с ограниченными возможностями здоровья, способствовать социализации и формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям адаптивной физической культурой
 
стр. 5
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
ПК-2.1: Знает:

- методическое обеспечение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии;

 
ПК-2.3: Умеет:

- разрабатывать программы, планы и методической сопровождение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха;

 
ПК-2.4: Умеет:

- координировать тренировочный, воспитательный и реабилитационный (восстановительный) процессы, оптимизировать физические потенции инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с видами адаптивной физической культуры;

 
ПК-2.6: Имеет опыт:

- разработки программ, методического сопровождения адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Понятие психического здоровья
0
 
1.1
Понятие психического здоровья. Факторы, определяющие психическое здоровье. /Лек/
2
ПК-1.5 ПК-1.6 ПК-1.13
5
Факторы, определяющие психическое здоровье. Понятие психического здоровья в психиатрии, психологии и психотерапии. Биологические, личностные и социальные факторы, определяющие психическое здоровье. Предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие
0
 
1.2
Международная классификация болезней 11-го пересмотра (МКБ-11).  /Пр/
2
ПК-1.2 ПК-1.6 ПК-1.13 ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.6
5
Психические расстройства и расстройства поведения. Органические, включая симптоматические, психические расстройства (F00- F09).Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.
0
 
1.3
1. Понятие психического здоровья Изучение рекомендованной литературы

Работа с лекционным материалом

Подготовка к практическим занятиям

Тестирование по теме 20 Устный опрос

Тест

/Ср/

32
ПК-1.11 ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-1.16
5
Изучение рекомендованной литературы Работа с лекционным материалом Подготовка к практическим занятиям
0
 
 
Раздел 2. Реабилитация при психических заболеваниях и расстройствах
0
 
2.1
Физическая реабилитация при неврозах и расстройствах поведения /Лек/
2
ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-1.13
5
Реабилитация при неврозах и невротических состояниях. Реабилитация при истерии. Реабилитация при неврозе навязчивых состояний.
0
 
2.2
Этапы и виды реабилитации психически больных.  /Пр/
2
ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-1.13
5
Этап восстановительной терапии, реадаптации и собственно реабилитации.Этапы психосоциальной реабилитации больных с психическими расстройствами. Профессиональная ориентация, профессиональное образование, переобучение, трудовое устройство.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
2.3
Технологии психосоциальной реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации.  /Пр/
2
ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-1.11 ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-1.16 ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.6
5
Модуль независимого проживания, как одна из технологий психосоциальной реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации как форма практической реализации принципов и методов восстановления нарушенных или утраченных психических функций, а также улучшения социальной интеграции больного человека.
0
 
2.4
Основные принципы клинической САТ. /Пр/
2
ПК-1.5 ПК-1.6 ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-1.16 ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.6
5
Процессуальные и технологические аспекты клинической системной арт-терапии. Арт-терапия в контексте лечебно-реабилитационного и психопрофилактического воздействия при  работе с больными, имеющими психические расстройства. Модель клинической системной арт-терапии (САТ).
0
 
2.5
Реабилитация при психических болезнях и расстройствах /Ср/
55
ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-1.6 ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-1.16 ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.6
5
Изучение рекомендованной литературы Работа с лекционным материалом Подготовка к практическим занятиям
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
При изучении дисциплины обучающийся должен принять участие в устном опросе на практических занятиях,  выполнить практические задания, контрольную работу.  

 
5.2. Промежуточная аттестация
К экзамену необходимо набрать от 40 до 60 баллов по текущему контролю. На промежуточной аттестации обучающийся может набрать до 40 баллов. Экзамен включает в себя собеседование и решение ситуационной задачи.

Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации:

неудовлетворительно - 60 и менее баллов;

удовлетворительно - 61-72;

хорошо - 73-86;

отлично - 87-100.

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Понятие психического здоровья в психиатрии, психологии и психотерапии.

2. Биологические, личностные и социальные факторы, определяющие психическое здоровье.

3. Тендер и социальный класс как факторы психического здоровья.

4. Взаимоотношения тендера и психического здоровья.

5. Международная классификация болезней 11-го пересмотра (МКБ-11).Психические расстройства и расстройства поведения.

6. Органические, включая симптоматические, психические расстройства(F00-F09).

7. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10-F19).

8. Шизофрения, шизотипические состояния и бредовые расстройства (F20-F29). Расстройства настроения (F30-F39).

9. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства (F40-F48). Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (F50 -F59).

10.Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F60-F69). Умственная отсталость. (F70-F79).

11.Нарушения психологического развития (F80-F89). Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (F90-F98).

12.Теория реабилитации в психиатрии.

13.Основные принципы процесса реабилитации психически больных.

14.Этапы реабилитации психически больных.

15.Виды реабилитации при психических нарушениях.

16.Социальная реабилитация как системный процесс.

17.Основные сферы ограничения жизнедеятельности психически больного.

18.Принципы социальной реабилитации.

 
стр. 7
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
19.Психосоциальная направленность реабилитационных программ как восстановления личного и социального статуса.

20.Этапы психосоциальной реабилитации больных с психическими расстройствами.

21.Принципы психосоциальной реабилитации больных с психическими расстройствами.

22.Модуль независимого проживания, как одна из технологий психосоциальной реабилитации.

23.Индивидуальная программа реабилитации.

24.Оценка социальной адаптации детей и подростков больных эпилепсией с психическими расстройствами.

25.Клинико-психологические и инструментальные исследования, используемые в диагностике психических расстройств у детей и подростков, страдающих эпилепсией.

26.Особенности психологической помощи детям и подросткам, страдающих эпилепсией с психическими нарушениями и их семьям.

27.Реабилитация детей и подростков, страдающих эпилепсией с психическими нарушениями.

28.Реабилитация при неврозах и невротических состояниях.

29.Реабилитация при истерии.

30.Реабилитация при неврозе навязчивых состояний.

31.Проведение реабилитации больных с психическими расстройствами.

32.Реабилитационные мероприятия при симптоматических психических расстройствах.

33.Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ.

34.Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства.

35.Арт-терапия в контексте лечебно-реабилитационного и психопрофилактического воздействия при работе с больными с психическими расстройствами.

36.Модель клинической системной арт-терапии (САТ).

37.Методика занятий, процессуальные и технологические аспекты клинической системной арт-терапии психических расстройств.

Пример ситуационной задачи:

1. Пациент Н, 55 лет, директор завода, курит 20 лет. Диагноз:Тревожное расстройство.

Какие средства физической реабилитации будут актуальны для данного пациента, приведите примеры.

Шкала оценки собеседования студента на экзамене

При оценивании знаний студента на промежуточной аттестации учитываются:

- содержание и полнота ответа на поставленные вопросы;

- логика изложения материала;

- умение увязывать теоретические и практические аспекты вопроса;

- правильность ответа на дополнительные вопросы;

- культура устной речи студента.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль (максимально 60 баллов)

Устные опрос 2 балла *2=4 балла

Практическое задание  4 балла×4=16 баллов

Контрольная работа 40 баллов *1=40 баллов

Промежуточная аттестация (экзамен) (максимально 40 баллов)

Собеседование 10-20 баллов

Решение ситуационной задачи 10-20 баллов

Итого 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Колесник Н. Т., Орлова Е. А.
Клиническая психология: учеб. для академ. бакалариата
Москва: Юрайт, 2017
0
 
Л1.2
под общ. ред. : В. А. Сластенина, А. С. Обухова
Психология: учеб. для бакалавров вузов по гуманитар. направлениям и специальностям
Москва: Юрайт, 2013
0
 
Л1.3
Гилева Н. С.
Психология девиантного поведения: учеб.-метод. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
стр. 8
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Раянова Ю. Ю., Курагина О. В.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
0
 
Л2.2
Петрушин В. И., Петрушина Н. В.
Психология здоровья: учеб. для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2017
0
 
Л2.3
Маклаков А. Г.
Общая психология: учеб. для студентов, аспирантов, преподавателей высш. пед. учеб. заведений
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012
0
 
Л2.4
Ткачёва В. В., Устинова Е. В., Болотова Н. П.
Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб.-метод. пособие
Москва: ИНФРА-М, 2018
0
 
Л2.5
под ред. Б. А. Сосновского
Возрастная и педагогическая психология: учеб. для  сред. проф. образования
Москва: Юрайт, 2017
90
 
Л2.6
Поддубный С. К., Куртев С. Г.
Психология болезни и инвалидности: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2016
0
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л3.1
Кондрашенко В. Т., Игумнов С. А.
Девиантное поведение у подростков: диагностика, профилактика, коррекция: учеб. пособие для студентов психолог. вузов
Минск: Аверсэв, 2004
1
 
Л3.2
Середина Н. В., Шкуренко Д. А.
Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология
Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
1
 
Л3.3
Лебединский В. В.
Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студентов вузов по направлению психологии
Москва: Academia, 2003
5
 
Л3.4
Шалимов В. Ф.
Клиника интеллектуальных нарушений: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Академия, 2003
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- система тестирования;
6.3.1.3
- браузер;
6.3.1.4
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационные ресурсы ФГБОУ ВО СибГУФК:
6.3.2.2
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
6.3.2.3
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
6.3.2.4
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная аудитория 103, 104
7.2
Оснащение: Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран
7.3
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice).
7.4
Зал ЛФК
7.5
Оснащение: реабилитационные средства, гимнастические предметы, телевизор, ноутбук.
7.6
7.7
Помещения для самостоятельной работы студентов
7.8
Аудитория 102, учебный корпус 4
7.9
Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
7.10
Количество посадочных мест: для студентов – 18,  для преподавателя – 1.
 
стр. 9
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
7.11
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
7.12
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
7.13
- система тестирования;
7.14
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики