МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Реабилитация при психических расстройствах и заболеваниях
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2023.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Реабилитация при психических расстройствах и заболеваниях
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 30.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой И.Г. Таламова
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой И.Г. Таламова ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой И.Г. Таламова ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой И.Г. Таламова _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой И.Г. Таламова _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Освоение системы теоретико-методических представлений в области реабилитации при психических заболеваниях и расстройствах для реализации профилактической, реабилитационной (восстановительной) деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также научно-исследовательской работы по улучшению качества жизни данной категории населения.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Восточные методики оздоровления
Инновационные методы адаптивной физической культуры
Профессионально-ориентированная практика
Физическая реабилитация в педиатрии, акушерстве и гинекологии
Организация занятий в специальной медицинской группе
Физическая реабилитация в неврологии
Методическое обеспечение адаптивной физической культуры
Физическая реабилитация в клинике внутренних болезней
Современные образовательные технологии дополнительного образования в области физической культуры и спорта
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен обеспечивать эффективную реабилитацию инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры с учетом нозологических, гендерных и возрастных групп, включая руководство и методическое обеспечение процесса восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма занимающихся
ПК-1.11: Умеет:
- проводить корректировку методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.13: Умеет:
- пользоваться современными технологиями реализации компетентного подхода, реабилитационными (восстановительными) технологиями в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.15: Имеет опыт:
- использования современных технологий реализации компетентного подхода, реабилитационных (восстановительных) технологий в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.16: Имеет опыт:
- корректирования методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.2: Знает:
- содержание когнитивного и двигательного (моторного) обучения, основанного на единстве механизмов формирования ориентировочной основы умственных, сенсорных, перцептивных и двигательных действий и понятий;
ПК-1.3: Знает:
- основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии;
ПК-1.5: Знает:
- принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности;
ПК-1.6: Знает:
- медицинские основы адаптивной физической культуры;
ПК-2: Способен планировать и проводить мероприятия по профилактике вторичных нарушений у лиц с ограниченными возможностями здоровья, способствовать социализации и формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям адаптивной физической культурой
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
ПК-2.1: Знает:
- методическое обеспечение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии;
ПК-2.3: Умеет:
- разрабатывать программы, планы и методической сопровождение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха;
ПК-2.4: Умеет:
- координировать тренировочный, воспитательный и реабилитационный (восстановительный) процессы, оптимизировать физические потенции инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с видами адаптивной физической культуры;
ПК-2.6: Имеет опыт:
- разработки программ, методического сопровождения адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Понятие психического здоровья
Понятие психического здоровья. Факторы, определяющие психическое здоровье. /Лек/
Факторы, определяющие психическое здоровье. Понятие психического здоровья в психиатрии, психологии и психотерапии. Биологические, личностные и социальные факторы, определяющие психическое здоровье. Предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие
Международная классификация болезней 11-го пересмотра (МКБ-11). /Пр/
ПК-1.2 ПК-1.6 ПК-1.13 ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.6
Психические расстройства и расстройства поведения. Органические, включая симптоматические, психические расстройства (F00- F09).Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.
1. Понятие психического здоровья Изучение рекомендованной литературы
Работа с лекционным материалом
Подготовка к практическим занятиям
Тестирование по теме 20 Устный опрос
Тест
/Ср/
ПК-1.11 ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-1.16
Изучение рекомендованной литературы
Работа с лекционным материалом
Подготовка к практическим занятиям
Раздел 2. Реабилитация при психических заболеваниях и расстройствах
Физическая реабилитация при неврозах и расстройствах поведения /Лек/
ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-1.13
Реабилитация при неврозах и невротических состояниях. Реабилитация при истерии. Реабилитация при неврозе навязчивых состояний.
Этапы и виды реабилитации психически больных. /Пр/
Этап восстановительной терапии, реадаптации и собственно реабилитации.Этапы психосоциальной реабилитации больных с психическими расстройствами. Профессиональная ориентация, профессиональное образование, переобучение, трудовое устройство.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Технологии психосоциальной реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации. /Пр/
ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-1.11 ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-1.16 ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.6
Модуль независимого проживания, как одна из технологий психосоциальной реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации как форма практической реализации принципов и методов восстановления нарушенных или утраченных психических функций, а также улучшения социальной интеграции больного человека.
Основные принципы клинической САТ. /Пр/
ПК-1.5 ПК-1.6 ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-1.16 ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.6
Процессуальные и технологические аспекты клинической системной арт-терапии. Арт-терапия в контексте лечебно-реабилитационного и психопрофилактического воздействия при работе с больными, имеющими психические расстройства. Модель клинической системной арт-терапии (САТ).
Реабилитация при психических болезнях и расстройствах /Ср/
ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-1.6 ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-1.16 ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-2.4 ПК-2.6
Изучение рекомендованной литературы
Работа с лекционным материалом
Подготовка к практическим занятиям
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
При изучении дисциплины обучающийся должен принять участие в устном опросе на практических занятиях, выполнить практические задания, контрольную работу.
5.2. Промежуточная аттестация
К экзамену необходимо набрать от 40 до 60 баллов по текущему контролю. На промежуточной аттестации обучающийся может набрать до 40 баллов. Экзамен включает в себя собеседование и решение ситуационной задачи.
Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации:
неудовлетворительно - 60 и менее баллов;
удовлетворительно - 61-72;
хорошо - 73-86;
отлично - 87-100.
Вопросы для подготовки к экзамену:
1. Понятие психического здоровья в психиатрии, психологии и психотерапии.
2. Биологические, личностные и социальные факторы, определяющие психическое здоровье.
3. Тендер и социальный класс как факторы психического здоровья.
4. Взаимоотношения тендера и психического здоровья.
5. Международная классификация болезней 11-го пересмотра (МКБ-11).Психические расстройства и расстройства поведения.
6. Органические, включая симптоматические, психические расстройства(F00-F09).
7. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10-F19).
8. Шизофрения, шизотипические состояния и бредовые расстройства (F20-F29). Расстройства настроения (F30-F39).
9. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства (F40-F48). Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (F50 -F59).
10.Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F60-F69). Умственная отсталость. (F70-F79).
11.Нарушения психологического развития (F80-F89). Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (F90-F98).
12.Теория реабилитации в психиатрии.
13.Основные принципы процесса реабилитации психически больных.
14.Этапы реабилитации психически больных.
15.Виды реабилитации при психических нарушениях.
16.Социальная реабилитация как системный процесс.
17.Основные сферы ограничения жизнедеятельности психически больного.
18.Принципы социальной реабилитации.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
19.Психосоциальная направленность реабилитационных программ как восстановления личного и социального статуса.
20.Этапы психосоциальной реабилитации больных с психическими расстройствами.
21.Принципы психосоциальной реабилитации больных с психическими расстройствами.
22.Модуль независимого проживания, как одна из технологий психосоциальной реабилитации.
23.Индивидуальная программа реабилитации.
24.Оценка социальной адаптации детей и подростков больных эпилепсией с психическими расстройствами.
25.Клинико-психологические и инструментальные исследования, используемые в диагностике психических расстройств у детей и подростков, страдающих эпилепсией.
26.Особенности психологической помощи детям и подросткам, страдающих эпилепсией с психическими нарушениями и их семьям.
27.Реабилитация детей и подростков, страдающих эпилепсией с психическими нарушениями.
28.Реабилитация при неврозах и невротических состояниях.
29.Реабилитация при истерии.
30.Реабилитация при неврозе навязчивых состояний.
31.Проведение реабилитации больных с психическими расстройствами.
32.Реабилитационные мероприятия при симптоматических психических расстройствах.
33.Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ.
34.Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства.
35.Арт-терапия в контексте лечебно-реабилитационного и психопрофилактического воздействия при работе с больными с психическими расстройствами.
36.Модель клинической системной арт-терапии (САТ).
37.Методика занятий, процессуальные и технологические аспекты клинической системной арт-терапии психических расстройств.
Пример ситуационной задачи:
1. Пациент Н, 55 лет, директор завода, курит 20 лет. Диагноз:Тревожное расстройство.
Какие средства физической реабилитации будут актуальны для данного пациента, приведите примеры.
Шкала оценки собеседования студента на экзамене
При оценивании знаний студента на промежуточной аттестации учитываются:
- содержание и полнота ответа на поставленные вопросы;
- логика изложения материала;
- умение увязывать теоретические и практические аспекты вопроса;
- правильность ответа на дополнительные вопросы;
- культура устной речи студента.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль (максимально 60 баллов)
Устные опрос 2 балла *2=4 балла
Практическое задание 4 балла×4=16 баллов
Контрольная работа 40 баллов *1=40 баллов
Промежуточная аттестация (экзамен) (максимально 40 баллов)
Собеседование 10-20 баллов
Решение ситуационной задачи 10-20 баллов
Итого 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Колесник Н. Т., Орлова Е. А.
Клиническая психология: учеб. для академ. бакалариата
под общ. ред. : В. А. Сластенина, А. С. Обухова
Психология: учеб. для бакалавров вузов по гуманитар. направлениям и специальностям
Психология девиантного поведения: учеб.-метод. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Раянова Ю. Ю., Курагина О. В.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
Петрушин В. И., Петрушина Н. В.
Психология здоровья: учеб. для академ. бакалавриата
Общая психология: учеб. для студентов, аспирантов, преподавателей высш. пед. учеб. заведений
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012
Ткачёва В. В., Устинова Е. В., Болотова Н. П.
Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб.-метод. пособие
под ред. Б. А. Сосновского
Возрастная и педагогическая психология: учеб. для сред. проф. образования
Поддубный С. К., Куртев С. Г.
Психология болезни и инвалидности: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2016
6.1.3. Методические разработки
Кондрашенко В. Т., Игумнов С. А.
Девиантное поведение у подростков: диагностика, профилактика, коррекция: учеб. пособие для студентов психолог. вузов
Середина Н. В., Шкуренко Д. А.
Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология
Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студентов вузов по направлению психологии
Клиника интеллектуальных нарушений: учеб. пособие для студентов вузов
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Информационные ресурсы ФГБОУ ВО СибГУФК:
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная аудитория 103, 104
Оснащение: Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice).
Оснащение: реабилитационные средства, гимнастические предметы, телевизор, ноутбук.
Помещения для самостоятельной работы студентов
Аудитория 102, учебный корпус 4
Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ