МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2023.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 30.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Освоение студентами знаний, методических и практических умений и навыков в области гидрореабилитации для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями различных возрастных и нозологических групп во всех видах адаптивной физической культуры.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Организация занятий в специальной медицинской группе
Физическая реабилитация в неврологии
Методическое обеспечение адаптивной физической культуры
Физическая реабилитация в клинике внутренних болезней
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Курортология и санаторно-курортное лечение
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Реабилитация при психических расстройствах и заболеваниях
Скалолазание для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Физическая реабилитация в хирургии и травматологии
Физические средства восстановления
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен обеспечивать эффективную реабилитацию инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры с учетом нозологических, гендерных и возрастных групп, включая руководство и методическое обеспечение процесса восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма занимающихся
ПК-1.11: Умеет:
- проводить корректировку методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.13: Умеет:
- пользоваться современными технологиями реализации компетентного подхода, реабилитационными (восстановительными) технологиями в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.15: Имеет опыт:
- использования современных технологий реализации компетентного подхода, реабилитационных (восстановительных) технологий в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.16: Имеет опыт:
- корректирования методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК-1.5: Знает:
- принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности;
ПК-1.6: Знает:
- медицинские основы адаптивной физической культуры;
ПК-1.8: Знает:
- правила техники безопасности при осуществлении реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Плавание для лиц, имеющих ограниченные возможности - гидрореабилитация
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Оздоровительное и прикладное значение плавания. /Лек/
Воздействие физических свойств воды на тело человека.
Игры, направленные на ознакомление с элементами техники облегченных способов и отдельных элементов спортивного плавания. /Ср/
Игры различной интенсивности, позволяющие изучить разнообразные техники плавания.
Терапевтическое действие физических упражнений в водной среде на опорно-двигательный аппарат. /Ср/
Терапевтическое действие физических упражнений в водной среде на опорно-двигательный аппарат.
Правила безопасности при занятиях плаванием с лицами, имеющими ограниченные возможности. /Ср/
Правила безопасности при занятиях плаванием с лицами, имеющими ограниченные возможности.
Подготовительные упражнения для освоения с водой. /Ср/
Упражнения, позволяющие ощутить физические свойства воды, преодоление боязни погружений в воду.
Основы контроля и самоконтроля в процессе занятий в бассейне с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. /Ср/
Формирование навыков контроля и самоконтроля при занятиях в бассейне.
Облегченные способы плавания. /Ср/
Изучение облегченных способов плавания.
Оздоровительное и прикладное значение плавания. /Ср/
Подготовка к практическим занятиям.
Игры, направленные на ознакомление с элементами техники облегченных способов и отдельных элементов спортивного плавания. /Ср/
Подготовка к практическим занятиям.
Раздел 2. Аквафитнес в адаптивной физической культуре
Особенности организации и проведения занятий гидроаэробикой с учетом нозологии. /Лек/
ПК-1.5 ПК-1.11 ПК-1.13 ПК-1.15
Структура построения занятий в воде при соматических заболеваниях .
Методика составления программы циклического тренинга. /Ср/
Элементы циклического тренинга в воде.
Раздел 3. Гидрореабилитация как педагогический процесс
Преимущества водных занятий во время беременности. /Пр/
Течение беременности, показания, противопоказания к занятиям в воде, особенности проведения водных занятий.
Гидрореабилитация детей первого года жизни. /Пр/
Моторный онтогенез. Особенности работы в водной среде.
Гидрореабилитация для лиц с нарушениями сенсорных функций /Пр/
ПК-1.6 ПК-1.11 ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-1.16
Практическая работа в бассейне.
Технологии гидрореабилитации ребенка-инвалида в условиях плавательного бассейна. /Ср/
Понятие инвалидности, требования к бассейну для проведения занятий, специфика оборудования.
Лечебно-оздоровительные занятия в воде с детьми школьного возраста. /Ср/
ПК-1.8 ПК-1.11 ПК-1.13 ПК-1.15 ПК-1.16
Практическая работа в бассейне.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Лечебно-оздоровительные занятия в воде с пожилыми людьми. /Ср/
ПК-1.5 ПК-1.8 ПК-1.13 ПК-1.15
Практическая работа в бассейне.
Гидрореабилитация лиц после травм и ампутаций, при ДЦП, аутизме, при болезни Дауна, олигофрении, эпилепсии, гемипарезе, микроцефалии, гидроцефалии, диабете, сколиозе, ожирении. /Ср/
ПК-1.5 ПК-1.6 ПК-1.11 ПК-1.16
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
При изучении дисциплины обучающийся должен пройти тестирование, выполнить 1 практическое задание, написать контрольную работу.
Предусмотрены дополнительные баллы за подготовку реферата.
5.2. Промежуточная аттестация
При выполнении всех видов работ, предусмотренных программой и количестве баллов не менее 61, обучающийся получает зачет.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Минимальное количество баллов для получения зачета (автоматически) - 61 балл.
Обязательные виды работ:
Тестирование 15 баллов
Практическое задание 6 баллов×1=6 баллов
Контрольная работа 40 баллов
Дополнительный вид работ:
Реферат 39 баллов
ВСЕГО: 100 БАЛЛОВ
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Мосунов Д. Ф., Григорьева Д. В., Мосунова М. Д.
Технологии гидрореабилитации: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
Гидрореабилитация: учеб. пособие модуля дисциплины "Технологии физкульт.-спорт. деятельности" для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению - "Физ. культура" и "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)"
Москва: ФЛИНТА [и др.], 2017
6.1.2. Дополнительная литература
авт.-сост. : О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев ; под ред. С. П. Евсеева
Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб. для учреждений высш. проф. образования по направлениям 49.03.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)", 49.04.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)", 49.02.02 - "Адаптив. физ. культура"
https://www.iprbookshop.ru/55569
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Шпак С. Л., Казаков Д. Ю.
Методика гидрореабилитации: учеб. пособие по направлению 49.03.02 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
Петрова Н. Л., Баранов В. А.
Плавание. Начальное обучение с видеокурсом
https://www.iprbookshop.ru/27584
Плавание : теория и методика преподавания: программа для фак. физ. культуры пед. вузов и ун-тов Беларуси, Украины и РФ
6.1.3. Методические разработки
Ланская О. В., Пасекова Е. В., Сазонова Л. А.
Гидрореабилитирующие упражнения силовой направленности для женщин пожилого возраста с артрозом крупных суставов: учеб. пособие для студентов вузов
Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2018
https://lib.rucont.ru/efd/672580
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
sibsport.ru – официальный сайт вуза
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Помещения для проведения консультаций:
Наименование помещений Оснащенность помещений для самостоятельной работы
Учебная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран
Перечень помещений для самостоятельной работы обучающихся и промежуточной аттестации:
Наименование помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» Оснащенность помещений для самостоятельной работы Необходимое лицензионное программное обеспечение (проприетарное и свободное)
Аудитория 102, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 305, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7; для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
8 учебных столов, 24 стула, 8 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 312, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 19, для преподавателя - 1
Учебная доска, 6 учебных столов, 19 стульев, 7 столов для компьютеров, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx