49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- применения средств и методов обучения двигательным действиям лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- методы и средства обучения технике двигательных действий у лиц различных нозологических групп;
- дифференцированно использовать известные методики обучения двигательным действиям с учетом особенностей занимающихся.
- использовать и подбирать средства и методы адаптивной физической культуры для данной категории занимающихся;
- способствовать развитию психических и физических качеств занимающихся с учетом сенситивных периодов развития их функций;
- использования современных средств, методов, приемов, технических средств для осуществления двигательного развития и оценки состояния занимающихся;
- планирования содержания уроков, занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся;
- особенности занятий и методики подбора физических упражнений для развития физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
- особенности психического и физического развития лиц различных нозологических групп, структуру дефекта;
- разрабатывать современные методики развития физических качеств в различных видах адаптивной физической культуры с учетом особенностей нозологических групп;
- определения и формулировки задач компенсаторной деятельности;
- применения средств и методов развития компенсаторных возможностей организма человека.
- средства и методы решения компенсаторных задач;
- функции организма, способные частично или полностью заменить навсегда утраченные в результате заболевания или травмы;
- технологию формулировки цели и задач развития компенсаторных функций организма;
- формулировать цель и задачи компенсаторной деятельности;
- дифференцированно подбирать средства реабилитации с учетом индивидуальных особенностей;
ции
/Лек/
/Пр/
Составление конспекта урока физической культуры у детей с депривацией зрения
Составление схемы подвижной игры у детей с депривацией зрения.
Составление конспекта тренировочного занятия по плаванию у детей с депривацией зрения.
Составление физических упражнений для развития физических способностей у детей с нарушением зрения.
/Ср/
/Лек/
/Пр/
/Пр/
Составление физических упражнений для развития физических способностей у детей с нарушением слуха.
Составление таблицы «Основные нарушения речи и звукопроизношения».
Написание конспектов по темам для самостоятельного изучения.
/Ср/
/Пр/
Составление конспекта внеурочной формы занятий у детей с нарушением речи.
Составление конспекта урока физической культуры у детей с нарушением речи. /Ср/
/Лек/
/Пр/
Составление таблицы «Конкретизация задач адаптивного физического воспитания в соответствии с особенностями психофизического развития детей с нарушениями интеллекта».
/Ср/
/Лек/
/Пр/
/Пр/
Составление физических упражнений для коррекции двигательных нарушений у детей с ДЦП
Составление физических упражнений для коррекции психических нарушений у детей с ДЦП
Составление конспекта урока физической культурой у детей с ДЦП
Составление конспекта урока лечебной физической культуры у детей с ДЦП
Написание конспектов по темам для самостоятельного изучения.
Выполнение контрольной работы.
/Ср/
/Лек/
/Пр/
Составление карточки подвижной игры для детей с ампутацией конечности.
/Ср/
/Пр/
Написание курсовой работы. /Ср/
/Пр/
Составление конспекта урока физической культуры у детей со сложной структурой дефекта.
Написание курсовой работы. /Ср/
/Лек/
Написание курсовой работы.
Выполнение контрольной работы. /Ср/
Разработка дневника самоконтроля для лиц пожилого возраста.
Написание конспектов по темам для самостоятельного изучения.
Составление конспекта занятия физическими упражнениями у лиц пожилого возраста.
Написание курсовой работы.
/Ср/
При изучении дисциплины в 8 семестре обучающийся должен выполнить следующие виды обязательных работ: выполнить 1 контрольную работу (20 баллов), решить 3 кейс-пакета (6 балла), пройти 1 тест (14 баллов). Дополнительные виды работ: составить 1 таблицу (7 баллов), составить 1 комплекс специальных упражнений (1 балл), поучаствовать в 3 устных опросах (12 баллов).
Бонусные баллы по дисциплине не предусмотрены.
Для допуска к зачету обучающемуся необходимо набрать 61-100 баллов:
не зачтено - 60 и менее баллов;
зачтено - 61-100 балл
Экзамен (VIII семестр).
К экзамену необходимо набрать от 40 до 60 баллов по текущему контролю. На промежуточной аттестации обучающийся может набрать до 40 баллов. Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации:
неудовлетворительно - 60 и менее баллов;
удовлетворительно - 61-72;
хорошо - 73-86;
отлично - 87-100.
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (экзамен):
1. Адаптивная физическая культура в системе образовательных (коррекционных) учреждений. Задачи и формы адаптивного физического воспита¬ния.
2. Профессиональные требования к педагогу, работающему с детьми-инвалидами в сфере адаптивной физической культуры.
3.Особенности реализации основных принципов адаптивной физической культуры.
4. Особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в адаптивных школах для детей с депривацией зрения.
5. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям незрячих и слабовидящих школьников.
6. Использование сохранных анализаторов при формировании навы¬ков пространственной ориентации детей с нарушениями зрения (остаточное зрение, обоняние, слух, осязание).
7. Особенности развития и коррекции физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости) у детей со зрительной депривацией.
8. Особенности развития и коррекции координационных способностей у детей со зрительной депривацией.
9. Подвижные игры для незрячих и слабовидящих детей (направлен¬ность, особенности организации и проведения).
10. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (осанки, плоскостопия) у детей с нарушением зрения.
11. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в адаптивных школах для детей с депривацией слуха.
12. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям глухих и слабослышащих школьников.
13. Содержание и особенности формирования знаний на уроке физиче¬ской культуры глухих и слабослышащих школьников.
14. Методы активизации речевой и познавательной деятельности глу¬хих и слабослышащих школьников. Специфика использования вербальных и невербальных методов.
15. Особенности развития и коррекции физических качеств у детей со слухо¬вой депривацией.
16. Задачи, содержание, особенности организации и методики адаптив¬ного физического воспитания в адаптивных школах для детей с нарушением интеллекта.
17. Содержание и особенности формирования знаний на уроке физиче¬ской культуры у школьников с нарушением интеллекта.
18. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям школьников с нарушением интеллекта.
19. Методы активизации речевой и познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на уроке физической культуры.
20. Особенности развития и коррекции физических качеств (силы, бы-строты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости) у детей с про-блемами интеллекта.
21. Особенности развития и коррекции координационных способно¬стей: точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и рит-мичности движений у детей с проблемами интеллекта.
22. Подвижные игры, их направленность и особенности проведения с детьми, имеющими нарушения интеллекта.
23. Особенности занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости.
24. Технические устройства для лечения и обеспечения мобильности детей с ДЦП. Лечебно-нагрузочные костюмы и особенности их применения.
26. Задачи, содержание, особенности организации и методики проведе¬ния уроков адаптивного физического воспитания школьников с последствиями ДЦП.
27. Особенности коррекции двигательных нарушений у детей при различных формах ДЦП.
28. Формирование опорных функций рук, ног, вертикальной позы, ходьбы при ДЦП.
29. Коррекция контрактур, подвижности в суставах, мышечной атро¬фии при ДЦП.
30.Коррекция дыхательной и сердечно-сосудистой систем у детей с последствиями ДЦП.
31. Определение вертеброгенных миелопатий. Факторы, вызывающие, клинические проявления миелопатий (первичные и вторичные наруше¬ния).
32. Общая характеристика позвоночно-спинномозговой травмы. Поня¬тия механической и неврологической нестабильности позвоночника.
33. Этапы травматической болезни спинного мозга. Лечебная гимнастика на разных эта¬пах травматической болезни.
34. Неврологический и адаптационный статус пациента и способы их оценки при вертеброгенных миелопатиях.
35. Средства и методы реабилитационного лечения при вертеброген¬ных миелопатиях.
36. Методы развития силы мышц у лиц с поражением спинного мозга.
37. Задачи и методика обучения поддержанию вертикальной позы де¬тей с поражением спинного мозга.
38. Методики обучения ходьбе детей с поражением спинного мозга. Тредмил-терапия как средство двигательной реабилитации.
39. Использование методов электростимуляции в реабилитационном лечении пациентов с плегией.
40. Понятие о спинальной локомоторной активности. Способы инициа¬ции спинальной локомоторной активности.
41. Задачи и особенности методики лечебной гимнастики после ампу¬тации конечностей в условиях стационара.
42. Задачи и особенности методики лечебной гимнастики в период под-готовки к протезированию верхних и нижних конечностей.
43. Методика обучения ходьбе на протезах после ампутации бедра и голени, пользования протезами верхних конечностей.
44. Подвижные игры коррекционной направленности для детей дошко-льного и школьного возраста с врожденными и приобретенными дефектами конечностей.
45. Особенности методики занятий на тренажерах и с отягощениями в условиях стационара и в процессе физической рекреации при врожденных и ампутационных дефектах конечностей.
46. Особенности построения лечебно-восстановительных занятий при ампутации конечностей, динамика физической нагрузки, способы ее регулиро-вания и контроля.
47. Корригирующие и профилактические упражнения, направленные на сохранение вертикальной позы, осанки после ампутации верхних и нижних конечностей.
48. Коррекция координационных способностей: равновесия, точности движений, ориентировки в пространстве, мелкой моторики у детей с врожден-ными и ампутационными дефектами конечностей.
49. Использование спортивных игр (футбол на костылях, волейбол си¬дя на полу, баскетбол в колясках и др.) как средства физической и психической социальной адаптации подростков и юношей с дефектами конечностей.
50. Организация, цели, задачи адаптивной физической культуры с лицами пожилого возраста.
51. Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физкультурно-оздоровительных занятий с людьми пожилого возраста. Особенности регулирования физических и психических нагрузок в пожилом возрасте.
52. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в адаптивных школах для детей с нарушением речи.
53. Особенности адаптивного физического воспитания детей с расстройствами аутистического спектра.
54. Определение понятия «сложное нарушение развития» согласно данным отечественных и зарубежных исследователей. Структура сложного дефекта.
55. Цели, группы задач и содержание адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития.
Курсовая работа
К дифференцированному зачету по курсовой работе обучающийся допускается при наличии от 40 до 60 баллов по текущему контролю.
На промежуточной аттестации обучающемуся может быть выставлено 21-40 баллов. Оценка по курсовой работе формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации.
Тематика по курсовой работе:
1.Профессиональные требования к педагогу, работающему с детьми-инвалидами в сфере адаптивной физической культуры.
2.Коррекция и развитие познавательной деятельности детей-инвалидов средствами адаптивного физического воспитания.
3.Коррекция эмоционально-волевой сферы детей-инвалидов средствами адаптивного физического воспитания.
4.Развитие мелкой моторики у дошкольников и младших школьников с нарушением зрения.
5.Методы активизации внимания, мышления, памяти на уроке физической культуры учащихся с нарушением слуха
6.Методы развития мелкой моторики у детей с нарушением слуха
7.Особенности коммуникативной деятельности педагога и детей с нарушением слуха на уроке физкультуры.
8.Подготовка, организация и проведение спортивных праздников для детей с нарушением слуха.
9.Методы активизации познавательной и речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры
10.Внешкольные формы повышения двигательной активности детей с умственной отсталостью.
11.Подготовка, организация и проведение спортивных праздников для детей с умственной отсталостью.
12.Адаптивный спорт и двигательная рекреация при ДЦП
14.Методика лечебного плавания для детей с ДЦП.
15.Иппотерапия как средство двигательной и психической реабилитации детей с ДЦП.
16.Особенности использования коррекционных подвижных игр, песочной терапии, фитбол-гимнастики для детей с ДЦП.
17.Применение нетрадиционных видов спорта в реабилитационном процессе детей с врожденными пороками развития нижних конечностей.
18.Методика занятий атлетической гимнастикой с подростками после ампутации нижних конечностей.
19.Футбол на костылях как средство психической и двигательной реабилитации детей-инвалидов.
20.Влияние различных видов физических упражнений на психоэмоциональное состояние детей и подростков после ампутации конечностей.
21.Особенности фантомно-импульсивной гимнастики.
22.Методика и этапы обучения ходьбе на протезе бедра. Двигательные ошибки и их исправление.
23.Этапы травматической болезни спинного мозга и задачи реабилитолога на каждом из них.
24.Методы развития силы мышц. Развитие силы с помощью блочной системы (по Дикулю, 1992). Развитие силы и силовой выносливости с помощью биологической обратной связи (БОС). Гимнастические упражнения силовой направленности.
25.Психологические средства профилактики депрессия в позднем периоде жизни.
26.Квинтет гериатрии. Взаимодействие проблем, наиболее часто встречающихся у пожилых пациентов. Five I´s (файв айс).
27.Программы защиты суставов.
28.Перемещения пожилых пациентов в процессе ухода.
29.Вспомогательные технические средства в геронтологии
Устанавливается следующее соответствие между рейтинговой и традиционной оценкой по курсовой работе (зачетной оценкой):
- «отлично» (87-100 баллов);
- «хорошо» (73-86 баллов);
- «удовлетворительно» (61-72 баллов);
- «неудовлетворительно» (менее 60 баллов).
Текущий контроль:
Обязательные виды работ:
Контрольная работа: 20 баллов х 1=20
Кейс-пакет: 2 балла х 9 = 18
Комплекс специальных упражнений: 1 балл х 2 = 2
Конспект по темам для самостоятельного изучения: 7 баллов х 3 = 21
Дополнительные виды работ:
Устный опрос: 4 балла х 4= 16
Таблица: 7 баллов х 3= 21
Комплекс специальных упражнений: 1 балл х 2 = 2
Всего: 100 баллов
VIII семестр :
Текущий контроль:
Обязательные виды работ:
Контрольная работа: 20 баллов х 1=20
Тест: 14 баллов х 1= 14
Кейс-пакет: 2 балла х 3 = 6
Дополнительные виды работ:
Устный опрос: 4 балла х 3 = 12
Комплекс специальных упражнений: 1 балл x 1= 1
Таблица: 7 баллов х 1 = 7
Итого: 60 баллов.
Промежуточная аттестация (экзамен):
Теоретический вопрос: 10 баллов х 2=20
Практическое задание: 20 баллов х 1=20
Итого: 40 баллов
Всего: 100 баллов.
Балльно-рейтинговая система оценки курсовой работы (VIII семестр):
К дифференцированному зачету допускаются обучающиеся, набравшие не менее 40 баллов в рамках текущего контроля.
Текущий контроль:
Подготовка курсовой работы согласно Положению о курсовой работе (проекту) и методическим рекомендациям по подготовке курсовой работы (кафедральные) 40-60 баллов
На промежуточной аттестации обучающемуся может быть выставлено 21-40 баллов.
На защите обучающийся должен показать умение подать материал, владеть терминологией, умение убеждать и отвечать на