2023-2024_49_03_02 АФК заочно 2023_plx_Частные методики адаптивной физической культуры
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Частные методики адаптивной физической культуры
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 АФК заочно 2023.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.37
 
экзамены 4 зачеты 4 курсовые работы 4
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
13
самостоятельная работа
275
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая реабилитация
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
8
8
12
12
Практические
8
8
16
16
24
24
Итого ауд.
12
12
24
24
36
36
Кoнтактная рабoта
12
12
24
24
36
36
Сам. работа
96
96
179
179
275
275
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
108
108
216
216
324
324
 
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.преп., Гриднева В.В. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
 
Частные методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 30.04.2024 г.  № 14

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Таламова И.Г.

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Изучение и освоение особенностей применения средств адаптивной физической культуры для осуществления реабилитационной и профилактической  деятельности  лиц, имеющих сенсорные депривации, поражения опорно-двигательного аппарата, интеллектуальную недостаточность, психические расстройства, а так же лиц пожилого возраста в условиях адаптивных школ, садов компенсирующего вида, пансионатов, реабилитационных центрах и т.д.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры
2.1.2
Теория и организация адаптивной физической культуры
2.1.3
Физиология человека
2.1.4
Физическая реабилитация
2.1.5
Эрготерапия
2.1.6
Адаптивная двигательная рекреация
2.1.7
Теория и методика физической культуры
2.1.8
Анатомия человека
2.1.9
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.10
Комплексная реабилитация больных и инвалидов
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Инклюзивное образование
2.2.2
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-2: Способен обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры
 
ОПК-2.10: Имеет опыт:

- применения средств и методов обучения двигательным действиям лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 
ОПК-2.3: Знает:

- методы и средства обучения технике двигательных действий у лиц различных нозологических групп;

 
ОПК-2.5: Умеет:

- дифференцированно использовать известные методики обучения двигательным действиям с учетом особенностей занимающихся.

 
ОПК-2.7: Умеет:

- использовать и подбирать средства и методы адаптивной физической культуры для данной категории занимающихся;

 
ОПК-7: Способен определять закономерности развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций
 
ОПК-7.10: Умеет:

- способствовать развитию психических и физических качеств занимающихся с учетом сенситивных периодов развития их функций;

 
ОПК-7.12: Имеет опыт:

- использования современных средств, методов, приемов, технических средств для осуществления двигательного развития и оценки состояния занимающихся;

 
ОПК-7.13: Имеет опыт:

- планирования содержания уроков, занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся;

 
ОПК-7.4: Знает:

- особенности занятий и методики подбора физических упражнений для развития физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

 
ОПК-7.6: Знает:

- особенности психического и физического развития лиц различных нозологических групп, структуру дефекта;

 
ОПК-7.8: Умеет:

- разрабатывать современные методики развития физических качеств в различных видах адаптивной физической культуры с учетом особенностей нозологических групп;

 
стр. 5
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
ОПК-9: Способен развивать компенсаторные возможности, оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека для различных нозологических форм, видов инвалидности, возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья
 
ОПК-9.12: Имеет опыт:

- определения и формулировки задач компенсаторной деятельности;

- применения средств и методов развития компенсаторных возможностей организма человека.

 
ОПК-9.3: Знает:

- средства и методы решения компенсаторных задач;

 
ОПК-9.4: Знает:

- функции организма, способные частично или полностью заменить навсегда утраченные в результате заболевания или травмы;

- технологию формулировки цели и задач развития компенсаторных функций организма;

 
ОПК-9.7: Умеет:

- формулировать цель и задачи компенсаторной деятельности;

 
ОПК-9.8: Умеет:

- дифференцированно подбирать средства реабилитации с учетом индивидуальных особенностей;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Введение в дисциплину «Частные методики адаптивной физической культуры».
0
 
1.1
Теоретическое изучение учебного материала. /Ср/
32
ОПК-7.6
3
Изучение лекций и учебной литературы о методологии и базовых концепциях адаптивной физической культуры.
0
 
 
Раздел 2. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения.
0
 
2.1
Особенности методики обучения двигательным действиям детей с нарушением зрения.

/Лек/

2
ОПК-2.3
3
Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития. Использование и развитие сохранных анализаторов. Особенности регулирования психофизической нагрузки. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния. Практические рекомендации при проведении упражнений для глаз. Профилактика травматизма. Использование и развитие сохранных анализаторов.
0
 
2.2
Формы повышения двигательной активности у детей с депривацией зрения.

/Пр/

4
ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13
3
Составление и проведение подвижных игр у детей с нарушениями зрения. Игра  в голбол. Проведение тренировочного занятия «бег с лидером».
0
 
стр. 6
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
2.3
Теоретическое изучение учебного материала.Составление таблицы «Особенности физического и психического развития у детей с депривацией зрения».

Составление конспекта урока физической культуры у детей с депривацией зрения

Составление схемы подвижной игры у детей с депривацией зрения.

Составление конспекта тренировочного занятия по плаванию у детей с депривацией зрения.

Составление физических упражнений для развития физических способностей у детей с нарушением зрения.

/Ср/

32
ОПК-7.4 ОПК-7.6 ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13 ОПК-2.3 ОПК-2.5 ОПК-2.7 ОПК-2.10
3
Изучение лекций и учебной литературы о методике адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения. Подготовка к практическим занятиям выполнение практических заданий.
0
 
 
Раздел 3. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха.
0
 
3.1
Особенности проведения уроков по адаптивному физическому воспитанию для детей с нарушением слуха.

/Лек/

2
ОПК-2.3
3
Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей. Организация физкультурно-спортивной работы в школах 1-2 видов. Методы и методические приемы, используемые на занятиях по физическому воспитанию детей с нарушением слуха. Методика активизации познавательной деятельности глухих детей. Методика обучения плаванию слабослышащих детей младшего школьного возраста.
0
 
3.2
Методика проведения урочных занятий по физической культуре у лиц с депривацией слуха.

/Пр/

2
ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13 ОПК-9.7 ОПК-2.5 ОПК-2.7 ОПК-2.10
3
Составление и проведение урочных занятий с детьми, имеющими нарушение слуха. Составление и проведение внеурочных занятий с детьми, имеющими нарушение слуха.  
0
 
3.3
Особенности развития физических способностей у детей школьного возраста с нарушением слуха.

/Пр/

2
ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13
3
Составление и проведение физических упражнений для развития физических способностей детей с нарушением слуха.
0
 
3.4
Составление конспекта урока физической культуры у детей с нарушением слуха.

Составление физических упражнений для развития физических способностей у детей с нарушением слуха.

Составление таблицы «Основные нарушения речи и звукопроизношения».

Написание конспектов по темам для самостоятельного изучения.

/Ср/

32
ОПК-7.4 ОПК-7.6 ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13
3
Изучение лекций и учебной литературы о методике адаптивной физической культуры детей с нарушением слуха. Подготовка к практическим занятиям.
0
 
 
Раздел 4. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением речи.
0
 
4.1
Методика проведения уроков физической культуры у детей с нарушением речи.

/Пр/

2
ОПК-7.4 ОПК-2.5 ОПК-2.7 ОПК-2.10
4
Составление и демонстрация уроков физической культуры
0
 
стр. 7
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
4.2
Теоретическое изучение учебного материала.

Составление конспекта внеурочной формы занятий у детей с нарушением речи.

Составление конспекта урока физической культуры у детей с нарушением речи. /Ср/

28
ОПК-7.4 ОПК-7.6 ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13 ОПК-2.3 ОПК-2.5
4
Изучение лекций и учебной литературы о методике адаптивной физической культуры детей  с нарушением речи. Подготовка к практическим занятиям, выполнение практических заданий.
0
 
 
Раздел 5. Методика адаптивной физической культуры для детей с умственной отсталостью.
0
 
5.1
Методические основы планирования занятий по адаптивной физической культуре для детей с нарушениями интеллекта

/Лек/

2
ОПК-7.4
4
Средства адаптивной физической культуры. Методы и методические приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями. Организация и методика проведения подвижных игр. Методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками.
0
 
5.2
Методика проведения занятий по физическому воспитанию в адаптивных школах для детей с нарушением интеллекта.

/Пр/

2
ОПК-7.4 ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13
4
Составление и проведение урочных занятий с детьми, имеющими умственную отсталость.
0
 
5.3
Теоретическое изучение курса. Составление конспекта урока физической культуры у детей с нарушениями интеллекта.

Составление таблицы «Конкретизация задач адаптивного физического воспитания в соответствии с особенностями психофизического развития детей с нарушениями интеллекта».

/Ср/

32
ОПК-7.4 ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13
4
Изучение лекций и учебной литературы о методике адаптивной физической культуры детей с нарушением интеллекта. Подготовка к практическим занятиям, выполнение практических заданий.
0
 
 
Раздел 6. Методика адаптивной физической культуры при церебральном параличе.
0
 
6.1
Задачи, средства, методы физической реабилитации детей с ДЦП.

/Лек/

2
ОПК-7.4
4
Общие и частные задачи на занятиях ЛФК у детей с ДЦП. Подбор средств и методов физической реабилитации детей с ДЦП. Авторские программы реабилитации детей с ДЦП.
0
 
6.2
Индивидуальная программа реабилитации детей с ДЦП .

/Пр/

2
ОПК-9.8 ОПК-9.12
4
Составление индивидуальной программы реабилитации детей с ДЦП. Определение реабилитационного потенциала.
0
 
6.3
Методика проведения учебных занятий с детьми, имеющими ДЦП.

/Пр/

2
ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13
4
Составление и проведение урочных занятий с детьми, имеющими ДЦП. Составление и проведение внеурочных занятий с детьми, имеющими ДЦП. Нетрадиционные формы занятий с детьми, имеющими ДЦП.
0
 
стр. 8
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
6.4
Теоретическое изучение курса. Составление программы реабилитации детей с ДЦП

Составление физических упражнений для коррекции двигательных нарушений у детей с ДЦП

Составление физических упражнений для коррекции психических нарушений у детей с ДЦП

Составление конспекта урока физической культурой у детей с ДЦП

Составление конспекта урока лечебной физической культуры у детей с ДЦП

Написание конспектов по темам для самостоятельного изучения.

Выполнение контрольной работы.

/Ср/

32
ОПК-7.4 ОПК-7.6 ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13 ОПК-9.3 ОПК-9.4 ОПК-9.8 ОПК-9.12
4
Изучение лекций и учебной литературы о методике адаптивной физической культуры лиц с церебральным параличом. Подготовка к практическим занятиям.
0
 
 
Раздел 7. Методика адаптивной физической культуры детей при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей.
0
 
7.1
Методика подготовки детей к протезированию конечностей средствами адаптивной физической культуры.

/Лек/

2
ОПК-7.4 ОПК-7.6
4
Особенности обучения детей с ампутациями. Методические особенности применения физических упражнений в раннем (до 2-х лет) и младшем дошкольном возрасте    (от 2-х до 4-х лет). Методические особенности применения физических упражнений в старшем дошкольном возрасте (4—7 лет). Методические особенности применения физических упражнений  в младшем и среднем школьном возрасте (7—12 лет). Методические особенности применения физических упражнений в старшем школьном возрасте.
0
 
7.2
Методика подготовки детей к протезированию конечностей средствами адаптивной физической культуры.

/Пр/

2
ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13
4
Составление и разбор упражнений разных периодов подготовки конечности к протезированию.
0
 
7.3
Теоретическое изучение курса. Составление конспекта по подготовки к протезированию детей с ампутацией конечности.

Составление карточки подвижной игры для детей с ампутацией конечности.

/Ср/

20
ОПК-7.4 ОПК-7.6 ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13
4
Изучение лекций и учебной литературы о методике адаптивной физической культуры лиц при врожденных аномалиях и при ампутациях конечностей. Подготовка к практическим занятиям, выполнение практических заданий.
0
 
 
Раздел 8. Реабилитация лиц с поражением спинного мозга в домашних условиях.
0
 
8.1
Методика двигательной самореабилитации в домашних условиях.

/Пр/

2
ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13
4
Методы реабилитационного лечения пациентов с поражением спинного мозга. Этапы двигательной реабилитации. Поддержание вертикальной позы.
0
 
8.2
Теоретическое изучение курса. Определение реабилитационного потенциала и составление программы самореабилитации у лиц с поражением спинного мозга.

Написание курсовой работы. /Ср/

20
ОПК-7.6 ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13 ОПК-9.7 ОПК-9.8 ОПК-9.12
4
Изучение лекций и учебной литературы о методике адаптивной физической культуры лиц  с поражением спинного мозга.. Подготовка к практическим занятиям, выполнение практических заданий. Написание  введения, 1-го пункта курсовой работы.
0
 
 
стр. 9
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
Раздел 9. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными (комплексными) нарушениями развития.
0
 
9.1
Медико-психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями развития.

/Пр/

2
ОПК-7.6 ОПК-9.7
4
Определение структуры сложного дефекта (решение ситуационных задач).
0
 
9.2
Теоретическое изучение курса. Составление модели сложного дефекта.

Составление конспекта урока физической культуры у детей со сложной структурой дефекта.

Написание курсовой работы. /Ср/

16
ОПК-7.4 ОПК-7.6 ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13
4
Изучение лекций и учебной литературы о методике адаптивной физической культуры лиц  со сложными (комплексными) нарушениями. Подготовка к практическим занятиям, выполнение практических заданий. Написание 1-го пункта курсовой работы.
0
 
 
Раздел 10. Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом.
0
 
10.1
Медико-психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих аутизмом.

/Лек/

2
ОПК-7.6
4
Понятие об аутических чертах характера, аутизме, синдроме Асперберга, и других общих расстройств развития. Психическое и физическое развитие детей с аутизмов. Психическое и физическое развитие детей с синдромом Асперберга и другими общими  расстройствами развития.
0
 
10.2
Теоретическое изучение курса. Составление конспекта обучения двигательным навыкам для ребенка с аутизмом.

Написание курсовой работы.

Выполнение контрольной работы. /Ср/

15
ОПК-7.4 ОПК-7.6 ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13
4
Изучение лекций и учебной литературы о методике адаптивной физической культуры лиц  с РАС. Подготовка к практическим занятиям, выполнение практических заданий. Написание 2-го пункта курсовой работы. Выполнений заданий контрольной работы.
0
 
 
Раздел 11. Методика занятий адаптивной физической культурой в геронтологии.
0
 
11.1
Медико-биологические и организационно-методические основы физкультурно-оздоровительных занятий с людьми пожилого возраста /Пр/
2
ОПК-7.4 ОПК-7.6 ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13
4
Организация, цели, задачи адаптивной физической культуры с лицами пожилого возраста. Основы построения оздоровительной тренировки с людьми пожилого возраста. Особенности регулирования физических и психических нагрузок в пожилом возрасте. Основные принципы и правила. Понятие о группах здоровья.
0
 
11.2
Теоретическое изучение учебного материала.

Разработка дневника самоконтроля для лиц пожилого возраста.

Написание конспектов по темам для самостоятельного изучения.

Составление конспекта занятия физическими упражнениями у лиц пожилого возраста.

Написание курсовой работы.

/Ср/

16
ОПК-7.4 ОПК-7.6 ОПК-7.8 ОПК-7.10 ОПК-7.12 ОПК-7.13
4
Изучение лекций и учебной литературы о методике адаптивной физической культуры лиц  пожилого возраста. Подготовка к практическим занятиям, выполнение практических заданий. Написание заключения, оформление текста курсовой работы, подготовка к защите.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
При изучении дисциплины  в 6-7 семестрах обучающийся должен выполнить следующие виды обязательных работ:  
 
стр. 10
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
выполнить 1 контрольную работу (20 баллов),  решить 9 кейс -пакетов (18 баллов), составить 2 комплекса специальных упражнений (2 балла), выполнить 3 конспекта по темам для самостоятельного изучения (21 балл). Дополнительные виды работ: составить 3 таблицы (21 балл), 4 раза поучаствовать в устном опросе (16 баллов), составить 2 комплекса специальных упражнений (2 балла).

При изучении дисциплины  в 8 семестре обучающийся должен выполнить следующие виды обязательных работ: выполнить 1 контрольную работу (20 баллов), решить 3 кейс-пакета (6 балла), пройти 1 тест (14 баллов). Дополнительные виды работ: составить 1 таблицу (7 баллов), составить 1 комплекс специальных упражнений (1 балл), поучаствовать в 3 устных опросах (12 баллов).

Бонусные баллы по дисциплине не предусмотрены.                                                      

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачёт (VII семестр).

Для допуска к зачету обучающемуся необходимо набрать 61-100 баллов:

не зачтено - 60 и менее баллов;

зачтено - 61-100 балл

Экзамен (VIII семестр).

К экзамену необходимо набрать от 40 до 60 баллов по текущему контролю. На промежуточной аттестации обучающийся может набрать до 40 баллов. Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации:

неудовлетворительно - 60 и менее баллов;

удовлетворительно - 61-72;

хорошо - 73-86;

отлично - 87-100.

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (экзамен):

1. Адаптивная физическая культура в системе образовательных (коррекционных) учреждений. Задачи и формы адаптивного физического воспита¬ния.

2. Профессиональные требования к педагогу, работающему с детьми-инвалидами в сфере адаптивной физической культуры.

3.Особенности реализации основных принципов адаптивной физической культуры.

4. Особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в адаптивных школах для детей с депривацией зрения.

5. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям незрячих и слабовидящих школьников.

6. Использование сохранных анализаторов при формировании навы¬ков пространственной ориентации детей с нарушениями зрения (остаточное зрение, обоняние, слух, осязание).

7. Особенности развития и коррекции физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости)  у детей со зрительной депривацией.

8. Особенности развития и коррекции координационных способностей у детей со зрительной депривацией.

9. Подвижные игры для незрячих и слабовидящих детей (направлен¬ность, особенности организации и проведения).

10. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (осанки, плоскостопия) у детей с нарушением зрения.

11. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в адаптивных школах для детей с депривацией слуха.

12. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям глухих и слабослышащих школьников.

13. Содержание и особенности формирования знаний на уроке физиче¬ской культуры глухих и слабослышащих школьников.

14. Методы активизации речевой и познавательной деятельности глу¬хих и слабослышащих школьников. Специфика использования вербальных и невербальных методов.

15. Особенности развития и коррекции физических качеств у детей со слухо¬вой депривацией.

16. Задачи, содержание, особенности организации и методики адаптив¬ного физического воспитания в адаптивных школах для детей с нарушением интеллекта.

17. Содержание и особенности формирования знаний на уроке физиче¬ской культуры у школьников с нарушением интеллекта.

18. Методы и методические приемы обучения двигательным действиям школьников с нарушением интеллекта.

19. Методы активизации речевой и познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на уроке физической культуры.

20. Особенности развития и коррекции физических качеств (силы, бы-строты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости) у детей с про-блемами интеллекта.  

21. Особенности развития и коррекции координационных способно¬стей: точности, дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и рит-мичности движений у детей с проблемами интеллекта.

22. Подвижные игры, их направленность и особенности проведения с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

23. Особенности   занятий   физическими   упражнениями   с   детьми, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости.

24. Технические устройства для лечения и обеспечения мобильности детей с ДЦП. Лечебно-нагрузочные костюмы и особенности их применения.

 
стр. 11
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
25. Методы восстановительного лечения детей с ДЦП (Бобата, Войта, Бортфельда, Семеновой).

26. Задачи, содержание, особенности организации и методики проведе¬ния уроков адаптивного физического воспитания школьников с последствиями ДЦП.

27. Особенности коррекции двигательных нарушений у детей при различных формах ДЦП.

28. Формирование опорных функций рук, ног, вертикальной позы, ходьбы при ДЦП.

29. Коррекция контрактур, подвижности в суставах, мышечной атро¬фии при ДЦП.

30.Коррекция дыхательной и сердечно-сосудистой систем у детей с последствиями ДЦП.

31. Определение вертеброгенных миелопатий. Факторы, вызывающие, клинические проявления миелопатий (первичные и вторичные наруше¬ния).

32. Общая характеристика позвоночно-спинномозговой травмы. Поня¬тия механической и неврологической нестабильности позвоночника.

33. Этапы травматической болезни спинного мозга. Лечебная гимнастика на разных эта¬пах травматической болезни.

34. Неврологический и адаптационный статус пациента и способы их оценки при вертеброгенных миелопатиях.

35. Средства и методы реабилитационного лечения при вертеброген¬ных миелопатиях.

36. Методы развития силы мышц у лиц с поражением спинного мозга.

37. Задачи и методика обучения поддержанию вертикальной позы де¬тей с поражением спинного мозга.

38. Методики обучения ходьбе детей с поражением спинного мозга. Тредмил-терапия как средство двигательной реабилитации.

39. Использование методов электростимуляции в реабилитационном лечении пациентов с плегией.

40. Понятие о спинальной локомоторной активности. Способы инициа¬ции спинальной локомоторной активности.

41. Задачи и особенности методики лечебной гимнастики после ампу¬тации конечностей в условиях стационара.

42. Задачи и особенности методики лечебной гимнастики в период под-готовки к протезированию верхних и нижних конечностей.

43. Методика обучения ходьбе на протезах после ампутации бедра и голени, пользования протезами верхних конечностей.

44. Подвижные игры коррекционной направленности для детей дошко-льного и школьного возраста с врожденными и приобретенными дефектами конечностей.

45. Особенности методики занятий на тренажерах и с отягощениями в условиях стационара и в процессе физической рекреации при врожденных и ампутационных дефектах конечностей.

46. Особенности построения лечебно-восстановительных занятий при ампутации конечностей, динамика физической нагрузки, способы ее регулиро-вания и контроля.

47. Корригирующие и профилактические упражнения, направленные на сохранение вертикальной позы, осанки после ампутации верхних и нижних конечностей.

48. Коррекция координационных способностей: равновесия, точности движений, ориентировки в пространстве, мелкой моторики у детей с врожден-ными и ампутационными дефектами конечностей.

49. Использование спортивных игр (футбол на костылях, волейбол си¬дя на полу, баскетбол в колясках и др.) как средства физической и психической социальной адаптации подростков и юношей с дефектами конечностей.

50. Организация, цели, задачи адаптивной физической культуры с лицами пожилого возраста.

51. Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физкультурно-оздоровительных     занятий с людьми пожилого возраста. Особенности регулирования физических и психических нагрузок в пожилом возрасте.        

52. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в адаптивных школах для детей с нарушением речи.

53. Особенности адаптивного физического воспитания детей с расстройствами аутистического спектра.

54. Определение понятия «сложное нарушение развития» согласно данным отечественных и зарубежных исследователей. Структура сложного дефекта.

55. Цели, группы задач  и содержание адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития.

Курсовая  работа

К дифференцированному зачету по курсовой работе  обучающийся допускается  при наличии от 40 до 60 баллов по текущему контролю.

На промежуточной аттестации обучающемуся может быть выставлено 21-40 баллов. Оценка по курсовой работе формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации.

Тематика по курсовой работе:

1.Профессиональные требования к педагогу, работающему с детьми-инвалидами в сфере адаптивной физической культуры.

2.Коррекция   и   развитие   познавательной   деятельности   детей-инвалидов средствами адаптивного физического воспитания.

3.Коррекция эмоционально-волевой сферы детей-инвалидов средствами адаптивного физического воспитания.

4.Развитие мелкой моторики у дошкольников и младших школьников с нарушением зрения.

5.Методы активизации внимания, мышления, памяти на уроке физической культуры учащихся с нарушением слуха

6.Методы развития мелкой моторики у детей с нарушением слуха

7.Особенности коммуникативной деятельности педагога и детей с нарушением слуха на уроке физкультуры.

8.Подготовка, организация и проведение спортивных праздников для детей с нарушением слуха.

9.Методы активизации познавательной и речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры

10.Внешкольные формы повышения двигательной активности детей с умственной отсталостью.

11.Подготовка, организация и проведение спортивных праздников для детей с умственной отсталостью.

12.Адаптивный спорт и двигательная рекреация при ДЦП

 
стр. 12
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
13.Технологии физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками, страдающими ДЦП

14.Методика лечебного плавания для детей с ДЦП.

15.Иппотерапия как средство двигательной и психической реабилитации детей с ДЦП.

16.Особенности использования коррекционных подвижных игр, песочной терапии, фитбол-гимнастики для детей с ДЦП.

17.Применение нетрадиционных видов спорта в реабилитационном процессе детей с врожденными пороками развития нижних конечностей.

18.Методика занятий атлетической гимнастикой с подростками после ампутации нижних конечностей.

19.Футбол на костылях как средство психической и двигательной реабилитации детей-инвалидов.

20.Влияние различных видов физических упражнений на психоэмоциональное состояние детей и подростков после ампутации конечностей.

21.Особенности фантомно-импульсивной гимнастики.

22.Методика и этапы обучения ходьбе на протезе бедра. Двигательные ошибки и их исправление.

23.Этапы травматической болезни спинного мозга и задачи реабилитолога на каждом из них.

24.Методы развития силы мышц. Развитие силы с помощью блочной системы (по Дикулю, 1992). Развитие силы и силовой выносливости с помощью биологической обратной связи (БОС). Гимнастические упражнения силовой направленности.

25.Психологические средства профилактики депрессия в позднем периоде жизни.

26.Квинтет гериатрии. Взаимодействие проблем, наиболее часто встречающихся у пожилых пациентов. Five I´s (файв айс).

27.Программы защиты суставов.

28.Перемещения пожилых пациентов в процессе ухода.

29.Вспомогательные технические средства в геронтологии

Устанавливается следующее соответствие между рейтинговой и традиционной оценкой по курсовой работе (зачетной оценкой):

- «отлично» (87-100 баллов);

- «хорошо» (73-86 баллов);

- «удовлетворительно» (61-72 баллов);

- «неудовлетворительно» (менее 60 баллов).

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
VII семестр :

Текущий контроль:

Обязательные виды работ:

    Контрольная работа: 20 баллов х 1=20

    Кейс-пакет:  2 балла х 9 = 18

    Комплекс специальных упражнений: 1 балл х 2 = 2

    Конспект по темам для самостоятельного изучения: 7 баллов х 3 = 21

Дополнительные виды работ:

   Устный опрос: 4 балла х 4= 16

   Таблица: 7 баллов х 3= 21

   Комплекс специальных упражнений: 1 балл х 2 = 2

Всего: 100 баллов

VIII семестр :

Текущий контроль:

Обязательные виды работ:

     Контрольная работа: 20 баллов х 1=20

     Тест: 14 баллов х 1= 14

     Кейс-пакет: 2 балла х 3 = 6

Дополнительные виды работ:

     Устный опрос: 4 балла х 3 = 12

     Комплекс специальных упражнений: 1 балл x 1= 1

     Таблица: 7 баллов х 1 = 7

Итого: 60 баллов.

Промежуточная аттестация (экзамен):

Теоретический вопрос: 10 баллов х 2=20

Практическое задание: 20 баллов х 1=20

Итого: 40 баллов

        Всего: 100 баллов.

Балльно-рейтинговая система оценки курсовой работы (VIII семестр):

К дифференцированному зачету допускаются обучающиеся, набравшие не менее 40 баллов в рамках текущего контроля.

Текущий  контроль:

Подготовка курсовой работы согласно Положению о курсовой работе (проекту) и методическим рекомендациям по подготовке курсовой работы (кафедральные) 40-60 баллов

На промежуточной аттестации обучающемуся может быть выставлено 21-40 баллов.

На защите обучающийся должен показать умение подать материал, владеть терминологией, умение убеждать и отвечать на 

 
стр. 13
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
вопросы. 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
под ред. Л. В. Шапковой
Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений по специальностям: 032102 - Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адапт. физ. культура) и 050721 - Адапт. физ. культура
Москва: Сов. спорт, 2007
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Ростомашвили Л. Н.
Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учеб. пособие для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.04.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
Москва: Спорт, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/88510
 
Л2.2
сост. Е. С. Стоцкая ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Частные методики адаптивной физической культуры у детей с нарушением слуха, речи, умственной отсталостью, общими расстройствами психологического развития: учеб. пособие : в 2 ч.
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
0
 
Л2.3
Кальсина В. В.
Физическая реабилитация в неврологии: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2018
0
 
Л2.4
Соколова В. С., Анастасиадис А. А.
Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом: монография
Москва: Изд-во МПГУ, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/79055
 
Л2.5
Михайлова Е. Я., Саратова Д. Н., Евсеева О. Э.
Адаптивное физическое воспитание детей с нарушениями речи: учеб. пособие для высш. проф. образования по направлению 49.03.02 "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
0
 
Л2.6
сост. Е. С. Стоцкая ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Частные методики адаптивной физической культуры у детей с поражением опорно-двигательного аппарата, детей со сложными нарушениями, лиц пожилого возраста: учеб. пособие : в 2 ч.
Омск: СибГУФК, 2020
0
 
Л2.7
Харченко Л. В., Синельникова Т. В.
Развитие физических качеств у детей с комбинированными нарушениями зрения и интеллектуального развития: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2007
0
 
Л2.8
Горская И. Ю., Харченко Л. В.
Комплексная программа тестирования и шкалы дифференцированной оценки уровня развития различных видов координационных способностей для детей с нарушениями зрения: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГАФК, 1998
6
 
стр. 14
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.9
авт.-сост. Л. Н. Ростомашвили; Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта
Адаптивное физическое воспитание. Авторская программа по лечебной физкультуре для детей с тяжелой зрител. патологией (начальная школа): учеб.-метод. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 1997
1
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
система тестирования;
6.3.1.3
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
6.3.2.2
moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
6.3.2.3
sibsport.ru – официальный сайт вуза.
6.3.2.4
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Аудитория 102, учебный корпус 4:
7.2
Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
7.3
Количество посадочных мест: для студентов – 18,  для преподавателя – 1.
7.4
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики