49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- проводить корректировку методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- определять задачи и делегировать полномочия инструкторам-методистам по адаптивной физической культуре, вести контроль их деятельности;
- пользоваться современными технологиями реализации компетентного подхода, реабилитационными (восстановительными) технологиями в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- использования современных технологий реализации компетентного подхода, реабилитационных (восстановительных) технологий в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- корректирования методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- содержание когнитивного и двигательного (моторного) обучения, основанного на единстве механизмов формирования ориентировочной основы умственных, сенсорных, перцептивных и двигательных действий и понятий;
- основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии;
- принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности;
- медицинские основы адаптивной физической культуры;
- правила техники безопасности при осуществлении реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- методическое обеспечение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии;
- разрабатывать программы, планы и методической сопровождение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха;
- координировать тренировочный, воспитательный и реабилитационный (восстановительный) процессы, оптимизировать физические потенции инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с видами адаптивной физической культуры;
- разработки программ, методического сопровождения адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии;
ции
Промежуточная аттестация (экзамен) проводится в виде собеседования и решения ситуационных задач для оценки умений и опыта. При оценивании знаний студента на промежуточной аттестации учитываются:
- содержание и полнота ответа на поставленные вопросы;
- логика изложения материала;
- умение увязывать теоретические и практические аспекты вопроса;
- правильность ответа на дополнительные вопросы;
- культура устной речи студента.
Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации:
неудовлетворительно - 60 и менее баллов;
удовлетворительно - 61-72;
хорошо - 73-86;
отлично - 87-100.
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации
1. Особенности оздоровительной физической культуры у детей. Особенности развития детей (новорожденные, грудного, раннего, дошкольного и школьного возраста).
2. Этиология, патогенез, клинические проявления нарушений обмена веществ у детей раннего возраста (рахита и гипотрофии).
3. Перинатальные поражения нервной системы у детей раннего возраста. Этиология, патогенез. Клинические синдромы. Задачи и методика ЛФК и массажа.
4. ДЦП. Этиология, патогенез. Клинические синдромы. Задачи и методика ЛФК и массажа в зависимости от формы.
5. Понятие осанки. Механизм формирования осанки. Причины нарушения осанки. Виды дефектов осанки, их краткая характеристика. Методика исследования. Задачи и методика ЛФК при различных видах дефекта осанки
6. Сколиотическая болезнь. Понятие о заболевании. Причины, механизм развития сколиоза. Классификация сколиозов, степени изменения внутренних органов. Задачи и методика ЛФК в зависимости от степени сколиоза. Массаж.
7. Понятие плоскостопия. Причины, механизм развития, клинические проявления. Лечение. Задачи и методика ЛФК и лечебного массажа.
8. Понятие, причины, механизм развития, клиника, лечение врожденного нарушений опорно-двигательного аппарата (вывих бедра, косолапость, кривошея). Задачи и методика ЛФК и лечебного массажа.
9. Врожденные пороки сердца. Этиология, патогенез, виды. Клиника. Методика ЛФК и массажа.
10. ЛФК в комплексном лечении частоболеющих детей
11. ЛФК в период беременности (по фазам). Задачи и методика.
12. Характеристика морфо-функциональных изменений, происходящих в организме женщины после беременности и родов. Методика занятий физическими упражнениями.
13. Особенности занятий физическими упражнениями в период родов. Характеристика фаз родов. Противопоказания к проведению гимнастики.
15. Использование физических упражнений при неправильных положениях плода. Противопоказания к ЛФК.
16. Аномалии развития и неправильные положения женских половых органов. Виды. Показания к назначению ЛФК. Задачи и методика ЛФК.
17. ЛФК и массаж при дисменорреи.
18. ЛФК и массаж при опущении внутренних половых органов.
19. Недержание мочи. Степени выраженности. Задачи и методика ЛФК и массажа.
20. Хронические воспалительные заболевания женских половых органов. Задачи и методика ЛФК и массажа.
21. Основы физической реабилитации в педиатрии(показания, механизмы лечебного действия, противопоказания)
22. Средства и методы физической реабилитации в педиатрии
23. Методы и методики оценки эффективности процедур физической реабилитации
24. Физическая абилитация детей 1 года жизни(первое полугодие)
25. Физическая абилитация детей 1 года жизни(второе полугодие)
26. Физическая реабилитация детей 1 года жизни при патологии ЦНС: перинатальная энцефалопатия
27. Физическая реабилитация детей 1 года жизни при патологии ЦНС: детский церебральный паралич
28. Физическая реабилитация детей 1 года жизни при патологии ОДА: врожденная мышечная кривошеяя
29. Физическая реабилитация детей 1 года жизни при патологии ОДА: дисплазия тазобедренных суставов, подвывих и врожденный вывих бедра
30. Физическая реабилитация детей 1 года жизни при соматической патологии: рахит
31. Физическая реабилитация детей 1 года жизни при соматической патологии: гипотрофия1
32. Физическая реабилитация детей при патологии нервной системы: периферические невриты
33. Физическая реабилитация детей при патологии нервной системы:наследственные заболевания
34. Физическая реабилитация детей при патологии опорно-двигательного аппарата: переломы трубчатых костей
35. Физическая реабилитация детей при патологии опорно-двигательного аппарата: переломы позвоночного столба
36. Физическая реабилитация детей при патологии опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки во фронтальной плоскости
37. Физическая реабилитация детей при патологии опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки в сагиттальной плоскости
38. Физическая реабилитация детей при патологии опорно-двигательного аппарата: сколиоз
39. Физическая реабилитация детей при патологии опорно-двигательного аппарата:плоскостопие
40. Физическая реабилитация детей при патологии дыхательной системы: острые и хронические бронхиты
41. Физическая реабилитация детей при патологии дыхательной системы: острые пневмонии
42. Физическая реабилитация детей при патологии дыхательной системы: бронхиальная астма
43. Физическая реабилитация детей при патологии сердечно-сосудистой системы: врожденные пороки сердца
44. Физическая реабилитация детей припатологии билиарной системы: холецистит
45. Физическая реабилитация детей при патологии мочевой системы: пиелонефрит
46. Физическая реабилитация детей при патологии мочевой системы: энурез, виды. Клиника. Методика ЛФК и массажа.
Ситуационные задачи:
1. Ребенок 6 месяцев. Находится в отделении выхаживания новорожденных педиатрического стационара с диагнозом внутриутробная инфекция недифференцированная с поражением центральной нервной системы (ЦНС) и внутренних органов. Доброкачественная внутричерепная гипертензия. Типичные эпипараксизмы. Сочетанная форма задержки психоэмоционального и доречевого развития. Синдром гипервозбудимости. Последствия перинатального поражения ЦНС постгеморрагического генеза. Родился с массой 488 граммов. Из анамнеза известно, что рожден от III беременности, третьих родов путем экстренно проведенного кесарева сечения, при сроке гестации 23–24 недели, оценка по Апгар 5–6 баллов. Состояние при рождении крайне тяжелое. При осмотре тургор мягких тканей значительно снижен. Поза лягушки. Выраженная гипотония, масса 2680 граммов, длина тела 45 см, окружность головы 36 см, окружность груди 31 см. На звуки и визуальные раздражители реагирует слабо. Не поднимает голову лежа на животе, не поворачивается. Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
2. Ребенок 8 мес. находится на лечении в отделении неврологии с диагнозом внутриутробная инфекция недифференцированная с поражением центральной нервной системы (ЦНС) и внутренних органов. Доброкачественная внутричерепная гипертензия. Сочетанная форма задержки психоэмоционального и доречевого развития. Последствия перинатального поражения ЦНС постгеморрагического генеза. Родился в срок с массой 2860гр. Из анамнеза известно, что рожден от I беременности, путем экстренно проведенного кесарева сечения, оценка по Апгар 4-5 баллов. Состояние при рождении крайне тяжелое. При осмотре тонус сгибателей рук и разгибателей ног повышен, выявляется АСШТР и СШТР, При парении – вист на руках. На звуки и визуальные раздражители реагирует. Сидит с округлой спиной, не поворачивается, стоит с опорой на носках.Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
3. Ребенок 12 месяцев. DS: Последствия перинатального поражения ЦНС постишемического генеза. Синдром гипервозбудимости, синдром двигательных нарушений. Выраженный гипертонус рук., стоит с трудом с поддержкой, опора на носки, передвигается ползком на животе, сидит с опорой на руки.Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
4. Ребенок 1,2 года. DS: ДЦП, правосторонний гемипарез. Нарушение статодинамической функции. Не ходит, сидит с опорой на спинку стула, не ползает, переворачивается через правую сторону.Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
5. Девочка 10 лет. DS: ДЦП, спастическая диплегия. Период остаточных явлений, передвигается самостоятельно, имеет контрактуры голеностопного сустава. Посещает общеобразовательную школу.Определить реабилитационный
6. Ребенок 2 года. Поступил на очередное лечение в неврологическое отделение детского стационара с DS: ДЦП, правосторонний гемипарез. Нарушение статодинамической функции 1 степени укорочение правой верхней конечности 0,5 -1см (ребенок - левша), укорочение правой нижней конечности 1 см, укорочение стопы 1 см, атрофия правой нижней конечности. Не ходит, сидит с опорой на спинку стула, не ползает, переворачивается через правую сторону.Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
7. Ребенок 4 года. Поступил на очередное лечение в неврологическое отделение детского стационара с DS: ДЦП, атонически-астатическая форма. Нарушение статодинамической функции. Не ходит, сидит с опорой на спинку стула, не ползает. Задержка психического развития. Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
8. Ребенок 8 лет. ДЦП. Спастико-гиперкинетическая форма. Не ходит, передвигается в коляске. Описать возможные неврологические и сопутствующие нарушения. Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
9. Ребенок 12 лет. ДЦП. Спаситическая диплегия. Передвигается самостоятельно. Занимается легкой атлетикой. Описать возможные неврологические и сопутствующие нарушения. Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
10. Ребенок 10 лет. ДЦП. Атонико-астатическая форма. Передвигается в коляске, резко нарушены навыки самообслуживания. Описать возможные неврологические и сопутствующие нарушения. Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
11. Ребенок 3 месяца. Находится в ортопедическом отделении детского стационара с диагнозом: Правосторонний вывих бедра. 4 дня выполнена операция по вправлению вывиха, нижние конечности ребенка находятся в положении Лоренца 1. Сопутствующий Дs: Перинатальное поражение центральной нервной системы, синдром двигательных нарушений. Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
12. Ребенок 3 года. Находится в ортопедическом отделении детского стационара с диагнозом: Правосторонний вывих бедра, левосторонний С – образный сколиоз. 2 дня выполнена операция по вправлению вывиха. Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
13. Ребенок 4 года. Находится в ортопедическом отделении детского стационара с диагнозом: Врожденная правосторонняя мышечная кривошея, сколиотическое нарушение осанки. 5 дней назад выполнена операция по поводу устранения мышечной кривошеи, наложен воротник Шанца. Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
14. Ребенок 3 месяца. Дs: Перинатальное поражение центральной нервной системы, синдром двигательных нарушений, заключение УЗИ – незрелость головок тазобедренных суставов. Психомоторное развитие соответствует возрасту. При осмотре наблюдается небольшой гипертонус в конечностях. Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
15. Ребенок 3 месяца. Выписан из ортопедического отделения детского стационара с диагнозом: Правосторонний вывих бедра. Нижние конечности ребенка находятся в положении Лоренца 1. Сопутствующий Дs: Перинатальное поражение центральной нервной системы, синдром двигательных нарушений. Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
16. Ребенок 3 года. При осмотре наблюдается вялая осанка, плосковальгусная установка стоп, Х-образные колени.
17. Ребенок 10 лет. Находится в ортопедическом отделении детского стационара с диагностической целью. Диагноз: S – образный правосторонний грудопоясничный сколиоз II степени, плоскостопие I степени. При осмотре одна нога короче другой на 1,5 см, как следствие, перекос таза. Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
18. Юноша 16 лет. DS: S-образный сколиоз: правосторонний грудной, левосторонний поясничный, 2 степень, медленно прогрессирующий. Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
19. Школьник 14 лет. DS: круглая спина. Сопутствующий диагноз: хронический тонзиллит, дискинезия желчевыводящих путей. Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
20. Школьник 10 лет. Имеет ассиметричную осанку, продольное плоскостопие. При смотре: асимметрия надплечий, крыловидная правая лопатка, слабая мускулатура туловища. Определить реабилитационный потенциал, составить программу реабилитации, дать рекомендации.
Тесты для самоконтроля: 1*5=5 баллов.
Итоговый тест: 1*10=10 баллов.
Устные ответы: 3*2=6 баллов.
Разработка плана-конспекта лечебной гимнастики: 2*3= 6 баллов
Составление индивидуальной программы физической реабилитации: 1*5=5 баллов.
Составление доклада с презентацией:1*5=5 баллов
Контрольня работа 1*20=20 баллов.
Посещаемость не менее 90%: 3 балла.
Итого : 40-60 баллов
2. Промежуточная аттестация:
Теоретический вопрос 1 - 15 баллов.
Теоретический вопрос 2 - 15 баллов.
Итого 40 баллов.
Всего 100 баллов (с суммой за текущий контроль)