49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
________
- проводить корректировку методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- определять задачи и делегировать полномочия инструкторам-методистам по адаптивной физической культуре, вести контроль их деятельности;
- пользоваться современными технологиями реализации компетентного подхода, реабилитационными (восстановительными) технологиями в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- использования современных технологий реализации компетентного подхода, реабилитационных (восстановительных) технологий в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- корректирования методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности;
- медицинские основы адаптивной физической культуры;
- правила техники безопасности при осуществлении реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- методическое обеспечение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии;
- разрабатывать программы, планы и методической сопровождение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха;
- координировать тренировочный, воспитательный и реабилитационный (восстановительный) процессы, оптимизировать физические потенции инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с видами адаптивной физической культуры;
- разработки программ, методического сопровождения адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии;
ции
Билет на экзамене содержит 2 теоретических вопроса и одну ситуационную задачу (практическая часть).
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации
1. Оперативные вмешательства при повреждениях и заболеваниях органов грудной клетки. Понятие о предоперационном и послеоперационном периодах.
2. Оперативные вмешательства на легких. Показания. Задачи и методика физической реабилитации в послеоперационный период.
3. Оперативные вмешательства при пороках сердца. Показания. Задачи и методика физической реабилитации в послеоперационный период.
4. Оперативные вмешательства по поводу ИБС. Показания. Задачи и методика физической реабилитации в послеоперационный период.
5. Оперативные вмешательства на сосудах. Задачи и методика физической реабилитации в послеоперационный период.
6. Оперативные вмешательства на органах брюшной полости. Показания. Задачи и методика физической реабилитации в послеоперационный период.
7. Принципы реабилитации в травматологии.
8. Лечебное и реабилитирующее действие физических упражнений, массажа и физиотерапевтических методов лечения при травмах ОДА.
9. Способы формирования двигательных компенсаций при стойких нарушениях двигательных функций ОДА
10. Физическая реабилитация при повреждениях мягких тканей.
11. Принципы и методы лечения переломов.
12. Физиологическое действие физических упражнений при травмах опорно-двигательного аппарата.
13. Характеристика первого периода ЛФК в травматологии. Содержание. Задачи и методы применения физических упражнений.
14. Характеристика второго периода ЛФК в травматологии. Задачи и методика применения физических упражнений.
15. Характеристика третьего периода ЛФК в травматологии. Задачи и методика применения физических упражнений.
16. Вывихи плечевой кости. Причины, клиника, лечение. Задачи и методика физической реабилитации Учет эффективности лечения.
17. Переломы диафиза плечевой кости. Причины, клиника, лечение. Задачи и методика ЛФК и массажа. Учет эффективности лечения.
18. Высокие переломы плечевой кости. Механизм переломов, клиника, лечение. Задачи и методика ЛФК и массажа. Учет эффективности лечения.
19. Переломы костей кисти. Причины, клиника, Методы лечения. Задачи и методика ЛФК. Методика массажа. Учет
20. Перелом лучевой кости в типичном месте. Причины, клиника, восстановительное лечение.
21. Переломы таза. Классификация, причины, виды, механизм травмы, клинические проявления, лечение. Методика восстановительного лечения при консервативном лечении переломов костей таза (на примере переломов седалищной кости).
22. Особенности восстановительного лечения при переломах вертлужной впадины, разрыве симфиза.
23. Повреждения связочного аппарата кисти. Причины, клиника, лечение. Задачи восстановительного лечения.
24. Переломы позвоночника. Классификация, этиология, клиника, методы лечения.
25. Восстановительное лечение при переломах позвоночника в шейно-грудном отделе.
26. Восстановительное лечение при переломах позвоночника в поясничном отделе.
27. Переломы шейки бедренной кости. Причины, виды, клиника, методы лечения. Восстановительное лечение при переломах диафиза бедра.
28. Диафизарные переломы бедра. Консервативный метод лечения. Восстановительное лечение при данной патологии.
29. Диафизарные переломы бедра. Оперативный метод лечения. Физическая реабилитация при данной патологии.
30. Разрывы менисков. Этиология, механизмы, клиника, восстановительное лечение при разрывах менисков.
31. Классификация переломов костей голени. Этиология, клиника, методика физической реабилитации при консервативном методе лечения переломов костей голени.
32. Особенности методики восстановительного лечения при оперативном методе диафизарных переломов костей голени.
33. Классификация переломов лодыжек. Этиология, клиника, методы лечения. Восстановительное лечение при переломах лодыжек (консервативный метод лечения).
34. Особенности восстановительного лечения при оперативном методе лечения переломов лодыжек.
35. Особенности восстановительного лечения при повреждениях связочного аппарата голеностопного сустава.
36. Разрывы ахиллова сухожилия. Этиология. Клиника. Методы лечения. Методика восстановления спортивной работоспособности при разрывах ахиллова сухожилия.
37. Основные принципы физической реабилитации спортсменов после травм опорно-двигательного аппарата.
38. Критерии оценки эффективности реабилитации спортсменов после травм ОДА. Экспертная оценка готовности перехода спортсмена на этап начальной спортивной тренировки.
39. Ожоговая болезнь. Характеристика общих и местных изменений при ожоговой болезни. Задачи и методика ЛФК в зависимости от локализации ожогов и отморожений.
40. Понятие ампутации. Социальное значение проблемы ампутации. Понятие о реконструктивно-реставрационных мероприятиях.
41. Виды протезов. Задачи и методика восстановительного лечения в зависимости от характера операции и вида протезирования.
42. Особенности восстановительного лечения при ампутациях верхних и нижних конечностей.
43. 43.Методика физической реабилитации в пластической хирургии.
44. Методика физической реабилитации в челюстно-лицевой хирургии.
45. Характеристика первого периода ЛФК в травматологии. Содержание. Задачи и методы применения физических упражнений.
46. Характеристика второго периода ЛФК в травматологии. Задачи и методика применения физических упражнений.
47. Характеристика третьего периода ЛФК в травматологии. Задачи и методика применения физических упражнений.
48. Вывихи плечевой кости. Причины, клиника, лечение. Задачи и методика физической реабилитации Учет эффективности лечения.
49. Переломы диафиза плечевой кости. Причины, клиника, лечение. Задачи и методика ЛФК и массажа. Учет эффективности лечения.
50. Высокие переломы плечевой кости. Механизм переломов, клиника, лечение. Задачи и методика ЛФК и массажа. Учет эффективности лечения.
51. Переломы костей кисти. Причины, клиника, Методы лечения. Задачи и методика ЛФК. Методика массажа. Учет эффективности лечения.
52. Перелом лучевой кости в типичном месте. Причины, клиника, восстановительное лечение. Задачи и методика ЛФК.
53. Переломы таза. Классификация, причины, виды, механизм травмы, клинические проявления, лечение. Задачи и методика ЛФК. Особенности восстановительного лечения при переломах вертлужной впадины, разрыве симфиза.
54. Повреждения связочного аппарата кисти. Причины, клиника, лечение. Задачи восстановительного лечения.
55. Переломы позвоночника. Классификация, этиология, клиника, методы лечения. Задачи и методика ЛФК.
56. Восстановительное лечение при переломах позвоночника в шейно-грудном отделе. Задачи и методика ЛФК.
57. Восстановительное лечение при переломах позвоночника в поясничном отделе. Задачи и методика ЛФК.
58. Переломы шейки бедренной кости. Причины, виды, клиника, методы лечения. Восстановительное лечение при переломах диафиза бедра. Задачи и методика ЛФК.
59. Диафизарные переломы бедра. Консервативный метод лечения. Восстановительное лечение при данной патологии. Задачи и методика ЛФК.
60. Диафизарные переломы бедра. Оперативный метод лечения. Физическая реабилитация при данной патологии. Задачи и методика ЛФК.
61. Разрывы менисков. Этиология, механизмы, клиника, восстановительное лечение при разрывах менисков. Задачи и методика ЛФК.
62. Методика физической реабилитации в пластической хирургии. Задачи и методика ЛФК.
Ситуационные задачи:
1. Пациентка 56 лет. Находится в послеоперационной палате. Диагноз – ИБС. Проведена операция аорто-коронарное шунтирование. Разработайте программу реабилитации.
2. Пациентка 59 лет. Проведена операция тотального эндопротезирования тазобедренного сустава. Составьте программу реабилитации для амбулаторного этапа.
3. Пациентка 34 года. Проведена операция тотального эндопротезирования коленного сустава. Составьте программу реабилитации для амбулаторного этапа.
4. Пациентка 23 года. Спортсменка. После оперативного лечения передней крестообразной связки. Составьте программу реабилитации для амбулаторного этапа.
5. Составьте комплекс лечебной гимнастики. Больной 22 года. Находится в хирургическом отделении по поводу аппендэктомии, прооперирован 3 дня. Послеоперационное течение без особенностей. Двигательный режим – палатный. Студент.
6. Составьте комплекс лечебной гимнастики. Больная 56 лет. Находится в хирургическом отделении по поводу холицистэктомии, прооперирована 3 часа. Операция носила характер эндоскопической. Двигательный режим – постельный.
7. Составьте комплекс лечебной гимнастики. Больной 68 лет. Находится в хирургическом отделении по поводу хронического холецистита, операция назначена на завтра. Двигательный режим – палатный.
8. Составьте комплекс лечебной гимнастики. Больной 21 год. Находится в хирургическом отделении по поводу лапаротомии при перитоните, прооперирован 3 дня. Находится на искусственной вентиляции легких. Двигательный режим – строгопостельный. Студент.
9. Составьте комплекс лечебной гимнастики. Больной 23 года. Находится в хирургическом отделении по поводу аппендэктомии, прооперирован 7 дней назад. Послеоперационное течение без особенностей. Двигательный режим – свободный. Студент.
10. Составьте комплекс лечебной гимнастики. Больная 22 года. Находится в хирургическом отделении по поводу лапаротомии, вследствие прободной язвы дна желудка, прооперирован 5 дней. Послеоперационное течение без особенностей. Двигательный режим – палатный.
11. Составьте комплекс лечебной гимнастики. Больной 45 лет. Находится в хирургическом отделении по поводу грыжесечения пупочной грыжи, прооперирован 3 дня. Послеоперационное течение без особенностей. Двигательный режим – палатный.
12. Составьте комплекс лечебной гимнастики. Больная 22 года. Находится в хирургическом отделении по поводу аппендэктомии, прооперирована 10 дней. Послеоперационное течение с осложнением в виде кровотечения из операционной раны в течение первых 5 суток с потерей гемглобина до 2 степени анемии. Двигательный режим – палатный.
13. Составьте комплекс лечебной гимнастики. Больной 65 года. Находится в хирургическом отделении по поводу холецистэктомии, прооперирован 3 дня. Послеоперационное течение без особенностей. Сопутствующий DS: артериальная гипертензия 2 степени. Двигательный режим – полупостельный.
14. Составьте комплекс лечебной гимнастики. Больная 35 лет. Находится в хирургическом отделении по поводу лапаротомии при панкреатите, прооперирован 3 дня. Послеоперационное течение без особенностей. Двигательный режим – постельный.
15. Разработайте программу реабилитации. Действующий футболист, 30 лет. Месяц назад была получена травма левого колена, с последующим удалением левого мениска. В настоящее время проходит реабилитацию в условиях санатория. Двигательный режим – тренирующий.
16. Разработайте программу реабилитации. Действующий хоккеист, МС, 25 лет. DS: перелом правой ключицы, лечение консервативное. Находится в санатории. Объем тренировочных нагрузок снижен. Двигательный режим – тренирующий.
17. Разработайте программу реабилитации. Действующий спортсмен, 30 лет. DS: привычный вывих правого плеча, перетренированность 1 степени. Находится в санатории. Объем тренировочных нагрузок снижен. Двигательный режим – тренирующий
К экзамену необходимо набрать от 40 до 60 баллов по текущему контролю. На промежуточной аттестации обучающийся может набрать до 40 баллов. Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации:
неудовлетворительно - 60 и менее баллов;
удовлетворительно - 61-72;
хорошо - 73-86;
отлично - 87-100.
Тест для самоконтроля: 1*5=5 баллов
Итоговый тест: 1*10=10 баллов
Устные ответы: 3*2=6
Контрольная работа: 1*19=19 баллов
Разработка плана-конспекта лечебной гимнастики: 4*3= 12 баллов
Доклад с презентацией: 1*5=5 баллов
Посещаемость не менене 90% =3 балла
Итого 60 баллов
2. Промежуточная аттестация:
Теоретический вопрос 1 - 15 баллов.
Теоретический вопрос 2 - 15 баллов.
Практическое задание (ситуационная задача) - 10 баллов.
Итого 40 баллов.
Всего 100 баллов (с суммой за текущий контроль)