49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- проводить корректировку методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- определять задачи и делегировать полномочия инструкторам-методистам по адаптивной физической культуре, вести контроль их деятельности;
- пользоваться современными технологиями реализации компетентного подхода, реабилитационными (восстановительными) технологиями в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- использования современных технологий реализации компетентного подхода, реабилитационных (восстановительных) технологий в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- корректирования методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности;
- медицинские основы адаптивной физической культуры;
- правила техники безопасности при осуществлении реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- методическое обеспечение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии;
- разрабатывать программы, планы и методической сопровождение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха;
- разработки программ, методического сопровождения адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии;
ции
/Ср/
Билет на экзамене содержит 2 теоретических вопроса и одну ситуационную задачу (практическая часть).
1. Общая характеристика анатомо-физиологических особенностей нервной системы.
2. Характеристика основных клинических проявлений общемозговых симптомов.
3. Характеристика основных клинических проявлений нарушений двигательной сферы.
4. Характеристика основных клинических проявлений нарушений чувствительности.
5. Расстройства координации и равновесия в клинике нервных болезней. Клинические проявления.
6. Понятие центрального паралича. Причины, симптомы. Задачи и методика ЛФК и массажа.
7. Периферический паралич. Причины, симптомы, задачи и методика ЛФК и массажа.
8. Острое нарушение мозгового кровообращения. Причины. Виды. Клинические проявления.
9. Характеристика методических особенностей реабилитации пациентов, перенесших нарушение мозгового кровообращения в разные периоды реабилитации.
10. Методика физической реабилитации в раннем периоде гемиплегии.
11. Методика физической реабилитации в позднем периоде гемиплегии.
12. Методика физической реабилитации в резидуальном периоде нарушения мозгового кровообращения.
13. Физическая реабилитация при неврите лучевого нерва. Задачи и методика ЛФК и массажа.
14. Причины, симптомы неврита лучевого нерва.
15. Физическая реабилитация при неврите локтевого нерва. Задачи и методика ЛФК и массажа
16. Причины, симптомы неврита локтевого нерва.
17. Физическая реабилитация при неврите срединного нерва. Задачи и методика ЛФК и массажа
18. Причины, симптомы неврита локтевого нерва.
19. Плечевой плексит. Причины, клиника в зависимости от уровня поражения. Задачи и методика реабилитации.
20. Физическая реабилитация при неврите малоберцового нерва.
21. Причины, симптомы неврита малоберцового нерва. Задачи и методика ЛФК и массажа.
23. Причины, симптомы неврита большеберцового нерва. Задачи и методика ЛФК и массажа.
24. Физическая реабилитация при неврите лицевого нерва.
25. Причины, симптомы неврита лицевого нерва. Задачи и методика ЛФК и массажа.
26. Радикулит. Определение понятия. Клинические проявления в зависимости от уровня поражения.
27. Остеохондроз. Причины. Формы. Клинические проявления. Характеристика периодов реабилитации.
28. Остеохондроз шейного отдела позвоночника. Причины, симптомы.
29. Задачи и методика реабилитации при остеохондрозе шейного отдела позвоночника.
30. Остеохондроз грудного отдела позвоночника. Причины, симптомы.
31. Задачи и методика реабилитации остеохондрозе грудного отдела позвоночника.
32. Остеохондроз поясничного отдела позвоночника. Причины, симптомы.
33. Задачи и методика реабилитации при остеохондрозе поясничного отдела позвоночника.
34. Пояснично-крестцовый радикулит. Причины, симптомы. Задачи и методика реабилитации.
35. Травмы спинного мозга. Виды, клинические проявления в зависимости от уровня повреждения. Задачи и методика реабилитации.
36. Травматическая болезнь спинного мозга, особенности клинических проявлений. Механизмы реабилитационного действия физических упражнений и особенности методики их применения.
37. Методика физической реабилитации в зависимости от периода травматической болезни спинного мозга.
38. Методика физической реабилитации в зависимости от уровня поражения спинного мозга при травматической болезни спинного мозга.
39. Полиомиелит. Определение понятия. Формы, этиология, патогенез, симптомы заболевания.
40. Задачи и методика реабилитации в подостром и восстановительном периодах при полиомиелите.
41. Эпидурит. Определение понятия. Формы, этиология, патогенез, симптомы заболевания.
42. Задачи и методика реабилитации в подостром и восстановительном периодах при эпидурите.
43. Сотрясение головного мозга. Симптомы, степени клинических проявлений.
44. Задачи и методика реабилитации при сотрясении головного мозга.
45. Сдавление головного мозга. Симптомы, степени клинических проявлений.
46. Задачи и методика реабилитации при сдавлении головного мозга.
47. Ушиб головного мозга. Симптомы, степени клинических проявлений.
48. Задачи и методика реабилитации при ушибах головного мозга.
49. Нарушение функции вестибулярного аппарата. Причины возникновения, симптомы.
50. Задачи и методика реабилитации при нарушениях вестибулярного аппарата.
51. Неврастения. Причины. Клинические проявления.
52. Методика реабилитации при неврастении. Задачи и методика ЛФК и массажа.
53. Истерия. Причины. Клинические проявления.
54. Методика реабилитации при истерии. Задачи и методика ЛФК и массажа.
55. Психастения. Причины. Клинические проявления.
56. Психастения. Задачи и методика физической реабилитации.
57. Менингит. Определение понятия. Формы, этиология, патогенез, симптомы заболевания.
58. Менингит. Задачи и методика реабилитации в подострый и восстановительный периоды.
59. Энцефалит. Определение понятия. Формы, этиология, патогенез, симптомы заболевания.
60. Энцефалит. Задачи и методика реабилитации в подострый и восстановительный периоды.
Разноуровневые задания реконструкторского уровня (промежуточный контроль)
1. С2 – С3. Опишите основные клинические проявления. Составьте программу физической реабилитации.
2. У больного «А» имеется поражение половины поперечника спинного мозга слева на уровне С6 – С7. Опишите основные клинические проявления. Составьте программу физической реабилитации.
3. У больного «А» имеется поражение половины поперечника спинного мозга слева на уровне D10. Опишите основные клинические проявления. Составьте программу физической реабилитации.
4. У больного «А» имеется поражение половины поперечника спинного мозга слева на уровне L1 –S1. Опишите основные клинические проявления. Составьте программу физической реабилитации.
5. У больного «Б» имеется поражение передних корешков спинного мозга на уровне С1 – С4. Опишите основные клинические проявления. Составьте программу физической реабилитации.
6. У больного «Б» имеется поражение передних корешков спинного мозга на уровне С5 – D1. Опишите основные клинические проявления. Составьте программу физической реабилитации.
7. У больного «Б» имеется поражение передних корешков спинного мозга на уровне L1 – L4. Опишите основные клинические проявления. Составьте программу физической реабилитации.
8. У больного “С” в анамнезе имеются сведения о наличии синдрома Меньера (приступы системного головокружения). Указать, что вероятнее всего поражено у этого больного. Составьте программу физической реабилитации.
9. У больного «С» при компьютерной томографии головного мозга выявлен очаг поражения в лобной доле слева (больной правша). Опишите основные симптомы. Составьте программу физической реабилитации.
10. У больного «А» имеется поражение половины поперечника спинного мозга слева на уровне L3 – L4. Опишите основные клинические проявления. Составьте программу физической реабилитации.
К экзамену необходимо набрать от 40 до 60 баллов по текущему контролю. На промежуточной аттестации обучающийся может набрать до 40 баллов. Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации:
удовлетворительно - 61-72;
хорошо - 73-86;
отлично - 87-100.
Тесты для самоконтроля: 1*3 =3 балла
Итоговый тест: 1*5=5 баллов.
Разработка плана-конспекта лечебной гимнастики: 2*3= 6 баллов
Составление массажной карты: 3*3= 9 баллов
Выполнение контрольной работы: 1*34=34 балла
Посещаемость не менее 90%: 3 балла.
Итого : 40-60 баллов
2. Промежуточная аттестация:
Теоретический вопрос 1 - 15 баллов.
Теоретический вопрос 2 - 15 баллов.
Практическое задание (ситуационная задача) - 10 баллов.
Итого 40 баллов.
Всего 100 баллов (с суммой за текущий контроль)