49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- проводить корректировку методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- определять задачи и делегировать полномочия инструкторам-методистам по адаптивной физической культуре, вести контроль их деятельности;
- пользоваться современными технологиями реализации компетентного подхода, реабилитационными (восстановительными) технологиями в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- использования современных технологий реализации компетентного подхода, реабилитационных (восстановительных) технологий в отношении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- корректирования методик сопровождения реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности;
- медицинские основы адаптивной физической культуры;
- правила техники безопасности при осуществлении реабилитационной (восстановительной) деятельности с использованием средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- методическое обеспечение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии;
- разрабатывать программы, планы и методической сопровождение адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха;
- разработки программ, методического сопровождения адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, активного отдыха, включая современные методы и инновационные технологии;
ции
1. Атеросклероз. Понятие, этиология, виды, клинические проявления.
2. Атеросклероз. Задачи и методика физической реабилитации.
3. Стенокардия. Понятие, этиология, клинические проявления.
4. Стенокардия. Задачи и методика физической реабилитации.
5. Инфаркт миокарда. Понятие, этиология, клинические проявления. Этапы реабилитации.
6. Задачи и методика физической реабилитации на разных этапах реабилитации больных инфарктом миокарда.
7. Гипертоническая болезнь. Понятие, этиология, клинические проявления.
8. Задачи и методика физической реабилитации при гипертонической болезни.
9. Гипотоническая болезнь. Задачи и методика реабилитации при гипотонической болезни.
10. Нейроциркуляторная дистония. Понятие, этиология, клинические проявления.
11. Задачи и методика реабилитации при нейроциркуляторной дистонии.
12. Варикозное расширение вен нижних конечностей. Понятие, этиология, клинические проявления.
13. Задачи и методика физической реабилитации при варикозном расширении вен нижних конечностей.
14. Тромбофлебит. Понятие, этиология, клинические проявления.
15. Задачи и методика физической реабилитации при тромбофлебите.
16. Облитерирующие заболевания артерий. Понятие, этиология, клинические проявления.
17. Задачи и методика реабилитации при облитерирующих заболеваниях артерий.
18. Пневмония. Понятие, этиология, виды, клинические проявления.
19. Задачи и методика физической реабилитации при пневмонии.
20. Бронхит. Понятие, этиология, клинические проявления.
21. Задачи и методика реабилитации при бронхитах на разных этапах.
22. Плеврит. Понятие, этиология, клинические проявления.
23. Задачи и методика физической реабилитации при плевритах.
24. Бронхиальная астма. Понятие, этиология, клинические проявления.
25. Задачи и методика физической реабилитации при бронхиальной астме.
26. Бронхоэктатическая болезнь. Понятие, этиология, клинические проявления.
27. Задачи и методика физической реабилитации при бронхоэктатической болезни.
28. Эмфизема легких. Понятие, этиология, клинические проявления.
29. Задачи и методика физической реабилитации при эмфиземе легких.
30. Гастриты. Понятие, этиология, виды, клинические проявления.
31. Задачи и методика физической реабилитации при гастритах.
32. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Понятие, этиология, клинические проявления.
33. Задачи и методика физической реабилитации при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
34. Колиты. Понятие, этиология, виды, клинические проявления.
35. Задачи и методика физической реабилитации при колитах.
36. Дискинезии желчевыводящих путей. Понятие, этиология, клинические проявления.
37. Задачи и методика физической реабилитации при дискинезиях желчевыводящих путей.
38. Мочекаменная болезнь. Понятие, этиология, клинические проявления.
39. Задачи и методика физической реабилитации при мочекаменной болезни.
40. Пиелонефрит. Понятие, этиология, клинические проявления.
41. Задачи и методика физической реабилитации при пиелонефрите.
42. Гломерулонефрит. Понятие, этиология, клинические проявления.
43. Задачи и методика физической реабилитации при гломерулонефрите.
44. Сахарный диабет. Понятие, этиология, клинические проявления.
45. Задачи и методика физической реабилитации при сахарном диабете.
46. Подагра. Понятие, этиология, клинические проявления.
47. Задачи и методика физической реабилитации при подагре.
48. Ожирение. Понятие, этиология, клинические проявления.
49. Задачи и методика физической реабилитации при ожирении.
Ситуационные задачи.
1. Пациент 28 лет. Находится на стационарном лечении по поводу приобретенного порока сердца. Недостаточность кровообращения IIА ст. Двигательный режим – общий. Составьте комплекс лечебной гимнастики.
3. Пациент 68 лет. Проходит курс лечения в стационаре, диагноз – ИБС. Артериальная гипертензия. Недостаточность кровообращения IIБ ст. Составьте комплекс лечебной гимнастики.
4. Пациент 32 лет. Проходит курс лечения в стационаре по поводу острого миокардита. Недостаточность кровообращения I ст. Двигательный режим – свободный, готовится к выписке из стационара. Известно, что пациент является мастером спорта по плаванию. Составьте комплекс лечебной гимнастики на стационарном этапе реабилитации. Разработайте программу реабилитации на амбулаторном этапе.
5. Пациент 68 лет. Проходит курс лечения в стационаре, диагноз ИБС. Атеросклероз, гипертоническая болезнь II ст. Двигательный режим – свободный. Составьте комплекс лечебной гимнастики на стационарном этапе реабилитации.
6. Пациентка 59 лет. Проходит курс реабилитации в амбулаторных условиях с диагнозом атеросклероз сосудов головного мозга. Составьте программу реабилитации для амбулаторного этапа.
7. Пациентка 34 года. Проходит курс реабилитации в поликлинике, диагноз вегето-сосудистая дистония. Составьте программу реабилитации для амбулаторного этапа.
8. Пациентка 23 года. Проходит курс реабилитации в поликлинике, диагноз – гипотоническая болезнь. Составьте программу реабилитации для амбулаторного этапа.
9. Пациент 68 лет. Проходит курс лечения в стационаре, диагноз ИБС. Атеросклероз, стенокардия напряжения, средней степени тяжести. Двигательный режим – свободный. Составьте комплекс лечебной гимнастики на стационарном этапе реабилитации.
10. Пациентка 59 лет. Проходит курс реабилитации в амбулаторных условиях с диагнозом ИБС. Стенокардия напряжения, легкой степени тяжести. Составьте программу реабилитации для амбулаторного этапа.
11. Пациентка 77 лет. Проходит курс лечения в стационаре, диагноз ИБС. Стенокардия напряжения, средней степени тяжести. Двигательный режим – палатный. Составьте комплекс лечебной гимнастики.
12. Пациент 73 года. Проходит курс лечения в стационаре, диагноз ИБС. Стенокардия покоя. Известно, что пациент курит, стаж курения составляет 40 лет. Двигательный режим – свободный. Составьте комплекс лечебной гимнастки.
Для допуска к экзамену обучающемуся необходимо набрать от 40 до 60 баллов в течение изучения дисциплины. Экзамен проводится в виде собеседования по билетам. Билет состоит из двух устных вопросов и ситуационной задачи.
Пример экзаменационного билета
Билет №1
1. Холецистит и желчнокаменная болезнь. Понятие, этиология, клинические проявления.
2. Задачи и методика реабилитации при гипотонической болезни.
Ситуационная задача.
Пациентка 59 лет. Проходит курс реабилитации в амбулаторных условиях с диагнозом атеросклероз сосудов головного мозга. Составьте программу реабилитации для амбулаторного этапа.
Шкала оценки собеседования студента на экзамене
При оценивании знаний студента на промежуточной аттестации учитываются:
- содержание и полнота ответа на поставленные вопросы;
- логика изложения материала;
- умение увязывать теоретические и практические аспекты вопроса;
- правильность ответа на дополнительные вопросы;
- культура устной речи студента.
К экзамену необходимо набрать от 40 до 60 баллов по текущему контролю. На промежуточной аттестации обучающийся может набрать до 40 баллов. Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации:
неудовлетворительно - 60 и менее баллов;
удовлетворительно - 61-72;
хорошо - 73-86;
отлично - 87-100.
Устный опрос по темам 3 балла×2=6 балла
Практическое задание 3 балла×3=9 баллов
Реферат 10 баллов
Контрольная работа 35 баллов
Итого 60 баллов
Промежуточная аттестация (экзамен)
Теоретический вопрос 20×1=20
Ситуационная задача 20×1=20
Итого 40 баллов
Всего 100 баллов