2023-2024_49_03_02 АФК заочно 2023_plx_Эрготерапия
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Эрготерапия
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 АФК заочно 2023.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.36
 
зачеты 5
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая реабилитация
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
В том числе в форме практ.подготовки
104
104
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Канд.пед.наук, доцент, Пенькова И.В. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
 
Эрготерапия
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 30.04.2024 г.  № 14

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Таламова И.Г.

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Освоение студентами теоретических и практических основ эрготерапии, которое позволяет сформировать знания и умения, оценивающие имеющийся или потенциальный уровень возможностей человека с ограниченными возможностями, и, с помощью различных видов целенаправленной деятельности, расширить возможности человека в самоуходе, работе или досуге. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Адаптивное физическое воспитание
2.1.2
Комплексная реабилитация больных и инвалидов
2.1.3
Педагогика и психология
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Врачебный контроль в адаптивной физической культуре
2.2.2
Общая и частная патология
2.2.3
Частные методики адаптивной физической культуры
2.2.4
Инклюзивное образование
2.2.5
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.6
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-3: Способен обосновывать выбор наиболее эффективных методов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья с использованием специальных знаний и способов их рационального применения в специальных медицинских группах в организациях общего и среднего профессионального образования
 
ОПК-3.14: Имеет опыт:

- использования технических средств обучения для осуществления когнитивного и двигательного развития;

 
ОПК-3.15: Имеет опыт:

- применения средств, методов, приемов, технических средств и тренажеров;

 
ОПК-3.4: Знает:

- технические средства обучения, используемые в адаптивной физической культуре;

 
ОПК-3.5: Знает:

- показания и противопоказания к применению тех или иных средств, методов и методических приемов при регулировании психофизической нагрузки;

 
ОПК-3.9: Умеет:

- подбирать и использовать технические средства обучения с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития занимающихся;

 
ОПК-8: Способен определять закономерности восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека для различных нозологических форм, видов инвалидности, возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья
 
ОПК-8.11: Умеет:

- дифференцированно подбирать средства реабилитации с учетом индивидуальных особенностей;

 
ОПК-8.13: Имеет опыт:

- владения методами физической реабилитации в зависимости от нозологии и возрастных особенностей;

 
ОПК-8.2: Знает:

- наиболее часто встречающиеся виды заболеваний и повреждений;

 
ОПК-8.5: Знает:

- особенности реабилитации у детей и подростков у лиц зрелого и пожилого возраста;

- особенности реабилитации при различных видах инвалидности;

 
ОПК-8.7: Умеет:

- выделять средства, формы и методы физической реабилитации при различных заболеваниях и травмах в зависимости от возраста и гендерных особенностей;

 
ОПК-8.8: Умеет:

- использовать различные методики физической реабилитации при разных видах инвалидности;

 
ОПК-9: Способен развивать компенсаторные возможности, оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека для различных нозологических форм, видов инвалидности, возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья
 
ОПК-9.1: Знает:

- современные методы развития компенсаторных функций организма при различных последствиях заболеваний и травм;

 
стр. 5
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
ОПК-9.4: Знает:

- функции организма, способные частично или полностью заменить навсегда утраченные в результате заболевания или травмы;

- технологию формулировки цели и задач развития компенсаторных функций организма;

 
ОПК-9.6: Умеет:

- корректировать содержание и направленность компенсаторной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями организма человека;

 
ОПК-9.8: Умеет:

- дифференцированно подбирать средства реабилитации с учетом индивидуальных особенностей;

 
ОПК-9.9: Имеет опыт:

- создания условий развития компенсаторных возможностей организма человека;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Основы эрготерапии
0
 
1.1
История возникновения и развития эрготерапии. Теоретические основы эрготерапии.  /Лек/
2
ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-8.5
5
Исторические и экономические предпосылки возникновения эрготерапии. Развитие эрготерапии в различных странах. Предмет, цель, задачи и структура курса. Определения, понятия в эрготерапии, этические аспекты. Педагогические знания и умения эрготерапевта. Психологические и медицинские знания эрготерапевта. Теоретическая основа эрготерапии. Концепции в эрготерапии. 
0
 
1.2
Теоретические основы и концепции в профессии, основные педагогические знания.  /Пр/
2
ОПК-9.6 ОПК-9.8 ОПК-3.14 ОПК-3.15
5
Определения, понятия в эрготерапии, этический кодекс эрготерапевта. Педагогические знания и умения эрготерапевта. Психологические и медицинские знания эрготерапевта. Теоретическая основа эрготерапии, концепции в эрготерапии.
0
 
1.3
Понятие активности в повседневной жизни и понятие участие.  /Пр/
2
ОПК-3.9 ОПК-3.14 ОПК-3.15
5
Активность в повседневной жизни, в работе и продуктивной деятельности, в отдыхе, игре и увлечениях. Понятия участие в жизни и полномочие, здоровье и болезнь в эрготерапии, использование себя как инструмента терапии.
0
 
1.4
История возникновения и развития эрготерапии. /Ср/
6
ОПК-8.7 ОПК-8.8 ОПК-8.13
5
Развитие эрготерапии в различных странах. Влияние концепций эрготерапии на развитие трудотерапии в СССР и России современные школы и направления в эрготерапии, объединения эрготерапевтов. 
0
 
1.5
Теоретические основы и концепции в профессии, основные педагогические знания.  /Ср/
6
ОПК-9.6 ОПК-9.8 ОПК-3.14 ОПК-3.15
5
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
0
 
стр. 6
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
1.6
Проблемы и перспективы развития эрготерапии в мире и в России.

/Ср/

6
ОПК-9.9 ОПК-3.14 ОПК-3.15
5
Основные проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды в бытовой, трудовой и социальной деятельностях. Трудности в овладении специальности эрготерапия. Перспективные направления в развитии эрготерапии в России и в мире.
0
 
1.7
Понятие активности в повседневной жизни и понятие участие.  /Ср/
6
ОПК-3.9 ОПК-3.14 ОПК-3.15
5
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
0
 
1.8
Основы медицинской и социальной реабилитации, организация взаимодействия специалистов.  /Ср/
6
ОПК-8.7 ОПК-8.8 ОПК-8.11 ОПК-8.13
5
Основные знания о социальной и медицинской реабилитации. Взаимодействие специалистов по реабилитации в одном и различных учреждениях.
0
 
1.9
Эрготерапевт, его функции, задачи, цели, содействие другим специалистам и помощь родственникам.  /Ср/
6
ОПК-9.4 ОПК-9.9 ОПК-8.2 ОПК-8.5
5
Эрготерапевтическая оценка инвалида, модели и подходы. Построение плана эрготерапевтических вмешательств и сопровождения. Консультативное содействие с членами мультидисциплинарной бригады. Взаимодействие с родственниками.
0
 
 
Раздел 2. Использование эрготерапии в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья
0
 
2.1
Особенности восприятия и поведения людей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптация, восприятие среды, абилитация и реабилитация. Основы биомеханики.  /Лек/
2
ОПК-9.4 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-8.2 ОПК-8.5
5
Адаптация, восприятие среды, абилитация и реабилитация. Основы биомеханики. Методы эрготерапевтической коррекции острого и хронического стресса, развивающегося при ограничении функционирования, методы коррекции ощущений боли. Эрготерапевтические методы коррекции чувства беспомощности. Воздействие, основанное на принципах достижимости цели, типичные ошибки планирования эрготерапевтической задачи и их последствия для инвалида. Психологические и поведенческие деформации, сопровождающие реабилитацию и адаптацию и их коррекция. Роль самообслуживания и независимости в нормализации жизни инвалида. Понятие нормализация и социальная адаптация. Основы нормальной биомеханики человека. Биомеханика человека при патологиях. Влияние технического средства на биомеханику инвалида. Самостоятельное перемещение инвалида. 
0
 
стр. 7
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
2.2
Адаптация, восприятие среды, абилитация и реабилитация.  /Пр/
2
ОПК-9.6 ОПК-9.8 ОПК-9.9
5
Роль коммуникации в адаптации, реабилитации, абилитации; формы и средства коммуникации; технические средства коммуникации. Роль самообслуживания и независимости в нормализации жизни инвалидов. Понятие нормализация и социальная адаптация.
0
 
2.3
Эргономика и жизненные навыки.  /Пр/
2
ОПК-9.1 ОПК-3.9 ОПК-3.14
5
Основы эргономики, оценка своих возможностей, нагрузка на позвоночник, оценка своих травм. Правильное перемещение инвалида, оценка возможностей перемещения, взаимодействие при перемещении в группе. Технические, физические и психологические приспособления при перемещении.
0
 
2.4
Особенности восприятия и поведения людей с ограниченными возможностями здоровья.  /Ср/
6
ОПК-9.8 ОПК-8.8 ОПК-8.11 ОПК-8.13
5
Методы эрготерапевтической коррекции острого и хронического стресса, развивающегося при ограничении функционирования, методы коррекции ощущений боли, управление стрессом. Воздействие, основанное на принципах достижимости цели, типичные ошибки планирования эрготерапевтической задачи и их последствия для пациента.
0
 
2.5
Адаптация, восприятие среды, абилитация и реабилитация.  /Ср/
6
ОПК-9.6 ОПК-9.8 ОПК-9.9
5
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
0
 
2.6
Основы биомеханики.  /Ср/
6
ОПК-8.7 ОПК-8.8 ОПК-8.11 ОПК-8.13
5
Основы нормальной биомеханики человека. Биомеханика человека при патологиях. Влияние технического средства на биомеханику пациента. Самостоятельное перемещение пациента.
0
 
2.7
Роль мотивации и дезадаптации в реабилитации-эрготерапии.  /Ср/
6
ОПК-9.6 ОПК-8.7 ОПК-8.11
5
Влияние дезадаптации на функционирование и уровень активностей. Оценка мотивационного потенциала, определение и усиление индивидуальной мотивации; мотивация как основа восстановления функций.
0
 
2.8
Эрготерапевтические вмешательства, их виды и планирование.  /Ср/
6
ОПК-9.9 ОПК-8.7 ОПК-8.8 ОПК-8.13
5
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
0
 
2.9
Технические средства реабилитации и адаптации.  /Ср/
6
ОПК-3.9 ОПК-3.14 ОПК-3.15
5
Выбор технических средств коммуникации, реабилитации и адаптации, конструирование доступных вспомогательных средств. Техническое приспособление среды.
0
 
стр. 8
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
2.10
Эргономика и жизненные навыки.  /Ср/
6
ОПК-9.1 ОПК-3.9 ОПК-3.14
5
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
0
 
2.11
Обеспечение возможности занятости и участия взрослых, решение проблем в повседневной деятельности.  /Ср/
6
ОПК-8.11 ОПК-8.13
5
Оценка нормализованной активности инвалида, приемы, подходы, методы. Оценка возможностей и затруднений среды (дом, рабочее место, место отдыха или досуга). Выбор стратегии – приспособление среды к инвалиду или приспособление инвалида к среде, смешанные стратегии. Приемы обучения инвалида решению проблем в повседневной активности.
0
 
2.12
Сопровождение пациента и контроль за адаптацией.  /Ср/
8
ОПК-9.1 ОПК-3.9 ОПК-8.7
5
Тактика и приемы консультирования инвалида и его родственников, персонала по уходу. Сопровождение и обеспечение пластичности соотношения стратегий приспособление-восстановление, консультация о своевременной смене технических средств реабилитации и адаптации.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Текущий контроль осуществляется на занятиях аудиторного типа. Средствами текущего контроля являются: устный опрос по темам и вопросам программного материала (до 5 баллов),  доклад с презентацией (до 10 баллов), практическая задача (до 5 баллов), ситуационная задача (до 5 баллов), тест  - до 10 баллов. Контрольная работа  выполняется в межсессионный период и оценивается до начала занятий (до 40 баллов).

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.

Зачет проводится  по результатам выполнения основных контрольных мероприятий БРС.

Зачет выставляется обучающимся, не имеющим задолженности в процессе изучения дисциплины, по итогам текущего контроля:

Зачтено 61-100 баллов;

Не зачтено – 60 и менее.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль :

Устный опрос - 5 балла - 5х2=10 баллов

Практическая задача - 5 баллов - 5х3=15 баллов

Ситуационная задача - 5 баллов - 5х3=15 баллов

Доклад с презентацией  - 10 баллов  - 10х1=10 баллов

Тест - 10 баллов

Контрольная работа -40 баллов

Всего: 100 баллов                                                                                                                                                             

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Налобина А. Н.
Физическая реабилитация в детской неврологии: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/82675
 
Л1.2
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Спорт, 2018
1
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
стр. 9
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Гайдарова Л. Ф., Лазарева Г. Ю., Леонкин В. В., Муллаярова Э. А., Ситкалиева Е. В.
Реабилитация после заболеваний: полн. справочник
Саратов: Науч. книга, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/80185
 
Л2.2
Налобина А. Н., Фёдорова Т. Н., Таламова И. Г., Курч Н. М.
Основы физической реабилитации: учебник
Саратов: Ай Эи Эр Медиа, 2018
0
 
Л2.3
Белорусский гос. ун-т физ. культуры; гл. ред. М. Е. Кубринский
Секция : Современные аспекты спортивной медицины, оздоровительной и адаптивной физической культуры, физической реабилитации и эрготерапии; Секция : Инновационные технологии в сфере туризма, гостеприимства, рекреации и экскурсоведения: материалы XI междунар. науч. конгресса (Минск, 10-12 окт. 2007 г.) : в 4 ч.
Минск: Изд-во БГУФК, 2007
1
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л3.1
Федорова Т. Н., Налобина А. Н.
Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации больного / инвалида: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/82674
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт библиотеки СибГУФК: lib.sibsport.ru  : 
 
Э2
Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru  : 
 
Э3
Официальный сайт вуза: sibsport.ru : 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
1. Офисный пакет MS Office, либо аналог.
6.3.1.2
2. Браузер.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
2. Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Наименование помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет»: Аудитория 103, учебный корпус №4.
7.2
7.3
Оснащенность помещений для самостоятельной работы: Количество компьютеров: для студентов – 0; для преподавателя – 1; мультимедиа проектор – 1.
7.4
Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
7.5
Учебная доска, 12 учебных столов, 24 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 2 жалюзи.
7.6
Для обучающихся с нарушениями слуха и зрения – наличие технических средств для приема-передачи учебной информации (мультимедийный проектор); для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – наличие пандусов при входе в здание, кнопки вызова на входной двери.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики