МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2023.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Канд.пед.наук, доцент, Пенькова И.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.05.2024 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 30.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Освоение студентами теоретических и практических основ эрготерапии, которое позволяет сформировать знания и умения, оценивающие имеющийся или потенциальный уровень возможностей человека с ограниченными возможностями, и, с помощью различных видов целенаправленной деятельности, расширить возможности человека в самоуходе, работе или досуге.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Частные методики адаптивной физической культуры
Адаптивное физическое воспитание
Комплексная реабилитация больных и инвалидов
Общая и частная патология
Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры
Теория и организация адаптивной физической культуры
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-3: Способен обосновывать выбор наиболее эффективных методов обучения лиц с отклонениями в состоянии здоровья с использованием специальных знаний и способов их рационального применения в специальных медицинских группах в организациях общего и среднего профессионального образования
ОПК-3.14: Имеет опыт:
- использования технических средств обучения для осуществления когнитивного и двигательного развития;
ОПК-3.15: Имеет опыт:
- применения средств, методов, приемов, технических средств и тренажеров;
ОПК-3.4: Знает:
- технические средства обучения, используемые в адаптивной физической культуре;
ОПК-3.5: Знает:
- показания и противопоказания к применению тех или иных средств, методов и методических приемов при регулировании психофизической нагрузки;
ОПК-3.9: Умеет:
- подбирать и использовать технические средства обучения с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития занимающихся;
ОПК-8: Способен определять закономерности восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека для различных нозологических форм, видов инвалидности, возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья
ОПК-8.11: Умеет:
- дифференцированно подбирать средства реабилитации с учетом индивидуальных особенностей;
ОПК-8.13: Имеет опыт:
- владения методами физической реабилитации в зависимости от нозологии и возрастных особенностей;
ОПК-8.2: Знает:
- наиболее часто встречающиеся виды заболеваний и повреждений;
ОПК-8.5: Знает:
- особенности реабилитации у детей и подростков у лиц зрелого и пожилого возраста;
- особенности реабилитации при различных видах инвалидности;
ОПК-8.7: Умеет:
- выделять средства, формы и методы физической реабилитации при различных заболеваниях и травмах в зависимости от возраста и гендерных особенностей;
ОПК-8.8: Умеет:
- использовать различные методики физической реабилитации при разных видах инвалидности;
ОПК-9: Способен развивать компенсаторные возможности, оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека для различных нозологических форм, видов инвалидности, возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья
ОПК-9.1: Знает:
- современные методы развития компенсаторных функций организма при различных последствиях заболеваний и травм;
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
ОПК-9.4: Знает:
- функции организма, способные частично или полностью заменить навсегда утраченные в результате заболевания или травмы;
- технологию формулировки цели и задач развития компенсаторных функций организма;
ОПК-9.6: Умеет:
- корректировать содержание и направленность компенсаторной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями организма человека;
ОПК-9.8: Умеет:
- дифференцированно подбирать средства реабилитации с учетом индивидуальных особенностей;
ОПК-9.9: Имеет опыт:
- создания условий развития компенсаторных возможностей организма человека;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Основы эрготерапии
История возникновения и развития эрготерапии. Теоретические основы эрготерапии. /Лек/
Исторические и экономические предпосылки возникновения эрготерапии. Развитие эрготерапии в различных странах. Предмет, цель, задачи и структура курса. Определения, понятия в эрготерапии, этические аспекты. Педагогические знания и умения эрготерапевта. Психологические и медицинские знания эрготерапевта. Теоретическая основа эрготерапии. Концепции в эрготерапии.
Теоретические основы и концепции в профессии, основные педагогические знания. /Пр/
ОПК-9.6 ОПК-9.8 ОПК-3.14 ОПК-3.15
Определения, понятия в эрготерапии, этический кодекс эрготерапевта. Педагогические знания и умения эрготерапевта. Психологические и медицинские знания эрготерапевта. Теоретическая основа эрготерапии, концепции в эрготерапии.
Понятие активности в повседневной жизни и понятие участие. /Пр/
ОПК-3.9 ОПК-3.14 ОПК-3.15
Активность в повседневной жизни, в работе и продуктивной деятельности, в отдыхе, игре и увлечениях. Понятия участие в жизни и полномочие, здоровье и болезнь в эрготерапии, использование себя как инструмента терапии.
История возникновения и развития эрготерапии. /Ср/
Развитие эрготерапии в различных странах. Влияние концепций эрготерапии на развитие трудотерапии в СССР и России современные школы и направления в эрготерапии, объединения эрготерапевтов.
Теоретические основы и концепции в профессии, основные педагогические знания. /Ср/
ОПК-9.6 ОПК-9.8 ОПК-3.14 ОПК-3.15
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Проблемы и перспективы развития эрготерапии в мире и в России.
/Ср/
ОПК-9.9 ОПК-3.14 ОПК-3.15
Основные проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды в бытовой, трудовой и социальной деятельностях. Трудности в овладении специальности эрготерапия. Перспективные направления в развитии эрготерапии в России и в мире.
Понятие активности в повседневной жизни и понятие участие. /Ср/
ОПК-3.9 ОПК-3.14 ОПК-3.15
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
Основы медицинской и социальной реабилитации, организация взаимодействия специалистов. /Ср/
ОПК-8.7 ОПК-8.8 ОПК-8.11 ОПК-8.13
Основные знания о социальной и медицинской реабилитации. Взаимодействие специалистов по реабилитации в одном и различных учреждениях.
Эрготерапевт, его функции, задачи, цели, содействие другим специалистам и помощь родственникам. /Ср/
ОПК-9.4 ОПК-9.9 ОПК-8.2 ОПК-8.5
Эрготерапевтическая оценка инвалида, модели и подходы. Построение плана эрготерапевтических вмешательств и сопровождения. Консультативное содействие с членами мультидисциплинарной бригады. Взаимодействие с родственниками.
Раздел 2. Использование эрготерапии в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья
Особенности восприятия и поведения людей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптация, восприятие среды, абилитация и реабилитация. Основы биомеханики. /Лек/
ОПК-9.4 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-8.2 ОПК-8.5
Адаптация, восприятие среды, абилитация и реабилитация. Основы биомеханики. Методы эрготерапевтической коррекции острого и хронического стресса, развивающегося при ограничении функционирования, методы коррекции ощущений боли. Эрготерапевтические методы коррекции чувства беспомощности. Воздействие, основанное на принципах достижимости цели, типичные ошибки планирования эрготерапевтической задачи и их последствия для инвалида. Психологические и поведенческие деформации, сопровождающие реабилитацию и адаптацию и их коррекция. Роль самообслуживания и независимости в нормализации жизни инвалида. Понятие нормализация и социальная адаптация. Основы нормальной биомеханики человека. Биомеханика человека при патологиях. Влияние технического средства на биомеханику инвалида. Самостоятельное перемещение инвалида.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Адаптация, восприятие среды, абилитация и реабилитация. /Пр/
Роль коммуникации в адаптации, реабилитации, абилитации; формы и средства коммуникации; технические средства коммуникации. Роль самообслуживания и независимости в нормализации жизни инвалидов. Понятие нормализация и социальная адаптация.
Эргономика и жизненные навыки. /Пр/
Основы эргономики, оценка своих возможностей, нагрузка на позвоночник, оценка своих травм. Правильное перемещение инвалида, оценка возможностей перемещения, взаимодействие при перемещении в группе. Технические, физические и психологические приспособления при перемещении.
Особенности восприятия и поведения людей с ограниченными возможностями здоровья. /Ср/
ОПК-9.8 ОПК-8.8 ОПК-8.11 ОПК-8.13
Методы эрготерапевтической коррекции острого и хронического стресса, развивающегося при ограничении функционирования, методы коррекции ощущений боли, управление стрессом. Воздействие, основанное на принципах достижимости цели, типичные ошибки планирования эрготерапевтической задачи и их последствия для пациента.
Адаптация, восприятие среды, абилитация и реабилитация. /Ср/
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
ОПК-8.7 ОПК-8.8 ОПК-8.11 ОПК-8.13
Основы нормальной биомеханики человека. Биомеханика человека при патологиях. Влияние технического средства на биомеханику пациента. Самостоятельное перемещение пациента.
Роль мотивации и дезадаптации в реабилитации-эрготерапии. /Ср/
Влияние дезадаптации на функционирование и уровень активностей. Оценка мотивационного потенциала, определение и усиление индивидуальной мотивации; мотивация как основа восстановления функций.
Эрготерапевтические вмешательства, их виды и планирование. /Ср/
ОПК-9.9 ОПК-8.7 ОПК-8.8 ОПК-8.13
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
Технические средства реабилитации и адаптации. /Ср/
ОПК-3.9 ОПК-3.14 ОПК-3.15
Выбор технических средств коммуникации, реабилитации и адаптации, конструирование доступных вспомогательных средств. Техническое приспособление среды.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Эргономика и жизненные навыки. /Ср/
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
Обеспечение возможности занятости и участия взрослых, решение проблем в повседневной деятельности. /Ср/
Оценка нормализованной активности инвалида, приемы, подходы, методы. Оценка возможностей и затруднений среды (дом, рабочее место, место отдыха или досуга). Выбор стратегии – приспособление среды к инвалиду или приспособление инвалида к среде, смешанные стратегии. Приемы обучения инвалида решению проблем в повседневной активности.
Сопровождение пациента и контроль за адаптацией. /Ср/
Тактика и приемы консультирования инвалида и его родственников, персонала по уходу. Сопровождение и обеспечение пластичности соотношения стратегий приспособление-восстановление, консультация о своевременной смене технических средств реабилитации и адаптации.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль осуществляется на занятиях аудиторного типа. Средствами текущего контроля являются: устный опрос по темам и вопросам программного материала (до 5 баллов), доклад с презентацией (до 10 баллов), практическая задача (до 5 баллов), ситуационная задача (до 5 баллов), тест - до 10 баллов. Контрольная работа выполняется в межсессионный период и оценивается до начала занятий (до 40 баллов).
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.
Зачет проводится по результатам выполнения основных контрольных мероприятий БРС.
Зачет выставляется обучающимся, не имеющим задолженности в процессе изучения дисциплины, по итогам текущего контроля:
Зачтено 61-100 баллов;
Не зачтено – 60 и менее.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль :
Устный опрос - 5 балла - 5х2=10 баллов
Практическая задача - 5 баллов - 5х3=15 баллов
Ситуационная задача - 5 баллов - 5х3=15 баллов
Доклад с презентацией - 10 баллов - 10х1=10 баллов
Тест - 10 баллов
Контрольная работа -40 баллов
Всего: 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Физическая реабилитация в детской неврологии: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/82675
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Гайдарова Л. Ф., Лазарева Г. Ю., Леонкин В. В., Муллаярова Э. А., Ситкалиева Е. В.
Реабилитация после заболеваний: полн. справочник
Саратов: Науч. книга, 2019
https://www.iprbookshop.ru/80185
Налобина А. Н., Фёдорова Т. Н., Таламова И. Г., Курч Н. М.
Основы физической реабилитации: учебник
Саратов: Ай Эи Эр Медиа, 2018
Белорусский гос. ун-т физ. культуры; гл. ред. М. Е. Кубринский
Секция : Современные аспекты спортивной медицины, оздоровительной и адаптивной физической культуры, физической реабилитации и эрготерапии; Секция : Инновационные технологии в сфере туризма, гостеприимства, рекреации и экскурсоведения: материалы XI междунар. науч. конгресса (Минск, 10-12 окт. 2007 г.) : в 4 ч.
Минск: Изд-во БГУФК, 2007
6.1.3. Методические разработки
Федорова Т. Н., Налобина А. Н.
Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации больного / инвалида: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/82674
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сайт библиотеки СибГУФК: lib.sibsport.ru :
Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru :
Официальный сайт вуза: sibsport.ru :
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет»: Аудитория 103, учебный корпус №4.
Оснащенность помещений для самостоятельной работы: Количество компьютеров: для студентов – 0; для преподавателя – 1; мультимедиа проектор – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 12 учебных столов, 24 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 2 жалюзи.
Для обучающихся с нарушениями слуха и зрения – наличие технических средств для приема-передачи учебной информации (мультимедийный проектор); для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – наличие пандусов при входе в здание, кнопки вызова на входной двери.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ