49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- нормативные правовые акты в области адаптивной физической культуры, здравоохранения и защиты прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- выделять различные социальные, медицинские и психологические проблемы, возникающие у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- основные понятия, используемые в адаптивной физической культуре;
- предмет, цель, роль и место адаптивной физической культуры в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
- осуществлять образование лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
- использовать и подбирать средства и методы адаптивной физической культуры для данной категории занимающихся;
- составления индивидуальных программ;
- основные понятия, используемые в реабилитационной (восстановительной) деятельности;
- особенности реабилитации у детей и подростков у лиц зрелого и пожилого возраста;
- особенности реабилитации при различных видах инвалидности;
- выделять средства, формы и методы физической реабилитации при различных заболеваниях и травмах в зависимости от возраста и гендерных особенностей;
- использовать различные методики физической реабилитации при разных видах инвалидности;
- оценивать эффективность физической реабилитации при заболеваниях и повреждениях у различных возрастных групп;
- определения и формулировки задач компенсаторной деятельности;
- применения средств и методов развития компенсаторных возможностей организма человека.
- средства и методы решения компенсаторных задач;
- функции организма, способные частично или полностью заменить навсегда утраченные в результате заболевания или травмы;
- технологию формулировки цели и задач развития компенсаторных функций организма;
- формулировать цель и задачи компенсаторной деятельности;
- дифференцированно подбирать средства реабилитации с учетом индивидуальных особенностей;
ции
неудовлетворительно - 60 и менее баллов;
удовлетворительно - 61-72;
хорошо - 73-86;
отлично - 87-100.
1. Современное понятие о здоровье человека и его основных аспектах.
2. Понятие индивидуального, группового здоровья. Здоровье населения. Общественное здоровье и его потенциал.
3. Факторы риска, влияющие на здоровье человека. Первичные и вторичные факторы риска. Понятие образа жизни и его составляющие. Компоненты образа жизни.
4. Факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека.
5. Здоровый образ жизни. Принципы здорового образа жизни.
6. Социальные детерминанты здорового образа жизни. Научная концепция «Здоровье здорового человека». Основные принципы профилактической медицины.
7. Социальные проблемы в жизнедеятельности больных и инвалидов. Система социальной реабилитации в РФ.
8. Особенности социальной реабилитации инвалидов с интеллектуальными нарушениями.
9. Особенности социальной реабилитации инвалидов с ПОДА.
10. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушением слуха.
11. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушением зрения.
12. Адаптивное физическое воспитание. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального и массового образования.
13. Средства адаптивной физической культуры, применяемые в работе с больными и инвалидами. Значение занятий адаптивным спортом и адаптивной двигательной рекреацией в социализации лиц с ОВЗ.
14. Понятие реабилитации. Цель и задачи реабилитации. Этапы реабилитации. Фазы реабилитационного процесса.15. Понятие диспансеризации. Задачи диспансеризации. Использование скрининга в диспансеризации.
15. Принципы реабилитации. Виды реабилитации. Последовательность и преемственность комплексной реабилитации.
16. Структура международной системы реабилитации. Опыт мировой практики в реабилитации больных и инвалидов.
17. Виды и степени выраженности нарушений функций организма человека. Понятие ограничений жизнедеятельности, их виды, классификация.
18. Понятие Международной классификации болезней. Цель, задачи и область применения МКБ. Базовая структура и принципы классификации МКБ-10.
19. Понятие, цель и задачи медицинской реабилитации. Принципы медицинской реабилитации.
20. Понятие физической реабилитации. Принципы физической реабилитации.
21. Понятие социальной реабилитации, ее цель и задачи. Принципы социальной реабилитации.
22. Понятие профессиональной ориентации, цель и задачи. Этапы профессиональной ориентации.
23. Структура государственной службы реабилитации. Понятие медико-социальной экспертизы, цель, задачи МСЭ.
24. Виды реабилитационных учреждений. Структура реабилитационного учреждения. Реабилитационные центры, отделения и кабинеты реабилитации.
25. Стационарные учреждения социального обслуживания. Образовательные учреждения для инвалидов.
26. Индивидуальная программа реабилитации/абилитации. Принципы разработки и реабилитации ИПРА инвалида, ребенка- инвалида.
27. Средства медицинской реабилитации. Роль мультидисциплинарной бригады в реализации реабилитационных мероприятий.
29. Классификация средств физической реабилитации. Активные средства физической реабилитации. Механизмы лечебного действия физических упражнений.
30. Общая характеристика лечебной физической культуры. Показания и противопоказания к назначению ЛФК. Средства физической культуры. Оценка эффективности ЛФК.
31. Пассивные средства физической реабилитации. Массаж и мануальная терапия.
32. Искусственные и естественные лечебные физические факторы. Использование физических факторов в реабилитации.
33. Психорегулирующие средства: аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.
34. Особенности физической реабилитации лиц с ПОДА.
35. Особенности физической реабилитации при нарушениях слуха.
36. Особенности физической реабилитации при нарушениях зрения.
37. Особенности физической реабилитации при соматических заболеваниях.
38. Структуры, принимающие участие в профессиональной реабилитации инвалидов. Нормативно-правовое обеспечение трудовой занятости инвалидов.
39. Меры государственной поддержки в трудоустройстве инвалидов. Система квотирования рабочих мест для инвалидов. Создание специальных рабочих мест для инвалидов.
40. Профессиональная ориентация инвалидов.
41. Профессиональное обучение инвалидов.
42. Профессиональное трудоустройство инвалидов. Профессиональная адаптация инвалидов.
43. Понятие психологической ориентации, ее цель и задачи. Методы психологической реабилитации.
44. Патопсихологические особенности лиц с ПОДА. Патопсихологические особенности лиц с нарушением зрения. Патопсихологические особенности лиц с нарушением слуха.
45. Виды учреждений, осуществляющих психологическую реабилитацию. Понятие внутренней картины болезни и факторы на нее влияющие.
46. Основы и принципы деонтологии. Основы и принципы медицинской этики. Условия для оптимального взаимодействия участников реабилитационного процесса.
47. Правила эффективного взаимодействия специалиста с семьями, имеющими детей-инвалидов. Основные методы работы с родителями детей-инвалидов.
48. Компенсаторные механизмы организма после травмы или заболевания. Способы компенсации утраченных функций.
49. Механизмы действия физических упражнений на компенсаторные механизмы. Технические средства компенсации
50. Документы, регламентирующие Международную систему реабилитации.
51. Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Области применения МКФ.
52. Нормативно-правовое регулирование комплексной реабилитации больных и инвалидов.
53. Законы и нормативные акты в области реабилитации инвалидов в РФ.
54. Федеральный закон «О социальной защите и инвалидов в Российской Федерации».
55. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду.
Контрольная работа 50×1=50 баллов
Реферат 10×1=10 баллов
Всего баллов: 60
Промежуточная аттестация:
Теоретический вопрос 1 – 10 баллов
Теоретический вопрос 2 – 10 баллов
Практическое задание – 20 баллов
Всего баллов: 40 баллов
ИТОГО: 100 баллов