МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Этика в адаптивной физической культуре
Проректор по УР _______________
49.03.02 АФК заочно 2023.plx
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
_________________________Арбузин И.А.
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
канд.пед.наук, доцент, Пенькова И.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
Этика в адаптивной физической культуре
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 30.04.2024 г. № 14
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Формирование у студентов представлений об общих этических ценностях, связанных с такими понятиями как долг, честь, достоинство, правдивость, справедливость; представлениями о специфике биоэтике и формирование способности эффективно анализировать и решать этические проблемы, возникающие в профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Ассистивные технологии в образовании
Правовые основы профессиональной деятельности
Менеджмент физической культуры и спорта
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1: Знает:
- Конституцию РФ, свои гражданские права и обязанности, законы РФ и нормативные документы в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты и образования;
УК-2.4: Умеет:
- ориентироваться в законодательстве и правовой литературе, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом и требованиями механизма защиты и обеспечения прав и свобод человека;
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.3: Знает:
- психологические особенности общения с различными категориями групп людей (по возрасту, состоянию здоровья, этническим и религиозным признакам и др.);
УК-3.4: Знает:
- методы убеждения, аргументации своей позиции;
УК-3.8: Умеет:
- общаться с детьми, детьми-инвалидами, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
- использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
- устанавливать педагогически целесообразные отношения с участниками процесса физкультурно-спортивной деятельности в том числе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
УК-3.9: Имеет опыт:
- решения образовательных, воспитательных, развивающих, коррекционных, компенсаторных и профилактических задач в процессе физкультурно-спортивной деятельности;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Этика профессионального общения
Понятие об этике. Служебная этика и этикет. Деловая этика и этикет.
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
Общение как инструмент взаимодействия. /Ср/
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
Конфликты, возникающие в ходе общения. /Ср/
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
Технологии управления конфликтами. /Ср/
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
Раздел 2. Особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
Требования к профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре. /Пр/
Характеристика психических, моральных и физических качеств.
Требования к профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре. /Ср/
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Понятие о «синдроме выгорания». /Ср/
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
Профилактика синдрома выгорания. /Ср/
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
Этические проблемы допинга. /Ср/
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
Раздел 3. Способы коммуникации с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья
Общие и специфические этические требования общения с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. /Лек/
Особенности эмоционально-волевой, когнитивной и сенсорной сфер лиц, имеющие отклонения в состоянии здоровья. Требования при общении с данным контингентом.
Специфические этические требования общения с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. /Пр/
Построение процесса общения с лицами, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Общие этические требования общения с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. /Ср/
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Специфические этические требования общения с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. /Ср/
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
Использование технических средств общения с лицами, имеющих отклонения в состоянии здоровья. /Ср/
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль осуществляется на занятиях аудиторного типа. Средствами текущего контроля являются: ситуационная задача (до 5 баллов), доклад с презентацией (до 10 баллов), практическая задача (до 10 баллов), опрос (до 5 баллов), реферат (до 10 баллов), тест (тестовые задания) - до 10 баллов, контрольная работа (до 40 баллов).
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет проводится по результатам выполнения основных контрольных мероприятий БРС.
Зачет выставляется обучающимся, не имеющим задолженности в процессе изучения дисциплины, по итогам текущего контроля:
Зачтено 61-100 баллов;
Не зачтено – 60 и менее.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль :
Опрос на занятиях - 5 баллов - 5х2=10 баллов
Практическая задача - 10 баллов
Ситуационная задача - 5 баллов - 5х2=10 баллов
Тест - 10 баллов
Реферат - 10 баллов
Доклад с презентацией - 10 баллов
Контрольная работа - 40 баллов
Всего: 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Профессиональная этика и этикет: учеб. пособие
Москва: Дашков и К°, 2021
https://www.iprbookshop.ru/102277
Психология стресса и методы коррекции: учеб. пособие
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учеб. пособие для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.04.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
https://www.iprbookshop.ru/88510
Саенко Н. Р., Гусева Е. А.
Психология и педагогика высшей школы: учеб.-метод. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2020
https://www.iprbookshop.ru/99402
Управление конфликтами : теория и практика
сост. : М. Г. Цетлин, А. Г. Врублевский, К. Э. Воронин ; Всесоюзный науч.-исслед. ин-т физ. культуры
Допинги: биологические, фармакологические, наркологические, психологические, социальные аспекты: метод. рекомендации
Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе, их разрешение): в помощь лектору
Москва: Сов. Россия, 1972
6.1.3. Методические разработки
Москва: Альфа-Пресс, 2006
Москва: АСТ [и др.], 2004
Новая энциклопедия этикета : деловой этикет 21 в.
Москва: Рипол классик, 2004
Энциклопедия этикета: все о правилах хорошего тона
Москва: Цнтрполиграф, 2000
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office, либо аналог;
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru);
Академия Google (https://scholar.google.ru).
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Аудитория 103, учебный корпус №4.
Количество компьютеров: для студентов – 0; для преподавателя – 1; мультимедиа проектор – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 12 учебных столов, 24 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 2 жалюзи.
Для обучающихся с нарушениями слуха и зрения – наличие технических средств для приема-передачи учебной информации (мультимедийный проектор); для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – наличие пандусов при входе в здание, кнопки вызова на входной двери.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx