2023-2024_49_03_02 АФК заочно 2023_plx_Этика в адаптивной физической культуре
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Этика в адаптивной физической культуре
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.02 АФК заочно 2023.plx

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.38
 
зачеты 2
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая реабилитация
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
4
4
4
4
8
8
Кoнтактная рабoта
4
4
4
4
8
8
Сам. работа
32
32
28
28
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
36
36
72
72
 
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доцент, Пенькова И.В. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
 
Этика в адаптивной физической культуре
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 942)
 
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 30.04.2024 г.  № 14

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Таламова И.Г.

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Формирование у студентов представлений об общих этических ценностях, связанных с такими понятиями как долг, честь, достоинство, правдивость, справедливость; представлениями о специфике биоэтике и формирование способности эффективно анализировать и решать этические проблемы, возникающие в профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Ассистивные технологии в образовании
2.2.2
Правовые основы профессиональной деятельности
2.2.3
Менеджмент физической культуры и спорта
2.2.4
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1: Знает:

- Конституцию РФ, свои гражданские права и обязанности, законы РФ и нормативные документы в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты и образования;

 
УК-2.4: Умеет:

- ориентироваться в законодательстве и правовой литературе, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом и требованиями механизма защиты и обеспечения прав и свобод человека;

 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.3: Знает:

- психологические особенности общения с различными категориями групп людей (по возрасту, состоянию здоровья, этническим и религиозным признакам и др.);

 
УК-3.4: Знает:

- методы убеждения, аргументации своей позиции;

 
УК-3.8: Умеет:

- общаться с детьми, детьми-инвалидами, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

- использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;

- устанавливать педагогически целесообразные отношения с участниками процесса физкультурно-спортивной деятельности в том числе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

 
УК-3.9: Имеет опыт:

- решения образовательных, воспитательных, развивающих, коррекционных, компенсаторных и профилактических задач в процессе физкультурно-спортивной деятельности;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Этика профессионального общения
0
 
1.1
Понятие об этике /Лек/
2
УК-2.1
1
Понятие об этике. Служебная этика и этикет. Деловая этика и этикет.
0
 
стр. 5
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
1.2
Понятие об этике. /Ср/
4
УК-2.4 УК-3.8
1
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
0
 
1.3
Общение как инструмент взаимодействия. /Ср/
4
УК-3.8 УК-3.9
1
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
0
 
1.4
Конфликты, возникающие в ходе общения. /Ср/
5
УК-2.4 УК-3.8 УК-3.9
1
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
0
 
1.5
Технологии управления конфликтами. /Ср/
7
УК-2.4 УК-3.8 УК-3.9
1
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
0
 
 
Раздел 2. Особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
0
 
2.1
Требования к профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре. /Пр/
2
УК-3.8
2
Характеристика психических, моральных и физических качеств.
0
 
2.2
Требования к профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре.  /Ср/
6
УК-3.8
1
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
0
 
стр. 6
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
2.3
Понятие о «синдроме выгорания». /Ср/
6
УК-3.8
1
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
0
 
2.4
Профилактика синдрома выгорания. /Ср/
6
УК-3.8 УК-3.9
2
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
0
 
2.5
Этические проблемы допинга. /Ср/
6
УК-2.4 УК-3.9
2
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
0
 
 
Раздел 3. Способы коммуникации с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья
0
 
3.1
Общие и специфические этические требования общения с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. /Лек/
2
УК-3.3 УК-3.4
1
Особенности эмоционально-волевой, когнитивной и сенсорной сфер лиц, имеющие отклонения в состоянии здоровья. Требования при общении с данным контингентом.
0
 
3.2
Специфические этические требования общения с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. /Пр/
2
УК-3.8
2
Построение процесса общения с лицами, имеющих отклонения в состоянии здоровья. 
0
 
3.3
Общие этические требования общения с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. /Ср/
5
УК-3.8
2
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
0
 
стр. 7
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
3.4
Специфические этические требования общения с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. /Ср/
5
УК-3.8
2
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
0
 
3.5
Использование технических средств общения с лицами, имеющих отклонения в состоянии здоровья. /Ср/
6
УК-3.9
2
Самостоятельная подготовка к практическому занятию в соответствии соответствии с тематическим планом (написание конспектов, подготовка устных сообщений, подготовка мультимедийной презентации с докладом, выполнение письменных заданий в случае невозможного очного присутствия на практическом занятии).
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Текущий контроль осуществляется на занятиях аудиторного типа. Средствами текущего контроля являются: ситуационная задача (до 5 баллов), доклад с презентацией (до 10 баллов),  практическая задача (до 10 баллов),  опрос (до 5 баллов), реферат (до 10 баллов),  тест (тестовые задания) - до 10 баллов, контрольная работа (до 40 баллов).

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет проводится по результатам выполнения основных контрольных мероприятий БРС.

Зачет выставляется обучающимся, не имеющим задолженности в процессе изучения дисциплины, по итогам текущего контроля:

Зачтено 61-100 баллов;

Не зачтено – 60 и менее.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль :

Опрос на занятиях - 5 баллов -  5х2=10 баллов

Практическая задача  - 10 баллов

Ситуационная задача - 5 баллов - 5х2=10 баллов

Тест - 10 баллов

Реферат - 10 баллов

Доклад с презентацией - 10 баллов

Контрольная работа - 40 баллов

Всего: 100 баллов                                                                                                                                                    

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Виговская М. Е.
Профессиональная этика и этикет: учеб. пособие
Москва: Дашков и К°, 2021
1
https://www.iprbookshop.ru/102277
 
Л1.2
Щербатых Ю. В.
Психология стресса и методы коррекции: учеб. пособие
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012
1
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
стр. 8
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Ростомашвили Л. Н.
Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учеб. пособие для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.04.02 - "Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
Москва: Спорт, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/88510
 
Л2.2
Саенко Н. Р., Гусева Е. А.
Психология и педагогика высшей школы: учеб.-метод. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/99402
 
Л2.3
Шейнов В. П.
Управление конфликтами : теория и практика
Минск: Харвест, 2010
1
 
Л2.4
сост. : М. Г. Цетлин, А. Г. Врублевский, К. Э. Воронин ; Всесоюзный науч.-исслед. ин-т физ. культуры
Допинги: биологические, фармакологические, наркологические, психологические, социальные аспекты: метод. рекомендации
Москва: [б. и.], 1989
1
 
Л2.5
Ершов А. А.
Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе, их разрешение): в помощь лектору
Ленинград: Знание, 1976
1
 
Л2.6
Коломинский Я. Л.
Психология общения
Москва: Знание, 1974
1
 
Л2.7
Бардин С. М.
Этика взаимных отношений
Москва: Сов. Россия, 1972
2
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л3.1
Кузнецов И. Н.
Деловой этикет от А до Я
Москва: Альфа-Пресс, 2006
2
 
Л3.2
сост. О. И. Максименко
Энциклопедия этикета
Москва: АСТ [и др.], 2004
1
 
Л3.3
Бреннен Л.
Новая энциклопедия этикета : деловой этикет 21 в.
Москва: Рипол классик, 2004
1
 
Л3.4
Миллер Л.
Энциклопедия этикета: все о правилах хорошего тона
Москва: Цнтрполиграф, 2000
1
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office, либо аналог;
6.3.1.2
- браузер. 
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru);
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru).
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Аудитория 103, учебный корпус №4.
7.2
Количество компьютеров: для студентов – 0; для преподавателя – 1; мультимедиа проектор – 1.
7.3
Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
7.4
Учебная доска, 12 учебных столов, 24 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 2 жалюзи.
7.5
Для обучающихся с нарушениями слуха и зрения – наличие технических средств для приема-передачи учебной информации (мультимедийный проектор); для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – наличие пандусов при входе в здание, кнопки вызова на входной двери.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
стр. 9
УП: 49.03.02 АФК заочно 2023.plx
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики