49.03.01 Физическая культура
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Мухина М.П.
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
Зав. кафедрой Мухина М.П. ______
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Мухина М.П. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Мухина М.П. _______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Мухина М.П. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
________
- организации обучающихся в процессе проведения занятий физической культурой и спортом разных организационных форм;
- сущность технологического подхода в учебном процессе по физической культуре и спорту;
- проводить разные формы занятий физической культурой и спортом в соответствии с предъявляемыми требованиями в системе образования;
ции
Контрольная работа относится к тематическому виду и представляет собой обобщение материала по разделам дисциплины, включает четыре обязательных заданий.
Контрольная работа оценивается следующим образом:
40 баллов ("зачтено"):
-работа выполнена в установленные сроки, в полном объеме;
-допущена одна ошибка или два-три недочета, что не является следствием незнания или непонимания учебного материала;
-показан достаточный объем знаний, умений в освоении пройденных тем.
Менее 40 баллов ("не зачтено"):
-работа выполнена не в полном объеме;
-допущены грубые ошибки, что свидетельствует о незнании или непонимании учебного материала;
-работа не сдана в установленные сроки.
Студент выполняет контрольную работу в соответствии с указанными в варианте уровнем и ступенью образования, реализуемым направлением. Номер варианта определяется на основе заглавной буквы фамилии.
Вариант 1 ("А" - "Ж"). Среднее общее образование, 10-11 класс, гуманитарное направление.
Вариант 2 ("З" - "О"). Среднее общее образование, 10-11 класс, естественно-научное направление.
Вариант 3 ("П" - "Ц" ). Среднее профессиональное образование, 1 ступень, 1-2 курс, педагогическое направление.
Вариант 4 ("Ч" - "Я"). Среднее профессиональное образование, 1 ступень, 1-2 курс, техническое направление..
Содержание контрольной работы:
1.Составление алгоритма обучения двигательному действию. Проведение фрагмента занятия.
2.Составление программы развития специального физического качества. Проведение фрагмента занятия.
3.Составление двух моделей образовательной подсистемы по физической культуре и спорту. Указание различий.
4.Составление программы исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту.
Описание шкал и процедур оценивания
1. Составление алгоритма обучения двигательному действию, про-граммы развития специального физического качества:
5 баллов (высокий уровень):
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание полное и логически выстроенное с учетом ступени образования, места в структуре учебного года;
-при выборе средств и методов учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
4 балла (средний уровень):
-содержание соответствует ступени образования;
-при выборе средств и методов учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
3 балла (ниже среднего уровень):
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание частично соответствует ступени образования;
-при выборе средств и методов не учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
Менее 3 баллов (низкий уровень):
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание частично соответствует ступени образования;
-не все выбранные средства и методы соответствуют задачам, специфике ступени образования, контингенту учащихся;
-соблюдена терминология.
2. Проведение фрагмента занятия:
5 баллов (высокий уровень):
-правильно сформулированы задачи занятия;
-правильно подобраны формы организации обучающихся в процессе выполнения физических упражнений;
-применяемые средства и методы физической культуры и спорта адекватны поставленным задачам, соответствуют возрасту и уровню подготовленности обучающихся, обеспечивают соблюдение техники безопасности; соблюдена терминология.
4 балла (средний уровень):
-правильно сформулированы задачи занятия;
-правильно подобраны формы организации обучающихся в процессе выполнения физических упражнений;
-применяемые средства и методы физической культуры и спорта в целом адекватны поставленным задачам, частично соответствуют возрасту и уровню подготовленности обучающихся, обеспечивают соблюдение техники безопасности; соблюдена терминология.
3 балла (ниже среднего уровень):
-правильно сформулированы задачи занятия;
-формы организации обучающихся частично соответствуют условиям выполнения физических упражнений; применяемые средства и методы физической культуры и спор-та частично соответствуют поставленным задачам, возрасту и уровню подготовленности обучающихся, частично обеспечивают соблюдение техники безопасности; частично соблюдена терминология.
Менее 3 баллов (низкий уровень):
-задачи занятия сформулированы не конкретно;
-формы организации обучающихся частично соответствуют условиям выполнения физических упражнений; выбранные средства и методы не соответствуют поставленным задачам, возрасту и уровню подготовленности обучающихся;
-не соблюдена терминология.
3. Составление модели образовательной подсистемы по физической культуре системы образования:
5 баллов (высокий уровень):
-модель: развернутая, аргументированная, логически выстроенная; ответы: четкие на поставленные вопросы с указанием различий применительно к профессиональной деятельности (уровень, ступень образования);
-обучающийся дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в логической последовательности.
4 балла (средний уровень):
-модель: содержит все элементы, аргументированная; ответы на поставленные вопросы с указанием различий применительно к профессиональной деятельности (уровень, ступень образования);
-обучающийся дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала.
3 балла (ниже среднего уровень):
-модель содержит основные элементы;
-ответы на поставленные вопросы без соотнесения со спецификой деятельности образовательных организаций;
-обучающийся допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи;
-при ответе наблюдается нарушение логики изложения.
Менее 3 баллов (низкий уровень):
-обучающийся не может составить модель.
4. Составление программы:
9-10 баллов (высокий уровень):
-информационный блок содержит полную информацию, правильно сформулированы задачи;
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание полное и логически выстроенное с учетом ступени образования, места в структуре учебного года;
-при выборе средств и методов учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
7-8 баллов (средний уровень):
-информационный блок содержит информацию, правильно сформулированы задачи;
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-при выборе средств и методов учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
5-6 баллов (ниже среднего уровень):
-информационный блок содержит фрагментарную информацию;
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание частично соответствует ступени образования;
-при выборе средств и методов не учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
Менее 5 баллов (низкий уровень):
-информационный блок содержит фрагментарную информацию;
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание частично соответствует ступени образования;
-не все выбранные средства и методы соответствуют задачам, специфике ступени образования, контингенту учащихся;
-соблюдена терминология.
5. Доклад, ответы на вопросы:
9-10 баллов (высокий уровень):
-тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках);
-доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; -докладчик излагает информацию по памяти, уверенно владеет фактическим материалом, отвечает на вопросы аудитории;
-доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями.
7-8 баллов (средний уровень):
-тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках);
-доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; -докладчик читает текст доклада, избирательно отвечает на вопросы аудитории;
-доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями.
5-6 баллов (ниже среднего уровень):
-тема доклада раскрыта не полностью, при подготовке было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках);
-доклад представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину;
-докладчик читает текст доклада, затрудняется при ответе на вопросы аудитории;
-доклад сопровождается презентацией, не соответствующей принятым требованиям оформления.
Менее 5 баллов (низкий уровень):
-тема доклада раскрыта не полностью, при подготовке было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках);
-доклад представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину;
-докладчик читает текст доклада, затрудняется при ответе на вопросы аудитории;
-презентация отсутствует.
6. Мультимедийные презентации:
5 баллов (высокий уровень):
-лаконичность, логичность и последовательность представления информации;
-использованы короткие слова и предложения;
-минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных;
-заголовки привлекают внимание;
-один слайд содержит не более трех фактов, выводов, определений;
-использованы разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами;
-вся презентация оформлена в едином стиле.
4 балла (средний уровень):
-лаконичность, логичность и последовательность представления информации;
-использованы короткие слова и предложения;
-минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных;
-заголовки привлекают внимание;
-один слайд содержит более трех фактов, выводов, определений;
-использован один вид слайдов (только текст);
-вся презентация оформлена в едином стиле.
3 балла (ниже среднего уровень):
-нет лаконичности, логичности и последовательности представления информации;
-использованы короткие слова и предложения;
-минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных;
-заголовки привлекают внимание;
-один слайд содержит более трех фактов, выводов, определений;
-использован один вид слайдов (только текст);
-вся презентация оформлена в едином стиле.
-нет лаконичности, логичности и последовательности представления информации;
-использованы короткие слова и предложения;
-минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных;
-заголовки не привлекают внимание;
-один слайд содержит более трех фактов, выводов, определений;
-использован один вид слайдов (только текст);
-вся презентация оформлена в едином стиле.
7. Дополнительные баллы:
0-20 баллов:
-успешное освоение дисциплины;
-активность на семинарских занятиях;
-своевременное выполнение заданий;
-оригинальность сценария;
-разнообразное содержание документов планирования.
8. Устные ответы на занятиях, сообщения:
5 баллов (высокий уровень):
-уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
-использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);
-анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем;
-уверенно владеет понятийным аппаратом;
-уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.
4 балла (средний уровень):
-в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера;
-дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера;
-владеет понятийным аппаратом.
3 балла (ниже среднего уровень):
-в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
-проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем;
-проявил неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.;
-не смог ответить на дополнительные вопросы.
Менее 3 баллов (низкий уровень):
-ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил, или не дал ответа на дополнительный вопрос;
-отказался отвечать на вопросы.
Экзамен осуществляется по билетам в виде собеседования по теоретическому вопросу и выполнения практического задания.
Вопросы к экзамену:
1. Технология: понятие, классификация.
2. Технологический подход: понятие, Структура, содержание.
2. Характеристика технологий обучения в образовательном процессе по физической культуре и спорту.
3. Содержание и направленность технологического подхода в образовательном процессе по физической культуре и спорту.
4. Особенности реализации деятельностного подхода в физкультурном образовании.
5. Особенности реализации компететностного подхода в физкультурном образовании.
6. Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в физкультурном образовании.
7. Характеристика понятий «модель», «моделирование», «система», «система организации», «система управления процессом», «перспективно-прогностический подход».
8. Содержание и направленность перспективно-прогностического подхода в образовательном процессе по
9. Моделирование образовательного процесса по физической культуре и спорту.
10. Методологическая основа образовательной подсистемы по физической культуре и спорту в системе общего образования.
11. Методологическая основа образовательной подсистемы по физической культуре и спорту в системе дополнительного образования.
12. Структура и направленность образовательной подсистемы по физической культуре и спорту в системе общего и дополнительного образования.
13. Структура и направленность образовательной подсистемы по физической культуре и спорту в системе дополнительного образования.
14. Модель организации образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях общего образования.
15. Модель организации образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях дополнительного образования.
16. Модели управления видами подготовки.
17. Контроль образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях общего образования.
18. Контроль образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях дополнительного образования.
19. Подбор методов исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях общего образования.
20. Подбор методов исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях дополнительного образования.
21. Процедура исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях общего образования.
22. Процедура исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях дополнительного образования.
Критерии оценки на экзамене:
1. Собеседование по теоретическому вопросу:
Уровни Количество Показатели выполнения
усвоения баллов
Высокий 18-20 - уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендованной литературе (в том
числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
- анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы,
обнаруживает свое видение решения проблем;
- уверенно владеет понятийным аппаратом;
- уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы
Средний 15-16 - в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендованной литературе (в том
числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений),
но допускает отдельные неточности непринципиального характера;
- дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера;
- владеет понятийным аппаратом.
Ниже 11-14 - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала,
среднего содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-
правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
- проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать
выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов
и т.п.;
- не смог ответить на дополнительные вопросы.
Низкий ниже 11 - ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил
его и не дал ответа на дополнительный вопрос.
- отказался отвечать на вопросы.
2. Практическое задание:
Уровни Количество Показатели выполнения
усвоения баллов
Высокий 18-20 - дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задании, излагает материал в
логической последовательности аргументирует практические рекомендации по коррекции
образовательного и тренировочного процесса.
Средний 15-16 - дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы,
поставленные в задании, нарушает логику изложения материала; приводит практические
Ниже 11-14 - допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы задания; при ответе наблюдается
среднего нарушение логики изложения; приводит практические рекомендации общего характера без
привязки к образовательному и тренировочному процессу.
Низкий ниже 11 - не может выполнить задание.
Соответствие 100-бальной шкалы БРС пятибальной шкале на экзамене:
неудовлетворительно - 60 и менее
удовлетворительно - 61-72
хорошо - 73-86
отлично - 87-100
Виды работ Максимально возможное кол-во баллов за 1 задание Сумма баллов
Текущий контроль
-устные ответы на семинарах 5 2*3-5=6-10
контрольная работа:
-составление алгоритма обучения двигательному действию 5 3-5
-составление программы развития специального физического качества 5 3-5
-проведение фрагмента занятия 5 2*3-5=6-10
-составление двух моделей модели образовательной подсистемы по физической
культуре 5 2*3-5=6-10
-составление мультимедийной презентации 5 2*3-5=6-10
-составление программы исследования эффективности образовательного 10 5-10
процесса по физической культуре и спорту
-дополнительные баллы 5 0-20
Итого: 40-60
Промежуточная аттестация (экзамен):
собеседование по теоретическому вопросу 20 11-20
выполнение практического задания 20 11-20
Всего 61-100