МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Технологии физкультурного образования
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физкультурно-спортивное образование
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx
канд.пед.наук, доцент, Мухина М.П.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Технологии физкультурного образования
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 09.04.2024 г. № 9
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Казызаева А.С.
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
подготовить обучающихся к педагогическому, как основному виду профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с разработкой и реализацией образовательных программ в области физической культуры и спорта для объектов профессиональной деятельности в сфере образования
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплина «Технологии физкультурного образования» относится к группе дисциплин вариативной части учебного плана профиля «Физкультурное образование», опирается на содержание дисциплин «Теория и методика физической культуры», «Теория и методика избранного вида спорта», «Методика преподавания физической культуры», а также компетенции, формируемые при освоении дисциплин и практик: "Инновации в физкультурно-спортивной деятельности", "Обеспечение опытно-экспериментальной работы в физкультурно-спортивной деятельности", "Возрастные аспекты физкультурно-спортивной деятельности", "Основы проектной деятельности в сфере физической культуры и спорта", "Педагогическая практика".
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять планирование и реализацию учебного процесса по физической культуре и спорту в системе образования, контроль результатов освоения обучающимися образовательной программы
ПК-1.11: Владеет навыками и/или опытом деятельности:
- организации обучающихся в процессе проведения занятий физической культурой и спортом разных организационных форм;
ПК-1.5: Знает:
- сущность технологического подхода в учебном процессе по физической культуре и спорту;
ПК-1.8: Умеет:
- проводить разные формы занятий физической культурой и спортом в соответствии с предъявляемыми требованиями в системе образования;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Теоретические основы технологического подхода в физкультурном образовании
Технологический подход в образовательном процессе /Лек/
План:
1.Понятия «технология», «технологический подход».
2.Структура, содержание, классификация технологий.
3.Содержание и направленность технологического подхода в образовательном процессе по физической культуре и спорту.
Современные технологии физкультурного образования /Пр/
План:
1.Составляющие физкультурного образования. Инновационные подходы в образовательном процессе по физической культуре и спорту с учётом требований образовательных стандартов и требований.
2.Основные принципы деятельностного, компететностного, личностно-ориентированного подходов в физкультурном образовании. Виды и приёмы современных технологий в физкультурном образовании.
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx
Технологии обучения двигательным действиям и развития физических качеств /Пр/
План:
1.Сущность понятия «технология обучения» в процессе физического воспитания.
2.Классификация технологий обучения.
3.Технологический подход в обучении двигательным действиям.
4.Технологический подход в развитии физических качеств.
Технологии обучения двигательным действиям и развития физических качеств /Ср/
Задания:
1.Составить алгоритм обучения двигательному действию, провести фрагмент занятия.
2.Составить программу развития специального физического качества, провести фрагмент занятия.
3.Провести фрагмент занятия.
Раздел 2. Моделирование образовательного процесса по физической культуре и спорту
Перспективно-прогностический подход в моделировании образовательного процесса по физической культуре и спорту /Лек/
План:
1.Понятия «модель», «моделирование», «система», «система организации», «система управления процессом», «перспективно-прогностический подход».
2.Содержание и направленность перспективно-прогностического подхода в образовательном процессе по физической культуре и спорту.
3.Моделирование образовательного процесса по физической культуре и спорту.
Технология разработки образовательных подсистем по физической культуре и спорту /Пр/
План:
1.Структура, направленность образовательных систем.
2.Методологическая основа образовательных подсистем по физической культуре и спорту в системах общего и дополнительного образования.
Технология планирования и контроля образовательного процесса по физической культуре и спорту в системе общего и дополнительного образования /Лек/
План:
1.Алгоритм разработки методического сопровождения образовательного процесса по физической культуре и спорту.
2.Контроль образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях общего и дополнительного образования.
Технология организации образовательного процесса по физической культуре и спорту /Пр/
План:
1.Модели организации образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях общего и дополнительного образования.
2.Модели управления видами подготовки.
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx
Технология исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту /Пр/
План:
1.Подбор методов исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту.
2.Процедура исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту.
Технология организации образовательного процесса по физической культуре и спорту /Ср/
Задания:
1.Составить модель образовательной подсистемы по физической культуре системы общего образования.
2.Составить модель образовательной подсистемы по физической культуре и спорту системы дополнительного образования.
Технология исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту /Ср/
Задание:
1.Составить программу исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент очной формы обучения должен принять участие в работе на семинарских занятия (устные ответы), выполнить обязательные задания:
1. Письменная работа - алгоритм обучения двигательному действию (возраст, уровень подготовленности занимающихся, этап подготовки – по выбору).
2. Письменная работа - программа развития специального физического качества (возраст, уровень подготовленности занимающихся, этап подготовки – по выбору.
3. Письменная работа - технологическая карта занятия по физической культуре.
4. Письменная работа - таблица «Методы исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту».
5. Письменная работа - анализ содержания технологической карты занятия по физической культуре
6. Письменная работа - модели образовательной подсистемы по физической культуре системы общего/дополнительного образования (возраст, уровень подготовленности обучающихся – по выбору).
5.2. Промежуточная аттестация
К экзамену по дисциплине студент должен набрать от 40 до 60 баллов по текущему контролю. На промежуточной аттестации обучающийся может набрать до 40 баллов. Оценка формируется из баллов, набранных на текущем контроле и промежуточной аттестации. Экзамен осуществляется по билетам в виде собеседования по двум теоретическим вопросам. Оценку «отлично» получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов; оценку «хорошо» - 73-86 баллов; оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла; оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.
Вопросы к экзамену:
1. Характеристика понятий «модель», «моделирование», «система», «система организации», «система управления процессом», «перспективно-прогностический подход».
2. Содержание и направленность перспективно-прогностического подхода в образовательном процессе по физической культуре и спорту.
3. Моделирование образовательного процесса по физической культуре и спорту.
4. Методологическая основа образовательной подсистемы по физической культуре и спорту в системе общего образования.
5. Методологическая основа образовательной подсистемы по физической культуре и спорту в системе дополнительного образования.
6. Структура и направленность образовательной подсистемы по физической культуре и спорту в системе общего и дополнительного образования.
7. Структура и направленность образовательной подсистемы по физической культуре и спорту в системе дополнительного образования.
8. Модель организации образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях общего образования.
9. Модель организации образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях дополнительного образования.
10. Модели управления видами подготовки.
11. Технология: понятие, классификация.
12. Технологический подход: понятие, структура, содержание.
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx
13. Характеристика технологий обучения в образовательном процессе по физической культуре и спорту.
14. Содержание и направленность технологического подхода в образовательном процессе по физической культуре и спорту.
15. Особенности реализации деятельностного подхода в физкультурном образовании в системе общего образования.
16. Особенности реализации деятельностного подхода в физкультурном образовании в системе дополнительного образования.
17. Особенности реализации компететностного подхода в физкультурном образовании.
18. Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в физкультурном образовании.
19. Контроль образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях общего образования.
20. Контроль образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях дополнительного образования.
21. Подбор методов исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях общего образования.
22. Подбор методов исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях дополнительного образования.
23. Процедура исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях общего образования.
24. Процедура исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях дополнительного образования.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
1. Письменная работа - алгоритм обучения двигательному действию (3-5) - 5 баллов.
2. Письменная работа - программа развития специального физического качества (3-5) - 5 баллов.
3. Письменная работа - технологическая карта занятия по физической культуре (2*3-5=6-10) - 10 баллов.
4. Письменная работа - таблица «Методы исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту» (3-5) 5 баллов.
5. Письменная работа - анализ содержания технологической карты занятия по физической культуре (3-5) - 5 баллов.
6. Письменная работа - модели образовательной подсистемы по физической культуре (2*6-10=12-20) - 20 баллов.
7. Устные ответы на занятиях (5*1-2=5-10) - 10 баллов.
Итого: 40-60 баллов
Промежуточная аттестация (экзамен): собеседование по двум теоретическим вопросам (2*11-20=21-40) - 40 баллов
Всего : 61-100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Бордовский П. Г., Заварухина Л. А.
Дистанционные образовательные технологии в системе профессионального образования в области физической культуры и спорта: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2016
Физкультурное образование школьников: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
Костихина Н. М., Гаврикова О. Ю.
Педагогика физической культуры: учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.03.01 - "Физ. культура"
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
Физкультурное образование школьников: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Кондаков В. Л., Горелов А. А., Румба О. Г., Копейкина Е. Н.
Физкультурно-оздоровительные технологии: учеб. пособие для вузов
УП: 49.03.01 ФК ФСО очно 2023.plx
сост. И. А. Ивко ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Физкультурно-оздоровительные технологии: курс лекций
Омск: Изд-во СибГУФК, 2009
Московская гос. акад. физ. культуры ; под общ. ред. М. А. Причалова
Физкультурно-оздоровительные технологии в ХХI в.: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. (6-7 дек. 2005 г.)
Малаховка: Изд-во МГАФК, 2005
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/).
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп.5 - 202, 210, 229).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ