49.03.01 Физическая культура
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Казызаева А.С.
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
ции
Подготовить сообщение и мультимедийную презентацию по теме «Развитие функционального многоборья в России и за рубежом».
1. Составить таблицу на тему «Генетические факторы, обуславливающие спортивный талант».
2. Выполнить анализ протокола переводных контрольных испытаний с учетом этапа подготовки.
3. Составить модель спортивного отбора.
1. Принять участие в проведении соревнований по ИВС.
2. Составить положение о соревновании, отчет.
Выполнить педагогический анализ тренировочного занятия на основе педагогического наблюдения и данных протоколов хронометрирования и пульсометрии, выработать практические рекомендации.
1. Выполнить обработку эмпирических данных.
2. Публично защитить результаты учебно-исследовательской работы.
1. Оформить курсовую работу.
2. Подготовить доклад и мультимедийную презентацию по теме курсовой работы.
3. Публично защитить курсовую работу.
1 семестр:
1. Письменная работа - таблица «Трудовые функции учителя физической культуры, педагога дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта, инструктора-методиста по физической культуре и спорту, руководителя физического воспитания».
2-5. Письменные работы - доклады и мультимедийные презентации по темам: «Развитие функционального многоборья в России»; «Развитие функционального многоборья за рубежом»; «Современное оснащение места занятий функциональным многоборье»; «Обеспечение безопасности на занятии и соревнованиях по функциональному многоборью».
6. Устные ответы на семинарских занятиях.
2 семестр:
1. Письменная работа - программа обучения двигательному действию.
2. Письменная работа - комплекс общеразвивающих упражнений с учетом освоения в основной части занятия двигательного действия.
3. Письменная работа - план-конспект занятия физической культурой и спортом.
4. Практическая работа - проведение фрагмента занятия физическими упражнениями по разработанному плану-конспекту.
5. Письменная работа - оценка протокола пульсометрии.
6. Устные ответы на семинарских занятиях.
3 семестр:
1-4. Письменная работа - программы развития физических качеств (возраст, уровень подготовленности занимающихся, этап подготовки – по выбору): силы, ловкости, быстроты, гибкости.
5-6. Письменная работа - планы-конспекты тренировочных занятий с направленностью на развитие силовых способностей, специальной выносливости (возраст, уровень подготовленности занимающихся, этап подготовки – по выбору).
7. Устные ответы на семинарских занятиях.
4 семестр:
1. Письменная работа - программа обучения техническому действию (ООД, ООТ) (возраст, уровень подготовленности занимающихся, этап подготовки – по выбору).
2. Практическая работа - проведение фрагмента занятия, включающего часть (один из этапов) разработанной программы.
3. Письменная работа - пакет документов, регламентирующих тренировочный процесс в организациях дополнительного образования детей (в том числе сценарий спортивно-массового мероприятия).
4. Письменная работа - оценка протокола хронометрирования.
5. Устные ответы на семинарских занятиях.
5 семестр:
1. Письменная работа - план-конспект тренировочного занятия по функциональному многоборью с направленностью на развитие силовых способностей и специальной выносливости (возраст, уровень подготовленности занимающихся, этап подготовки – по выбору).
2. Письменная работа - анализ физической подготовленности занимающихся функциональным многоборьем.
3. Письменная работа - положение о соревновании, отчет.
4. Письменная работа - план материально-технического обеспечения соревнования.
5. Практическая работа - участие в проведении соревнований.
6. Устные ответы на семинарских занятиях.
Письменная работа - курсовая работа
1-3. Письменная работа - модели годичного цикла, мезоцикла, микроцикла подготовки (возраст, уровень подготовленности занимающихся, этап подготовки – по выбору).
4. Оценка эффективности деятельности педагога дополнительного образования/тренера-преподавателя на тренировочном занятии:
4.1. Практическая работа - оценка выполнения обучающимся действий по контролю срочной реакции организма спортсмена на физическую нагрузку в процессе тренировочного занятия.
4.2. Письменная работа - педагогический анализ тренировочного занятия на основе педагогического наблюдения и данных протокола пульсометрии.
4.3. Практическая работа - оценка деятельности обучающихся при проведении наблюдения за спортсменов в процессе тренировочного занятия.
4.4. Письменная работа - педагогический анализ тренировочного занятия на основе педагогического наблюдения и данных протокола хронометрирования тренировочного занятия.
5. Устные ответы на семинарских занятиях.
7 семестр:
1-2. Письменная работа - две технологические карты тренировочных занятий по функциональному многоборью для занимающихся на спортивно-оздоровительном и начальном этапах подготовки (подготовительный период), начальном этапе подготовки (переходный период).
3. Практическая работа - организация деятельности занимающихся на тренировочном занятии.
4. Письменная работа - обоснование темы выпускной квалификационной работы, календарный план выполнения ВКР, план проведения педагогического эксперимента.
5. Устные ответы на семинарских занятиях.
8 семестр:
1. Письменная работа - таблица «Генетические факторы, обуславливающие спортивный талант».
2. Письменная работа - анализ протокола переводных контрольных испытаний с учетом этапа подготовки.
3. Письменная работа - модель спортивного отбора.
4. Устные ответы на семинарских занятиях.
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
К дифференцированному зачету (защита курсовой работы) допускаются обучающиеся, набравшие от 40 до 60 баллов. Оценка формируется из баллов, набранных на текущем контроле и защите курсовой работы. Оценку «отлично» получают те, кто в течение семестра и на защите курсовой работы набрал 87-100 баллов; оценку «хорошо» - 73-86 баллов; оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла; оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.
К экзамену по дисциплине обучающийся должен набрать от 40 до 60 баллов по текущему контролю. На промежуточной аттестации обучающийся может набрать до 40 баллов. Оценка формируется из баллов, набранных на текущем контроле и промежуточной аттестации. Экзамен осуществляется по билетам в виде собеседования по теоретическому вопросу и выполнения практического задания. Оценку «отлично» получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов; оценку «хорошо» - 73-86 баллов; оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла; оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.
6 семестр
Теоретические вопросы к экзамену:
1. Понятия «план», «планирование». Содержание, принципы и способы планирования.
2. Документы планирования процесса физического воспитания в организациях различного типа.
3. Документы планирования процесса спортивной подготовки в организациях дополнительного образования.
4. Возрастная периодизация. Оптимальный возраст для начала занятий. Возраст и возможности аэробной системы энергообеспечения.
5. Понятие «сенситивные» и «критические» периоды в развитии человека. Сенситивные периоды развития двигательных способностей.
6. Основные этапы становления функционального многоборья в мировой и отечественной практике.
7. Международные и отечественные общественные органы руководства по развитию функционального многоборья.
8. Функциональное многоборье как средство физического воспитания и массовый вид спорта.
9. Техника, технические действия и приёмы. Критерии эффективности техники. Понятие «эффективность спортивной техники».
10. Показатели эффективности спортивной техники. Связь техники выполнения соревновательного упражнения с соревновательным результатом.
11. Физические упражнения: понятие, классификация.
12. Природно-оздоровительные факторы. Гигиенические факторы. Технические средства.
13. Внетренировочные факторы.
14. Способы организации занимающихся на занятиях физическими упражнениями.
16. Основные средства и методы развития силовых способностей на занятиях физическими упражнениями.
17. Основные средства и методы развития скоростных способностей на занятиях физическими упражнениями.
18. Основные средства и методы развития гибкости на занятиях физическими упражнениями.
19. Основные средства и методы развития специальной выносливости на занятиях по функциональному многоборью.
20. Основные средства и методы развития ловкости и координационных способностей на занятиях физическими упражнениями.
21. Занятие физическими упражнениями как основная структурная единица образовательного процесса по физической культуре и спорту.
22. Тренировочное занятие как основная структурная единица тренировочного процесса.
23. Формирование двигательных навыков. Этапы обучения двигательным действиям.
24. Общепедагогические, дидактические и методические принципы обучения.
25. Средства и методы обучения двигательным действиям.
26. Методика урока с элементами функционального многоборья.
27. Спортивно-массовые мероприятий в системе общего и среднего профессионального образования.
28. Спортивно-массовые мероприятия в системе дополнительного образования детей.
29. Особенности организации процесса физического воспитания в системе дополнительного образования.
30. Особенности организации процесса спортивной подготовки в системе дополнительного образования.
31. Проблема перетренированности в современном спорте. Факторы риска травматизма.
32. Стадии и типы перетренированности. Профилактика перетренированности.
33. Понятие «нагрузки», «утомление», «восстановление». Классификация тренировочных и соревновательных нагрузок.
34. Утомление и восстановление при напряжённой мышечной деятельности.
35. Утомление и восстановление при нагрузках различной направленности.
36. Утомление и восстановление в зависимости от квалификации и тренированности спортсменов.
37. Суперкомпенсация и отставленный тренировочный эффект.
38. Педагогические средства оптимизации отдыха.
39. Педагогические средства оптимизации и стимуляции работоспособности и восстановления.
40. Содержание и виды контроля.
41. Педагогический контроль в процессе занятий физическими упражнениями.
42. Содержание и виды учёта в процессе занятий физическими упражнениями.
43. Понятия «тесты», «тестирование», «педагогическое тестирование». Виды тестов. Требования к подбору тестов.
44 Особенности проведения педагогического тестирования в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.
45 Особенности организации и проведения педагогического контроля на занятиях физическими упражнениями.
46. Контроль и самоконтроль на занятиях физическими упражнениями.
47. Понятия «образование», «образовательный процесс», «система», «дополнительное образование».
48. Элементы системы дополнительного образования в области физической культуры и спорта.
49. Законодательные и программно-нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательный процесс по физической культуре и спорту в организациях дополнительного образования детей.
50. Законодательные и программно-нормативные документы, регламентирующие процесс спортивной подготовки в организациях дополнительного образования детей.
51. Стандартизация профессионального образования.
52. Требования к профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту.
53. Методическое обеспечение тренировочного в ИВС в организации дополнительного образования детей по физической культуре и спорту.
54. Методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре и спорту в организации дополнительного образования детей.
55. Методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре и спорту в образовательных организациях.
56. Система оценки эффективности проведения учебно-тренировочного занятия по функциональному многоборью.
Практические задания к экзамену:
1. Разработайте и обоснуйте план-конспект занятия физическими упражнениями (с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся).
2. Разработайте и обоснуйте программу развития ловкости занимающихся (с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся).
3. Разработайте и обоснуйте программу развития силовых способностей занимающихся (с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся).
4. Разработайте и обоснуйте программу развития скоростных способностей занимающихся (с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся).
5. Разработайте и обоснуйте программу развития общей выносливости занимающихся (с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся).
6. Разработайте и обоснуйте план занятий физическими упражнениями на месяц (с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся).
8. Разработайте и обоснуйте план-конспект тренировочного занятия по функциональному многоборью (с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся).
9. Разработайте и обоснуйте план занятий по функциональному многоборью на месяц (с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся).
10. Разработайте и обоснуйте план занятий по функциональному многоборью на учебный год (с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся).
11. Выполните анализ срочной реакции на физическую нагрузку, выработайте практические рекомендации (с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся).
13. Выполните анализ эффективности занятия физическими упражнениями, выработайте практические рекомендации (с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся).
14. Выполните анализ подготовленности обучающихся на основе данных протокола переводных контрольных испытаний (с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся).
8 семестр
Теоретические вопросы к экзамену:
1. Виды спортивной подготовки.
2. Основные направления интенсификации подготовки и соотношение работы различной преимущественной направленности.
3. Периодизация годичной подготовки на различных этапах многолетней тренировки.
4. Типы микроциклов. Воздействие на организм спортсменов занятий с различными по величине и направленности нагрузками.
5. Общие основы чередования занятий с различными по величине и направленности нагрузками.
6. Особенности построения микроциклов на различных этапах многолетней подготовки (спортивно-оздоровительный, начальный, тренировочный).
7. Общие основы построения мезоциклов.
8. Типы мезоциклов.
9. Сочетание микроциклов в мезоцикле.
10. Периодизации годичной подготовки.
11. Одно-, двух и трёхцикловые модели периодизации.
12. Характеристика периодов подготовки в годичном цикле.
13. Соревновательная деятельность.
14. Современные концепции спортивной подготовки.
15. Особенности проведения тренировочных занятий с учетом возраста, этапа подготовки, соревновательной дисциплины.
16. Особенности процесса спортивной подготовки в образовательных организациях и организациях физкультурно-спортивной направленности.
17. Прогнозирование спортивной подготовки.
18. Моделирование спортивной подготовки. Основные группы моделей.
19. Особенности реализации технологического подхода в спортивной тренировке.
20. Методология педагогического исследования.
21. Инновационные методики в подготовке спортсменов в функциональном многоборье.
22. Педагогические исследования в физической культуре и спорте.
23. Методы педагогических исследований в процессе занятий физической культурой и спортом.
24. Методика проведения педагогических исследований на занятиях физической культурой и спортом.
25. Виды педагогических экспериментов. Требования к проведению педагогических экспериментов.
26. Особенности проведения педагогических исследований.
27. Технология обработки результатов исследований и интерпретация полученных данных.
28. Технология исследования соревновательной деятельности в функциональном многоборье.
29. Подбор педагогических контрольных испытаний с учётом задач этапа подготовки и возраста занимающихся.
30. Понятия «соревнование», «система соревнований». Место соревнований в системе многолетней подготовки.
31. Правила соревнований. Классификационные требования.
32. Судейство соревнований. Судейская коллегия.
33. Основные документы соревнований. Календарь соревнований.
34. Соревнования возрастных групп и проблема форсирования подготовки.
35. Программно-нормативные документы, регламентирующие оценку эффективности занятий физическими упражнениями, физкультурно-спортивных мероприятий различного типа.
36. Содержание оценки эффективности занятия.
37. Критерии эффективности занятия.
38. Критерии эффективности мероприятия.
39. Методика оценки плотности занятия.
40. Методика оценки срочной реакции обучающихся на физическую нагрузку.
41. Экипировка и спортивный инвентарь на занятиях и соревнованиях по функциональному многоборью.
42. Оборудование на занятиях и соревнованиях по функциональному многоборью.
43. Спортивный зал, спортивная площадка.
45. Сертификация спортивного инвентаря и оборудования: понятие и требования.
46. Требования к спортивным сооружениям – объектам соревнований, спортивной экипировке спортсменов.
Практические задания к экзамену:
1. Разработайте и обоснуйте план-конспект тренировочного занятия по функциональному многоборью (с учетом возраста и этапа подготовки).
2. Разработайте и обоснуйте программу развития ловкости занимающихся функциональным многоборьем (с учетом возраста и этапа подготовки).
3. Разработайте и обоснуйте программу развития координационных способностей занимающихся функциональным многоборьем (с учетом возраста и этапа подготовки).
4. Разработайте и обоснуйте программу развития скоростных способностей занимающихся функциональным многоборьем (с учетом возраста и этапа подготовки).
5. Разработайте и обоснуйте программу развития общей выносливости занимающихся функциональным многоборьем (с учетом возраста и этапа подготовки).
6. Разработайте и обоснуйте план занятий функциональным многоборьем на месяц (с учетом возраста и этапа подготовки).
7. Разработайте и обоснуйте программу обучения техническому действию функционального многоборья (с учетом возраста и этапа подготовки).
8. Разработайте и обоснуйте план-конспект тренировочного занятия по функциональному многоборью (с учетом возраста и этапа подготовки).
9. Разработайте и обоснуйте годичный цикл для спортсменов, занимающихся функциональным многоборьем (с учетом возраста и этапа подготовки).
10. Разработайте и обоснуйте мезоцикл для спортсменов, занимающихся функциональным многоборьем (с учетом возраста и этапа подготовки).
11. Разработайте и обоснуйте микроцикл для спортсменов, занимающихся функциональным многоборьем (с учетом возраста и этапа подготовки).
12. Разработайте и обоснуйте положение о соревновании по функциональному многоборью.
13. Выполните анализ срочной реакции на физическую нагрузку спортсмена на тренировочном занятии по функциональному многоборью, выработайте практические рекомендации (с учетом возраста и этапа подготовки).
14. Выполните анализ эффективности тренировочного занятия, выработайте практические рекомендации (с учетом возраста и этапа подготовки).
15. Выполните анализ подготовленности спортсменов на основе данных протокола переводных контрольных испытаний (с учетом возраста и этапа подготовки).
15. Выполните анализ протокола соревнований по функциональному многоборью, выработайте практические рекомендации (с учетом возраста и этапа подготовки).
Примерная тематика курсовых работ:
1. Система соревнований. Современные достижения в функциональном многоборье.
2. Проблемы и перспективы развития функционального многоборья.
3. Теоретические основы обучения техническим действиям в функциональном многоборье.
4. Методические аспекты развития физических качеств на занятиях по функциональному многоборью.
5. Современные подходы в обучении двигательным действиям.
6. Современные подходы в развитии физических качеств в процессе спортивной подготовки в функциональном многоборье.
7. Профилактика травматизма на занятиях по функциональному многоборью.
8. Контроль и учёт в процессе занятий физическими упражнениями.
9. Спортивная ориентация и отбор к занятиям физической культурой и спортом.
10. Самоконтроль на занятиях физическими упражнениями.
11. Спортивный отбор в в функциональном многоборье.
12. Современные концепции построения тренировочного процесса.
13. Спортивный талант и его развитие.
14. Физическая подготовка в функциональном многоборье.
15. Техническая подготовка в функциональном многоборье.
16. Тактическая (технико-тактическая) подготовка в функциональном многоборье.
17. Соревновательная деятельность в функциональном многоборье.
18. Система оценки результатов учебно-тренировочного процесса в функциональном многоборье.
Текущий контроль:
Письменная работа - таблица (3-5) - 5 баллов
Устные ответы на занятиях (5*1-2=5-10) - 10 баллов
Бонус за выполненные в срок письменные работы (5*1-2=5-10) - 10 баллов
Бонус за оригинальность выполненного задания (доклад, презентация) - 2 балла
Бонус за активность на занятиях в течение семестра - 3 балла
Итого за 1 семестр: 32-50 баллов
2 семестр:
Текущий контроль:
Письменная работа - программа обучения двигательному действию (3-5) - 5 баллов
Письменная работа - комплекс общеразвивающих упражнений (3-5) - 5 баллов
Письменная работа - план-конспект занятия (3-5) - 5 баллов
Практическая работа - проведение фрагмент занятия физическими упражнениями (3-5) - 5 баллов
Письменная работа - оценка протокола пульсометрии (2*3-5=9-10) - 10 баллов
Устные ответы на занятиях (5*1-2=5-10) - 10 баллов
Бонус за выполненные в срок письменные работы (4*1-2=4-8) - 8 баллов
Бонус за активность на занятиях в течение семестра - 2 балла
Итого за 2 семестр: 29-50 баллов
Итого за 1-2 семестры: 61-100 баллов - промежуточная аттестация (зачет)
3 семестр:
Текущий контроль:
Письменная работа - программы развития физических качеств (4*3-5=12-20) - 20 баллов
Письменная работа - планы-конспекты занятий (2*3-5=6-10) - 10 баллов
Устные ответы на занятиях (4*1-2=4-8) - 8 баллов
Бонус за выполненные в срок письменные работы (4*1-2=4-8) - 8 баллов
Бонус за активность на занятиях в течение семестра - 3 балла
Итого за 3 семестр: 29-49 баллов
4 семестр:
Текущий контроль:
Письменная работа - программа обучения техническому действию (3-5) - 5 баллов
Практическая работа - проведение фрагмента занятия (3-5) - 5 баллов
Письменная работа - пакет документов (12-20) - 20 баллов
Письменная работа - педагогический анализ (5-10) - 10 баллов
Устные ответы на занятиях (2*1-2=2-4) - 4 балла
Бонус за выполненные в срок письменные работы (2*1-2=2-4) - 4 балла
Бонус за активность на занятиях в течение семестра - 3 балла
Итого за 4 семестр: 32-51 баллов
Итого за 3-4 семестры: 61-100 баллов - промежуточная аттестация (зачет) - -
5 семестр:
Текущий контроль:
Письменная работа - план-конспект ТЗ по функциональному многоборью (3-5) - 5 баллов
Письменная работа - анализ физической подготовленности (3-5) - 5 баллов
Письменная работа - положение о соревновании, отчет (3-5) - 5 баллов
Письменная работа - план материально-технического обеспечения соревнования (1-3) - 3 балла
Практическая работа - участие в проведении соревнований (1-3) - 3 балла
Устные ответы на занятиях (2*1-2=2-4) - 4 балла
Итого за 5 семестр: 19-25 баллов
Письменная работа - курсовая работа (40-60) - 60 баллов
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) - курсовая работа (21-40) - 40 баллов
Итого: 61-100 баллов
6 семестр:
Текущий контроль:
Письменная работа - модели годичного цикла, мезоцикла, микроцикла подготовки (3*3-5=9-15) - 15 баллов
Практическая работа - оценка выполнения обучающимся действий по контролю срочной реакции организма спортсмена на физическую нагрузку в процессе тренировочного занятия (1-3) - 3 балла
Письменная работа - анализ протокола пульсометрии тренировочного занятия (3-5) - 5 баллов
Практическая работа - оценка деятельности обучающихся при проведении наблюдения за спортсменов в процессе тренировочного занятия (1-3) - 3 балла
Письменная работа - анализ протокола хронометрирования тренировочного занятия (3-5) - 5 баллов
Устные ответы на занятиях (2*1-2=2-4) - 4 балла
Итого за 6 семестр: 21-35 баллов
Итого за 5-6 семестры: 40-60 баллов
Промежуточная аттестация (экзамен): собеседование по теоретическому вопросу (11-20) - 20 баллов; выполнение практического задания (11-20) - 20 баллов.
Итого: 61-100 баллов
Текущий контроль:
Письменная работа - технологические карты занятий (2*3-5=6-10) - 10 баллов
Практическая работа - организация деятельности занимающихся на тренировочном занятии (3-5) - 5 баллов
Письменная работа - обоснование темы ВКР, календарный план выполнения ВКР, план проведения педагогического эксперимента (3-5) - 5 баллов
Устные ответы на занятиях (2*1-2=2-4) - 4 балла
Бонус за выполненные в срок письменные работы (3*1-2=3-6) - 6 баллов
Итого за 7 семестр: 20-30 баллов
8 семестр:
Текущий контроль:
Письменная работа - таблица «Генетические факторы, обуславливающие спортивный талант» (3-5) - 5 баллов
Письменная работа - анализ протокола переводных контрольных испытаний (3-5) - 5 баллов
Письменная работа - модель спортивного отбора (3-5) - 5 баллов
Устные ответы на занятиях (3*1-2=3-6) - 6 баллов
Бонус за выполненные в срок письменные работы (3*1-2=3-6) - 6 баллов
Бонус за активность на занятиях в течение 7-8 семестров - 3 балла
Итого за 8 семестр: 20-30 баллов
Итого за 7-8 семестры: 40-60 баллов
Промежуточная аттестация (экзамен): собеседование по теоретическому вопросу (11-20) - 20 баллов; выполнение практического задания (11-20) - 20 баллов
Итого: 61-100 баллов