МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Безопасность жизнедеятельности
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Физкультурное образование
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
канд.пед.наук, доц., Голубь Е.Ю.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. биол. наук, доцент, Кайгородцева Ольга Владимировна;канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.05.2024 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 23.04.2024 г. № 10
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
подготовить обучающихся к педагогическому виду профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с приобщением и формированием потребности в здоровом образе жизни, регулярных занятиях спортивно-оздоровительным туризмом, физической рекреацией у разных социально-демографических групп на примере системы непрерывного образования в области научных знаний по теории и практике защиты человека от опасных и вредных факторов природного и техногенного характера для следующих объектов профессиональной деятельности – лиц, вовлеченных в деятельность в сфере физической культуры и спорта, потенциальных потребителей физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Профессионально-ориентированная практика
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Основы медицинских знаний
Правовые основы профессиональной деятельности
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1: знает терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей, методы защиты
УК-8.2: знает основные методы защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, основные меры по ликвидации их последствий
УК-8.3: знает технику безопасности и правила пожарной безопасности при проведении физкультурно-спортивных мероприятий с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала
УК-8.4: умеет разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и прочего характера
УК-8.5: умеет организовывать защитные мероприятия на спортивных объектах при возникновении чрезвычайных ситуаций, физкультурно-спортивные мероприятия с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала
УК-8.7: умеет соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе физкультурно-спортивной деятельности
УК-8.8: имеет опыт использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты для сохранения жизни и здоровья граждан, так же планирования обеспечения безопасности в конкретных техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Организационно-правовые вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
Тема 1.1. Нормативно-правовая база в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
. Доработка конспекта лекции с применением учебных пособий.
2. Подготовка докладов на темы:
«Требования промышленной безопасности к опасным производственным объектам»;
«Промышленная экспертиза опасных производственных объектов».
3.Разработка содержания декларации безопасности опасного производственного объекта химической промышленности.
4.Доработка конспекта лекции с использование норм ФКЗ «О ведении чрезвычайного положения», «О введении военного положения»; ФЗ «О закрытом административно-территориальном образовании»; ФЗ « О противодействии терроризму»; Пост.Прав. РФ «О перечне ЗАТО»
6.Подготовка докладов на темы:
«Перечень чрезвычайных мер и пределы осуществления при введении режима ЧП»
«Перечень чрезвычайных мер и пределы осуществления при введении режима контртеррористической операции».
Тема 1.2. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.
/Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
Анализ: событие «утечка горючей жидкости» имеет место, если происходит хотя бы одно их трех событий, связанных с разливом жидкости при заправке, течи жидкости из бака. Логический знак ИЛИ означает, что вышестоящее событие может произойти вследствие возникновения одного из нижестоящих событий. События дерева, соединенные логическим знаком ИЛИ объединяются по принципу логического сложения. Событие «очаг воспламенения» имеет место, если происходит хотя бы одно их двух событий: «наличие искры» или «брошенный окурок».
Построить «дерево отказов» для выбранной, в соответствии с вариантов (табл. 1) опасности и провести его качественный и количественный анализ.
Вар. 1
Лесной пожар
Вар.2
Затопление
Вар.3
Обрушение здания
Вар.4
Электрический удар
Вар.5
ДТП
Вар.8
Тепловой удар
Раздел 2. Раздел 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
Тема 2.4. Пожары, взрывы, угроза взрывов.
/Пр/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
Пожаро- и взрывоопасные объекты. Общие сведения о процессе горения, детонации и взрыве. Поражающие факторы взрыва. Классификация пожаров: классификация газов, жидкостей, смесей и материалов по пожароопасности. Категорирование помещений по пожароопасности. Профилактика возникновения взрывов и пожаров: порядок применения первичных средств пожаротушения: характеристика водных, порошковых, химических огнетушителей. Характеристика систем извещения пожара (тепловые, дымовые извещатели. Характеристика дренчерных и сплинклерных систем тушения пожара, требования к их размещению. Требования пожарной безопасности к общеобразовательным и производственным помещениям.
Тема 2.1. Классификация ЧС.
/Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
1.Изучив условные обозначения о чрезвычайных ситуациях ( ГОСТ Р 22.0.10-96 «Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях. Условные обозначения») заполните таблицу, вписав в пустой столбец наименование обозначений.
Тема 2.2. Оценка и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
1.Проанализировав данные ГОСТа Р 22.0.07 – 95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров», заполнить недостающие фрагменты таблицы (Параметр, единицу измерения), используя данные
Поражающий фактор:
Волна сжатия в грунте
Сейсмовзрывная волна
Волна прорыва гидротехнических сооружений
Обломки, осколки
Экстремальный нагрев среды
Теп
овое излучение
Ионизирующее излучение
Токсическое действие
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
Тема 2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
1.Подготовка сообщений на темы:
«История создания шкалы ядерных событий INES»;
«Этапы развития ядерного оружия»;
2.Анализ причин аварий и инцидентов на АЭС в период с 1957 - 2011гг.
3. Определить размеры и форму очага заражения (глубину и ширину распространения зараженного воздуха).
4. Расчитать дозу облучения от проникающей радиации, которую получит человек, находящийся в защитном сооружении с заданным Косл на расстоянии R1.
Тема 2.4. Пожары, взрывы (угроза взрыва). /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
1.Доработка конспекта лекции с применением учебных пособий.
2.Расчет зоны чрезвычайной ситуации при землетрясении: выходные параметры: интенсивность, глубина гипоцентра, тип грунта, длительность.
1.Доработка конспекта лекции с применением учебных пособий.
2. Составление плана пожарной безопасности на основе требований пожарной безопасности к общеобразовательным и производственным помещениям.
3. Оценить риск степени повреждений зданий и конструкций на основе характеристики анализа категорирования объектов.
4. Расчет зоны теплового воздействия при пожарах с использованием теплотехнических характеристик веществ и материалов.
Раздел 3. Раздел 3. Методы и средства защиты персонала и населения от последствий ЧС
Тема 3.2. Средства защиты в чрезвычайных ситуациях. /Пр/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
Защитные сооружения мирного и военного времени
Назначение защитных сооружений в мирное и военное время. Приведение защитных сооружений в готовность. Индивидуальные средства защиты населения. Эвакуация.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
Тема 3.1.Гражданская оборона /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
Проанализировав ФЗ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ заполните необходимыми сведениями 2 и 3-й столбцы таблицы (Условия, при которых устанавливаются режимы ГО; Задачи ГО при функционировании
ГО).
Режимы функционирования ГО:
1.Режим повседневной деятеьности
2.Режим повышенной готовности
3.Режим чрезвычайной ситуации
2.Проанализировав структуру РСЧС, представить функции органов местного самоуправления и руководителей организаций в области ГО
Тема 3.2. Средства защиты в чрезвычайных ситуациях. Защитные сооружения мирного и военного времени /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
1.Изучите физико-техническую характеристику самоспасателя ГДЗК, и разработайте методические рекомендации по его использованию в конкретных чрезвычайных ситуациях.
2.Представить средства и способы защиты человека в условиях ЧС, заполнив недостающие структурные элементы таблицы
Анализ аварийной ситуации
Использование средств и способов защиты человека в ЧС
1 уровень 2 уровень 3 уровень
Фильтрующие СИЗОД Изолирующие СИЗ
3. Представить классификацию коллективных средств защиты, отразив виды в зависимости от критериев
Раздел 4. Раздел 4. Опасные и вредные факторы производственной среды.
Тема 4.2. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности профессиональной деятельности.
/Лек/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
Характеристика основных методов и средств обеспечения безопасности профессиональной деятельности.
Техника безопасности как система организационных и технических средств и методов по обеспечению безопасности профессиональной деятельности. Техника безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту. Техника безопасности при проведении Мероприятия по повышению устойчивости объекта.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
Тема 4.2. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности профессиональной деятельности.
/Пр/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
Принципы и стратегические методы обеспечения безопасности деятельности.
Общая характеристика средств коллективной и индивидуальной защиты.
Микроклимат производственного помещения, нормирование основных показателей. Производственное освещение. Расчеты освещения производственных помещений. Промышленная вентиляция и кондиционирование. Основы электробезопасности и защиты от ионизирующих излучений. Защита от производственного шума и вибрации, нормирование.
Тема 4.1. Производственная среда: понятие, факторы, нормирование. /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
1.Доработка конспекта лекции с применением учебных пособий.
2. Подготовка докладов на темы:
Физиологические основы работоспособности человека.
Основные характеристики производственной среды
1.Доработка конспекта лекции с применением учебных пособий.
2. Расчет параметров микроклимата производственного помещения
Тема 4.2. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности профессиональной деятельности /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
1.Проанализировать общие требования по технике безопасности при проведении занятий по физической культуре в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования и на их основе составить (в соответствии с вариантами заданий табл. 1.) инструкцию по технике безопасности при проведении определенного занятия.
Вариант 1
Занятия по гимнастике
Вариант 2
Занятия спортивными играми
Вариант 3
Занятия по легкой атлетике
Вариант 4
Занятия по плаванию
Вариант 5
Занятия по лыжной подготовке
Раздел 5. Раздел 5. Безопасное поведение в условиях чрезвычайных ситуаций.
Тема 5.1.
Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье. /Лек/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
Нападение на улице. Приставание пьяного. Изнасилование. Нападение в автомобиле. Опасность во время ночной остановки.
Тема 5.2.
Криминальная безопасность.
/Пр/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
Виды криминальных опасностей. Меры профилактики, выявления и пресечения криминальных опасностей. Законодательство, регулирующее отношения в данной сфере. Способы избегания криминальных опасностей и противодействие им.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
Тема 5.2. Криминальная безопасность. /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
1. Проанализировать наиболее общие причины возникновения социальных опасностей, социальные причины отклонения от нормы поведения человека и групп людей.
2. Решить ситуационную задачу:
Представьте себя в роли классного руководителя или завуча. Какие мероприятия вы могли бы запланировать на учебный год с целью:
а) обсуждения правил поведения человека в обществе;
б) недопущения социально опасных ситуаций;
в) изучения правил поведения человека в ЧС социального характера.
3. Разработайте правила поведения в следующих социально опасных ситуациях: встреча с наркоманами в подъезде; поведение ребенка или подростка при встрече с распространителями наркотиков.
Тема 5.3. Нападения на улице, опасность толпы, кражи. /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
1. Раскрыть психологические особенности личности, увеличивающие риск возникновения социально опасных явлений.
2. Раскрыть черты характера и ценностные ориентиры, повышающие устойчивость человека к социально опасным влияниям.
3. Определить правила для женщин с целью снижения риска изнасилования.
Тема 5.4. Безопасное поведение при проведении массовых спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4 УК-8.5 УК-8.7 УК-8.8
1. Разработать инструкцию по противодействию терроризму и действиям в экстремальных ситуациях.
Часть 1. Действия сотрудников школы при возникновении угрозы совершения террористического акта в здании образовательного учреждения и на его территории.
Часть 2. Мероприятия по предупреждению террористических актов в школе при проведении спортивно-массовых мероприятий.
Часть 3. Мероприятия по предотвращению террористических актов в здании школы и на ее территории.
2. Ознакомившись с памяткой "Угроза совершения теракта" провести самоанализ возможности данного явления на территории, где ты проживаешь?
3. "Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир". Дорисуйте свои ассоциации к слову "толерантный".
4. Используя плакат "Возможные места установки взрывных устройств", составить памятку - "Действия при эвакуации".
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ТВ рамках текущего контроля студент заочной формы обучения должен:
- ответить минимум на один вопрос на семинарском занятии (всего 4 семинарских занятия),
- выполнить контрольную работу,
- выполнить практико-ориентированные задания,
- пройти тест для самоконтроля.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется при условии выполнения заданий текущего контроля не менее, чем на 61 балл.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
1. Дискуссия (устные ответы на семинарах) - max 20 баллов
2. Контрольная работа - max 30 баллов
3. Практико-ориентированные задания - max 30 баллов
4. Тест - max 20 баллов
ИТОГО по текущему контролю max - 100 б.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Алексеев В. С., Жидкова О. И., Ткаченко И. В.
Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений
Саратов: Науч. книга, 2019
https://www.iprbookshop.ru/81000
Ерёмин И. Б., Лебедев А. И., Хитёв А. В.
Теоретические основы безопасности на объекте спорта: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
сост. : О. В. Прасолова, Ю. А. Маренчук ; Северо-Кавказский федерал. ун-т
Организация помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях: практикум
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018
https://www.iprbookshop.ru/92570
Родионова О. М., Семенов Д. А.
Медико-биологические основы безопасности. Охрана труда: учеб. для приклад. бакалавриата
Приешкина А. Н., Огородников М. А., Голубь Е. Ю., Седымов А. В.
Основы безопасности жизнедеятельности. Государственная система обеспечения безопасности населения: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2017
6.1.2. Дополнительная литература
под общ. ред. В. П. Соломина
Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений: учеб. и практикум для вузов
https://urait.ru/bcode/510839
Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие
Москва [и др.]: Изд-во ИНТУИТ [и др.], 2020
https://www.iprbookshop.ru/89421
Петров С. В., Кисляков П. А.
Обеспечение безопасности образовательного учреждения: учеб. пособие для академ. бакалавриата
Мазурин Е. П., Айзман Р. И.
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций: учеб. пособие
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учеб. для академ. бакалавриата : в 2 ч.
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учеб. для академ. бакалавриата : в 2 ч.
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ