МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Технологии физкультурного образования
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Физкультурное образование
Распределение часов дисциплины по курсам
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
канд.пед.наук, доцент, Мухина М.П.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Технологии физкультурного образования
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.05.2024 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 09.04.2024 г. № 9
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Казызаева А.С.
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2028 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2028 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
подготовить обучающихся к педагогическому, как основному виду профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с разработкой и реализацией образовательных программ в области физической культуры и спорта для объектов профессиональной деятельности в сфере образования
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплина «Технологии физкультурного образования» относится к группе дисциплин вариативной части учебного плана профиля «Физкультурное образование», опирается на содержание дисциплин «Теория и методика физической культуры», «Теория и методика избранного вида спорта», «Методика преподавания физической культуры», а также компетенции, формируемые при освоении дисциплин и практик: "Инновации в физкультурно-спортивной деятельности", "Обеспечение опытно-экспериментальной работы в физкультурно-спортивной деятельности", "Возрастные аспекты физкультурно-спортивной деятельности", "Основы проектной деятельности в сфере физической культуры и спорта", "Педагогическая практика".
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение реализации образовательной программы
ПК-1.2: знает содержание проектной деятельности педагога по физической культуре и спорту
ПК-1.3: умеет разрабатывать основные документы планирования образовательного процесса по физической культуре и спорту
ПК-1.5: имеет опыт планирования занятий физической культурой и спортом разных форм
ПК-3: Способен определять и использовать в образовательном процессе формы, методы, средства контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
ПК-3.1: знает содержание контроля в образовательном процессе по физической культуре и спорту
ПК-3.2: умеет подбирать формы, методы, средства контроля образовательного процесса по физической культуре и спорту
ПК-3.3: имеет опыт анализа эффективности занятий физической культурой и спортом
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Теоретические основы технологического подхода в физкультурном образовании
Технологический подход в образовательном процессе /Лек/
План:
1.Понятия «технология», «технологический подход».
2.Структура, содержание, классификация технологий.
3.Содержание и направленность технологического подхода в образовательном процессе по физической культуре и спорту.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
Современные технологии физкультурного образования /Пр/
План:
1.Составляющие физкультурного образования. Инновационные подходы в образовательном процессе по физической культуре и спорту с учётом требований образовательных стандартов и требований.
2.Основные принципы деятельностного, компететностного, личностно-ориентированного подходов в физкультурном образовании. Виды и приёмы современных технологий в физкультурном образовании.
Технологии обучения двигательным действиям и развития физических качеств /Пр/
План:
1.Сущность понятия «технология обучения» в процессе физического воспитания.
2.Классификация технологий обучения.
3.Технологический подход в обучении двигательным действиям.
4.Технологический подход в развитии физических качеств.
Технологии обучения двигательным действиям и развития физических качеств /Ср/
Задания:
1.Составить алгоритм обучения двигательному действию (возраст, уровень подготовленности занимающихся, этап подготовки – по выбору).
2. Составить технологическую карту урока физической культуры.
Раздел 2. Моделирование образовательного процесса по физической культуре и спорту
Перспективно-прогностический подход в моделировании образовательного процесса по физической культуре и спорту /Лек/
План:
1.Понятия «модель», «моделирование», «система», «система организации», «система управления процессом», «перспективно-прогностический подход».
2.Содержание и направленность перспективно-прогностического подхода в образовательном процессе по физической культуре и спорту.
3.Моделирование образовательного процесса по физической культуре и спорту.
Технология разработки образовательных подсистем по физической культуре и спорту /Пр/
План:
1.Структура, направленность образовательных систем.
2.Методологическая основа образовательных подсистем по физической культуре и спорту в системах общего и дополнительного образования.
Технология планирования и контроля образовательного процесса по физической культуре и спорту в системе общего и дополнительного образования /Лек/
План:
1.Алгоритм разработки методического сопровождения образовательного процесса по физической культуре и спорту.
2.Контроль образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях общего и дополнительного образования.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
Технология организации образовательного процесса по физической культуре и спорту /Пр/
План:
1.Модели организации образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях общего и дополнительного образования.
2.Модели управления видами подготовки.
Технология исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту /Пр/
План:
1.Подбор методов исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту.
2.Процедура исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту.
Технология организации образовательного процесса по физической культуре и спорту /Ср/
Задания:
1. Составить программу развития специального физического качества (возраст, уровень подготовленности занимающихся, этап подготовки – по выбору).
2. Составить технологическую карту занятия физическими упражнениями.
Технология исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту /Ср/
Задание:
1.Составить таблицу "Методы исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту".
2.Выполнить анализ содержание технологической карты урока физической культуры, занятия физическими упражнениями.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент заочной формы обучения должен выполнить контрольную работу, участвовать в работе на семинарских занятиях.
Контрольная работа является формой промежуточной контроля освоения учебной дисциплины. Успешное выполнение контрольной работы - обязательное условие допуска к промежуточной аттестации в форме зачета.
Бонус за выполненные в срок, в соответствии с планами семинарских занятий, письменные работы - 1 балл.
1. Устные ответы на семинарских занятиях
2. Контрольная работа:
2.1. Письменная работа - алгоритм обучения двигательному действию (возраст, уровень подготовленности занимающихся, этап подготовки – по выбору).
2.2. Письменная работа - программа развития специального физического качества (возраст, уровень подготовленности занимающихся, этап подготовки – по выбору.
2.3. Письменная работа - технологическая карта занятия по физической культуре.
2.4. Письменная работа - таблица «Методы исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту».
2.5. Письменная работа - анализ содержания технологической карты занятия по физической культуре
2.6. Письменная работа - модели образовательной подсистемы по физической культуре системы общего/дополнительного образования (возраст, уровень подготовленности обучающихся – по выбору).
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
1. Контрольная работа:
1.1. Письменная работа - алгоритм обучения двигательному действию (3-5) - 5 баллов.
1.2. Письменная работа - программа развития специального физического качества (3-5) - 5 баллов.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
1.3. Письменная работа - технологическая карта занятия по физической культуре (2*6-10=12-20) - 20 баллов.
1.4. Письменная работа - таблица «Методы исследования эффективности образовательного процесса по физической культуре и спорту» (3-5) 5 баллов.
1.5. Письменная работа - анализ содержания технологической карты занятия по физической культуре (2*3-5=6-10) - 10 баллов.
1.6. Письменная работа - модели образовательной подсистемы по физической культуре (2*14-20=28-40) - 40 баллов.
2. Устные ответы на занятиях (4*1-2 балла) - 8 баллов.
Бонусы за выполненные в срок письменные работы (7*1 балл) - 7 баллов.
Итого: 61-100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Костихина Н. М., Гаврикова О. Ю.
Педагогика физической культуры: учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.03.01 - "Физ. культура"
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
Физкультурное образование школьников: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Кондаков В. Л., Горелов А. А., Румба О. Г., Копейкина Е. Н.
Физкультурно-оздоровительные технологии: учеб. пособие для вузов
сост. И. А. Ивко ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Физкультурно-оздоровительные технологии: курс лекций
Омск: Изд-во СибГУФК, 2009
Московская гос. акад. физ. культуры ; под общ. ред. М. А. Причалова
Физкультурно-оздоровительные технологии в ХХI в.: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. (6-7 дек. 2005 г.)
Малаховка: Изд-во МГАФК, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сайт библиотеки СибГУФК: lib.sibsport.ru :
Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru :
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп.5 - 202, 210, 229).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ