2023-2024_49_03_01 ФК СП в ИВС заочно 2020_plx_Основы здорового образа жизни
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Основы здорового образа жизни
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
ФТД.05
 
зачеты 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
26
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
36
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6
6
6
6
Сам. работа
26
26
26
26
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.б.н., доцент, Зав.каф., Л.Г.Баймакова 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
к.б.н., доцент, Зав.каф., Л.Г. Баймакова _________________
 
Основы здорового образа жизни
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 10.05.2022 г.  № 15

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса и ценностного отношения к здоровью
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Мини футбол
2.1.2
Футбол
2.1.3
Легкая атлетика
2.1.4
Прикладное многоборье
2.1.5
Подвижные игры
2.1.6
Стритбол
2.1.7
Оздоровительное плавание
2.1.8
Плавание
2.1.9
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Силовая гимнастика
2.2.3
Силовые виды спорта
2.2.4
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: знает методические основы физического воспитания и самосовершенствования физических качеств, техники двигательных действий с учётом социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.2: умеет самостоятельно поддерживать и развивать основные физические качества в процессе занятий физическими упражнениями, осуществлять подбор необходимых прикладных физических упражнений и нагрузки для адаптации организма к различным условиям труда и специфическим воздействиям внешней среды
 
УК-7.3: имеет опыт самодиагностики, самооценки физической подготовленности и состояния здоровья, самостоятельного выбора и использования средств, различных форм двигательной деятельности для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности с учётом определенных трудовых действий
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Понятие здоровья и здорового образа жизни, принципы и методы формирования здорового образа жизни
0
 
1.1
Человек и его здоровье. Пропаганда здорового образа жизни. /Пр/
2
УК-7.1
3
Здоровье. Здоровый образ жизни. Человек и окружающая среда. Факторы окружающей среды: физические, химические, биологические, социальные, психические. 
0
 
1.2
Социально-психологические аспекты здорового образа жизни /Ср/
2
УК-7.2
3
Понятие о здоровье. Потенциал здоровья, компоненты здоровья. Виды здоровья. Основные факторы, формулирующие здоровье. Этапы формирования здоровья. Понятие об образе жизни.
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
1.3
Образ жизни и основные факторы риска. Понятие о стрессе и дистрессе. /Ср/
2
УК-7.3
3
Образ жизни и потребности человека. Факторы, обеспечивающие здоровый образ жизни. Мотивации здоровья и здорового образа жизни. Понятие о стрессе и дистрессе. Программы здорового образа жизни для различных возрастных групп.
0
 
1.4
Образ жизни и основные факторы риска /Ср/
2
УК-7.1 УК-7.3
3
Реферат 
0
 
 
Раздел 2. Вредные привычки, их профилактика
0
 
2.1
Алкоголь, курение, наркотики и здоровье /Пр/
2
УК-7.1
3
Понятие о вредных привычках. Подростковая наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение. Терминология веществ, вызывающих зависимость. Причины употребления наркотических веществ.
0
 
2.2
Физиологические последствия вредных привычек /Ср/
4
УК-7.2 УК-7.3
3
Факторы, влияющие на возникновение зависимости от наркотических веществ. Вред, наносимый организму при употреблении наркотических веществ. Передозировка наркотиков, симптомы. Первая медицинская помощь. Профилактика возникновения вредных привычек.
0
 
2.3
Алкоголь, курение, наркотики и здоровье /Ср/
2
УК-7.2
3
Мультимедийная презентация
0
 
 
Раздел 3. Биоритмы и человек
0
 
3.1
Ритмичные процессы в организме человека, их природа. Десинхронозы. /Ср/
2
УК-7.1 УК-7.3
3
Ритмичные процессы в организме человека, их природа. 
0
 
3.2
Определение индивидуального биологического возраста /Ср/
2
УК-7.2
3
Практическая работа "Определение индивидуального биологического возраста"
0
 
3.3
Основные группы здоровья. Причины формирования /Ср/
2
УК-7.1 УК-7.3
3
Причины формирования групп здоровья. Основные группы здоровья. Показатель определяющие здоровье детей.
0
 
 
Раздел 4. Рациональное питание
0
 
4.1
Рациональное питание и здоровье.  /Пр/
2
УК-7.1
3
Рациональное питание и здоровье.  Диеты. Недостатки и преимущества.
0
 
4.2
Здоровьесберегающие технологии /Ср/
4
УК-7.3
3
Здоровьесберегающие технологии, их функции, виды, основополагающие принципы и компоненты
0
 
4.3
Рациональное питание и здоровье /Ср/
2
УК-7.2
3
Мультимедийная презентация
0
 
4.4
Диеты. Недостатки и преимущества /Ср/
2
УК-7.1
3
Анализ диет. Составление плана питания.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Критерии оценки реферата (max – 5 баллов, min – 2 балла)

- «5-4 балла» выставляется студенту, если реферат выполнен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к 

 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
оформлению рефератов, реферат включает в себя план, список литературы (не менее 8 источников), содержит развернутый материал по всем вопросам плана с использованием примеров, с обоснованием собственной позиции и мнения по данной проблеме;

- «3 балла» выставляется студенту, если реферат выполнен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, реферат включает в себя план, список литературы (не менее 5 источников), содержит развернутый материал по всем вопросам плана с обоснованием собственной позиции и мнения по данной проблеме;

- «2 балла» выставляется студенту, если реферат выполнен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, реферат включает в себя план, список литературы (не менее 4 источников), содержит развернутый материал по всем вопросам плана.

Критерии оценки мультимедийной презентации (max – 5 баллов, min – 2 балла)

1) Содержание (сформулирована цель работы, понятны поставленные задачи, содержание адекватно отражает решение поставленных задач, сделаны выводы).

2) Дизайн (единое стилевое решение, наличие рисунков, схем и таблиц, анимационных эффектов).

3) Эффект (соответствие оформления эстетическим требованиям, дизайн не противоречит содержанию, имеется в наличии понятная навигация).

4) Структура (правильное оформление титульного листа, логическая последовательность информации на слайдах, краткость, точность, законченность информации, достоверность информации).

                     Баллы

Критерии 5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

Содержание + + + +

Дизайн + + + - -

Эффект + - - -

Структура + + + -

Критерии оценивания практических работ

(max 4 балла – min 1 балл)

4-3 балла ставится, если обучающийся овладел:

- правильно определена цель практической работы;

- выполнена работа в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения;

- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы и сделаны выводы.

2-1 балл ставится, если обучающийся овладел:

- практическую работу выполнил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности описаний;

- или было допущено два-три недочета;

- выводы сделаны неполные.

Критерии оценивания устного ответа

2 балла:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, научным языком;

• ответ самостоятельный.

1 балл:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.

• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся может исправить при наводящих вопросах.

0 баллов:

• отсутствие ответа.

Критерии  оценивания контрольной работы

40 баллов – соответствие требованиям по информации и оформлению

30 баллов – частичное соответствие требованиям по информации и оформлению

25-21 балл – допустимое соответствие требованиям по информации и оформлению

Менее 20 баллов – недопустимое соответствие требованиям по информации и оформлению

Контроль качества освоения дисциплин обучающегося осуществляется в течение семестра на основе балльной системы. Текущая работа обучающихся оценивается по результатам активности работы на занятии, тестирования, выполнения практических работ и дополнительных видов работ. Дополнительно оцениваются выступление с докладом и мультимедийной презентацией.

В случае пропуска аудиторных занятий по уважительной причине (болезнь, длительное освобождение от занятий и т.п.), обучающийся самостоятельно готовится к прохождению тестирования по теоретическим и практическим вопросам.

В случае невыполнения или выполнения заданий в недостаточном для положительной оценки объеме,  студент не допускается к зачету.

Максимальное количество баллов по итогам дисциплины - 100 баллов. Формой промежуточной аттестации студента по  

 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
дисциплине "Основы здорового образа жизни" является зачет.

Минимальное количество баллов для получения зачета (автоматически) - 61 балл.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине является зачет.

Для получения зачета студенту необходимо набрать минимум 61 балл на текущем контроле.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды контроля Распределение баллов по видам работ

Текущий контроль виды работ мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание сумма баллов

Реферат по теме занятия 5* 1=5

Мультимедийная презентация по теме занятия 5*1= 5

Устный ответ по теме занятия 2*2= 4

Выполнение практической работы 4*1= 4

Составление рациона питания 3*1= 3

Выполнение контрольной работы 1*40=40

Дополнительные баллы - 39 (участие в конференциях различного уровня, публикации о формировании здорового образа жизни)

итого: 61 балл

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS OFFICE либо аналог 
6.3.1.2
браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
6.3.2.2
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
6.3.2.3
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Перечень помещений для самостоятельной работы обучающихся
7.2
Наименование помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет»
7.3
Аудитория 3 (межкафедральная лаборатория игровых видов спорта), учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
7.4
Мультимедийный проектор – 1, экран – 1, ноутбук – 1, учебная доска – 1, видеотека (42 учебных фильма), электронный секундомер – 1, Полар-система 2 (система онлайн). - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice). На компьютере установлены система тестирования; программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
7.5
Аудитория 4, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 21; для преподавателя – 1.
7.6
Доска – 1, столы учебные – 5, компьютерные столы – 3, экран проекционный – 1, компьютер – 3, принтер – 2, видеотека – 7, презентационный материал – 54, раздаточный материал – 16, научные журналы – 20. На компьютерах  установлены система тестирования; программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
7.7
Аудитория 6, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
7.8
Доска – 1, столы учебные – 8, стол для преподавателя – 1, методические указания к выполнению лабораторно-практических работ, аттестационные материалы.
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
7.9
Аудитория 7, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
7.10
Доска – 1, столы учебные – 12, стол для преподавателя – 1, экран проекционный – 1, таблицы – 20, презентационный материал – 48, видеотека – 16 учебных фильмов.
7.11
Аудитория 10, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 22; для преподавателя – 1.
7.12
Доска – 1, столы учебные – 11, экран проекционный – 1, по реализуемым дисциплинам наглядные пособия – 10, видеотека – 13, презентационный материал – 6, раздаточный материал – 16.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики