49.03.01 Физическая культура
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Синельник Екатерина Вячеславовна
Протокол от 12.05.2023 г. № 10
Зав. кафедрой Синельник Екатерина Вячеславовна ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Синельник Екатерина Вячеславовна ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Синельник Екатерина Вячеславовна _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Синельник Екатерина Вячеславовна _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований по ИВС
ции
Зачтено: 61-100 баллов
Не зачтено менее 60 баллов.
Формой промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Теория и методика циклических видов спорта» является экзамен (3, 4 курсы).
Сумма баллов текущего контроля и промежуточной аттестации:
«отлично » – 87-100 баллов
«хорошо» - 73-86 баллов
«удовлетворительно» - 61-72 балла
«Не удовлетворительно» – если студент получает менее 61 баллов.
При получении на промежуточной аттестации оценки «не удовлетворительно» назначается повторная аттестация.
Примерный перечень вопросов к экзамену:
1. Место избранном виде спорта и их значение в физической культуре, науке и образовании.
2. Избранном виде спорта в программах Олимпийских игр.
3. Виды и классификация спортивных соревнований в избранном виде спорта.
4. Состав судейской коллегии на соревнованиях в избранном виде спорта.
5. Виды скоростных способностей. Средства и методы развития скоростных способностей в избранном виде спорта.
6. Виды и структура гибкости. Средства и методы развития гибкости в избранном виде спорта.
7. Силовые способности. Средства и методы развития силы в избранном виде спорта.
8. Выносливость. Средства и методы развития выносливости в избранном виде спорта.
9. Виды координационных способностей. Средства и методы развития координационных способностей в избранном виде спорта.
10. Травматизм и заболевания в избранном виде спорта.
11. Требования к правилам безопасности в условиях учебно-тренировочных занятий и соревнований в избранном виде спорта.
12. Спортивные сооружения для проведения учебно-тренировочного процесса и соревнований в избранном виде спорт.
13. Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию в избранном виде спорта.
14. Средства и методы обучения, методическая последовательность обучения в избранном виде спорта.
15. Принципы спортивной подготовки в избранном виде спорта.
16. Основы построения предсоревновательной разминки в избранном виде спорта.
17. Основные понятия и специфические особенности техники в избранном виде спорта.
18. Основы спортивной техники и ее фазовая структура в избранном виде спорта.
19. Задачи, средств и методы технической подготовки в избранном виде спорта.
20. Тактика и тактическая подготовка в избранном виде спорта.
22. Понятие о саморегуляции и психологической готовности к соревнованиям.
23. Характеристика первичного и предварительного этапа отбора в избранном виде спорта.
24. Характеристика промежуточного и основного этапа отбора в избранном виде спорта.
25. Структура процесса обучения двигательным действиям в избранном виде спорта.
26. Особенности начального обучения двигательным действиям в избранном виде спорта.
27. Оценка техники в избранном виде спорта.
28. Методика обучения движениям в избранном виде спорта.
29. Совершенствование двигательных навыков в избранном виде спорт.
30. Формирование двигательных умений в избранном виде спорта.
31. Стадии и этапы многолетней подготовки в избранном виде спорта.
32. Характеристика этапа начальной подготовки в избранном виде спорта.
33. Характеристика этапа предварительной базовой подготовки в избранном виде спорта.
34. Характеристика этапа специализированной базовой подготовки в избранном виде спорта.
35. Характеристика этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей в избранном виде спорта.
36. Понятие о планировании, содержание и технология планирования.
37. Перспективное планирование в избранном виде спорта: значение, требования, формы документов.
38. Текущее планирование в избранном виде спорта: значение, требования, формы документов.
39. Оперативное планирование в избранном виде спорт: значение, требования, формы документов.
40. Структура и содержание годичного плана-графика в избранном виде спорта.
41. Типы микроциклов и их структура в избранном виде спорта.
42. Особенности построения микроциклов при нескольких занятиях в течение дня.
43. Типы мезоциклов и их структура в избранном виде спорта.
44. Особенности построения мезоциклов. Сочетание микроциклов в мезоциклах.
45. Особенности построения макроцикла в избранном виде спорта.
46. Структура годичной подготовки в избранном виде спорта.
47. Планирование компонентов спортивной подготовленности.
48. Комплексный контроль: разновидности и содержание в различных группах многолетней подготовки.
49. Контроль за состоянием подготовленности спортсменов в избранном виде спорта.
50. Контроль физической подготовленности спортсменов в избранном виде спорта.
51. Контроль технико-тактической подготовленности спортсменов в избранном виде спорта.
52. Контроль психологической подготовленности спортсменов в избранном виде спорта.
53. Контроль соревновательной деятельности в избранном виде спорта.
54. Структура и содержание предсоревновательной разминки в избранном виде спорта.
55. Модель техники движений в избранном виде спорта.
56. Модельные характеристики спортсменов в избранном виде спорта.
57. Нормативно-правовые документы при работе в образовательных организациях физкультурной направленности.
58. Научные школы в сфере избранном виде спорта.
59. Эксперимент как метод научного исследования.
60. Методы исследования: виды, характеристика.
Курсовая работа является формой промежуточной аттестации обучающихся на 4 курсе, которая выполняется в виде исследовательской работы. Курсовая работа в обязательном порядке содержит оглавление (содержание), введение, теоретическую часть и практический раздел, в которой студент отражает проект решения рассматриваемой проблемы, заключение, список литературы, и приложения по необходимости.
Соответствие между рейтинговой и традиционной оценкой (зачетной оценкой) по курсовой работе:
- «отлично» (87-100 баллов);
- «хорошо» (73-86 баллов);
- «удовлетворительно» (61-72 баллов);
- «неудовлетворительно» (менее 60 баллов).
Примерная тематика курсовых работ (проектов)
1. Тактика в избранном виде спорта.
2. Методика тренировки на короткие дистанции в избранном виде спорта.
3. Методика тренировки на средние дистанции в избранном виде спорта.
4. Методика тренировки на длинные дистанции в избранном виде спорта.
5. Методика подготовки спортсменов в подготовительном периоде в избранном виде спорта.
6. Методика подготовки спортсменов в соревновательном периоде в избранном виде спорта.
7. Исследование соревновательной деятельности в избранном виде спорта.
8. Методика обучения технике в избранном виде спорта.
9. Методика развития специальных физических качеств в избранном виде спорта.
10. Исследование специальной подготовленности в избранном виде спорта.
11. Методика тестирования физической работоспособности в избранном виде спорта.
12. Исследование динамических характеристик техники в избранном виде спорта.
13. Планирование тренировочного процесса в избранном виде спорта.
1. Составить комплексы упражнений обучения и совершенствования техники двигательного действия в ИВС 4-2 балла
2. Составить условную схему волнообразности динамических нагрузок в избранном виде спорта 4-2 балла
3. Составить фрагмент конспекта учебно-тренировочного занятия по ОФП и СФП в избранном виде спорта: 4-2 баллов х 2 = 8-4 баллов
4. Составить комплекс тестирующих упражнений для проведения спортивного отбора в многолетней тренировке спортсменов в избранном виде спорта 4-2 балла
5. Составить модельные характеристики общей и специальной физической подготовки спортсменов различной квалификации в ИВС 4-2 балла
6. Решение учебно-профессиональные задачи 4-2 балла
7. Составить план-конспект учебно-тренировочного занятия по ОФП в избранном виде спорта 4-2 балла
8. Составление положения о проведении соревнований в избранном виде спорта 6-2 балла
9. Выполнение расчётно-графического задания по подготовке мест проведения соревнований в избранном виде спорта 4-2 балла
10. Участие в подготовке и проведении соревнований в избранном виде спорта 4-2 балла
11. Разработка показателей контроля технико-тактической подготовки спортсменов в ИВС 4-2 балла
12. Разработка мероприятия с обучающимися по профилактике травматизма на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях в ИВС 4-2 балла
13. Подготовка доклада на выбранную тему 6-2 балла
14. Подбор методик для определения уровня функционального развития спортсменов в ИВС 4-2 балла
15. Разработка показателей и оценок технического мастерства в ИВС 4-2 балла
16. Изучить построение тренировки в малых циклах (микроциклах) в ИВС 4-2 балла
17. Изучить построение тренировки в средних циклах (мезоциклах) в ИВС 4-2 балла
18. Составить комплексы упражнений для развития общих и специальных физических качеств в избранном виде спорта 4-2 балла
19. Разработать план на мезоцикл в избранном виде спорта с учётом квалификации спортсмена и периода подготовки 4-2 балла
20. Разработать перспективный план (многолетней (4-летней) подготовки спортсменов в избранном виде спорта; годового плана подготовки спортсменов в избранном виде спорта): 8-4 баллов
21. Тесты для самоконтроля 4-2 балла
22. Контрольная работа 4-2 балла
Экзамен
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ 40-60 БАЛЛОВ
1. Составить комплексы упражнений для развития общих и специальных физических качеств в избранном виде спорта 4-2 балла
2. Подобрать тесты и программу тестирования для оценки уровня общей и специальной подготовленности спортсменов в циклических видах спорта с учетом возраста и квалификации 4-2 балла
3. Решение учебно-профессиональные задачи 4-2 балла
4. Составить план-конспект учебно-тренировочного занятия по ОФП в избранном виде спорта 4-2 балла
5. Составление отчёта по итогам проведения соревнований в избранном виде спорта 4-2 балла
6. Участие в подготовке и проведении соревнований в избранном виде спорта 4-2 балла
7. Диагностика психологического состояния спортсмена и факторов его определяющих 6-2 балла
8. Составление модельных характеристик соревновательной деятельности спортсменов различной квалификации и специализации в ИВС 6-4 балла
9. Контрольная работа 6-4 балла
10. Подбор методик для определения уровня физической подготовленности в ИВС 4-2 балла
11. Проведение исследования одной из методик (по выбору обучающегося) на определение уровня функционального развития и физической подготовленности спортсменов в ИВС 4-2 балла
12. Подготовка реферата по выбранной теме 6-2 баллов
13. Тесты для самоконтроля 4-2 балла
Промежуточная аттестация:
1. Ответ на экзаменационный вопрос: 3 х 10 баллов = 30 баллов
Ответ на дополнительный вопрос 10 баллов
Итого: 40-20 баллов
ВСЕГО: 100 баллов
Подготовка курсовой работы (проекта) по выбранной теме исследования (3 курс)
Соответствие между рейтинговой и традиционной оценкой (зачетной оценкой) по курсовой работе:
- «отлично» (87-100 баллов);
- «хорошо» (73-86 баллов);
- «удовлетворительно» (61-72 баллов);
- «неудовлетворительно» (менее 60 баллов).
Курсовая работа является формой промежуточной аттестации обучающихся на 4 курсе, которая выполняется в виде исследовательской работы. Курсовая работа в обязательном порядке содержит оглавление (содержание), введение, теоретическую часть и практический раздел, в которой студент отражает проект решения рассматриваемой проблемы, заключение, список литературы, и приложения по необходимости.
Шкала оценивания курсовой работы (промежуточной аттестация).
Высокий уровень: исследование по теме курсовой работы выполнено самостоятельно, имеет научно-практический характер, содержит элементы новизны. Обучающийся показал знание теоретического материала по рассматриваемой проблеме, умение анализировать, обобщать и делать выводы; материал излагает грамотно, логично и последовательно; оформление отвечает требованиям написания курсовой работы. Во время защиты обучающийся показал умение кратко, доступно представить результаты исследования, адекватно ответить на поставленные вопросы – 40 баллов
Средний уровень: исследование выполнено самостоятельно, имеет научно-практический характер, содержит элементы новизны. Студент показал знание теоретического материала по рассматриваемой проблеме, однако умение анализировать, аргументировать свою точку зрения, делать обобщения и выводы вызывают у него затруднения. Материал не всегда излагается логично, последовательно, имеются недочеты в оформлении курсовой работы. Во время защиты студент показал умение кратко, доступно (ясно) представить результаты исследования, однако затруднялся отвечать на поставленные вопросы - 30 баллов.
Уровень ниже среднего: исследование не содержит элементы новизны; студент не в полной мере владеет теоретическим материалом по рассматриваемой проблеме, умение анализировать, аргументировать свою точку зрения, делать обобщение и выводы вызывают у него затруднения. Материал не всегда излагается логично и последовательно; имеются недочеты в оформлении курсовой работы. Во время защиты обучающийся затрудняется в
представлении результатов исследования и ответах на поставленные вопросы.
Низкий уровень: выполнено менее 50% требований к курсовой работе и студент не допущен к защите – 21 баллов. При получении неудовлетворительной оценки на промежуточной аттестации (менее 21 баллов) в экзаменационной ведомости проставляются баллы текущего контроля.