2023-2024_49_03_01 ФК СП в ИВС заочно 2020_plx_Физиология человека
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Физиология человека
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.12
 
экзамены 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
9
самостоятельная работа
183
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
183
183
183
183
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. биол. наук, доц., Салова Ю.П. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Кайгородцева О.В. _________________
 
Физиология человека
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 12.04.2022 г.  № 9

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой ___________________Кудря О.Н.

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 3

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой ___________________Кудря О.Н. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой ___________________Кудря О.Н. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой ___________________Кудря О.Н. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой ___________________Кудря О.Н. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
подготовить обучающихся к педагогической деятельности для решения профессиональных задач, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья на занятиях физической деятельностью посредством изучения основных функций систем и органов человека, их регуляции в покое и при мышечной деятельности, оценки функционального состояния.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и морфология человека
2.1.2
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.3
Педагогическая практика
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
 
ОПК-1.2: знает физиологические функции и механизмы регуляции деятельности основных органов и систем организма человека с учетом возраста, пола, состояния человека
 
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
ОПК-9.11: имеет опыт применения методов измерения основных физиологических параметров в покое и при различных состояниях организма
 
ОПК-9.3: знает методы оценки функционального состояния различных физиологических систем организма человека с учетом возраста и пола
 
ОПК-9.4: знает основные слагаемые педагогического контроля (контроль параметров движений, физических качеств, динамики функциональных сдвигов, эффекта текущих воздействий и общих результатов тренировочного и образовательного процессов), методику проведения педагогического контроля, анализа и интерпретации получаемых данных, их фиксации
 
ОПК-9.7: умеет с помощью методов экспресс-диагностики определить протекание восстановительных процессов
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Общая физиология человека
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
1.1
Общая и частная физиология нервной системы   /Лек/
2
ОПК-1.2
3
Характеристика физиологии как науки. Основные физиологические понятия. Понятие адаптация и стресс. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях, свойства возбудимых тканей. Нервная система и её функции. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы. Нейрон, его строение и функции, виды нейронов. Мембранные потенциалы клетки. Механизм образования мембранного потенциала. Механизм проведения возбуждения по нервным волокнам. Синапс как образование для передачи возбуждения и торможения. Понятие о нервном центре и его свойства. Рефлекторный механизм деятельности  ЦНС. Основные принципы коорди-нации рефлекторной деятельности. Частная физиология ЦНС: Функциональная организация спинного мозга. Задний мозг (продолговатый мозг и варолиев мост) и его функции. Средний мозг и его функции. Промежуточный мозг и его функции. Сетевидное образование (ретикулярная формация) ствола мозга. Мозжечок  и его функции. Функции подкорковых ядер. Лимбическая система мозга. Морфофункциональные особенности коры больших полушарий. Вегетативная нервная система
0
 
1.2
Физиология нервно-мышечного аппарата /Лек/
2
ОПК-9.3 ОПК-1.2
3
Виды мышц и свойства поперечно-полосатых мышц. Механизм мышечного сокращения. Режимы и типы мышечных сокращений. Функциональная организация двигательных единиц. Сила мышц. Регуляция силы сокращения мышц. Тонус скелетных мышц. Работа мышц. 
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
1.3
Физиология нервной системы /Пр/
4
ОПК-9.11
3
- Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Рефлекторная дуга. Свойства нервных центров. Торможение в ЦНС. Лабораторная работа. Определение скорости проведения нервного импульса по нервному волокну и ее зависимости от диаметра аксона, наличия или отсутствия миелина Лабораторная работа. Центральное торможение - Общая схема регуляции двигательной активности. Спинной мозг и стволовые центры в регуляции движений. Лабораторная работа. Изучение рефлексов спинного мозга Лабораторная работа. Исследование роли мозжечка в регуляции двигательной активности - Физиология вегетативных систем. Функции симпатического и парасимпатического отдела. Лабораторная работа. Оценка дермографизма Лабораторная работа. Определение вегетативного индекса Кердо (ВИК).
0
 
1.4
Физиология нервно-мышечного аппарата /Пр/
4
ОПК-9.11
3
- Механизм мышечного сокращения. Скелетные мышцы. Лабораторная работа. Мембранный потенциал покоя Лабораторная работа. Мембранный потенциал действия Лабораторная работа. Простое сокращение скелетных мышц. - Морфофункциональные основы мышечной силы. Управление движениями человека. Лабораторная работа. Определение силы мышц кисти. Лабораторная работа. Мышечная сила спины. Лабораторная работа. Управление движениями человека Лабораторная работа. Управление напряжением и расслаблением мышц расслаблению и сокращению мышц».
0
 
1.5
Итоговое занятие по разделу /Пр/
2
ОПК-9.3 ОПК-9.7 ОПК-1.2
3
Коллоквиум
0
 
1.6
Физиология сенсорных систем /Ср/
15
ОПК-9.3 ОПК-1.2
3
Общая физиология рецепции. Сенсорные системы и их функции. Рецепторы и их классификация. Адаптация рецепторов. Физиология зрительной сенсорной систем: механизм восприятия и передачи информации в кору головного мозга, аккомодация, острота, поле зрения, роль зрительной системы в двигательной деятельности. Физиология слуховой, вестибулярной, двигательной.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
1.7
Введение в физиологию. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях, свойства возбудимых тканей /Ср/
12
ОПК-9.3 ОПК-9.4
3
Собеседование по вопросам: Введение в физиологию. Основные физиологические понятия. Общая характеристика возбудимых тканей. Свойства клеточной мембраны. Транспорт веществ через мембрану. Потенциал покоя и потенциал действия. Лабораторная работа. Установление порога возбудимости и демонстрация явления суммации возбуждения Лабораторная работа. Воздействие анестезирующих средств и низкой температуры на потенциал действия
0
 
1.8
Физиология эндокринной системы /Ср/
22
ОПК-9.3 ОПК-9.4
3
Гормональная регуляция функций организма. Гормоны гипоталамуса, гипофиза, надпочечников и их функции. Гормон щитовидной и околощитовидной железы. Эндокринные функции поджелудочной железы. Половые гормоны и их функции. Лабораторная работа. Влияние тироксина, тиреотропина и пропилтиоурацила на метаболизм Лабораторная работа. Влияние инсулина и аллоксана на уровень глюкозы в крови Лабораторная работа. Выявление предрасположенности к заболеванию сахарным диабетом
0
 
1.9
Физиология сенсорных систем /Ср/
16
ОПК-9.4 ОПК-9.11 ОПК-1.2
3
- Сенсорные системы и их функции. Общая физиология рецепции. Зрительная сенсорная система. Функциональная организация слуховой сенсорной системы. Вестибулярная и двигательная сенсорная системы. Понятие о висцеральной, болевой, тактильной, обонятельной и вкусовой сенсорных системах. Лабораторная работа. Исследование остроты зрения Лабораторная работа. Обнаружение слепого пятна на сетчатке глаза (опыт Мариотта) Лабораторная работа. Исследование бинокулярного зрения Лабораторная работа. Исследование цветоощущения Лабораторная работа. Определение устойчивости вестибулярного аппарата Лабораторная работа. Исследование способностей двигательного анализатора
0
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
1.10
Физиология ВНД /Ср/
22
ОПК-9.11 ОПК-1.2
3
Понятие о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы. Торможение – механизм формирования условных рефлексов. Динамический стереотип. Экстраполяция. Типы ВНД. Сигнальные системы. Функции головного мозга. Лабораторная работа. Исследование типа темперамента Лабораторная работа. Уравновешенность нервных процессов Лабораторная работа. Влияние обстановочной афферентации на результативность целенаправленной деятельности Лабораторная работа. Диагностика состояния кратковременной памяти
0
 
 
Раздел 2. Физиология висцеральных систем
0
 
2.1
Физиология сердечно-сосудистой системы /Лек/
2
ОПК-9.3 ОПК-9.4 ОПК-1.2
3
Свойства сердечной мышцы. Функциональная организация системы кровообращения. Функциональные особенности сердечной мышцы. Свойства сердечной мышцы. Электрические явления в сердце - электро-кардиограмма (ЭКГ). Механическая работа сердца. Механическая работа сердца. Показатели деятельности сердца. Регуляция работы сердца. Изменение работы сердца при мышечной работе.  Физиология кровообращения. Функции сосудистой системы. Основы гемодинамики. Движение крови по артериям, венам, капиллярам. Сосудистый тонус. Регуляция системной гемодинамики в покое и при мышечной работе
0
 
2.2
Физиология дыхания /Лек/
2
ОПК-9.4 ОПК-1.2
3
Дыхание и его функции. Этапы дыхания. Вентиляция легких: механизм вдоха и выдоха. Дыхательный цикл и его изменения. Легочные объемы и емкости. Основные показатели вентиляции. Газообмен в лёгких. Транспорт кислорода кровью. Транспорт углекислого газа кровью. Обмен газов между кровью и тканями.
0
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
2.3
Физиология сердечно-сосудистой системы /Пр/
2
ОПК-9.7 ОПК-9.11 ОПК-1.2
3
- Функциональная организация сердечно-сосудистой системы и свойства сердечной мышцы Лабораторная работа. Изучение проводящей системы сердца (наложение лигатур Станниуса) Лабораторная работа. Воздействие электрических стимулов на деятельность сердца - Механическая работа сердца. Движение крови по сосудам и регуляция кровообращения Лабораторная работа. Определение длительности сердечного цикла Лабораторная работа. Показатели работы сердца. Лабораторная работа. Механизмы регуляция деятельности сердца. Лабораторная работа. Определение показателей движения крови по сосудам. Лабораторная работа. Регуляция кровообращения при мышечной работе
0
 
2.4
Внешнее дыхание  /Пр/
2
ОПК-9.4 ОПК-9.7 ОПК-9.11
3
Лабораторная работа. Механизм дыхания. Объемы и емкости легких. Влияние радиуса просвета дыхательных путей на легочную вентиляцию Лабораторная работа . Определение показателей внешнего дыхания
0
 
2.5
Итоговое занятие по разделу /Пр/
2
ОПК-9.3 ОПК-9.4 ОПК-9.7 ОПК-1.2
3
Коллоквиум
0
 
2.6
Физиология крови /Ср/
18
ОПК-9.4 ОПК-9.11 ОПК-1.2
3
- Состав и объем крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и их функции. Плазма крови и её физико-химические свойства. Группы крови и резус-фактор. Свертывание крови. Лабораторная работа. Определение форменных элементов крови. Лабораторная работа. Определение группы крови.
0
 
2.7
Физиология пищеварения /Ср/
16
ОПК-1.2
3
- Общие принципы работы ЖКТ. Функции ЖКТ. Физиология отделов ЖКТ. Практическая работа. Влияние рН на действие пепсина Лабораторная работа. Субстратная активность амилазы слюны Лабораторная работа. Демонстрация действия липазы поджелудочной железы в зависимости от наличия или отсутствия желчи
0
 
стр. 10
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
2.8
Физиология выделения /Ср/
18
ОПК-1.2
3
- Общая характеристика выделительных процессов. Общие принципы и механизмы работы почек. Лабораторная работа. Влияние гидростатического давления, осмотического давления и диаметра приносящих и выносящих клубочковых артериол на образование мочи Лабораторная работа. Влияние альдостерона и антидиуретического гормона на скорость образования мочи Лабораторная работа. Влияние глюкозы на скорость образования мочи
0
 
2.9
Физиология выделения, обмена веществ и энергии, терморегуляции /Ср/
20
ОПК-9.3 ОПК-1.2
3
Физиология системы выделения: Органы и процессы выделения. Водно-солевой обмен. Функции почек. Регуляция работы почек. Влияние мышечной деятельности на функции выделения. Физиология обмена веществ и энергии. Теплообмен. Сущность обмена веществ и энергии. Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен энергии. Температура тела и её регуляция. Тепловой обмен: теплоотдача  и теплопродукция.
0
 
2.10
Возрастная физиология /Ср/
24
ОПК-9.3 ОПК-9.11 ОПК-1.2
3
Общие закономерности онтогенеза. Возрастные и половые особенности физиологических функций организма детей, подростков, пожилых. Физиологические основы формирования мышечной системы, нервной системы, сердечно-сосудистой системы.  Основные закономерности старения и влияние его на функции систем организма. Лабораторная работа .Оценка биологического возраста.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Текущая аттестация по дисциплине nnn

Коллоквиум:

10 баллов выставляется обучающемуся при условии, если за отдельные виды работ обучающийся набрал по 5 баллов:

- тест выполнен на 80-100% правильных ответов (4 баллов);

- тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; докладчик излагает информацию по памяти, уверенно владеет фактическим материалом, отвечает на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями. (2 баллов);

- в форме собеседования безошибочно отвечает по 5 выполненным лабораторным работам по темам раздела по выбору преподавателя (4 баллов).

8  баллов выставляется обучающемуся при условии, если за отдельные виды работ обучающийся набрал по 4 балла:

- тест выполнен на 60-79% правильных ответов (3 балла);

- тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; докладчик читает текст доклада, избирательно отвечает на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями (2 балла);

- в форме собеседования безошибочно отвечает по 4 выполненным лабораторным работам по темам раздела по выбору преподавателя (3 балла).

 
стр. 11
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
6 баллов выставляется обучающемуся при условии, если за отдельные виды работ обучающийся набрал 3 или 4 балла балла:

- тест выполнен на 50-59% правильных ответов (2 балла);

- тема доклада раскрыта не полностью, при подготовке было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; докладчик читает текст доклада, затрудняется при ответе на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, не соответствующей принятым требованиям оформления (2 балла);

- в форме собеседования безошибочно отвечает по 3 выполненным лабораторным работам по темам раздела по выбору преподавателя (2 балла).

Практическая работа :

5 баллов - практическая работа выполнена на занятии, выполнена полностью, без ошибок. Вывод сформулирован правильно, полно

1 балла-  практическая работа выполнена с незначительными ошибками, вывод не полный

0 баллов- практическая работы выполнена не до конца, нет обобщения результатов

  Контрольная работа:

28-30 баллов: задания контрольной выполнены в полном объеме, без ошибок, либо имеются неточности в формулировке выводов отдельных заданий. Либо студент прислал контрольную вне срока.

25-28 баллов: задания контрольной работы выполнены в полном объеме, есть замечания к практической части заданий.

20-24 балла: задания контрольной выполнены, но  есть грубые ошибки при выполнении теоретической части, практической части работы, нарушены сроки выполнения контрольной. оформление текста не отформатировано.

Контрольная работа, выполненная на 50% объема не оценивается.

Премиальные баллы

10 баллов -Подготовка научного доклада и выступление на конференции / подготовка публикации по темам дисциплины

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (экзамен) проводится в виде собеседования по двум вопросам:

2×20=40 баллов

Собеседование каждого из вопросов оценивается следующим образом:

18-20 баллов: Полно раскрыто содержание материала билета: исчерпывающие и аргументированные ответы на вопросы в билете.

Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, не требует дополнительных пояснений, точно

используется терминология. Демонстрируются глубокие знания дисциплин специальности. Даны обоснованные ответы на дополнительные вопросы

14-17 баллов: Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются систематизировано и последовательно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер, в изложении

допущены небольшие пробелы (неточности), не исказившие содержание ответа. Материал излагается уверенно, в основном правильно даны все определения и понятия.  При ответе на дополнительные вопросы комиссии полные ответы даны только при помощи наводящих вопросов

10-13 10 баллов: Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после наводящих вопросов. Демонстрируются поверхностные знания дисциплин специальности; имеются затруднения с выводами.  

0 баллов ставится, если:

Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине, не раскрыто его основное содержание. Допущены грубые ошибки в определениях и понятиях, при использовании терминологии, которые не исправлены после наводящих вопросов. Демонстрирует незнание и непонимание существа экзаменационных вопросов. Не даны ответы на дополнительные или наводящие вопросы.

Перечень вопросов  к экзамену:

1.Физиология как наука о жизнедеятельности организма: предмет изучения, основные задачи. Методы физиологических исследований. Основные физиологические термины.

2. Нейрон как возбудимая клетка. Классификация нейронов, функциональные структуры нейрона. Механизм возникновения возбуждения на нейроне

3. Физиологические свойства мышц. Типы мышечных сокращений. Одиночное мышечное сокращение и его фазы

4. Вегетативная нервная система. Симпатический и парасимпатический отдел: строение, медиаторы, рецепторы, функции

5. Зрительный анализатор, рецепторный аппарат. Современные представления о восприятии цвета. Основные формы нарушения цветового зрения.

6. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга. Обратная афферентация, ее значение

7. Гормоны, их характеристика, классификация и значение в организме

8.Двигательные единицы, их классификация. Физические свойства мышц. Сила и работа мышц.

9. Мембранный потенциал, теория его происхождения. Потенциал действия, его фазы и происхождение.

10.Продолговатый мозг и мост, участие их центров в процессе регуляции  вегетативных функций.

 
стр. 12
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
11. Роль вестибулярного анализатора в восприятии и оценке положения тела в пространстве и при его перемещении. Рецепторный, проводниковый и корковый отдел анализатора.

12.Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности,  их классификация и характеристика. I и II сигнальные системы

13.Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Классификация условных рефлексов. Правила образования условных рефлексов. Физиологические механизмы образования рефлексов.

14. Строение и классификация синапсов. Механизм передачи возбуждения в синапсах (электрических и химических).

15. Роль гормонов  надпочечников в регуляции функций организма

16. Физиология мозжечка. Роль мозжечка в регуляции движений.

17. Гормоны гипофиза, их участие в регуляции деятельности эндокринных органов.

18. Гипоталамус. Роль гипоталамуса в интеграции вегетативных и эндокринных функций в формировании мотиваций, стресса. Гипоталамо-гипофизарная система.

19. Врожденная форма поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов.

20. Значение минеральных веществ и витаминов в организме

21. Теплоотдача (физическая терморегуляция). Способы отдачи тепла с поверхности тела. Физиологические механизмы теплоотдачи. Нервные и гуморальные механизмы регуляции этого процесса.

22. Значение кровообращения для организма. Общий план строения системы кровообращения. Сердце, значение его камер и клапанного аппарата

23. Пищеварение в полости рта. Состав и физиологическая роль слюны. Слюноотделение, его регуляция.

24. Постоянство температуры внутренней среды организма как необходимое условие нормального протекания метаболических процессов. Температура тела человека и ее суточные колебания. Температура различных участков кожных покровов.

25.Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Регуляция желудочной секреции.

26. Дыхание, его основные этапы. Механизм внешнего дыхания. Биомеханика вдоха и выдоха.

27.Возрастные периоды постнатального онтогенеза человека и их краткая характеристика

28.   Кардиоцикл, его структура, изменение давления и объема крови в полостях сердца в         различные фазы кардиоцикла. Систолический и минутный объем крови.

29. Теплообразование (химическая терморегуляция). Обмен веществ как источник образования тепла. Роль отдельных органов в теплопродукции. Нервные и гуморальные механизмы регуляции этого процесса.

30. Обмен белков. Пластическая и энергетическая роль белков. Азотистый баланс. Регуляция  обмена белков

31.Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови

32.Выделение как один из компонентов систем, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма. Органы выделения, их участие в поддержании важнейших параметров внутренней среды. Функции почек.

33.Нефрон как структурно-функциональная единица почек. Механизм образования первичной мочи, ее количество и состав. Образование конечной мочи, ее состав и свойства. Реабсорбция в канальцах, механизм ее регуляции.

34.Кислотно-щелочное равновесие, параметры, буферные системы крови.

35.Понятие о системе крови, её функциях. Эритроциты, их функции. Лейкоциты, их виды, лейкоцитарная формула, функции различных видов лейкоцитов. Тромбоциты, их функции.

36. Лимфатическая система. Функции лимфы. Механизмы регуляции лимфообразования и лимфооттока.

37.Теплоотдача (физическая терморегуляция). Способы отдачи тепла с поверхности тела. Физиологические механизмы теплоотдачи. Нервные и гуморальные механизмы регуляции этого процесса.

38.Основные законы гемодинамики, использование их для объяснения движения крови по сосудам. Линейная и объемная скорость кровотока. Функциональная классификация кровеносных сосудов.

39.Обмен жиров. Пластическая и энергетическая роль жиров. Регуляция  обмена жиров.

40.Обмен углеводов. Пластическая и энергетическая роль углеводов. Регуляция  обмена углеводов.

41.Методика измерения АД. Укажите диапазоны нормативных значений для различных возрастных групп.

42.Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы (элек-трокардиография: значение зубцов и периодов у спортсменов различных видов спорта).

43. Метод динамометрии. Оценка динамометрии с учетом особенностей спортсмена

44. Проба Ромберга, нормативные значения. Приведите примеры из области спорта.

45.  Укажите нормативные значения для спортсменов ИВС показателей спирометрии. Значение результатов для спортсмена.

46. Оценка объема оперативной памяти. для спортсменов ИВС. Значение результатов для спортсмена.

47.Опишите методы оценки функциональных характеристик вестибулярной сенсорной системы. Опишите значение вестибулярной сенсорной системы для спортивной деятельности.

48. Опишите методы оценки функциональных характеристик двигательной сенсорной системы (тесты на исследование кинестетической и проприоцептивной чувствительности). Опишите методы оценки различных видов памяти. Охарактеризуйте значение памяти для спортивной деятельности.

49. Оценка дермографизма.  Использование результата.

50.Опишите тесты для оценки функций мозжечка.

51.Опишите результаты индекса Кердо, использование в ИВС результатов

Оценку «отлично» на экзамене получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов; оценку «хорошо» - 73-86 баллов; оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла; оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.

 
стр. 13
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль

Коллоквиум 2×10 баллов = 20 баллов

Практическая работа 5х 2= 10 баллов

Контрольная работа 1х 30баллов = 30баллов

Итого текущий контроль 60 баллов

Промежуточная аттестация

Собеседование -20бх2=40 б

Итого за промежуточную аттестацию 40 баллов

Итого  100 баллов

Оценка по дисциплине  формируется как сумма текущего контроля и промежуточной аттестации.

60 и менее - неудовлетворительно

61-72 - удовлетворительно

73-86 - хорошо

87-100 - отлично

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Солодков А. С., Поварещенкова Ю. А.
Функциональные состояния спортсменов и способы их коррекции: учеб. пособие по направлению 49.04.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
0
 
Л1.2
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Спорт, 2015
2
 
Л1.3
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Сов. спорт, 2012
38
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Черапкина Л. П., Таламова И. Г.
Избранные лекции по физиологии человека (нервная и сенсорные системы): учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2013
0
 
Л2.2
сост. : Ю. П. Салова, Т. П. Замчий, Г. В. Самойлова ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры
Руководство к практическим занятиям по физиологии: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
0
 
Л2.3
Агаджанян Н. А., Власова И. Г., Ермакова Н. В., Торшин В. И.
Основы физиологии человека: учеб. для студентов вузов по мед. и биол. специальностям : в 2 т.
Москва: РУДН, 2012
2
 
Л2.4
под ред. А. С. Солодкова
Руководство к практическим занятиям по физиологии человека: учеб. пособие для вузов физ. культуры
Санкт-Петербург: Сов. спорт, 2011
1
https://lib.rucont.ru/efd/187911
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
 
Э2
образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
 
Э3
официальный сайт вуза : sibsport.ru 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо его аналог (LibreOffice)
6.3.1.2
- браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
научная электронная библиотека e-Elibrary.ru (https://elibrary.ru)
 
стр. 14
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная аудитория 302, 303, 304: Учебная доска,  столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран. Механический прибор для измерения артериального давления - 6, лента сантиметровая, кистевой динамометр механический - 6, спирометр - 4, становый динамометр – 1, велоэргометр – 1, степ-платформа - 2, виртуальный лабораторный практикум LuPraFisim
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (учебный корпус №2 - ауд. 405,407,502,602, учебный корпус №4 - ауд. 102,305,312, учебный корпус №5 - ауд. 222, 229,422, дворец здоровья - ауд. 13, легкоатлетический манеж - 21,26.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики