49.03.01 Физическая культура
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой ___________________Кудря О.Н.
Протокол от 16.05.2022 г. № 3
Зав. кафедрой ___________________Кудря О.Н. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой ___________________Кудря О.Н. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой ___________________Кудря О.Н. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой ___________________Кудря О.Н. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
ции
Коллоквиум:
10 баллов выставляется обучающемуся при условии, если за отдельные виды работ обучающийся набрал по 5 баллов:
- тест выполнен на 80-100% правильных ответов (4 баллов);
- тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; докладчик излагает информацию по памяти, уверенно владеет фактическим материалом, отвечает на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями. (2 баллов);
- в форме собеседования безошибочно отвечает по 5 выполненным лабораторным работам по темам раздела по выбору преподавателя (4 баллов).
8 баллов выставляется обучающемуся при условии, если за отдельные виды работ обучающийся набрал по 4 балла:
- тест выполнен на 60-79% правильных ответов (3 балла);
- тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; докладчик читает текст доклада, избирательно отвечает на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями (2 балла);
- в форме собеседования безошибочно отвечает по 4 выполненным лабораторным работам по темам раздела по выбору преподавателя (3 балла).
- тест выполнен на 50-59% правильных ответов (2 балла);
- тема доклада раскрыта не полностью, при подготовке было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; докладчик читает текст доклада, затрудняется при ответе на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, не соответствующей принятым требованиям оформления (2 балла);
- в форме собеседования безошибочно отвечает по 3 выполненным лабораторным работам по темам раздела по выбору преподавателя (2 балла).
Практическая работа :
5 баллов - практическая работа выполнена на занятии, выполнена полностью, без ошибок. Вывод сформулирован правильно, полно
1 балла- практическая работа выполнена с незначительными ошибками, вывод не полный
0 баллов- практическая работы выполнена не до конца, нет обобщения результатов
Контрольная работа:
28-30 баллов: задания контрольной выполнены в полном объеме, без ошибок, либо имеются неточности в формулировке выводов отдельных заданий. Либо студент прислал контрольную вне срока.
25-28 баллов: задания контрольной работы выполнены в полном объеме, есть замечания к практической части заданий.
20-24 балла: задания контрольной выполнены, но есть грубые ошибки при выполнении теоретической части, практической части работы, нарушены сроки выполнения контрольной. оформление текста не отформатировано.
Контрольная работа, выполненная на 50% объема не оценивается.
Премиальные баллы
10 баллов -Подготовка научного доклада и выступление на конференции / подготовка публикации по темам дисциплины
2×20=40 баллов
Собеседование каждого из вопросов оценивается следующим образом:
18-20 баллов: Полно раскрыто содержание материала билета: исчерпывающие и аргументированные ответы на вопросы в билете.
Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, не требует дополнительных пояснений, точно
используется терминология. Демонстрируются глубокие знания дисциплин специальности. Даны обоснованные ответы на дополнительные вопросы
14-17 баллов: Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются систематизировано и последовательно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер, в изложении
допущены небольшие пробелы (неточности), не исказившие содержание ответа. Материал излагается уверенно, в основном правильно даны все определения и понятия. При ответе на дополнительные вопросы комиссии полные ответы даны только при помощи наводящих вопросов
10-13 10 баллов: Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после наводящих вопросов. Демонстрируются поверхностные знания дисциплин специальности; имеются затруднения с выводами.
0 баллов ставится, если:
Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине, не раскрыто его основное содержание. Допущены грубые ошибки в определениях и понятиях, при использовании терминологии, которые не исправлены после наводящих вопросов. Демонстрирует незнание и непонимание существа экзаменационных вопросов. Не даны ответы на дополнительные или наводящие вопросы.
Перечень вопросов к экзамену:
1.Физиология как наука о жизнедеятельности организма: предмет изучения, основные задачи. Методы физиологических исследований. Основные физиологические термины.
2. Нейрон как возбудимая клетка. Классификация нейронов, функциональные структуры нейрона. Механизм возникновения возбуждения на нейроне
3. Физиологические свойства мышц. Типы мышечных сокращений. Одиночное мышечное сокращение и его фазы
4. Вегетативная нервная система. Симпатический и парасимпатический отдел: строение, медиаторы, рецепторы, функции
5. Зрительный анализатор, рецепторный аппарат. Современные представления о восприятии цвета. Основные формы нарушения цветового зрения.
6. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга. Обратная афферентация, ее значение
7. Гормоны, их характеристика, классификация и значение в организме
8.Двигательные единицы, их классификация. Физические свойства мышц. Сила и работа мышц.
9. Мембранный потенциал, теория его происхождения. Потенциал действия, его фазы и происхождение.
10.Продолговатый мозг и мост, участие их центров в процессе регуляции вегетативных функций.
12.Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика. I и II сигнальные системы
13.Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Классификация условных рефлексов. Правила образования условных рефлексов. Физиологические механизмы образования рефлексов.
14. Строение и классификация синапсов. Механизм передачи возбуждения в синапсах (электрических и химических).
15. Роль гормонов надпочечников в регуляции функций организма
16. Физиология мозжечка. Роль мозжечка в регуляции движений.
17. Гормоны гипофиза, их участие в регуляции деятельности эндокринных органов.
18. Гипоталамус. Роль гипоталамуса в интеграции вегетативных и эндокринных функций в формировании мотиваций, стресса. Гипоталамо-гипофизарная система.
19. Врожденная форма поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов.
20. Значение минеральных веществ и витаминов в организме
21. Теплоотдача (физическая терморегуляция). Способы отдачи тепла с поверхности тела. Физиологические механизмы теплоотдачи. Нервные и гуморальные механизмы регуляции этого процесса.
22. Значение кровообращения для организма. Общий план строения системы кровообращения. Сердце, значение его камер и клапанного аппарата
23. Пищеварение в полости рта. Состав и физиологическая роль слюны. Слюноотделение, его регуляция.
24. Постоянство температуры внутренней среды организма как необходимое условие нормального протекания метаболических процессов. Температура тела человека и ее суточные колебания. Температура различных участков кожных покровов.
25.Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Регуляция желудочной секреции.
26. Дыхание, его основные этапы. Механизм внешнего дыхания. Биомеханика вдоха и выдоха.
27.Возрастные периоды постнатального онтогенеза человека и их краткая характеристика
28. Кардиоцикл, его структура, изменение давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла. Систолический и минутный объем крови.
29. Теплообразование (химическая терморегуляция). Обмен веществ как источник образования тепла. Роль отдельных органов в теплопродукции. Нервные и гуморальные механизмы регуляции этого процесса.
30. Обмен белков. Пластическая и энергетическая роль белков. Азотистый баланс. Регуляция обмена белков
31.Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови
32.Выделение как один из компонентов систем, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма. Органы выделения, их участие в поддержании важнейших параметров внутренней среды. Функции почек.
33.Нефрон как структурно-функциональная единица почек. Механизм образования первичной мочи, ее количество и состав. Образование конечной мочи, ее состав и свойства. Реабсорбция в канальцах, механизм ее регуляции.
34.Кислотно-щелочное равновесие, параметры, буферные системы крови.
35.Понятие о системе крови, её функциях. Эритроциты, их функции. Лейкоциты, их виды, лейкоцитарная формула, функции различных видов лейкоцитов. Тромбоциты, их функции.
36. Лимфатическая система. Функции лимфы. Механизмы регуляции лимфообразования и лимфооттока.
37.Теплоотдача (физическая терморегуляция). Способы отдачи тепла с поверхности тела. Физиологические механизмы теплоотдачи. Нервные и гуморальные механизмы регуляции этого процесса.
38.Основные законы гемодинамики, использование их для объяснения движения крови по сосудам. Линейная и объемная скорость кровотока. Функциональная классификация кровеносных сосудов.
39.Обмен жиров. Пластическая и энергетическая роль жиров. Регуляция обмена жиров.
40.Обмен углеводов. Пластическая и энергетическая роль углеводов. Регуляция обмена углеводов.
41.Методика измерения АД. Укажите диапазоны нормативных значений для различных возрастных групп.
42.Методика оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы (элек-трокардиография: значение зубцов и периодов у спортсменов различных видов спорта).
43. Метод динамометрии. Оценка динамометрии с учетом особенностей спортсмена
44. Проба Ромберга, нормативные значения. Приведите примеры из области спорта.
45. Укажите нормативные значения для спортсменов ИВС показателей спирометрии. Значение результатов для спортсмена.
46. Оценка объема оперативной памяти. для спортсменов ИВС. Значение результатов для спортсмена.
47.Опишите методы оценки функциональных характеристик вестибулярной сенсорной системы. Опишите значение вестибулярной сенсорной системы для спортивной деятельности.
48. Опишите методы оценки функциональных характеристик двигательной сенсорной системы (тесты на исследование кинестетической и проприоцептивной чувствительности). Опишите методы оценки различных видов памяти. Охарактеризуйте значение памяти для спортивной деятельности.
49. Оценка дермографизма. Использование результата.
50.Опишите тесты для оценки функций мозжечка.
51.Опишите результаты индекса Кердо, использование в ИВС результатов
Оценку «отлично» на экзамене получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов; оценку «хорошо» - 73-86 баллов; оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла; оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.
Коллоквиум 2×10 баллов = 20 баллов
Практическая работа 5х 2= 10 баллов
Контрольная работа 1х 30баллов = 30баллов
Итого текущий контроль 60 баллов
Промежуточная аттестация
Собеседование -20бх2=40 б
Итого за промежуточную аттестацию 40 баллов
Итого 100 баллов
Оценка по дисциплине формируется как сумма текущего контроля и промежуточной аттестации.
60 и менее - неудовлетворительно
61-72 - удовлетворительно
73-86 - хорошо
87-100 - отлично