2023-2024_49_03_01 ФК СП в ИВС заочно 2020_plx_Биохимия человека
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Биохимия человека
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.11
 
зачеты 2
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
94
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
4
4
6
6
10
10
Кoнтактная рабoта
4
4
6
6
10
10
Сам. работа
32
32
62
62
94
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
72
72
108
108
 
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.преп., Т.А. Линдт;кандидат биологических наук, доц., Л.Г. Баймакова 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Баймакова Л.Г. _________________
 
Биохимия человека
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 10.05.2022 г.  № 15

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Формирование у студентов знаний о процессах, происходящих в организме человека под влиянием внешних факторов среды, и компетенций, позволяющих использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия человека
2.1.2
Биомеханика двигательной деятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Врачебный контроль в адаптивной физической культуре
2.2.2
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
 
ОПК-1.1: знает анатомо-морфологические и биохимические особенности занимающихся физической культурой и спортом в соответствии с их возрастом и полом
 
ОПК-1.3: знает анатомо-морфологические, биомеханические и биохимические основы развития физических качеств
 
ОПК-1.4: знает возрастные особенности обмена веществ при организации занятий физической культурой и спортом
 
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
ОПК-9.7: умеет с помощью методов экспресс-диагностики определить протекание восстановительных процессов
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Химический состав организма, биоорганические соединения
0
 
1.1
Биоорганические соединения  /Ср/
15
1
Низко- и высокомолекулярные органические соединения. Углеводы, липиды, белки и нуклеиновые кислоты: строение, классификация, функции.
0
 
1.2
Водно-дисперсные системы организма /Ср/
2
1
Вода: содержание, состояние, распределение в организме, биологическая роль. Водно-дисперсные системы, классификация, свойства (активная реакция среды, диффузия, осмос). Понятие об алкалозах и ацидозах. Буферные системы организма: состав, механизм буферного действия. 
0
 
1.3
Функциональные группы органических соединений /Ср/
5
1
Устный    опрос    по теме, тест
0
 
 
Раздел 2. Статическая биохимия
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
2.1
Биокатализ  /Лек/
2
1
Понятие о ферментах. Строение ферментов. Механизм действия ферментов. Классификация. Витамины. Классификация, механизм воздействия витаминов на процессы обмена веществ. Понятие о гипо-, гипер- и авитаминозах. 
0
 
2.2
Ферменты, участвующие в углеводном, липидном и белковом обменах /Ср/
5
1
Строение ферментов. Механизм действия ферментов. Классификация.
0
 
2.3
Нормы потребления и физиологическая роль витаминов /Ср/
2
1
Устный    опрос    по теме, тест
0
 
2.4
Гормональный статус организма на разных этапах онтогенеза /Ср/
3
1
Устный    опрос    по теме, тест
0
 
 
Раздел 3. Динамическая биохимия
0
 
3.1
Обмен веществ и энергии

/Лек/

2
1
Общая характеристика обмена веществ и энергии (три этапа энергетического обмена). Цикл Кребса. Биологическое окисление (особенности, понятие об аэробном и анаэробном окислении, дыхательная цепь, окислительное и субстратное фосфорилирование, энергетический эффект этих процессов). 
0
 
3.2
Обмен углеводов

/Пр/

2
2
Особенности переваривания углеводов. Мобилизация и синтез гликогена в мышцах и печени. Использование углеводов в энергетическом обмене. Анаэробный распад гликогена и глюкозы (гликолиз). Энергетический эффект. Пути устранения молочной кислоты во время работы и в период отдыха. Аэробное окисление гликогена и глюкозы. Энергетический эффект, стадии синтеза АТФ.
0
 
3.3
Обмен липидов

/Пр/

2
2
Особенности переваривания и усвоения липидов. Использование липидов в обмене веществ. Синтез и мобилизация жира, окисление глицерина, жирных карбоновых кислот. Пути устранения кетоновых тел.
0
 
3.4
Обмен белков и нуклеиновых кислот

/Пр/

2
2
Особенности переваривания и дальнейшее использование свободных аминокислот. Внутриклеточные превращения аминокислот. Синтез белка, реакции переаминирования, декарбоксилирования, дезаминирования. Пути устранения аммиака из организма.
0
 
3.5
Решение ситуационных задач /Ср/
7
2
Проверка решения задач
0
 
3.6
Особенности обменных процессов и  рационального питания в зависимости от возраста, пола, двигательной активности /Ср/
5
2
Устный опрос, тест, доклад по реферату, мультимедийная презентация
0
 
3.7
Изучение теоретического материала учебника, лекций /Ср/
30
2
Проверка реферата
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
3.8
Выполнение контрольной работы /Ср/
20
2
Ответы на коллоквиуме
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Описание шкал и процедур оценивания Примерные вопросы для устного ответа по теме: « Ферменты. Влияние различных факторов на активность ферментов»: Используя материал лекции и учебника, ответить на заданные вопросы: 1. Ферменты, их химическая природа. 2. Отличия в составе молекул простых и сложных ферментов. 3. Активный центр фермента, его функции. 4. Механизм действия ферментов. 5. Дайте определение понятий: энергетический барьер реакции, энергия активации. 6. Свойства ферментов как биологических катализаторов. 7. Номенклатура ферментов. Критерии оценивания устного ответа 1 балл: • ответ полный и правильный на основании изученных теорий; • материал изложен в определенной логической последовательности, научным языком; • ответ самостоятельный. 0,5 баллов: • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный. • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся может исправить при наводящих вопросах. 0 баллов: • отсутствие ответа. Пример практических работ по дисциплине «Биохимия человека» Тема: Биологическое окисление Используя материал лекции и учебника, ответить на заданные вопросы: Вопросы для самоподготовки 1. Этапы энергетического обмена. 2. Химизм и энергетический эффект цикла Кребса. 3. Особенности биологического окисления. 4. Записать реакцию фосфорилирования. 5. Понятие об окислительном и субстратном фосфорилировании. Энергетический эффект этих реакций. 6. Что такое тканевое дыхание? 7. Конечные продукты и энергетический эффект дыхательной цепи. Аудиторная работа 1. Беседа по вопросам самоподготовки. 2. Выполнение практической работы Практическая работа. Обнаружение действия окислительно-восстановительных ферментов Опыт 1. Открытие дегидрогеназы янтарной кислоты Дегидрогеназами называют ферменты, катализирующие перенос атомов водорода от субстрата на специфический акцептор, который является либо вторым субстратом, либо коферментом. Дегидрогеназа янтарной кислоты проявляет свою активность в анаэробных условиях, она превращает янтарную кислоту в фумаровую при условии, что имеется соответствующий акцептор водорода. Акцептором водорода может быть метиленовая синь (м.с.), которая при этом обесцвечивается: СН2 – СООН                     + м.с.                  СН – СООН   │                                                                   ║                        + м.с.Н2, СН2 – СООН               дегидрогеназа         СН – СООН янтарная                                                         фумаровая   кислота                                                            кислота Порядок выполнения работы В две пробирки приливают по 1 мл фосфатного буфера рН 6,8 и в каждую пробирку помещают по 100 мг мышечной кашицы, предварительно промытой водой. Содержимое первой пробирки кипятят на пламени спиртовки и остужают. В каждую пробирку добавляют по 2 мл янтарной кислоты, по 2 капли 0,02% раствора метиленовой сини, перемешивают содержимое и заливают 3-5 каплями вазелинового масла. Обе пробирки помещают в термостат или водяную баню при температуре 37°С на 30 минут, после этого сравнивают окраску содержимого пробирок. Результаты опыта заносят в таблицу. Открытие действия ферментов оксидоредуктаз № п/п Фермент Субстрат Реакция, катализируемая ферментом Выявление действия фермента
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
Написать вывод. Критерии оценивания практических работ (max 2 балла – min 0,5 баллов) 2 балла ставится, если обучающийся овладел: - правильно определена цель опыта; - выполнена работа в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; - научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы по результатам опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы и сделаны выводы; - эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 1балл ставится, если обучающийся овладел: - опыт проведен в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; - или было допущено два-три недочета; - или эксперимент проведен не полностью; - или в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы сделаны неполные. 0,5 баллов ставится, если обучающийся овладел: - в ходе проведения опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; - опыт проведен в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; - допущена грубая ошибка в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием). Пример коллоквиума Модуль 1.(max- 3, min - 1) 1. Химический состав организма. Химические элементы. Неорганические вещества. Биологическое значение каждой группы. 2. Химические свойства углеводов. 3. Биологическое значение липидов. 4. Аминокислоты. Классификация, строение, биологическое значение. Модуль 2. (max- 4, min - 1) 1. Буферные системы организма. Механизм буферного действия. Биологическое значение. 2. Ферменты. Биологическое значение. Химическая природа, простые и сложные ферменты. Понятие об апоферменте и коферменте. 3. Вода. Содержание, состояние, распределение в организме, биологическая роль. 4. Водно-дисперсные системы. Классификация, свойства (активная реакция среды, диффузия, осмос). Понятие об алкалозах и ацидозах. Модуль 3. (max- 4, min - 1) 1. Обмен веществ и энергии (метаболизм). Определение. Анаболизм, катаболизм и их соотношение в покое и при выполнении мышечной работы. Понятие о метаболитах. 2. Окисление углеводов в анаэробных условиях (гликолиз и гликогенолиз). Общее уравнение процессов, конечные продукты и энергетический эффект. Записать реакции, сопряженные с образованием АТФ. 3. Мобилизация белков при выполнении мышечной работы. Подсчитать энергетический эффект окисления аланина. Условия окисления (аэробные, анаэробные), конечные продукты. 4. Сопряжение и разобщение дыхания с фосфорилированием. Критерии оценивания контрольной работы (max- 3-4, min - 1) 4 баллов: •даны полные и правильные ответы на все задания, возможна несущественная ошибка. 3 баллов: •даны полные и правильные ответы на 3 задания, возможна несущественная ошибка; •ответ неполный в одном задании или допущено не более двух несущест¬венных ошибок. 2 балла: •даны полные и правильные ответы на 2 задания, возможна несущественная ошибка; •ответ неполный в одном задании или допущено не более двух несущест¬венных ошибок. 1 балл: •дан полный и правильный ответ на 1 задание; •ответ неполный в одном задании или допущено более двух сущест¬венных ошибок. Примерные темы рефератов и мультимедийных презентаций: 1. Особенности обмена веществ на разных этапах онтогенеза. 2. Особенности питания детей и подростков, занимающихся спортом. 3. Современные способы регуляции массы тела. 4. Витамины и физическая работоспособность. 5. Регуляция водного обмена в практике спорта. 6. Минеральный обмен и спортивный результат. 7. Использование биологически активных веществ при адаптации к новым климатическим условиям.
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
8. Дополнительное питание спортсменов. 9. Биохимическая характеристика избранного вида спорта. 10. Биоэнергетика мышечной деятельности при выполнении анаэробных нагрузок. 11. Биоэнергетика мышечной деятельности при выполнении аэробных нагрузок. 12. Биохимические особенности основных физических качеств и методы их совершенствования. 13. Биохимический контроль в спорте. 14. Биохимические основы спортивной тренировки. 15. Биохимические изменения в организме при физической нагрузке разной интенсивности. 16. Биохимические факторы выносливости. 17. Биохимические факторы скоростно-силовых качеств. 18. Биохимическая характеристика утомления. 19. Биохимические основы занятий физической культурой с детьми и подростками. Критерии оценки реферата и  мультимедийной презентации (max – 4 баллов, min – 2 балла) - «4 балла» выставляется студенту, если реферат выполнен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, реферат включает в себя план, список литературы (не менее 8 источников), содержит развернутый материал по всем вопросам плана с использованием примеров, с обоснованием собственной позиции и мнения по данной проблеме; сформулирована цель работы, понятны поставленные задачи, содержание адекватно отражает решение поставленных задач, сделаны выводы; - «3 балла» выставляется студенту, если реферат выполнен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, реферат включает в себя план, список литературы (не менее 5 источников), содержит развернутый материал по всем вопросам плана с обоснованием собственной позиции и мнения по данной проблеме; в презентации единое стилевое решение, наличие рисунков, схем и таблиц, анимационных эффектов; - «2 балла» выставляется студенту, если реферат выполнен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, реферат включает в себя план, список литературы (не менее 4 источников), содержит развернутый материал по всем вопросам плана; в презентации соответствие оформления эстетическим требованиям, дизайн не противоречит содержанию, имеется в наличии понятная навигация. Примеры ситуационных задач по дисциплине «Биохимия человека» 1) В африканских странах дети получают пищу преимущественно растительного происхождения. При этом часто наблюдаются малокровие, мышечные дистрофии, отставание в росте и развитии, светлый цвет кожи. С чем может быть связано появление этих симптомов. Ответ обоснуйте. 2) Вычислите, сколько моль аспарагиновой кислоты может образоваться из 6 моль глюкозы. Для ответа: а) Напишите схему распада глюкозы до пирувата; б) Напишите реакцию образования кетоаналога аспартата из пирувата, укажите фермент, кофермент; в) Напишите реакцию трансаминирования между глутаматом и этим кетоаналогом, укажите фермент и кофермент. Обоснуйте, в каких условиях кислородной обеспеченности могут проходить данные реакции, и при выполнении какой мышечной работы. 3) Подсчитайте, сколько молекул АТФ образуется при превращении глюкозы до 1,3-дифосфоглицерата в аэробных условиях. Запишите уравнения реакций данного превращения. 4) Оптимум рН фермента 6,8. Субстратом этого фермента является природный полимер, характерно окрашивающийся йодом. Продукты взаимодействия фермента и субстрата дают положительную реакцию Троммера. Назовите фермент, его класс, субстрат и продукты реакции. 5) В двух пробах за 10 минут гидролизовалось равное количество крахмала. В первой пробе количество амилазы 2 мг, во второй – 6 мг. Объясните активность амилазы в обеих пробах. 6) Оптимальное значение рН пепсина 1,5-2,0, а трипсина – 7,8. Объясните: а) как влияет изменение рН на активность фермента; б) какое значение имеет различие в рН-оптимуме этих ферментов для организма человека. Критерии оценивания решения ситуационных задач 3 балла: Структура оформления задания логически выверена, содержание компонентов задания наполнено конкретными сведениями и подробно детализировано. При выполнении задания студент базировался на современных теоретико-методологических концепциях и направлениях биохимических исследований, продемонстрировал полноценное владение способностью к планированию, анализу, обобщению и интерпретации сведений. Неточности и ошибки отсутствуют. 2 балла: При оформлении задания допущены незначительные неточности структурирования материала. Материалы задания недостаточно полно детализированы и конкретизированы. Допущены незначительные ошибки в процессе подбора методов и средств биохимических исследований. 1 балл: • При оформлении задания допущены незначительные неточности структурирования материала. Допущены значительные ошибки в процессе подбора методов и средств биохимических исследований. Пример теста по теме «Обмен углеводов» 1. Отметьте правильный ответ Рациональное питание предусматривает соотношение простых и сложных углеводов а) 35% : 65%
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
б) 50% : 50% в) 60% : 40% г) 20% : 80% 2. Отметьте правильный ответ Расщепление углеводов начинается в ротовой полости под действием фермента а) амилаза б) пептидаза в) каталаза г) липаза 3. Отметьте правильный ответ В процессе гликолиза в анаэробных условиях образуется а) лактат б) пируват в) фосфоэнолпируват г) диоксиацетонфосфат 4. Отметьте правильный ответ В процессе анаэробного гликолиза образуется а) 4 молекулы АТФ б) 40 молекул АТФ в) 23 молекулы АТФ г) 12 молекул АТФ 5. Отметьте правильный ответ В результате окислительного декарбоксилирования пирувата (ПВК) образуется а) ацетил-КоА б) лактат в) цитрат г) фосфоенолпируват 6. Дополните Физиологическую норму глюкозы в крови поддерживают гормоны ... железы. 7. Дополните Окисление глюкозы в анаэробных условиях называется … 8. Последовательность этапов анаэробного окисления углеводов 1: Подготовительный этап 2: Этап окисления 3: Этап наработки энергии 4: Восстановление пировиноградной кислоты (ПВК) 9. Последовательность метаболических путей окисления глюкозы 1: гликолиз 2: окислительное декарбоксилирование пирувата (ПВК) 3: цикл трикарбоновых кислот (цикл Кребса) 4: дыхательная цепь 10. Установите соответствие между этапом энергетического обмена и местом его прохождения в организме Подготовительный этап органы пищеварения Этап универсализации цитоплазма клеток Цикл Кребса митохондрии клеток 11. Установите соответствие между этапом энергетического обмена и получающимися метаболитами Подготовительный этап мономеры белков, жиров, углеводов Этап универсализации низкомолекулярные жирные карбоновые кислоты Цикл Кребса атомы водорода Дыхательная цепь вода 12. Установите соответствие между субстратами окисления и образующимися при этом метаболитами Липиды углекислый газ, вода, кетоновые тела Белки углекислый газ, вода, мочевина Углеводы углекислый газ, вода, молочная кислота Креатинфосфат свободный креатин АТФ АДФ и фосфорная кислота 13. Установите соответствие между питательным веществом и количеством энергии, получаемой при окислении 1 грамма: углеводы 17,1 кДж липиды 39 кДж белки 17,6 кДж 14. Установите соответствие между продуктом питания и группой питательных веществ к которой он относится: белки куриное яйцо жиры сливочное масло углеводы банан 15. Установите соответствие между компонентом пищи и продуктами его переваривания: белки аминокислоты жиры глицерин и жирные карбоновые кислоты углеводы глюкоза
 
стр. 10
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
пищевые волокна не перевариваются Шкала оценивания тестов 60% правильных ответов 1 балл   менее 60% правильных ответов 0 баллов Шкала оценивания итогового теста 30-26 вопросов выполнено правильно (87-100%)   10 баллов 25-22 вопросов выполнено правильно (73-86%)   9 баллов 18-22 вопросов выполнено правильно (60-72%)   8 баллов Пример варианта контрольной работы для студентов заочной формы обучения Вариант 1 1. Химический состав организма. Химические элементы. Неорганические вещества. Биологическое значение каждой группы. 2. Буферные системы организма. Механизм буферного действия. Биологическое значение. 3. Ферменты. Биологическое значение. Химическая природа, простые и сложные ферменты. Понятие об апоферменте и коферменте. 4. Обмен веществ и энергии (метаболизм). Определение. Анаболизм, катаболизм и их соотношение в покое и при выполнении мышечной работы. Понятие о метаболитах. 5. Окисление углеводов в анаэробных условиях (гликолиз и гликогенолиз). Общее уравнение процессов, конечные продукты и энергетический эффект. Записать реакции, сопряженные с образованием АТФ. 6. Мобилизация белков при выполнении мышечной работы. Подсчитать энергетический эффект окисления аланина. Условия окисления (аэробные, анаэробные), конечные продукты. Критерии оценивания контрольной работы (max- 10, min - 5) 10-9 баллов: - даны полные и правильные ответы на все задания, возможны 1-2 несущественные ошибки. 8-7 баллов: - даны полные и правильные ответы на 5 заданий, возможна несущественная ошибка; - ответ неполный в одном задании или допущено не более двух несущественных ошибок. 6-5 баллов: - даны полные и правильные ответы на 4 задания, возможна несущественная ошибка; - ответ неполный в одном задании или допущено не более двух несущественных ошибок. Критерии оценивания семинара для студентов заочной формы обучения (max- 10, min - 7) 10-9 баллов: - даны полные и правильные ответы на все задания, возможны 1-2 несущественные ошибки. 8-7 баллов: - ответ неполный в одном задании или допущено не более двух несущественных ошибок. Вопросы для собеседования по дисциплине «Биохимия человека» 1. Химический состав организма человека (химические элементы: макро-, микро-, ультрамикроэлементы; ионы; химические вещества: неорганические, органические). 2. Общая характеристика липидов, химические свойства и их биологическая роль. 3. Общая характеристика углеводов. Химические свойства, строение и биологическая роль. 4. Аминокислоты. Классификация, строение, биологическое значение. 5. Общая характеристика белков (состав, строение, химические свойства, биологическая роль). Уровни организации белковой молекулы. Синтез белка. 6. Нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК. Строение и роль в передаче и хранении наследственной информации. 7. Вода. Содержание, состояние, распределение в организме, биологическая роль. 8. Водно-дисперсные системы. Классификация, свойства (активная реакция среды, диффузия, осмос). Понятие об алкалозах и ацидозах. 9. Буферные системы организма. Состав, механизм буферного действия на примере бикарбонатной буферной системы. 10. Ферменты. Химическая природа, строение, свойства, стадии ферментативного катализа, ингибиторы и активаторы ферментов, классификация. 11. Общая характеристика обмена веществ и энергии (три этапа энергетического обмена). 12. Цикл Кребса. Энергетический эффект, метаболиты. 13. Биологическое окисление (особенности, понятие об аэробном и анаэробном окислении, дыхательная цепь, 
 
стр. 11
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
ферменты аэробного окисления, локализация ферментов аэробного окисления в клетке). 14. Окислительное и субстратное фосфорилирование, энергетический эффект этих процессов. 15. Сопряжение и разобщение дыхания с фосфорилированием. 16. Витамины. Классификация, механизм воздействия витаминов на процессы обмена веществ, понятие о гипо-, гипер- и авитаминозах. Основные причины гиповитаминозов. Проявления гипо- и гипервитаминозов. 17. Витамины, входящие в состав коферментов. Их участие в регуляции обменных процессов организма. 18. Углеводы, поступающие в организм с пищей. Нормы потребления и структура углеводного питания. 19. Превращения углеводов в пищеварительном тракте. 20. Мобилизация и синтез гликогена в мышцах и печени. 21. Использование углеводов в энергетическом обмене. Анаэробный распад гликогена и глюкозы (гликолиз). Энергетический эффект, стадии синтеза АТФ. 22. Пути устранения молочной кислоты во время работы и в период отдыха. 23. Аэробное окисление углеводов. Энергетический эффект, стадии синтеза АТФ. 24. Липиды, поступающие в организм с пищей. Нормы потребления, структура липидного питания, биологическая ценность нейтральных жиров. 25. Превращение липидов в пищеварительном тракте. 26. Использование липидов в обмене веществ. Синтез и мобилизация жира, окисление глицерина (химизм и энергетический эффект), ß-окисление жирных карбоновых кислот (химизм, энергетический эффект, пути устранения кетоновых тел). 27. Белки, поступающие в организм с пищей. Нормы потребления, структура белкового питания, биологическая ценность белков. 28. Особенности переваривания белков в пищеварительном тракте и дальнейшее использование свободных аминокислот. 29. Внутриклеточные превращения аминокислот. Синтез белка, реакции переаминирования, декарбоксилирования, дезаминирования. 30. Пути устранения аммиака из организма. 31. Обмен воды и минеральных веществ (вода экзогенная и эндогенная, нормы потребления, пути поступления и выведения из организма; макро- и микроэлементы, биологическое значение). 32. Основы рационального питания. 33. Гормоны. Классификация, свойства, механизм действия, типы воздействия на организм. Механизмы регуляции деятельности эндокринных желез Критерии оценивания уровня знаний на собеседовании На собеседовании студенту предлагаются 2 вопроса (по динамической и статической биохимии) 10-9 баллов ставится при ответе на 2 вопроса: • правильном, полном и логично построенном ответе; • умении оперировать специальными терминами; • использовании в ответе дополнительного материала; • иллюстрировать теоретические положения практическим материалом. 8-7 баллов ставится при: • имеются негрубые ошибки или неточности; • возможны затруднения в использовании практического материала; • делаются не вполне законченные выводы или обобщения. 6 и менее ставится при: • ответе на все вопросы билета с грубыми ошибками; • неумением оперировать специальной терминологией. Контроль качества освоения дисциплины обучающимися осуществляется в течение семестра на основе балльной системы. Текущая работа (обязательные виды работ) обучающихся оценивается по результатам работы на аудиторных занятиях, выполнения практических и контрольных работ и итогового собеседования/тестирования. Выполнение данных видов работ является обязательным (40 баллов). При получении на собеседовании 6 баллов и менее студент получает «не зачтено»  по дисциплине «Биохимия человека».   В случае пропуска аудиторных занятий по уважительной причине (болезнь, длительное освобождение от занятий и т.п.) обучающийся выполняет контрольные работы, проходит итоговое собеседование/тестирование. Дополнительные виды работ выполняются студентами при пропусках практических работ, оценивается выполнение тестовых заданий на образовательном портале, решение ситуационных задач. В случае невыполнения или выполнения заданий в недостаточном объеме  студент не допускается к зачету. Максимальное количество баллов по итогам дисциплины - 60 баллов.  Формой промежуточной аттестации студента по  дисциплине "Биохимия человека" является зачет. Зачет выставляется обучающемуся в том случае, если количество баллов за предложенные виды работ, составляет от 40 до 60.
 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (зачет)
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Распределение баллов по видам работ
 
стр. 12
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
Виды контроля Текущий контроль Обязательные виды работ Устный ответ 1•11 = 11 Практическая работа 2•5=10 Контрольная работа 3+4+4=10 Собеседование (или итоговый тест) 10 Итого  40 Дополнительные Тест 1•10=10 Ситуационная задача 3•2=6 Реферат с мультимедийной презентацией 4•1=4 Итого 20 Всего 61
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Черемисинов В. Н.
Биохимия человека: учеб. пособие для студентов вузов
М.: ТВТ Дивизион, 2019
1
https://lib.rucont.ru/efd/719634/info
 
Л1.2
сост. : О. Н. Кудря, Т. А. Линдт, Л. Н. Тюрина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Курс лекций по биохимии: учеб. пособие для студентов вузов по направлению - Физ. культура
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
0
 
Л1.3
Черемисинов В. Н.
Биохимия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032101 - Физ. культура и спорт, 032102 - Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)
Москва: Физическая культура, 2009
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения; 
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
6.3.2.2
2. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Перечень помещений для самостоятельной работы обучающихся
7.2
Наименование помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет»
7.3
Аудитория 3 (межкафедральная лаборатория игровых видов спорта), учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
7.4
Мультимедийный проектор – 1, экран – 1, ноутбук – 1, учебная доска – 1, видеотека (42 учебных фильма), электронный секундомер – 1, Полар-система 2 (система онлайн). - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice). На компьютере установлены система тестирования; программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
7.5
Аудитория 4, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 21; для преподавателя – 1.
7.6
Доска – 1, столы учебные – 5, компьютерные столы – 3, экран проекционный – 1, компьютер – 3, принтер – 2, видеотека – 7, презентационный материал – 54, раздаточный материал – 16, научные журналы – 20. На компьютерах  установлены система тестирования; программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
стр. 13
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
7.7
Аудитория 6, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
7.8
Доска – 1, столы учебные – 8, стол для преподавателя – 1, таблицы по биохимии – 14, таблицы по спортивной биохимии – 6, учебные видеофильмы по биохимии – 10, презентационный материал по спортивной биохимии – 6, раздаточный материал по химии, биохимии, спортивной биохимии (методические указания к выполнению лабораторно-практических работ, аттестационные материалы) – 120.
7.9
Аудитория 7, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
7.10
Доска – 1, столы учебные – 12, стол для преподавателя – 1, экран проекционный – 1, таблицы – 20, презентационный материал – 48, видеотека – 16 учебных фильмов.
7.11
Аудитория 10, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 22; для преподавателя – 1.
7.12
Доска – 1, столы учебные – 11, экран проекционный – 1, по реализуемым дисциплинам наглядные пособия – 10, видеотека – 13, презентационный материал – 6, раздаточный материал – 16.  
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики