2023-2024_49_03_01 ФК СП в ИВС заочно 2020_plx_Управление соревновательной деятельностью спортсмена
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Управление соревновательной деятельностью спортсмена
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.ДВ.01.02
 
зачеты 5
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
4
4
6
6
10
10
Кoнтактная рабoта
4
4
6
6
10
10
Сам. работа
32
32
26
21
58
53
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
36
31
72
67
 
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.преп., Токсанов С.Е. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, доцент, Зав.каф., Баймакова Л.Г. _________________
 
Управление соревновательной деятельностью спортсмена
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 22.02.2022 г.  № 9

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Матук С.В.

Теории и методики единоборств и силовых видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 3

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Матук С.В. ______

Теории и методики единоборств и силовых видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Матук С.В. ______

Теории и методики единоборств и силовых видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Матук С.В. _______

Теории и методики единоборств и силовых видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Матук С.В. _______

Теории и методики единоборств и силовых видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
приобретение студентами системы научно-практических знаний, умений и навыков в области руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Тренерская практика 
2.1.2
Профессионально-ориентированная практика
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Индивидуализация процесса спортивной подготовки в избранном виде спорта
2.2.2
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Управление процессом спортивной подготовки в избранном виде спорта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-4: Способен осуществлять руководство соревновательной деятельностью спортсменов. 
 
ПК-4.1: знает технологию планирования подготовки спортсменов к участию в соревнованиях в избранном виде спорта
 
ПК-4.2: умеет разрабатывать планы подготовки спортсменов к участию в соревнованиях в избранном виде спорта на различных этапах подготовки
 
ПК-4.3: умеет определять стратегию соревновательной деятельности спортсменов в избранном виде спорта, включая контроль и коррекцию тренировочного процесса
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Содержание соревновательной деятельности в ИВС
0
 
1.1
Организация и методика тренировки в ИВС /Лек/
2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
Принципы построения  тренировки. Преимущественно техническая и тактическая направленность тренировочного процесса. Планирование оптимизации состава средств на основе учета наиболее характерных соревновательных действий спортсменов. Постоянное специализирование проявлений двигательных и психических  качеств, функциональной подготовленности. Индивидуализация состава действий, тактических компонентов их подготовки и применения в поединках. Создание резервных функциональных возможностей у спортсменов для обеспечения надежности их выступления в главных соревнованиях годичного цикла.  Комплексность воздействия на спортсменов средств технической и тактической подготовки. Ранжирование соревнований в годичных циклах тренировки, их полисоревновательное построение. Особенность оценок тренировочных и соревновательных нагрузок.
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
1.2
Периодизация спортивной тренировки /Лек/
2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
Периоды и этапы многолетней подготовки. Планирование годичной подготовки. Построение подготовительного, соревновательного, переходного периодов. Планирование мезоциклов. Чередование микроциклов различной направленности и величины нагрузки в мезоциклах различного типа. Планирование микроциклов. 
0
 
1.3
Структура тренировки и функциональная подготовка в ИВС /Ср/
6
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
1. Самостоятельное изучение тем: Построение тренировки. Рациональное распределение средств тренировки. Специализированные средства тренировки в ИВС. Чередование занятий различной направленности и величины нагрузки в микроциклах различных типов.
0
 
1.4
Построение подготовки спортсменов в течение года /Ср/
8
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
1. Самостоятельное изучение материала: - структура годичной подготовки; - особенности построения годичной подготовки; - основы многоциклового построения годичной подготовки; - периодизация подготовки в отдельном микроцикле 2. Составление планов на периоды, этапы подготовки
0
 
1.5
Построение программ микроциклов /Ср/
6
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
1. Изучить: типы микроциклов (тренировочные, соревновательные, базовые, ударные, втягивающие восстановительные, подготовительные). 2. Составление конспектов на проведение контрольного тренировочного занятия
0
 
1.6
Построение программ мезоциклов /Ср/
6
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
1. Самостоятельное изучение тем: Типы микроциклов и мезоциклов. Особенности построения мезоциклов при тренировке женщин
0
 
1.7
Разминка в ИВС /Ср/
6
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
1. Самостоятельное изучение тем: Общие основы построения разминки. Структура и содержание разминки. Особенности предсоревновательной разминки.
0
 
 
Раздел 2. Управление соревновательной деятельностью в ИВС
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
2.1
Педагогический контроль соревновательной и тренировочной деятельности в ИВС /Пр/
2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
5
Наблюдение соревновательной деятельности. Объекты педагогической оценки. Составление индивидуальных характеристик в ИВС. Видеозапись и нотационная регистрация деятельности и в тренировочных занятиях и соревнованиях. Определения уровня освоения специализированных умений. Определение  индивидуальных характеристик выполнения приемов нападения и маневрирования, двигательных качеств. Учет тренировочных и соревновательных нагрузок
0
 
2.2
Управление деятельностью в единоборствах и силовых видах спорта в ИВС /Пр/
2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
5
Объективные и субъективные препятствия в тренировочной и соревновательной деятельности в ИВС. Средства и методы  предсоревновательной разминки. Моделирование типовых стрессовых ситуаций, характерных для личных и командных соревнований. Тактические установки на тренировочных занятиях и соревнованиях. Тактические советы. Актуальные проблемы управления специализированной деятельностью в ИВС
0
 
2.3
Основы управления в системе подготовки спортсменов /Пр/
2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
5
Цель, объект и виды управления. Этапное, текущее и оперативное управление
0
 
2.4
Моделирование и прогнозирование в системе подготовки спортсменов /Ср/
6
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
5
1. Самостоятельное изучение тем: Модели соревновательной деятельности, подготовленности, морфофункциональные модели Моделирование соревновательной деятельности и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена. Методы прогнозирования. Краткосрочное и среднесрочное прогнозирование. Долгосрочное и сверхдолгосрочное прогнозирование 2. Составление характеристики команды, спортсмена различной квалификации
0
 
2.5
Контроль в спортивной тренировке /Ср/
6
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
5
1. Самостоятельное изучение тем: Цель, объект и виды контроля. Требования показателям, используемым в контроле. Контроль физической подготовленности, технической, тактической, психологической, соревновательной деятельности. Контроль  тренировочных и соревновательных нагрузок. Средства и методы коррекции тренировочной работы на основе показателей контроля.
0
 
2.6
Основы управления в системе подготовки спортсменов /Ср/
9
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
5
1. Проведение  контрольного тренировочного занятия
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
Текущий контроль осуществляется в межсессионный период и в течение изучения дисциплины, на занятиях. Используются следующие средства контроля: контрольная работа, устный опрос на семинаре, план-конспект УТЗ, проведение УТЗ на оценку. Оценивание осуществляется по критериям и показателям, исходя из максимальной отметки – 60 баллов. Все полученные обучающимся баллы суммируются и итоги размещаются в журнале на Образовательном портале СибГУФК. Обучающийся может в любой момент ознакомиться с результатами обучения.

Описание шкал и процедур оценивания

1. Контрольная работа (9 баллов в сумме) - заключается в виде написания практической работы

9 баллов -  контрольная работа выполнена в полном объеме, отсутствуют недочеты и ошибки

5 баллов -  контрольная работа выполнена в полном объеме, имеются отдельные недочеты или ошибки

0  баллов - контрольная работа выполнена не в полном объеме, имеются существенные недочеты или ошибки

2. Шкала оценки устного опроса по теме занятия (21 балл в сумме)

5 баллов. Полный и правильный ответ обучающегося на вопросы семинара, логично структурировавшему и изложившему материал. При этом обучающийся должен показать знание специальной литературы, продемонстрировать умение обозначить проблемные вопросы в соответствующей области, проанализировать их и предложить варианты решений, дать исчерпывающие ответы на уточняющие и дополнительные вопросы.

4 балла. Полный правильный ответ на вопросы семинара с соблюдением логики изложения материала, но обучающийся допустил при ответе отдельные неточности, не имеющие принципиального характера, или недостаточно чётко и полно ответил на уточняющие и дополнительные вопросы.

3 балла. Ответ показавший неполные знания, ошибки и неточности при ответе на вопросы семинара, неумение логически выстроить материал ответа и сформулировать свою позицию по проблемным вопросам. При этом хотя бы по одному из заданий ошибки не должны иметь принципиального характера. Обучающийся должен опираться в своем ответе на учебную литературу.

0 баллов. Обучающийся не дал ответа по вопросам семинара; дал неверные, содержащие фактические ошибки ответы на все вопросы; не смог ответить на дополнительные и уточняющие вопросы. за отказ отвечать на вопросы семинара.

3. Шкала оценки плана-конспекта УТЗ (20 баллов в сумме)

5 баллов выставляется, если обучающийся выполнил конспект без ошибок и недочетов, допустил не более одного недочета.

4 балла, если обучающийся выполнил конспект полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух недочетов.

3 балла, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил не более двух грубых ошибок,

0 баллов, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.

4. Шкала оценки проведения УТЗ (10 баллов в сумме)

При оценивании практического занятия следует обратить внимание на:

- соответствие действий обучающихся ранее изученным на лекционных и семинарских занятиях методикам и методам;

- максимальное приближение действий обучающихся к реальным, соответствующим будущим функциональным обязанностям;

- поэтапное формирование умений и навыков, т.е. движение от знаний к умениям и навыкам, от простого к сложному и т.д.;

- использование теоретических умений и навыков, фактических документов, технологических карт, бланков и т.п. при работе на тренажерах или действующей технике;

- выработка индивидуальных и коллективных умений и навыков;

- разнообразие форм, средств и методов обучения, плотность в ходе занятия.

5 баллов. Недостатков не отмечено или отмечены единичные несущественные недостатки.

4 балла. Отдельные несущественные недостатки или имеются отдельные недостатки.

3 балла. Имеются отдельные существенные недостатки.  

0 баллов. Имеется много существенных недостатков.

 
5.2. Промежуточная аттестация
5 курс - промежуточная аттестация - экзамен (в сумме 21-40 баллов)

К экзамену допускается обучающийся выполнивший контрольную работу и имеющий от 40 до 60 баллов по текущему контролю. Экзамен проводится в форме собеседования с использованием теоретических вопросов (два вопроса), и одной ситуационной задачи, которые позволяют оценить уровень сформированности знаний и умений по дисциплине.

1. Шкала оценки ответа на теоретический вопрос экзамена (в сумме 20 баллов):

Ответ базируется на полноценно сформированных теоретических знаниях, подкрепляется конкретными примерами из практики. Во время ответа демонстрирует креативность, способности к анализу и синтезу информации, оригинальность мышления. Ответ аргументирован, логически выверен, наполнен конкретными сведениями, подробно детализирован. Полноценно владеет терминологией - 8-10 баллов

Ответ лаконичен и преимущественно носит обобщенный характер. Ответ базируется на фрагментарно сформированных теоретических знаниях, не всегда подкрепляется конкретными примерами из практики. При построении ответа допущены незначительные неточности структурирования материала. Ответ недостаточно полно детализирован и конкретизирован. Допущены незначительные ошибки в процессе подбора конкретных примеров, иллюстрирующих собственное мнение по вопросу. Не всегда точно применяет терминологию - 5-7 баллов

 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
Ответ не структурирован, высказанная информация носит обобщенный характер, не отражает собственную позицию по обсуждаемому вопросу. Высказывание по обсуждаемому вопросу не базируется на теоретических знаниях, не подкрепляется конкретными примерами из практики. Характер высказывания свидетельствует о неточной интерпретации обсуждаемых вопросов. Аргументация представлена слабо. При использовании терминологии допускает ошибки и неточности - 1-4 балла

2. Шкала оценивания ситуационной задачи (в сумме 20 баллов)

1. Обучающийся дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в логической последовательности - 15-20 баллов.

2. Обучающийся дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала - 10-14 баллов.

3. Студент допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи; при ответе наблюдается нарушение логики изложения - 5-9 баллов.

4. Студент не может решить кейс - 0 баллов

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
5 курс

Текущий  контроль

1. Контрольная работа = 9 баллов

2. Устный опрос на семинаре 3 балла х по 7 темам = 21 балл

3. План-конспект УТЗ = 5 баллов х 4 конспекта = 20 баллов

4. Проведение УТЗ = 10 баллов

Итого: 60 баллов

Промежуточная аттестация (экзамен)

Теоретический вопрос 1 - 10 баллов

Теоретический вопрос 2 - 10 баллов

Решение ситуационной задачи - 20 баллов

Итого: 40

                  

Оценка по дисциплине формируется из суммы баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации

Соответствие 100-бальной шкалы БРС пятибальной шкале на экзамене:

«отлично » – 87-100 баллов

«хорошо» - 73-86 баллов

«удовлетворительно» - 61-72 балла

«неудовлетворительно» – если студент получает менее 60 баллов.

При получении на промежуточной аттестации оценки «неудовлетворительно» назначается повторная аттестация.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Шестаков В. Б., Ерегина С. В.
Теория и практика дзюдо: учебник для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению - Физ. культура
Москва: Сов. спорт, 2011
1
https://lib.rucont.ru/efd/187019
 
Л1.2
Фискалов В. Д.
Спорт и система подготовки спортсменов: учебник для высш. проф. образования
Москва: Сов. спорт, 2010
23
https://lib.rucont.ru/efd/225216
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Никитушкин В. Г., Суслов Ф. П.
Спорт высших достижений: теория и методика: учеб. пособие
Москва: Спорт, 2018
11
https://www.iprbookshop.ru/74302
 
Л2.2
Иорданская Ф. А.
Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений (этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования): монография
Москва: Спорт, 2021
1
https://www.iprbookshop.ru/104664
 
Л2.3
Новиков А. А.
Основы спортивного мастерства: монография
Москва: Сов. спорт, 2012
1
https://lib.rucont.ru/efd/225206
 
Л2.4
Завьялов А. И., Миндиашвили Д. Г.
Биопедагогика или спортивная тренировка
Красноярск: Полис, 1992
4
 
6.1.3. Методические разработки
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2020.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л3.1
Шестаков М. П.
Статистика: обработка  спортивных данных на компьютере: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры
Москва: ТВТ Дивизион, 2009
5
 
Л3.2
Губа В. П., Шестаков М. П., Бубнов Н. Б., Борисенков М. П.
Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: учеб. пособие для студентов вузов по специальности 022300 -Физ. культура и спорт
Москва: Физкультура и спорт, 2006
27
 
Л3.3
сост. : Г. М. Грузных, А. А. Саяпин ; Омский ин-т физ. культуры
Тренер сборной команды - представитель спортивной делегации в условиях подготовки и участия в соревнованиях: метод. рекомендации преподавателям ИФК для проведения цикла занятий и деловых игр по специализации (на примере спорт. борьбы)
Омск: [б. и.], 1988
37
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Проведения занятий по дисциплине предполагает наличие:
7.2
- методического кабинета с персональным компьютером и принтером, проектором, экраном, стереодинамиками;
7.3
- доступа через сеть Internet к образовательному порталу учебного заведения, содержащему в электронном виде учебно-методический комплекс дисциплины, который включает теоретические материалы и методические указания по дисциплине;
7.4
- аппаратно-программных комплексов для определения быстроты, физических качеств, техники, тактики;
7.5
-  учебных фильмов, освещающих исторические аспекты, современные методики судейства и содержание правил, методики подготовки спортсменов на разных этапах спортивного мастерства, специфику профилактики спортивного травматизма и организации восстановительных мероприятий;
7.6
- записи соревнований различного уровня для анализа действий спортсменов;
7.7
- учебно-методической литературы, в частности профессорско-преподавательского состава кафедры, периодических изданий и Интернет-ресурсов (в том числе представленные в электронной библиотеке образовательной организации);
7.8
- спортивного зала, манежа, бассейна.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики