МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО заочно 2020.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.биол.наук, Кайгородцева О.В. _________________
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 26.04.2022 г. № 16
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 16.05.2022 г. № 3
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
дать студентам знания о причинах возникновения, протекания, последствиях, мерах предупреждения и защиты от опасностей социального характера и привить студентам практические навыки и умения правильного поведения и использования различных способов и средств индивидуальной и коллективной защиты в опасных ситуациях социального происхождения.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Биомеханика двигательной деятельности
Возрастная анатомия и физиология
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Безопасность жизнедеятельности
Правовые основы профессиональной деятельности
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Учебная практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
Организация спортивно-массовых мероприятий
Основы национальной безопасности и обороны государства
Психология физической культуры
Физиология физической культуры
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Теория и методика физической культуры
История физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Обеспечение безопасности образовательной организации
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
Дорожно-транспортная безопасность
Лечебная физическая культура и массаж
Междисциплинарная практика
Противодействие терроризму
Информационная безопасность
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов
ПК-1.8: Знает:
- теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания;
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.5: Умеет:
- формулировать перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели в сфере ФК и БЖ;
- определять ожидаемые результаты решения задач в предметной сфере ФК и БЖ;
- разрабатывать различные виды планов по реализации программ в области физической культуры и спорта, в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности;
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1: Знает:
- терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей;
- методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
- сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций;
- основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий;
- технику безопасности и правила пожарной безопасности при проведении внеклассных и массовых мероприятий с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала;
УК-8.2: Умеет:
- разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и пр. характера;
- организовывать защитные мероприятия на спортивных объектах при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- оказывать первую помощь пострадавшим в процессе занятий;
- использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел I. Система «человек - социальная среда» и безопасность жизнедеятельности
Тема 1. Основные компоненты обеспечения безопасности в условиях опасностей чрезвычайных ситуаций социального характера. /Лек/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Система обеспечения безопасности от опасностей и чрезвычайных ситуаций различного происхождения. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций социального происхождения. Меры профилактики и локализации социальных опасностей.
Тема 2. Риск в условиях опасных ситуаций социального характера. /Лек/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Риск как категория безопасности жизнедеятельности. Приемлемый риск. Управление рисками опасностей социального характера.
Тема 3. Личность безопасного типа. Социальная и психологическая характеристика
личности безопасного типа. /Лек/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Человек как объект и субъект безопасности. Опасности и угрозы безопасности человека. Внутренние и внешние факторы безопасности человека. Качества личности и их взаимосвязь. Влияние психофизиологических, социальных, профессиональных качеств на безопасность. Влияние состояния.
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Тема 1. Современный терроризм как угроза безопасности личности, общества и государства. /Пр/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Сущность международного терроризма, его аспекты и краткая история. Объекты и субъекты международного терроризма, его организационные структуры. Особенности современного терроризма. Терроризм в России, его характер, основные направления и причины возникновения. Деятельность экстремистских организаций как предпосылка возникновения терроризма.
Тема 2. Массовые беспорядки: причины возникновения, общая характеристика и меры защиты. /Пр/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Массовые беспорядки как социальное явление. Причины возникновения. Особенности проявления массовых беспорядков в России, их характер.
Тема 3. Криминальные опасности и защита от них. /Пр/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Экстремальные ситуации криминогенного характера. Уголовная статистика об особенностях преступлений в современных условиях. Классификация ЧС криминогенного характера.
Современный терроризм как угроза безопасности личности, общества и государства. /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Ознакомиться с темой «Терроризм в России, его характер, основные направления и причины возникновения».
Массовые беспорядки: причины возникновения, общая характеристика и меры защиты. /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Особенности проявления массовых беспорядков в России.
Раздел 2. Раздел II. Опасности социального характера: сущность, классификация, закономерности проявления
Тема 4. Глобальные угрозы социального характера и безопасность. /Лек/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Глобальные социальные структуры. Сущность глобальных угроз. Глобальные опасности, обусловленные деятельностью человека и их причины.
Тема 5. Опасности и чрезвычайные ситуации социального характера в контексте национальной безопасности России. /Лек/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Предельно критические значения показателей безопасности государства.
Тема 6. Войны и военные конфликты и защита населения в зоне их действия. /Лек/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Сущность военных конфликтов, их характер и формы проявления, причины их возникновения. Особенности современных военных конфликтов. Региональные и локальные военные конфликты и военная безопасность государства.
Тема 7. Геополитическая составляющая опасностей и чрезвычайных ситуаций социального характера. /Лек/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Геополитическая безопасность, её сущность, объекты и субъекты. Опасности и угрозы геополитической ситуации.
Тема 4. Безопасность личности в условиях социально-экономического кризиса. /Пр/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Тема 5. Информационные угрозы и способы защиты от них. /Пр/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Массовая аудитория и СМИ. Информационная безопасность, её объекты и субъекты. Опасности и угрозы информационной безопасности. Особенности взаимодействия массовой аудитории и СМИ в условиях ЧС социального характера.
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Тема 6. Региональные угрозы социального характера и безопасность. /Пр/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Сущность и общая характеристика региональных угроз безопасности. Политические, экономические и военные угрозы безопасности.
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Тема 8. Защита населения и территорий в условиях опасностей социального характера. /Пр/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Тема 9. Безопасность образовательных учреждений: состояние и перспективы развития. /Пр/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Информационные угрозы и способы защиты от них. /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Ознакомление с опасностями и угрозами информационной безопасности в России и мире.
Региональные угрозы социального характера и безопасность. /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
«Цветные революции» - миф или реальность.
Защита населения и территорий в условиях опасностей социального характера. /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Современные локальные войны.
Психологические аспекты безопасности в социальной сфере жизнедеятельности. /Ср/
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
Влияние «Черных» технологий на результаты выборов.
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ 40-60 БАЛЛОВ
1. Контрольная работа 3*16=48 б. Min - 36 б.; max - 48 б.
Шкалы оценки
а) Дано более 85% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто в полном объеме, предусмотренном программой. При отстаивании своей точки зрения приводит не менее трех аргументов, делая анализ, формулируя обобщения и выводы. Устанавливает межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явлениями- 3б.
б) Дано 66% - 84% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто в полном объеме, предусмотренном программой. Пытается отстаивать свою точку зрения, приводит 1-2 аргумента. Пытается устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явлениями- 2б.
в) Дано 50% - 65% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто не в полном объеме, частично соответствует программе дисциплины. При ответе не отстаивает свою точку зрения- 1б.
2. Доклад
Шкала оценки доклада: min-1, max- 3 балла
3 балла – Тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; докладчик излагает информацию по памяти, уверенно владеет фактическим материалом, отвечает на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями.
2 балла - Тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; докладчик читает текст доклада, избирательно отвечает на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями.
1 балл-Тема доклада раскрыта не полностью, при подготовке было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; докладчик читает текст доклада, затрудняется при ответе на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, не соответствующей принятым требованиям оформления.
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
3. Выполнение тестовых заданий 9 б. Min - 3 б, max - 9 б.
2 балла - дано более 85% правильных ответов.
1 балл - дано 66% - 84% правильных ответов.
0,5 балла - дано 50% - 65% правильных ответов.
5.2. Промежуточная аттестация
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН)
1. Собеседование по первому вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.
Шкала оценки за ответ:
17-20 баллов – уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.
13-16 баллов – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.
10-12 баллов - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.
2. Собеседование по второму вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.
Шкала оценки за ответ:
17-20 баллов – уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.
13-16 баллов – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.
10-12 баллов - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
1. Контрольная работа - min - 36 б.; max - 48 б.
2. Подготовка доклада - min - 1 б.; max - 3 б.
3. Выполнение тестовых заданий - min - 3 б.; max - 9 б.
ИТОГО по текущему контролю - min - 40 б.; max - 60 б.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):
Собеседование по первому вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.
Собеседование по второму вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.
ИТОГО по промежуточной аттестации - min - 21 б.; max - 40 б.
ОЦЕНКА по дисциплине формируется из баллов, полученных в текущем контроле и промежуточной аттестации:
неудовлетворительно - 60 и менее баллов
удовлетворительно - 61-72 балла
хорошо - 73-86 баллов
отлично - 87-100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Социальные опасности и защита от них: учеб. пособие для студентов вузов
Петров С. В., Гиренко Л. А., Слинькова И. П.
Социальные опасности и защита от них: учеб. пособие для студентов вузов
Социальные опасности и защита от них: учеб. для студентов вузов
Михайлов Л. А., Соломин В. П.
Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них: учеб. для вузов
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2008
Губанов В. М., Михайлов Л. А., Соломин В. П.
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учеб. пособие для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Вострокнутов А. Л., Супрун В. Н., Шевченко Г. В.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Основы топографии: учеб. для приклад. бакалавриата
Айзман Р. И., Шуленина Н. С., Ширшова В. М.
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для пед. вузов
Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2017
https://www.iprbookshop.ru/65282
Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях: учеб.-метод. пособие
Набережные Челны: Изд-во НИСПТР, 2015
https://www.iprbookshop.ru/49915
Айзман Н. И., Айзман Р. И., Зиньковская С. М.
Психологические основы безопасности человека: учеб. пособие для студентов вузов
Психология чрезвычайных ситуаций: учеб. пособие для студентов вузов
под общ. ред. В. П. Соломина
Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений: учеб. и практикум для приклад. бакалавриата
Безопасность жизнедеятельности и управление рисками: учеб. пособие
Москва: РИОР [и др.], 2016
Керимшеева О. А., Иглина Н. Г.
Этнопедагогика и культура безопасности: учеб. пособие для студентов вузов
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал СибГУФК : moodle.sibgufk.ru
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
Официальный сайт СибГУФК : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ