2023-2024_44_03_05 ПО заочно 2020_plx_Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО заочно 2020.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.08.06
 
экзамены 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
9
самостоятельная работа
115
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
115
115
115
115
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.преп., Седымов А.В. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.биол.наук, Кайгородцева О.В. _________________
 
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 26.04.2022 г.  № 16

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 3

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
подготовить обучающихся к педагогическому виду профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с обеспечением охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, на примере системы непрерывного образования в области научных знаний по теории и практике защиты человека от опасных и вредных факторов техногенного характера для следующих объектов профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биохимия человека
2.1.2
Гражданская оборона
2.1.3
Ознакомительная практика
2.1.4
Педагогика
2.1.5
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
2.1.6
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
2.1.7
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.8
Возрастная анатомия и физиология
2.1.9
Гимнастика
2.1.10
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
2.1.11
Лыжная подготовка
2.1.12
Основы охраны труда
2.1.13
Безопасность жизнедеятельности
2.1.14
Правовые основы профессиональной деятельности
2.1.15
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Легкая атлетика
2.2.2
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.2.3
Организация спортивно-массовых мероприятий
2.2.4
Основы национальной безопасности и обороны государства
2.2.5
2.2.6
Психология физической культуры
2.2.7
Физиология физической культуры
2.2.8
Вожатская практика
2.2.9
Плавание
2.2.10
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
2.2.11
Теория и методика физической культуры
2.2.12
История физической культуры
2.2.13
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.2.14
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
2.2.15
Физкультурно-оздоровительная деятельность
2.2.16
Обеспечение безопасности образовательной организации
2.2.17
Основы школьного туризма
2.2.18
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.2.19
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
2.2.20
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
2.2.21
Дорожно-транспортная безопасность
2.2.22
Лечебная физическая культура и массаж
2.2.23
Междисциплинарная практика
2.2.24
Пожарная безопасность
2.2.25
Противодействие терроризму
2.2.26
Информационная безопасность
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
2.2.27
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
2.2.28
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
2.2.29
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов 
 
ПК-1.8: Знает:

- теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания;

 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.5: Умеет:

- формулировать перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели в сфере ФК и БЖ;

- определять ожидаемые результаты решения задач в предметной сфере ФК и БЖ;

- разрабатывать различные виды планов по реализации программ в области физической культуры и спорта, в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности;

 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Знает:

- терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей;

- методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;

- сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций;

- основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий;

- технику безопасности и правила пожарной безопасности при проведении внеклассных и массовых мероприятий с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала;

 
УК-8.2: Умеет:

- разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и пр. характера;

- организовывать защитные мероприятия на спортивных объектах при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- оказывать первую помощь пострадавшим в процессе занятий;

- использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;

- соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1. ЧС техногенного характера: общие понятия, классификации, причины, фазы течения
0
 
1.1
Тема 1. Классификации ЧС техногенного характера, причины и фазы развития.  /Лек/
1
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
ГОСТ Р 22.0.07-95 Источники техногенных ЧС Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров. ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. ГОСТ Р 22.1.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Классификация по масштабу. Классификация по темпу развития, природе возникновения, ведомственной принадлежности. Фазы развития ЧС.
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
1.2
Классификации ЧС техногенного характера, причины и фазы развития

/Пр/

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
Вопросы для рассмотрения:

1. ГОСТ Р 22.0.07-95 Источники техногенных ЧС Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров.

2. ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения.

3. ГОСТ Р 22.1.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование.

4. Классификация по масштабу.

5. Классификация по темпу развития, природе возникновения, ведомственной принадлежности.

6. Фазы развития ЧС.

0
 
1.3
Разработка электронного словаря «Основные термины и определения в области техногенных опасностей» /Ср/
20
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Аварии на опасных производственных объектах
0
 
2.1
Тема1. Аварии на химически опасных объектах.  /Лек/
1
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
Химическая авария: определение понятия и опасность. Крупные химические аварии в России и за рубежом. Виды химических аварий и их классификация. Плановые выбросы химически опасных веществ. Масштаб и продолжительность химического заражения, поражающие лекторы. Возможные последствия аварий на ХОО.
0
 
2.2
Тема 2. Аварии на радиационно-опасных объектах.  /Лек/
1
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
Радиационно потенциально опасные объекты (РОО). Последствия радиационных аварий. Виды и сравнительная характеристика ионизирующих излучений. Единицы измерения радиоактивности. Общее понятие о воздействии ионизирующих излучений на организм человека. Факторы, влияющие на степень поражения ионизирующими излучениями. Классификация лучевых поражений. Острая лучевая болезнь (ОЛБ), вызванная общим внешним равномерным или относительно равномерным гамма-нейтронным облучением. Степени тяжести ОЛБ. Периоды в развитии ОЛБ. Основные симптомы ОЛБ по периодам и степеням заболевания. Ближайшие и отдаленные последствия облучения. Лучевые ожоги. Оказание первой помощи при попадании радиоактивных веществ внутрь (инкорпорация) и на кожу. Правила поведения населения в зоне радиоактивного загрязнения местности. Основные понятия о защите населения и территорий при авариях на РОО народного хозяйства. Режимы радиационной безопасности.
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
2.3
Аварии на химически опасных объектах

/Пр/

1
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Химическая авария: определение понятия и опасность.

2. Крупные химические аварии в России и за рубежом.

3. Виды химических аварий и их классификация.

4. Плановые выбросы химически опасных веществ.

5. Масштаб и продолжительность химического заражения, поражающие лекторы.

6. Возможные последствия аварий на ХОО.

0
 
2.4
Аварии на радиационно-опасных объектах

/Пр/

1
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Радиационно потенциально опасные объекты (РОО). 2. Последствия радиационных аварий.

3. Виды и сравнительная характеристика ионизирующих излучений.

4. Единицы измерения радиоактивности.

5. Общее понятие о воздействии ионизирующих излучений на организм человека.

6. Факторы, влияющие на степень поражения ионизирующими излучениями.

7. Классификация лучевых поражений.

8. Острая лучевая болезнь (ОЛБ), вызванная общим внешним равномерным или относительно равномерным гамма-нейтронным облучением.

9. Степени тяжести ОЛБ. Периоды в развитии ОЛБ.

10. Основные симптомы ОЛБ по периодам и степеням заболевания.

11. Ближайшие и отдаленные последствия облучения.

12. Лучевые ожоги. Оказание первой помощи при попадании радиоактивных веществ внутрь (инкорпорация) и на кожу.

13. Правила поведения населения в зоне радиоактивного загрязнения местности.

14. Основные понятия о защите населения и территорий при авариях на РОО народного хозяйства.

15. Режимы радиационной безопасности.

0
 
2.5
Радиационные аварии /Ср/
18
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Чрезвычайные ситуации на гидротехнических сооружениях
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
3.1
Тема 1. Аварии на гидротехнических сооружениях.  /Лек/
1
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
Водные ресурсы и водное хозяйство страны. Основные отрасли водного хозяйства. Общее понятие о гидротехнических сооружениях (ГТС). Состояние ГТС РФ Новосибирская ГЭС (обще; представление). Основная классификация плотин. Определение понятия «гидродинамическая авария» (ГДА). Крупные гидродинамические происшествия в России и за рубежом. Основные потенциально опасные ГТС. Причины и поражающие факторы гидродинамических аварий. Как подготовиться к аварии. 
0
 
3.2
Аварии на гидротехнических сооружениях

/Пр/

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Водные ресурсы и водное хозяйство страны.

2. Основные отрасли водного хозяйства.

3. Общее понятие о гидротехнических сооружениях (ГТС).

4. Состояние ГТС РФ Новосибирская ГЭС (обще; представление).

5. Основная классификация плотин.

6. Определение понятия «гидродинамическая авария» (ГДА).

7. Крупные гидродинамические происшествия в России и за рубежом.

8. Основные потенциально опасные ГТС.

9. Причины и поражающие факторы гидродинамических аварий.

10. Как подготовиться к аварии.

0
 
3.3
Крупнейшие ГДА /Ср/
18
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Чрезвычайные ситуации на коммунально- энергетических системах жизнеобеспечения
0
 
4.1
Тема 1. Аварии коммунально-энергетических системах.  /Лек/
1
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
Что такое «коммунально-энергетические системы» (КЭС). Как подготовиться к авариям на КЭС. Как действовать при электроэнергетической аварии. Электротравма: причины, признаки, оказание первой помощи. Как действовать при аварии на канализационной системе. Как действовать при водопроводной аварии. Как действовать при аварии на тепловых сетях. Как действовать при утечке магистрального газа. Правила обращения с газовыми и электрическими приборами и уход за ними. Оказание первой помощи при отравлении газом. Профилактика аварий на коммунально-энергетических системах. Меры повышения устойчивости работы КЭС (конкретные рекомендации по системам).
0
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
4.2
Обрушение зданий, конструкций

/Пр/

1
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Полное или частичное обрушение здания: причины, способствующие условия.

2. Профилактика обрушения - предупредительные мероприятия. 3. Как действовать при внезапном обрушении здания или конструкции.

4. Как действовать, находясь в завале.

5. Виды травм, возможных при обрушении сооружений и конструкций.

6. Виды помощи раненым на месте происшествия.

0
 
4.3
Аварии коммунально-энергетических системах

/Пр/

1
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
1. Что такое «коммунально-энергетические системы» (КЭС).

2. Как подготовиться к авариям на КЭС.

3. Как действовать при электроэнергетической аварии. 4. Электротравма: причины, признаки, оказание первой помощи. 5. Как действовать при аварии на канализационной системе.

6. Как действовать при водопроводной аварии.

7. Как действовать при аварии на тепловых сетях.

8. Как действовать при утечке магистрального газа.

9. Правила обращения с газовыми и электрическими приборами и уход за ними.

10. Оказание первой помощи при отравлении газом.

11. Профилактика аварий на коммунально-энергетических системах.

12. Меры повышения устойчивости работы КЭС (конкретные рекомендации по системам).

0
 
4.4
Аварии на водопроводе. Негативные следствия. /Ср/
16
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
0
 
 
Раздел 5. Раздел 5. Пожарная безопасность
0
 
5.1
Тема 1. Взрыв: общие сведения, причины, поражающие факторы.  /Лек/
1
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
Взрыв: взрывоопасные объекты, основные поражающие факторы взрыва. Первичные и вторичные последствия. Виды травм, сопутствующих взрыву. Меры предупреждения взрыва на промышленном предприятии. Правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва. Взрывы на генных объектах и АЗС.
0
 
5.2
Тема 2. Средства пожаротушения.  /Лек/
1
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
Средства и способы тушения пожар на промышленном предприятии. Первичные средства пожаротушения. Пожарная сигнализация. Автоматические противопожарные установки. Противопожарная профилактика в зданиях и на территории промышленного объекта.
0
 
стр. 10
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
5.3
Взрыв: общие сведения, причины, поражающие факторы

/Пр/

1
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Взрыв: взрывоопасные объекты, основные поражающие факторы взрыва.

2. Первичные и вторичные последствия.

3. Виды травм, сопутствующих взрыву.

4. Меры предупреждения взрыва на промышленном предприятии.

5. Правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва.

6. Взрывы на генных объектах и АЗС.

0
 
5.4
Средства пожаротушения

/Пр/

1
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Средства и способы тушения пожар на промышленном предприятии.

2. Первичные средства пожаротушения.

3. Пожарная сигнализация.

4. Автоматические противопожарные установки.

5. Противопожарная профилактика в зданиях и на территории промышленного объекта.

0
 
5.5
Техногенные пожары /Ср/
16
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
0
 
 
Раздел 6. Раздел 6. Способы защиты населения в условиях ЧС техногенного характера
0
 
стр. 11
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
6.1
Тема 1. Система оповещения населения как один из способов защиты в условиях ЧС.  /Лек/
1
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
Средства защиты в условиях ЧС. Основные цели проведения эвакуационных мероприятий. Термины и определения: загородная зона, безопасный район, рассредоточение, отселение и жизнеобеспечение эвакуированного населения. Территориально-производственный принцип эвакуации. Варианты, способы и очередность эвакуации. Размещение эваконаселения в загородной зоне. Эвакуационные органы: назначение, задачи, структура, документы РФ и главы администрации города, района. Режимы деятельности эвакоорганов во время ЧС техногенного характера. Основы планирования эвакуационных мероприятий. Определяющие факторы, подготовка и мероприятия, проводимые с получением сигнала о начале эвакуации. Особенности проведения эвакуации при аварии на POO, XOO, при катастрофическом затоплении. Классификация средств защиты населения в условиях ЧС. Коллективные средства защиты: защитные сооружения гражданской обороны; основное предназначение; виды защитных сооружений и правила поведения в них людей. Индивидуальные средства защиты населения: назначение и классификация. Средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи. Средства защиты глаз и лица. Защитные дерматологические средства. Медицинские средства индивидуальной защиты. Применение противоядий. Санитарная обработка: классификация, средства и способы проведения. Защита и обеззараживание продуктов питания и воды.
0
 
стр. 12
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
6.2
Система оповещения населения как один из способов защиты в условиях ЧС

/Пр/

1
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Основные цели проведения эвакуационных мероприятий.

2. Термины и определения: загородная зона, безопасный район, рассредоточение, отселение и жизнеобеспечение эвакуированного населения.

3. Территориально-производственный принцип эвакуации.

4. Варианты, способы и очередность эвакуации.

5. Размещение эваконаселения в загородной зоне. 6. Эвакуационные органы: назначение, задачи, структура, документы РФ и главы администрации города, района.

7. Режимы деятельности эвакоорганов во время ЧС техногенного характера.

8. Основы планирования эвакуационных мероприятий.

9. Определяющие факторы, подготовка и мероприятия, проводимые с получением сигнала о начале эвакуации.

10. Особенности проведения эвакуации при аварии на POO, XOO, при катастрофическом затоплении.

0
 
6.3
Средства защиты в условиях ЧС

/Пр/

1
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
Вопросы для рассмотрения:

1. Классификация средств защиты населения в условиях ЧС.

2. Коллективные средства защиты: защитные сооружения гражданской обороны; основное предназначение; виды защитных сооружений и правила поведения в них людей.

3. Индивидуальные средства защиты населения: назначение и классификация.

4. Средства защиты органов дыхания.

5. Средства защиты кожи.

6. Средства защиты глаз и лица.

7. Защитные дерматологические средства.

8. Медицинские средства индивидуальной защиты.

9. Применение противоядий.

10. Санитарная обработка: классификация, средства и способы проведения. 11. Защита и обеззараживание продуктов питания и воды.

0
 
6.4
Крупнейшие ЧС техногенного характера /Ср/
15
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
0
 
6.5
Контрольная работа /Ср/
12
УК-8.1 УК-8.2 УК-2.5 ПК-1.8
3
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ 40-60 БАЛЛОВ

1. Контрольная работа 3*17=51 б. Min - 37,5 б.; max - 51 б.

Шкалы оценки

 
стр. 13
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
а) Дано более 85% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто в полном объеме, предусмотренном программой. При отстаивании своей точки зрения приводит не менее трех аргументов, делая анализ, формулируя обобщения и выводы. Устанавливает межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явлениями- 3б.

б) Дано 66% - 84% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто в полном объеме, предусмотренном программой. Пытается отстаивать свою точку зрения, приводит 1-2 аргумента. Пытается устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явлениями- 2б.

в) Дано 50% - 65% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто не в полном объеме, частично соответствует программе дисциплины. При ответе не отстаивает свою точку зрения- 1б.

2. Доклад

Шкала оценки доклада:  min-1, max- 3 балла

3 балла – Тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; докладчик излагает информацию по памяти, уверенно владеет фактическим материалом, отвечает на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями.

2 балла - Тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; докладчик читает текст доклада, избирательно отвечает на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями.

1 балл-Тема доклада раскрыта не полностью, при подготовке было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; докладчик читает текст доклада, затрудняется при ответе на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, не соответствующей принятым требованиям оформления.

3. Выполнение тестовых заданий 6 б. Min - 1,5 б, max - 6 б.

2 балла - дано более 85% правильных ответов.

1 балл - дано 66% - 84% правильных ответов.

0,5 балла - дано 50% - 65% правильных ответов.

 
5.2. Промежуточная аттестация
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН)

1. Собеседование по первому вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.

Шкала оценки за ответ:

17-20 баллов – уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);  использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);  анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.

13-16 баллов – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.

10-12 баллов  - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.

2. Собеседование по второму вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.

Шкала оценки за ответ:

17-20 баллов – уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);  использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);  анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.

13-16 баллов – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.

10-12 баллов  - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в 

 
стр. 14
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

1. Контрольная работа - min - 37,5 б.; max - 51 б.

2. Подготовка доклада - min - 1 б.; max - 3 б.

3. Выполнение тестовых заданий - min - 1,5 б.; max - 6 б.

ИТОГО по текущему контролю - min - 40 б.; max - 60 б.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):

Собеседование по первому вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.

Собеседование по второму вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.

ИТОГО по промежуточной аттестации - min - 21 б.; max - 40 б.

ОЦЕНКА по дисциплине формируется из баллов, полученных в текущем контроле и промежуточной аттестации:

неудовлетворительно - 60 и менее баллов

удовлетворительно - 61-72 балла

хорошо - 73-86 баллов

отлично - 87-100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Опасности техногенного характера и защита от них: учеб. пособие
Сургут: РИО СурГПУ, 2016
1
https://www.iprbookshop.ru/87024
 
Л1.2
Наумов И. А., Зиматкина Т. И., Сивакова С. П.
Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность: учеб. пособие для студентов вузов
Минск: Вышэйш. шк., 2015
1
https://www.iprbookshop.ru/48003
 
Л1.3
Петров С. В., Омельченко И. В., Макашев В. А.
Опасности техногенного характера и защита от них: учеб. поосбие для студентов вузов
Новосибирск: АРТА, 2011
10
 
Л1.4
Крючек Н. А., Латчук В. Н.
Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: учеб.-метод. пособие для проведения занятий с населением
Москва: ЭНАС, 2017
0
 
Л1.5
под ред. Г. Н. Кириллова
Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: учеб. пособие
Москва: ИРБ, 2010
0
 
Л1.6
Сидоренко А. В.
Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность: курс лекций
Минск: [б. и.], 2010
0
 
Л1.7
Мастрюков Б. С.
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учеб. для студентов пед. вузов
Москва: Академия, 2009
2
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Вострокнутов А. Л., Супрун В. Н., Шевченко Г. В.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Основы топографии: учеб. для приклад. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2018
0
 
Л2.2
Мазурин Е. П., Айзман Р. И.
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций: учеб. пособие
Москва: КНОРУС, 2018
5
 
Л2.3
Ветошкин А. Г.
Нормативно-управленческое обеспечение безопасности жизнедеятельности: учеб.-практ. пособие : в 2 ч.
Москва [и др.]: Инфра-Инженерия, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/68996
 
стр. 15
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.4
Белов С. В.
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учеб. для академ. бакалавриата : в 2 ч.
Москва: Юрайт, 2018
0
 
Л2.5
Белов С. В.
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учеб. для академ. бакалавриата : в 2 ч.
Москва: Юрайт, 2018
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный портал СибГУФК  : moodle.sibgufk.ru
 
Э2
Сайт библиотеки СибГУФК  :  lib.sibsport.ru
 
Э3
Официальный сайт СибГУФК  : sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
6.3.2.3
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики