2023-2024_44_03_05 ПО заочно 2020_plx_Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО заочно 2020.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.07.07
 
экзамены 4
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
9
самостоятельная работа
53
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
4
4
6
6
10
10
Кoнтактная рабoта
4
4
6
6
10
10
Сам. работа
32
32
21
21
53
53
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
36
36
36
36
72
72
 
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доц., Голубь Е.Ю. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.пед.наук, доц., Мельникова Ю.А. _________________
 
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 25.04.2023 г.  № 10

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
подготовить обучающихся к педагогическому виду профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с программно-методическим обеспечением образовательного процесса, на примере системы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности для следующих объектов профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Организация спортивно-массовых мероприятий
2.1.2
Основы национальной безопасности и обороны государства 
2.1.3
Психология физической культуры
2.1.4
Психолого-педагогическая практика
2.1.5
Технологии досуговой деятельности 
2.1.6
Физиология физической культуры
2.1.7
Гигиенические основы физической культуры и спорта
2.1.8
Проектная деятельность педагога
2.1.9
Современные образовательные технологии 
2.1.10
Спортивные игры
2.1.11
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
2.1.12
Биохимия человека
2.1.13
Гражданская оборона
2.1.14
Ознакомительная практика
2.1.15
Педагогика 
2.1.16
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
2.1.17
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
2.1.18
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.19
Возрастная анатомия и физиология 
2.1.20
Гимнастика
2.1.21
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
2.1.22
Лыжная подготовка
2.1.23
Основы охраны труда
2.1.24
Правовые основы профессиональной деятельности 
2.1.25
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.26
Основы национальной безопасности и обороны государства 
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Врачебно-педагогический контроль 
2.2.2
История физической культуры
2.2.3
Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
2.2.4
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.2.5
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
2.2.6
Физкультурно-оздоровительная деятельность 
2.2.7
Обеспечение безопасности образовательной организации
2.2.8
Основы школьного туризма
2.2.9
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.2.10
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
2.2.11
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях 
2.2.12
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
2.2.13
Дорожно-транспортная безопасность
2.2.14
Лечебная физическая культура и массаж
2.2.15
Междисциплинарная практика
2.2.16
Пожарная безопасность
2.2.17
Противодействие терроризму
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
2.2.18
Информационная безопасность
2.2.19
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
2.2.20
Социальные основы профилактики экстремизма и зависимых форм поведения в молодежной среде
2.2.21
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
2.2.22
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях 
2.2.23
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.2: Знает:

- нормативно-правовые, дидактические и методические основы разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ;

- требования ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования;

 
ОПК-2.5: Умеет

- осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках ООП, разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемых учебных дисциплин;

- разрабатывать цели, планируемые результаты, содержание, организационно-методический инструментарий, диагностические средства оценки результативности основных и дополнительных образовательных программ, отдельных их компонентов, в том числе с использованием ИКТ;

 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.3: Знает:

- формируемые в преподаваемых предметах (ФК и БЖ) предметные и метапредметные компетенции;

 
ОПК-5.4: Умеет:

- определять и реализовывать формы, методы и средства осуществления контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, выявления и психолого-педагогической коррекции групповых и индивидуальных трудностей в обучении в мониторинговом режиме;

- организовать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, результатов освоения ООП обучающихся;

- оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;

- оценивать образовательные результаты, формируемые в преподаваемых предметах (ФК и БЖ) предметные и метапредметные компетенции;

 
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов 
 
ПК-1.10: Умеет:

- разрабатывать учебную документацию по учебному предмету;

- самостоятельно планировать учебную работу в рамках образовательной программы и осуществлять реализацию программ по учебному предмету;

- разрабатывать технологическую карту урока, включая постановку его задач и планирование учебных результатов;

- планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой;

 
ПК-4: Способен проектировать и реализовывать содержание образования в предметной области (ФК и БЖ) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ по профилю, в соответствии с уровнем развития современной науки и  с учетом возрастных особенностей обучающихся
 
ПК-4.3: Знает:

- содержание преподаваемой дисциплины и средств реализации дополнительного образования в объеме, необходимом для построения образовательной программы;

- требования примерных образовательных программ по учебному предмету;

- программы и учебники по преподаваемому предмету;

- современные технологии и методики обучения в предметной области;

- перечень и содержательные характеристики учебной документации по вопросам организации и реализации образовательного процесса;

 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
ПК-4.4: Умеет:

- составлять образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС на основе современных знаний о технологиях и методиках обучения;

- планировать этапы их реализации в ведущих направлениях проектирования учебного содержания, средств реализации дополнительного образования;

- проектировать образовательную среду в осуществлении дополнительного образования в соответствии с ФГТ;

- проектировать содержание обучения по предмету в соответствии с уровнем развития научного знания и с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение;

- разрабатывать технологическую карту урока;

- критически анализировать учебные материалы предметной области с точки зрения их научности, психолого-педагогической и методической целесообразности использования;

 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.5: Умеет:

- формулировать перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели в сфере ФК и БЖ;

- определять ожидаемые результаты решения задач в предметной сфере ФК и БЖ;

- разрабатывать различные виды планов по реализации программ в области физической культуры и спорта, в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по ОБЖ
0
 
1.1
Тема 1.1. Мониторинг качества реализации образовательного процесса по ОБЖ

/Пр/

2
ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-2.5
4
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по ОБЖ: стартовая диагностика, текущий контроль, тематический контроль. Критерии оценки деятельности учащихся
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
1.2
Тема 1.1. Понятие, задачи программно-методического обеспечения по предмету, его структура

1. Перечислите требования обязательного минимума содержания курса

«Основ безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательном учреждении.

2.Какие из перечисленных ниже компонентов должна содержать программа учебной дисциплины программы учебной согласно требованиям ФГОС? (укажите не менее 5):

3.Сформулируете основные цели перечисленных ниже компонентов программы учебной дисциплины согласно ФГОСООО

1) Пояснительная записка;

2) Общая характеристика учебного предмета;

3) Содержание учебного предмета;

4) Планируемые результаты изучения учебного предмета;

4.Дополните предложенный перечень структурных компонентов программы учебной дисциплины согласно ФГОС ООО:

1) Пояснительная записка;

2) Общая характеристика учебного предмета;

3) Содержание учебного предмета;

4) Планируемые результаты изучения учебного предмета

/Ср/

6
ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4 ПК-1.10
3
0
 
1.3
Тема 1.2. Нормативно-правовая база, регламентирующая обеспечение образовательного процесса по ОБЖ

1. Изучить основные документы, являющиеся нормативной базой преподавания курса ОБЖ в общеобразовательной и профильной школе.

2. Ознакомиться с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по ОБЖ. Сделайте вывод об особенностях структуры и содержания этого школьного курса.

3. Проанализировать базисный учебный план и определите объем учебного времени, отводимого на изучение курса ОБЖ в начальном, основном и среднем (полном) общем образовании.

4. Рассмотреть программно-методические комплексы по курсу ОБЖ и покажите, как в них отражены основные компоненты ФГОСа и содержание курса.

/Ср/

9
ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4 ПК-1.10
3
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
1.4
Тема 1.3. Мониторинг качества реализации образовательного процесса по ОБЖ

1. Представить характеристику видам (этапам) деятельности, связанным с усвоением учебной информации при

А) компьютерном обучении: эмпирическая деятельность (этап восприятия);

Б) эвристической деятельности по распознаванию ситуации; преобразовании модели по избранному алгоритму;

В) репродуктивной деятельности по преобразованию модели и получению нового знания;

Г) практической деятельности, связанной с отработкой

навыка.

2. Прогнозирование уровня сформированности УУД в соответствие с требованиями ФГОС.

/Ср/

4
ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-2.5 ПК-4.3 ПК-1.10
3
0
 
1.5
Тема 1.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая обеспечение образовательного процесса по ОБЖ

/Лек/

2
ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-2.5 ПК-4.3
3
ФГОС дошкольного, начального общего образования: основные положения, требования к результатам освоения программы по ОБЖ. ФГОС основного общего, среднего общего образования: основные положения, требования к результатам освоения программы по ОБЖ. «Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» Профессиональные стандарты, единые квалификационные справочники профессий.
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Проектирование содержание обучения по предмету основы безопасности жизнедеятельности
0
 
2.1
Тема 2.1.Планирование работы учителя по безопасности жизнедеятельности

/Лек/

2
ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4 ПК-1.10
3
Различные виды планирования. Перспективное планирование: календарно - годовое, тематическое. Текущее планирование, поурочное. Подготовка учителя к составлению различных видов планирования.
0
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
2.2
Тема 2.1. Образовательные программы основного общего и среднего общего образования по предмету ОБЖ. Программы элективных и факультативных курсов

/Пр/

2
ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4 ПК-1.10
4
Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. Структура примерной программы: цель, задачи, результаты обучения. Особенности содержания примерной программы. Особенности примерного тематического планирования. Планируемые результаты освоения примерной программы Учебные (рабочие) программы: пояснительная записка, содержание образования, методические рекомендации, учебно-методическое обеспечение программ. Авторские программы. Программы элективных курсов.
0
 
2.3
Тема 2.2. Дидактические материалы и наглядно-технические средства обучения в курсе ОБЖ

/Пр/

2
ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-2.5 ПК-4.3
4
Стенды, плакаты. Аудиовизуальные пособия: учебные видеофильмы Средства программного обучения и контроля знаний: компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»; компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»; мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях; географическая информационная система «ГЕО-ЭКС-ТРЕМУМ»; компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах» Макеты, муляжи, модели: макеты местности, отражающие расположение потенциально опасных объектов, дорог, водоемов, убежищ и т. п.; макеты жилых и промышленных зданий с узлами жизнеобеспечения, технологическим оборудованием; макеты потенциально опасных элементов технологического оборудовании; макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе. Тренажеры: робот-тренажер «Максим 2», «Гоша»,куклы-тренажеры для искусственного дыхания и наружного массажа сердца Средства индивидуальной защиты: средства защиты дыхания, противопылевые тканевые маски, респираторы (типа ШБ-1 и т. п.) противогазы (типа ГП-7. ПДФ-7, ИП-4М , средства защиты кожи, фильтрующие СЗК (типа КИП-8)
0
 
стр. 10
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
2.4
Тема 2.1. Содержание курса ОБЖ и средства реализации дополнительного образования в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности в рамках «Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы»

1. Рассмотреть программно-методические комплексы по курсу ОБЖ и покажите, как в них отражены основные компоненты ФГОСа и содержание курса.

2. Проанализировать раздела в программе ОБЖ «Чрезвычайные ситуации природного характера».

3. Представить учебно-воспитательные задачи изучения раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера».

/Ср/

6
ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
3
0
 
2.5
Тема 2.2. Планирование работы учителя по безопасности жизнедеятельности.

1. Составьте перспективный календарный план по ОБЖ для 5 класса, используя предложенную форму:

Тема

Кол-во часов

Сроки изучения

Внеклассные мероприятия

Примечания

2 Подготовьте план изучения темы «Автономное существование человека в природе» (6-й класс) по образцу.

Учебные вопросы

Основные понятия

Содержание урока

Методы и приемы

Примечания

3 Определите основные параметры подготовки учителя к уроку ОБЖ.

/Ср/

7
ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
3
0
 
2.6
Тема 2.3. Образовательные программы основного общего и среднего общего образования по предмету ОБЖ. Программы элективных и факультативных курсов

1.Изучите вариативные программы обучения основам безопасности жизнедеятельности (9 кл., 10 кл., 11 кл.), используя предложенную форму:

Содержание пояснительной записки

Цель, задачи

Результаты обучения

Учебно-методическое обеспечение программы

/Ср/

10
ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
4
0
 
стр. 11
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
2.7
Тема 2.4. Школьные учебники по основам безопасности жизнедеятельности. Рабочие тетради

1. Проведите анализ одного учебника ОБЖ, используя следующие вопросы:

I. Автор, название, год издания учебника.

II. Структура учебника.

III. Содержание отдельных пунктов учебника:

а) соответствует ли содержание и объем

материала «Обязательному минимуму содержания образования по ОБЖ»;

б) ставятся ли автором вопросы для самоконтроля; приведите пример.

IV. Проведите анализ заданий учебника:

а) достаточно ли заданий для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы;

б) расположены ли они с нарастанием трудности их решения;

в) соответствует ли содержание заданий цели и задачам воспитания учащихся;

г) имеются ли задания с занимательным и историческим содержанием

V. Оцените доступность языка изложения содержания учебного материала; его убедительность; красочность; простоту и т.п. Приведите примеры.

VI. Включен ли учебник в список рекомендованных Министерством образования и науки

VII. Есть ли материал для внеклассной работы

VIII. Реализованы ли в учебнике межпредметные связи курса ОБЖ. Приведите пример.

2. Проанализируйте текст выбранного учебника. Выделите основной, пояснительный и дополнительный тексты. Установите соотношение разных видов текста в анализируемом учебнике. Определите соотношение текста и внетекстовых компонентов учебника (%).

3. Проанализируйте виды приложений, их ценность.

4. Проанализируйте иллюстративный аппарат учебника. Приведите примеры иллюстраций разного назначения:

- создающие представление о внешнем облике предмета

обучения;

- доказывающие положения, изложенные в тексте учебника;

- способствующие раскрытию признаков понятия;

- способствующие лучшему пониманию причинно-следственных связей;

- дающие новую информацию, отсутствующую в тексте.

6
ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
4
0
 
стр. 12
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
/Ср/
 
2.8
Тема 2.5. Дидактические материалы и наглядно-технические средства обучения в курсе ОБЖ

1. Определите цели создания, особенности планировки и оборудования кабинета ОБЖ.

2. Определите роль и функции других компонентов материальной базы обучения ОБЖ: спортивного городка, школьного музея (уголка) боевой славы, единой полосы препятствий.

3. Подготовьте фильм с помощью программы Move Maker для учащихся 5—10-х классов с учетом возрастных и психологических особенностей по одной из предложенных тем:

 Чрезвычайные ситуации природного характера;

 Чрезвычайные ситуации техногенного характера;

 Чрезвычайные ситуации экологического характера;

 Чрезвычайные ситуации биологического характера;

 Чрезвычайные ситуации социального характера;

 Основы военной службы;

 Пожарная безопасность;

 Бытовая безопасность.

В фильме должны быть отражены статистические данные по теме, правила поведения и основные определения.

Этапы выполнения задания:

1) Выбор сюжета и формулировка идеи, выбор методов поиска.

2) Исследование идеи: работа в библиотеке с журналами, кни-

гами, газетами.

3) Фиксирование эскизов, рисунков, пометок.

/Ср/

5
ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.5 УК-2.5 ПК-4.3 ПК-4.4
4
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студент  должен:

- ответить минимум на один вопрос на семинарском занятии (всего 3 семинарских занятия),

- выполнить разноуровневые задания

- выполнить контрольную работу

- пройти тест для самоконтроля.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (ЭКЗАМЕН) проводится в форме устного собеседования. Экзаменационный билет включает 2 вопроса.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену:

1. Структура учебно-воспитательных задач урока по основам безопасности жизнедеятельности.

2. Структура и этапы комбинированного урока по основам безопасности жизнедеятельности, их характеристика.

3. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки.

4. Актуальные проблемы взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств в подготовке специалиста безопасности жизнедеятельности.

5. Проблемы формирования учебно-методического комплекса в подготовке специалиста безопасности жизнедеятельности.

 
стр. 13
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
6. Современные изменения в фундаментальности подготовки специалиста безопасности жизнедеятельности.

7. Предмет и задачи методики обучения безопасности жизнедеятельности, функции учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

8. Виды обучения, их характеристика.

9. Характеристика частных закономерностей по уровням обучения, дидактические принципы обучения.

10. Характеристика междисциплинарного содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, принципы отбора содержания.

11. Цели и задачи курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Способы постановки учебных целей.

12. Общая характеристика учебных общеобразовательных программ по курсу ОБЖ.

13. Структура и содержание учебного предмета ОБЖ в школе.

14. Анализ урока с учетом межпредметных связей.

15. Методика составления ситуационных задач для изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5-11 классах.

16. Значение контроля и проверки знаний школьников по курсу «ОБЖ».

17. Формы и методы контроля и оценки знаний школьников на предметных уроках.

18. Домашняя работа по ОБЖ. Практическая направленность и творческий характер домашних заданий.

19. Экскурсии по безопасности жизнедеятельности. Методические требования и особенности проведения.

20. Методические требования к школьной лекции.

21. Проведение семинарских занятий, конференций по ОБЖ.

22. Игровые формы организации учебного процесса по ОБЖ.

23. Нетрадиционные формы работы по ОБЖ.

24. Внеклассная работа по  ОБЖ, ее значение в учебно-воспитательном процессе.

25. Индивидуальная и групповая формы внеклассной работы по ОБЖ.

26. Массовая внеклассная работа по ОБЖ.

Оценку "отлично" получают те студенты, которые в течение семестра и на промежуточной аттестации набрали 87-100 баллов;

оценку "хорошо" - 73-86 баллов;

оценку "удовлетворительно" - 61-72 балла;

оценку "неудовлетворительно" - 60 баллов и менее.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

1. Дискуссия (устные ответы на семинарах, всего 3 занятия) - 3 х 5 - max - 15 б

2. Разноуровневые задания (всего 10 заданий) 10 х 2 б.- max - 20 б

3. Контрольная работа (2 задания в одном варианте) 2 х 7 б.- max - 14 б

3. Тест - max - 11 б

ИТОГО по текущему контролю - max - 60 б.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (экзамен):

Вопрос 1 - 20 баллов

Вопрос 2 - 20 баллов

ИТОГО: 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Константинов Ю. С., Глаголева О. Л.
Методика обучения: уроки ориентирования: учеб. пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2017
0
 
Л1.2
Бочарова Н. И., Бочаров Е. А.
Методика обучения безопасности жизнедеятельности. Обучение выживанию: учеб. пособие для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2019
0
 
Л1.3
Чугайнова Л. В.
Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учеб.-метод. пособие
Соликамск: Изд-во СГПИ, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/86552
 
Л1.4
Суворова Г. М., Горичева В. Д.
Методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2017
0
 
стр. 14
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.5
Михайлова Д. А.
Методика обучения предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности": учеб. пособие для студентов по образов. программе "Безопасность жизнедеятельности" направления подгот. 44.03.01 "Пед. образование"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2016
0
 
Л1.6
Дрозд К. В., Плаксина И. В.
Проектирование образовательной среды: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры
Москва: Юрайт, 2018
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
авт.-сост. Ю. А. Маренчук ; Северо-Кавказский федерал. ун-т
Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016
1
https://www.iprbookshop.ru/66053
 
Л2.2
Кисляков П. А.
Студенческая олимпиада по безопасности жизнедеятельности: метод. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2015
1
https://www.iprbookshop.ru/33861
 
Л2.3
Чугайнова Л. В.
Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учеб.-метод. пособие
Соликамск: Изд-во СГПИ, 2012
1
https://www.iprbookshop.ru/47906
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный портал СибГУФК  : moodle.sibgufk.ru
 
Э2
Сайт библиотеки СибГУФК  : lib.sibsport.ru
 
Э3
Официальный сайт СибГУФК  : sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312, 
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики