МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Технологии внеклассной работы
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО заочно 2020.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
канд.пед наук, доц., Чусовитина О.М.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна;канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Технологии внеклассной работы
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 23.04.2024 г. № 10
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Дисциплина направлена на освоение технологий организации досуговой деятельности для успешной организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Проектирование урока по требованиям ФГОС
Психолого-педагогическая практика
Современные образовательные технологии
Технологии воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря
Технологии досуговой деятельности
Ассистивные технологии в образовании
Возрастная и педагогическая психология
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.4: Знает:
- особенности различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой;
- методы организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
- основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий в рамках основных и дополнительных образовательных программ;
ОПК-3.5: Умеет:
- определять и реализовывать формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования;
ОПК-3.7: Умеет
- проектировать и реализовывать воспитательные программы, используя воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной и т.д.);
- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
- использовать современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы на занятии и во внеурочной деятельности;
- организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1: Знает
- основы методики воспитательной работы;
- направления и принципы воспитательной работы;
- методики духовно-нравственного воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, в том числе интерактивные;
- особенности формирования у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, толерантности, навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
ОПК-4.4: Умеет:
- реализовывать современные формы и методы воспитательной работы, используя их в учебной и внеучебной деятельности;
- реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
- формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира;
- формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;
- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
ОПК-4.5: Умеет:
- разрабатывать программы профилактики различных форм насилия в школе
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.6: Умеет:
- управлять учебными группами с целью вовлечения занимающихся в процесс обучения и воспитания;
- анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Внеклассная работа в системе школьного образования
Место внеклассной работы в системе школьного образования /Лек/
ОПК-4.1 ОПК-3.4 ОПК-3.7 УК-3.6
Место внеклассной работы в системе школьного образования. Внеклассная, внеурочная, внешкольная воспитательная работа. Принципы организации внеклассной работы. Структура управления воспитательной работой в школе. Технология и искусство воспитания.
Основы проектирования и реализации воспитательных программ /Пр/
ОПК-4.5 ОПК-3.4 ОПК-3.7 УК-3.6
Вопросы для рассмотрения:
1. Проектирование воспитательных программ в общеобразовательной школе.
2. Проектирование совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.
3. Проектирование воспитательных программ на основе использования воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной и т.д.)
Раздел 2. Методики и технологии воспитания
Основные принципы деятельностного подхода в воспитательной работе /Лек/
ОПК-4.4 ОПК-3.4 ОПК-3.7 УК-3.6
Основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы. Формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.
Роль игры в воспитании личности /Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1. Игра и воспитание.
2. Классификация игр.
3. Условия эффективности игры как воспитательного средства.
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Технология коллективно-творческой деятельности /Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1. Сущность и отличительные признаки КТД.
2. Основные задачи КТД.
3. Типы КТД по масштабу реализации.
1. Этапы проведения КТД.
2. Типы КТД по направленности творческой деятельности.
3. Алгоритмы составления КТД различных типов.
Подготовка к семинарским занятиям по материалам лекции и основной и дополнительной литературы /Ср/
Раздел 3. Педагогический анализ внеклассной работы
Педагогический анализ воспитательной деятельности /Пр/
ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-3.7 УК-3.6
Вопросы для рассмотрения:
1. Анализ воспитательной работы педагога в школе.
2. Педагогический анализ внеклассного мероприятия.
3. Взаимосвязь педагогического анализа и психолого-педагогической диагностики.
Подготовка к семинарским занятиям по материалам лекции и основной и дополнительной литературы /Ср/
Отбор содержания, методов и форм организации для проведения культурно-досуговой программы /Ср/
Отбор содержания, методов и форм организации для проведения игровой программы /Ср/
Отбор содержания, методов и форм организации для проведения праздника /Ср/
ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-3.7 УК-3.6
Отбор содержания, методов и форм организации для проведения физкультурно-массового досугового мероприятия /Ср/
Промежуточная аттестация (зачет) /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент должен
- участвовать в семинарских занятиях (всего 4 семинарских занятия)
- выполнить практико-ориентированные задания
- выполнить контрольную работу
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
1. Собеседование (устные ответы на семинарах) - 4Х10=40
2. Практико-ориентированные задания 2Х20=40
3. Контрольная работа 1Х20=20
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
ИТОГО по текущему контролю max - 100 б.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
под ред. : Р. Н. Терехиной и Е. Н. Медведевой
Организация спортивно-зрелищных мероприятий: учебник для студентов по направлению подгот. "Физ. культура"
Кудашов В. Ф., Михайлова Е. Я.
Организация современных спортивно-массовых зрелищных мероприятий: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.
Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов
Алхасов Д. С., Пономарев А. К.
Организация и проведение внеурочной деятельности по физической культуре: учеб. для академ. бакалавриата
Каменец А. В., Урмина И. А., Заярская Г. В.
Основы культурно-досуговой деятельности: учеб. для академ. бакалаврита
Рожков М. И., Байбородова Л. В.
Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. вузов
6.1.2. Дополнительная литература
сост. О. М. Чусовитина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Детский спортивный фестиваль как форма организации летнего досуга детей и подростков: учеб.-метод. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2017
Педагогика: учеб. для бакалавров
Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А. В., Кукушин В. С., Сучков Г. В.
Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей
Москва [и др.]: МарТ, 2010
Организация досуга учащихся. 5 - 11 классы : игры, эстафеты, туристские старты и слёты: пособие для преподавателей
Пидкасистый П. И., Загвязинский В. И., Маленкова Л. И., Меняев А. Ф., Полонский В. М.
Педагогика: учеб. для студентов пед. вузов
Москва: Пед. о-во России, 2009
Сценарии праздников, конкурсов, дискотек для студентов: От сессии до сессии живут студенты весело
Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю.
Коллективно-творческие дела. Интересные встречи. Песни. Аттракционы. Развлечения. Игры. Соревнования: учеб. пособие по орг. дет. досуга в дет. оздоров.лагерях и шк.
Москва: Пед. о-во России, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал СибГУФК : moodle.sibgufk.ru
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Официальный сайт СибГУФК : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ