МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Технологии досуговой деятельности
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО заочно 2020.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
канд.пед наук, доц., Чусовитина О.М.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.биол.наук, О.В.Кайгородцева _________________
Технологии досуговой деятельности
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 26.04.2022 г. № 16
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 16.05.2022 г. № 3
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Дисциплина направлена на освоение технологий организации досуговой деятельности для успешной организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Ассистивные технологии в образовании
Современные образовательные технологии
Возрастная и педагогическая психология
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Проектирование урока по требованиям ФГОС
Теория и методика физической культуры
Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
Технологии внеклассной работы
Коммуникативная компетентность педагога
Междисциплинарная практика
Организация самоуправления в детско-взрослом сообществе
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.4: Знает:
- основные направления досуговой деятельности, особенности разработки досуговых мероприятий в рамках основных и дополнительных образовательных программ;
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.4: Знает:
- особенности различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой;
- методы организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
- основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий в рамках основных и дополнительных образовательных программ;
ОПК-3.7: Умеет
- проектировать и реализовывать воспитательные программы, используя воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной и т.д.);
- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
- использовать современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы на занятии и во внеурочной деятельности;
- организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
УК-3.6: Умеет:
- управлять учебными группами с целью вовлечения занимающихся в процесс обучения и воспитания;
- анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Теоретические основы досуговой деятельности
Основы теории досуга и досуговой деятельности /Лек/
ОПК-3.4 ОПК-3.7 ОПК-2.4 УК-3.6
Основные понятия. Современные концепции досуга и досуговой деятельности. Разновидности досуга и классификации досуговой деятельности. Функции досуговой деятельности. Принципы досуга.
Подготовка к семинарским занятиям по материалам лекции и основной и дополнительной литературы /Ср/
ОПК-3.4 ОПК-3.7 ОПК-2.4 УК-3.6
Раздел 2. Содержание досуговой деятельности
Технология досуговой деятельности
/Лек/
ОПК-3.4 ОПК-3.7 ОПК-2.4 УК-3.6
Понятие «технологии досуговой деятельности». Основные направления досуговой деятельности, особенности разработки досуговых мероприятий в рамках основных и дополнительных образовательных программ. Формы, методы и средства досуговой деятельности. Основные этапы в технологии досуговой деятельности.
Сценарий как средство технологии организации досуговой деятельности (практическое занятие)
/Пр/
ОПК-3.4 ОПК-3.7 ОПК-2.4 УК-3.6
Вопросы для рассмотрения:
1.Понятие технологии организации досуговой деятельности.
2. Структура и требования к сценарию досуговой деятельности.
3. Разработка сценария досуговой деятельности.
Подготовка к семинарским занятиям по материалам лекции и основной и дополнительной литературы /Ср/
ОПК-3.4 ОПК-3.7 ОПК-2.4 УК-3.6
Раздел 3. Методика организации досуговой деятельности
Разработка культурно-досуговой программы (практическое занятие)
/Пр/
ОПК-3.4 ОПК-3.7 ОПК-2.4 УК-3.6
Вопросы для рассмотрения:
1.Тематика культурно-досуговых программ.
2. Структура культурно-досуговых программ
Разработка и проведение игры и праздника (практическое занятие)
/Пр/
ОПК-3.4 ОПК-3.7 ОПК-2.4 УК-3.6
Вопросы для рассмотрения:
1. Классификация игр
2. Планирование игры и праздника по выбору.
3. Организация и проведение
Подготовка к семинарским занятиям по материалам лекции и основной и дополнительной литературы /Ср/
ОПК-3.4 ОПК-3.7 ОПК-2.4 УК-3.6
Отбор содержания, методов и форм организации для проведения культурно-досуговой программы /Ср/
ОПК-3.4 ОПК-3.7 ОПК-2.4 УК-3.6
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Отбор содержания, методов и форм организации для проведения игровой программы /Ср/
ОПК-3.4 ОПК-3.7 ОПК-2.4 УК-3.6
Отбор содержания, методов и форм организации для проведения праздника /Ср/
ОПК-3.4 ОПК-3.7 ОПК-2.4 УК-3.6
Отбор содержания, методов и форм организации для проведения физкультурно-массового досугового мероприятия /Ср/
ОПК-3.4 ОПК-3.7 ОПК-2.4 УК-3.6
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Устный ответ на семинарском занятии - min - 10 б.; max - 20 б.
Шкала оценки за ответы на одном семинарском занятии:
2 балла – уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.
1,5 балла – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.
1 балл - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.
2. Контрольная работа - min - 15 б.; max - 20 б.
Шкала оценки :
19-20 баллов – Соответствие требованиям по информации и оформлению.
17-18 баллов – Частичное соответствие требованиям по информации и оформлению.
15-16 баллов - Допустимое соответствие требованиям по информации и оформлению.
3. Разработка плана досуговых мероприятий различной направленности - min - 36 б.; max - 60 б.
Шкала оценки за одно мероприятие (3 мероприятия):
18-20 баллов – Коллективно разработан план подготовки к мероприятию. Учтены все организационные моменты, проработаны вопросы с организаторами и участниками. Разработан подробный сценарий мероприятия, в котором поставлены цель и задачи, отражены основные этапы.
15-17 баллов – Разработан план подготовки к мероприятию. Учтены все организационные моменты, проработаны вопросы с организаторами и участниками. Разработан недостаточно подробный сценарий мероприятия, в котором поставлены цель и задачи, частично отражены основные этапы.
12-14 баллов - Возникли затруднения в коллективной разработке плана подготовки к мероприятию. Учтены не все организационные моменты, не достаточно полно проработаны вопросы с организаторами и участниками. Разработан недостаточно подробный сценарий мероприятия, в котором недостаточно четко поставлены цель и задачи, частично отражены основные этапы.
ИТОГО по текущему контролю - min - 61 б.; max - 100 б.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
1. Устный ответ на семинарском занятии - min - 10 б.; max - 20 б.
2. Контрольная работа - min - 15 б.; max - 20 б.
3. Разработка плана досуговых мероприятий различной направленности - min - 36 б.; max - 60 б.
ИТОГО по текущему контролю - min - 61 б.; max - 100 б.
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
под ред. : Р. Н. Терехиной и Е. Н. Медведевой
Организация спортивно-зрелищных мероприятий: учебник для студентов по направлению подгот. "Физ. культура"
Кудашов В. Ф., Михайлова Е. Я.
Организация современных спортивно-массовых зрелищных мероприятий: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.
Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов
Алхасов Д. С., Пономарев А. К.
Организация и проведение внеурочной деятельности по физической культуре: учеб. для академ. бакалавриата
Каменец А. В., Урмина И. А., Заярская Г. В.
Основы культурно-досуговой деятельности: учеб. для академ. бакалаврита
Рожков М. И., Байбородова Л. В.
Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. вузов
6.1.2. Дополнительная литература
сост. О. М. Чусовитина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Детский спортивный фестиваль как форма организации летнего досуга детей и подростков: учеб.-метод. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2017
Педагогика: учеб. для бакалавров
Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А. В., Кукушин В. С., Сучков Г. В.
Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей
Москва [и др.]: МарТ, 2010
Организация досуга учащихся. 5 - 11 классы : игры, эстафеты, туристские старты и слёты: пособие для преподавателей
Пидкасистый П. И., Загвязинский В. И., Маленкова Л. И., Меняев А. Ф., Полонский В. М.
Педагогика: учеб. для студентов пед. вузов
Москва: Пед. о-во России, 2009
Сценарии праздников, конкурсов, дискотек для студентов: От сессии до сессии живут студенты весело
Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю.
Коллективно-творческие дела. Интересные встречи. Песни. Аттракционы. Развлечения. Игры. Соревнования: учеб. пособие по орг. дет. досуга в дет. оздоров.лагерях и шк.
Москва: Пед. о-во России, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал СибГУФК : moodle.sibgufk.ru
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
Официальный сайт СибГУФК : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ