2023-2024_44_03_05 ПО заочно 2020_plx_Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО заочно 2020.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.05.08
 
экзамены 5
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
9
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
87
87
87
87
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доц., Раянова Ю.Ю. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. биол. наук, доцент, Кайгородцева Ольга Владимировна;канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
 
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 23.04.2024 г.  № 10

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
формирование у бакалавров основ психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования при подготовке к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, безопасности жизнедеятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Вожатская практика  
2.1.2
Методика обучения безопасности жизнедеятельности  
2.1.3
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"  
2.1.4
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"  
2.1.5
Проектирование урока по требованиям ФГОС  
2.1.6
Основы психодиагностики  
2.1.7
Психолого-педагогическая практика  
2.1.8
Современные образовательные технологии 
2.1.9
Технологии воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря  
2.1.10
Технологии досуговой деятельности 
2.1.11
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.12
Педагогика  
2.1.13
Общая психология
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Знает:

- нормативные и педагогические закономерности и принципы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

- понятие универсальных учебных действий;

- основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;

- современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы;

- основы проектирования и реализации воспитательных программ;

- виды современных педагогических средств, обеспечивающих создание воспитывающей образовательной среды с учетом своеобразия социальной ситуации развития обучающихся;

- формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования;

 
ОПК-3.5: Умеет:

- определять и реализовывать формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования;

 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Знает:

- психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;

- основы социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации;

- современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

- подходы к выбору и особенности использования педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимых для индивидуализации обучения в контексте задач инклюзии;

- основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий в образовательном процессе;

 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
ОПК-6.5: Умеет:

- разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;

- выбирать и реализовывать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания в контексте задач инклюзивного образования, адресной помощи обучающимся, оценивать их результативность;

- формировать мотивацию к обучению, вовлекать обучающихся в процесс обучения и воспитания;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Основы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования
0
 
1.1
Лекция 1. Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования

/Лек/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
5
Сущность и характеристики инклюзивного образования. Основные категории педагогики и психологии инклюзивного образования. Принципы инклюзивного образования.
0
 
1.2
Лекция 2. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде

/Лек/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
5
Особенности и закономерности психического развития. Закономерности аномального психического развития. Характеристика детей с ОВЗ, особых образовательных потребностей: специальные условия получения образования обучающимися с ОВЗ, требования к специальным образовательным условиям, специальные образовательные потребности. Классификация нарушений развития (детей с ОВЗ). Теоретические подходы к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ.

0
 
1.3
Семинарское занятие 1.  Условия и принципы организации инклюзивной образовательной среды.

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
5
Условия организации инклюзивной образовательной среды: организационное обеспечение образовательного процесса – следующее условие организации инклюзивной образовательной среды. организационно-педагогическое обеспечение; кадровое обеспечение; комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса. Принципы организации инклюзивной образовательной среды.

0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
1.4
Семинарское занятие 2.  Психолого-педагогические технологии сопровождения учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
5
Технология выявления детей, нуждающихся в разработке индивидуального образовательного маршрута. Технология разработки индивидуальной образовательной программы (ИОП). Особенности организации индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ педагогом-психологом. Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

0
 
1.5
Выполнение семинарских занятий /Ср/
10
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
5
0
 
1.6
Контрольная работа-педагогический проект по теме «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде. /Ср/
30
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
5
0
 
 
Раздел 2. Организационно-методические условия реализации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования
0
 
2.1
Семинарское занятие 3.  Нормативно-правовое и информационное обеспечение инклюзивной образовательной среды.

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
5
Нормативно-правовая документация, регулирующая организацию инклюзивного процесса в образовательном учреждении. Уровни документов законодательства об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: международные (подписанные и ратифицированные СССР или Российской Федерацией); федеральные (Конституция, законы, кодексы и др.); правительственные (постановления, распоряжения); ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации: приказы, распоряжения, решения коллегии, письма); региональные (правительственные и ведомственные). Локальные нормативные акты образовательного учреждения.
0
 
2.2
Семинарское занятие 4.  Психолого-педагогические условия сопровождения учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.

/Пр/

2
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
5
Материально-технические, организационно-педагогические, социально-психологические особенности обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды: для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (ОДА), расстройствами аутистического спектра (РАС), ЗПР, умственной отсталостью.

0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
2.3
Выполнение семинарских занятий /Ср/
10
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
5
0
 
2.4
Подготовка доклада с мультимедийной презентацией к теме «Психолого-педагогические технологии и условия сопровождения учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде» /Ср/
37
ОПК-6.1 ОПК-6.5 ОПК-3.1 ОПК-3.5
5
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Обучающийся должен  подготовить доклад с презентацией, выполнить педагогический проект и контрольную работу, пройти тестирование.
 
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации является экзамен.

Для допуска к промежуточной аттестации студент в течение семестра должен набрать от 40 до 60 баллов в рамках текущего контроля.

Промежуточная аттестация проводится в устной форме (в форме собеседования). В билете 2 вопроса.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Технология выявления детей, нуждающихся в разработке индивидуального образовательного маршрута.

2. Технология разработки индивидуальной образовательной программы (ИОП).

3. Особенности организации индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ педагогом-психологом.

4. Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ.

5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

7. Категориальный аппарат педагогики и психологии инклюзивного образования.

8. Условия и принципы организации инклюзивной образовательной среды.

9. Кадровое обеспечение инклюзивной образовательной среды.

10. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики: общая характеристика

11. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.

12. Критерии и параметры оценки результатов инклюзивной практики.

13. Нормативно-правовая документация, регулирующая организацию инклюзивного процесса в образовательном учреждении.

14. Должностные обязанности специалистов в инклюзивной образовательной среде.

15. Психолого-педагогические технологии и условия сопровождения учащихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.

16. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с нормальным развитием в инклюзивной образовательной среде.

17. Психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся в инклюзивной образовательной среде.

18. Диагностика инклюзивной образовательной среды и ее субъектов.

19. Социально-психологические особенности обучения и воспитания  детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивной образовательной среды.

20. Социально-психологические особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слуха   в условиях инклюзивной образовательной среды.

21. Социально-психологические особенности обучения и воспитания  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)  в условиях инклюзивной образовательной среды.

22. Социально-психологические особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях инклюзивной образовательной среды.

23. Социально-психологические особенности обучения и воспитания детей с ЗПР в условиях инклюзивной образовательной среды.

24. Социально-психологические особенности обучения и воспитания детей с нарушениями речи в условиях инклюзивной образовательной среды.

24. Социально-психологические особенности обучения и воспитания  детей с умственной отсталостью в условиях инклюзивной образовательной среды.

25. Технология деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк): состав ПМПк, задачи и этапы деятельности.

Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации. Оценка "неудовлетворительно" - 60 и менее баллов, "удовлетворительно" - 61-72 балла, "хорошо" - 73-86 баллов, "отлично" - 87-100 баллов.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
1.Тест  - 20 вопросов*1б.= 20б

2. Доклад с презентацией= 10б

3. Педагогический проект=6б

4.   Контрольная работа  =24 б.

ИТОГО по текущему контролю - 60 б.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):

1. Собеседование по первому вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.

2. Собеседование по второму вопросу экзаменационного билета - min - 11 б.; max - 20 б.

ИТОГО по промежуточной аттестации - 100б.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Липунова О. В.
Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/86450
 
Л1.2
Глухов В. П.
Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология. Курс лекций: учеб. пособие
Москва: Изд-во МПГУ, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/75801
 
Л1.3
под ред. В. И. Лубовского
Специальная психология: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений
Москва: Академия, 2003
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Липунова О. В.
Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/85900
 
Л2.2
Ворошнина О. Р., Наумов А. А., Токаева Т. Э.
Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования: учеб. для студентов вузов
Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2015
1
https://www.iprbookshop.ru/70628
 
Л2.3
Литош Н. Л.
Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры
Москва: СпортАкадемПресс, 2002
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный портал СибГУФК  : moodle.sibgufk.ru
 
Э2
Сайт библиотеки СибГУФК  : lib.sibsport.ru
 
Э3
Официальный сайт СибГУФК  : sibsport.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
7.6
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики