44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Протокол от 12.05.2023 г. № 7
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем;
- основные принципы деятельностного подхода;
- педагогические закономерности организации образовательного процесса;
- дидактические и методические основы разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ;
- нормативные и педагогические закономерности и принципы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
- понятие универсальных учебных действий;
- основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
- современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы;
- основы проектирования и реализации воспитательных программ;
- виды современных педагогических средств, обеспечивающих создание воспитывающей образовательной среды с учетом своеобразия социальной ситуации развития обучающихся;
- формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования;
- основы методики воспитательной работы;
- направления и принципы воспитательной работы;
- методики духовно-нравственного воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, в том числе интерактивные;
- особенности формирования у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, толерантности, навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
- ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;
- культурно-исторические, нормативно-правовые, этические, медико-биологические, эргономические, психологические основы (включая закономерности, законы, принципы) педагогической деятельности;
- роль и место образования в жизни личности и общества;
- классические и инновационные педагогические концепции и теории;
- основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;
- требования и принципы целеполагания;
- принципы и методы планирования;
- виды и содержание планирования в педагогической деятельности;
- принципы образования в течение всей жизни;
ции
- принять участие в дискуссии на семинарских занятиях (10 занятий)
- выполнить контрольную работу
- выполнить тестовое задание
1. Общее понятие о педагогике. Ее объект, предмет, цели, задачи и функции. Связь педагогики с другими науками. Основные категории педагогики, их взаимосвязь.
2. Понятие методологии педагогической науки. Методологические подходы в педагогике (системный, деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный и др.).
3. Методы и логика педагогического исследования.
5. Образование как общественное явление и целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
6. Сущность понятий: социализация личности и социальное воспитание. Институты, механизмы и факторы социализации.
7. Роль семейного воспитания в развитии личности. Семья как институт социализации. Формы взаимодействия семьи и школы.
8. Воспитание как педагогический процесс. Движущие силы, логика, закономерности и принципы воспитания.
9. Базовые концепции развития личности.
10. Современные концепции воспитания личности.
11. Духовно-нравственное воспитание личности. Особенности его реализации в современных условиях.
12. Гражданское и правовое воспитание учащихся.
13. Трудовое воспитание учащихся.
14. Физическое воспитание учащихся.
15. Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике.
16. Понятие о воспитательных системах. Воспитательная система современной школы.
17. Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Педагогические условия его организации и развития.
18. Целостный педагогический процесс. Взаимосвязь процессов воспитания, перевоспитания и самовоспитания личности. Методы самовоспитания.
19. Система образования в РФ. Закон РФ «Об образовании» о структуре и принципах системы образования. Типы образовательных учреждений, их характеристика.
20. Закономерности и принципы обучения.
21. Общие понятия о дидактике. Современные дидактические концепции.
22. Процесс обучения, его сущность и структура. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт, его роль в построении образовательного процесса.
24. Методы обучения, их классификации. Критерии выбора методов обучения.
25. Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку.
26. Понятие об организационных формах обучения. Традиционные и инновационные формы организации учебного процесса.
27. Понятие о средствах обучения. Типология и функции средств обучения в современной школе.
28. Современные педагогические технологии обучения. Характеристика современных технологий обучения.
29. Педагогический контроль учебной работы школьников. Виды контроля.
30. Инновационные образовательные процессы (авторская школа, инновационные модели и технологии обучения, нетрадиционные формы организации обучения, экспериментальные учебники и программы и т.д.).
31. История образования и педагогической мысли как область научного знания и учебный предмет.
32. Педагогика первобытного общества и цивилизаций Древнего Востока.
33. Воспитание, школа, и педагогическая мысль в античном мире.
34. Воспитание и образование в Западной Европе эпохи Средневековья.
35. Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения.
36. Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки. Знание его наследия для развития педагогической теории и школы.
37. Анализ педагогических трудов Я.А. Коменского «Материнская школа», «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках». Их значение для развития педагогической теории и практики.
38. Образование и педагогическая мысль в Западной Европе эпохи Просвещения. Педагогические идеи Д.Локка, Д.Дидро, К.А. Гельвеция.
39. Педагогическое творчество Ж.Ж. Руссо. Идея свободного воспитания личности.
40. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до XVIII века. Первые памятники русской педагогической мысли: «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой» и др.
41. Преобразование в сфере просвещения и развития педагогической мысли в России первой половины XVIII века. Реформаторская деятельность Петра I и его сподвижников. М.В. Ломоносов – видный деятель российского просвещения.
42. Педагогические идеи и образовательная система России во второй половине XVIII века. Просветительская деятельность И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича, Н.Н. Новикова, А.Н. Радищева.
43. Гуманистическая педагогика И.Г. Песталоцци. Знание его экспериментальной деятельности и теоретического наследия для развития мировой педагогики.
44. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Ее значение для развития педагогической науки и школы.
45. Дидактика развивающего обучения в педагогическом наследии А.Дистервега. Значение его работ и деятельности для развития педагогического образования.
46. Развитие системы образования в России первой половины XIX века. Педагогические идеи и просветительская деятельность декабристов.
47. Основные направления развития педагогической теории и практики в России второй половины XIX века. Общественно-педагогическое движение. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова и Л.Н. Толстого.
48. Вопросы воспитания и развития личности в философско-педагогических работах В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена.
49. Великий русский педагог К.Д. Ушинский. Значение его педагогического наследия для развития отечественной школы и педагогической науки.
51. Реформаторская педагогика Западной Европы и США в конце XIX – начале XX века (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, А. Лай, Э. Мейман, М. Монтессори, Р. Штейнер и др.).
52. Школа и педагогика России на рубеже XIX-XX веков. Видные представители отечественной педагогики этого периода: И.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Ласгафт, П.Ф., Каптеров и др.
53. Развитие отечественной школы и педагогики после Октябрьской революции 1917 года, в 20-е и 30-е годы. Видные деятели советской педагогики П.П. Блонский, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская. Педагогика Русского Зарубежья (И.С. Гессен, В.В. Зеньковский и др.).
54. Педагогическое наследие А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. Их значение для развития современной педагогической теории и практики.
55. Развитие системы народного образования и педагогической науки в СССР в 40-е – 80-е годы ХХ века. Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского.
56. Развитие идей «педагогики сотрудничества» в опыте педагогов-новаторов 80-х годов ХХ века.
57. Ведущие факторы и тенденции развития образования в современном мире.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):
Собеседование по вопросу экзаменационного билета - (до 40 баллов)
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
1.Устное собеседование на семинарском занятии (10*3балла=30 баллов).
2.Контрольная работа -(до 20 баллов)
3.Тестирование -(до 10 баллов)
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):
Собеседование по вопросу экзаменационного билета - (до 40 баллов)