МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО заочно 2020.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
канд.пед.наук, доц., Кривошеева О.Р.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. биол.наук, Кайгородцева О.В. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 24.04.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 7
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Формировать у студентов целостное представление о психике, закономерностях и механизмах психического развития.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
Современные образовательные технологии
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
Психолого-педагогическая практика
Научно-исследовательская работа
Теория и методика физической культуры
История образования и педагогической мысли
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
Междисциплинарная практика
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.2: Знает:
- законы развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
- основы мотивации обучения;
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2: Знает:
- культурно-исторические, нормативно-правовые, этические, медико-биологические, эргономические, психологические основы (включая закономерности, законы, принципы) педагогической деятельности;
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1: Знает:
- понятие личности, самосознания личности, понятие саморазвития, принципов реализации саморазвития;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Введение в психологию
1.1. Психология как наука.
/Лек/
Предмет, задачи психологии. Основные этапы развития психология. Связь психологии с другими отраслями знаний. Отрасли психологии.
Классификация методов. Основные методы. Вспомогательные методы.
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Связь психологии с другими отраслями знаний. /Ср/
Отрасли психологии – схемы, тезисы
Естественнонаучные основы психики /Ср/
Естественнонаучные основы психики – схемы, тезисы, тест
Психика и сознание- заполнение таблицы
Раздел 2. Деятельность как способ существования
2.1. Деятельность и личность.
/Лек/
Понятие о деятельности. Структура деятельности. Основные виды деятельности. Освоение деятельности
Личность как способ существования человека в системе взаимоотношений.
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность». Направленность личности. Факторы развития личности.
Освоение деятельности. /Пр/
Понятие об умениях и навыках. Процесс образования умений и навыков. Взаимодействие навыков. Навыки и привычки.
Основные виды деятельности /Ср/
Основные виды деятельности – заполнение таблицы
Раздел 3. Психология личности
Направленность личности. /Пр/
Формы направленности. Природа направленности.
Формы переживания чувств /Пр/
Виды эмоций. Настроение, аффект, стресс, страсть, фрустрация
Факторы развития личности /Ср/
Факторы развития личности - заполнение таблицы
Условия развития способностей /Ср/
Условия развития способностей – тематический конспект
Темперамент и характер /Ср/
Темперамент и характер - заполнение таблицы, решение задач
Общее строение мотивационной сферы /Ср/
Общее строение мотивационной сферы – схема, тезисы
Раздел 4. Познавательная сфера личности
Виды и свойства внимания. /Пр/
Произвольное внимание. Непроизвольное внимание. Послепроизвольное внимание. Объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость.
Понятие мышления, виды, формы. Речь как средство мышления.
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Основные свойства ощущения и восприятия /Ср/
Основные свойства ощущения и восприятия – схема, презентация
Виды речи - схема, таблица
Виды воображения - схема, презентация
Основные закономерности памяти /Ср/
Основные закономерности памяти - схема, презентация
3.1. Познавательная сфера личности
/Лек/
Понятие о внимании. Функции внимания. Виды и свойства внимания. Ощущение и восприятие как основа чувственного познания. Классификация ощущений и восприятия по различным основаниям. Основные свойства ощущения и восприятия. Понятие о памяти. Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти. Основные закономерности памяти. Мышление и воображение. Понятие о мышлении. Классификация видов мышления. Мыслительные операции. Формы мышления. Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов. Мышление и речь. Язык и речь. Виды речи.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент должен:
1. Ответить на семинарском занятии ;
2. Выполнить терминологический диктант;
3. Выполнить тест;
4. Подготовить доклад;
5. Выполнить контрольную работу.
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации является экзамен.
Для допуска к промежуточной аттестации студент в течение семестра должен набрать от 40 до 60 баллов в рамках текущего контроля.
Промежуточная аттестация проводится в устной форме (в форме собеседования). В билете 2 вопроса.
Вопросы к экзамену
1. Сознание человека, его происхождение и сущность.
2. Понятие личности в психологии.
3. Структура личности.
4. Самосознание и его место в психической организации личности.
5. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «субъект»,
6. «индивидуальность».
7. Направленность личности. Факторы развития личности.
8. Темперамент как характеристика индивидных свойств человека.
9. Свойства темперамента.
10. Психологическая характеристика разных типов темперамента.
11. Понятие о характере, его структура.
12. Факторы, влияющие на формирование характера.
13. Типология характера.
14. Понятие о способностях. Задатки. Структура способностей.
15. Общие и специальные способности.
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
16. Условия развития способностей.
17. Эмоции и чувства. Формы переживания чувств.
18. Понятие, значение и функции воли. Классификация эмоций.
19. Настроение, аффект, стресс, страсть, фрустрация
20. Высшая нервная деятельность – материальная основа психики.
21. Психика и сознание. Понятие об умениях и навыках.
22. Процесс образования умений и навыков.
23. Взаимодействие навыков. Навыки и привычки.
24. Понятие о внимании. Функции внимания.
25. Классификация ощущений и восприятия по различным основаниям.
26. Классификация видов памяти.
27. Характеристика процессов памяти.
28. Предмет, задачи психологии.
29. Основные этапы развития психология.
30. Понятие психики.
31. Классификация методов. Основные методы. Вспомогательные методы.
32. Понятие о деятельности. Структура деятельности.
33. Основные виды деятельности.
34. Понятие ведущей деятельности.
35. Освоение деятельности
36. Формы направленности. Природа направленности.
37. Понятие о мышлении.
38. Классификация видов мышления. Мыслительные операции. Формы мышления.
39. Понятие о воображении. Виды воображения.
40. Способы создания образов Язык и речь. Виды речи.
Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации. Оценка "неудовлетворительно" - 60 и менее баллов, "удовлетворительно" - 61-72 балла, "хорошо" - 73-86 баллов, "отлично" - 87-100 баллов.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
Дискуссия на семинарах 3x4= 12 баллов;
Терминологический диктант (до 10 баллов)
Доклад (до 10 баллов);
Тестирование (до 10 баллов);
Контрольная работа (до 18 баллов).
Итого до 60 баллов.
Промежуточная аттестация:
Ответ на вопрос 1 - 20 баллов
Ответ на вопрос 2 - 20 баллов
Итого 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Общая психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/79807
Общая психология: учеб. для студентов, аспирантов, преподавателей высш. пед. учеб. заведений
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Панферов В. Н., Волохонская М. С., Микляева А. В.
Общая психология. Теоретические основы: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
под ред. : В. Н. Панферова, А. В. Микляевой
Общая психология. Основные психические явления: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
6.3.1 Перечень программного обеспечения
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ