МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО заочно 2020.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
канд.пед.наук, доц., Кривошеева О.Р.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.биол.наук, Кайгородцева О.В. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 25.04.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 7
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Формировать представление о психодиагностике и методах обследования детей и взрослых.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Возрастная и педагогическая психология
Биомеханика двигательной деятельности
Возрастная анатомия и физиология
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
Психология физической культуры
Психолого-педагогическая практика
Современные средства оценивания результатов обучения
Физиология физической культуры
Научно-исследовательская работа
Теория и методика физической культуры
Врачебно-педагогический контроль
История образования и педагогической мысли
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
Междисциплинарная практика
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся
Мониторинг физического состояния человека
Организационно-методическое сопровождение ВФСК ГТО
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.3: Знает:
- стандартизированные методы психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся;
- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
- инструментарий и методы диагностики показателей уровня и динамики развития ребенка;
ОПК-6.6: Умеет:
- применить стандартизированные методы психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся;
- применять инструментарий и методы диагностики показателей уровня и динамики развития ребенка;
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.4: Знает:
- индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
ПК-3: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
ПК-3.12: Умеет:
- подбирать и применять базовые методики психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом;
- проводить собеседование, оценивать мотивацию и психологический настрой занимающихся;
- использовать методы оценки волевых качеств занимающихся;
ПК-3.6: Знает:
- базовые методики психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом;
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.2: Знает:
- основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, основы их психодиагностики;
УК-6.4: Умеет:
- определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Введение в психолого-педагогическую диагностику
Тема 1.1. Психолого-педагогическая диагностика как научная дисциплина.
/Лек/
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
Основные психодиагностические подходы Специфика использования методов психолого-педагогической диагностики в образовании. Профессионально-этические аспекты психодиагностики. Принцип научной обоснованности психодиагностических методик. Принцип ненанесения ущерба. Принцип открытости результатов психодиагностики. Принцип эффективности предлагаемых практических рекомендаций. Квалификационные требования к людям, использующим психологические тесты. Морально-этические нормы психодиагностики.
Тема 1.2. Специфика использования методов психодиагностики детей и взрослых.
/Лек/
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
Когнитивные особенности личности и особенности диагностики детей и взрослых. Методы диагностики интеллекта и умственного развития. Диагностика познавательных процессов Особенности психолого-педагогической диагностики личности и межличностных отношений. Основные блоки методик, предназначенных для педагогической психодиагностики личности. Методы изучения межличностных отношений. Опросники в диагностике межличностных отношений.
Основные психодиагностические подходы.
/Ср/
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
Характеристика психодиагностических подходов. Зарубежные теории. Отечественные теории – заполнение таблицы
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования. /Ср/
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
Программное обеспечение психолого-педагогической диагностики в образовании. Организация и процедура проведения психолого-педагогической диагностики. Виды и формы психолого-педагогической диагностики. – тематический конспект
Классификация психодиагностических методик. /Ср/
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
Общие критерии классификации психодиагностических методик. Существующие классификации психодиагностических методик (по типу тестовых задач, по адресату, по форме представления тестового материла, по наличию тестовых норм, по внутреннему строению методик). Характеристика методик каждой группы.- опорная схема
Раздел 2. Раздел 2. Диагностика когнитивной сферы
Диагностика интеллекта и креативности
/Пр/
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6 ПК-3.12
Методы диагностики умственного развития. Методы диагностики интеллекта. Методы изучения творческих способностей.
Диагностика познавательных процессов. /Ср/
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6 ПК-3.12
Методы диагностики познавательных способностей. Особенности психодиагностики памяти и мышления взрослых. Методика «Корректурная проба», оценка с ее помощью продуктивности и устойчивости, распределения и переключения внимания. Психодиагностика динамики процесса заучивания – сбор и оформление портфолио
Раздел 3. Раздел 3. Диагностика личности
Диагностика личности
/Пр/
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6 ПК-3.12
Вопросы для обсуждения:
1. Структура диагностики личности.
2. Методы диагностики личности.
3. Личностные опросники.
4.Диагностика самооценки личности.
5. Диагностика типа темперамента.
Психосемантические методы диагностики личности. /Ср/
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
Представление о психосемантических методах. Классификация психосемантических методов. - сбор и оформление портфолио
Проективные методики диагностики личности. /Ср/
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6 ПК-3.12
Представление о проективных методах. Виды проективных методик. Практическое применение проективных методик. - сбор и оформление портфолио
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
Диагностика психических состояний личности. /Ср/
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6 ПК-3.12
Методы диагностики психических состояний личности. Диагностика агрессивности. Диагностика тревожности. Методика оценки самочувствия человека. Методика выяснения степени одиночества. Определение смысла существования человека. Методика оценки свободы выбора.- сбор и оформление портфолио
Методы диагностики потребностно-мотивационной сферы личности. /Ср/
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6 ПК-3.12
Характеристика потребностно-мотивационной сферы личности. Методы изучения мотивации личности. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. - сбор и оформление портфолио
Диагностика эмоциональной сферы личности. /Ср/
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
Методы диагностики и исследования эмоциональной сферы личности. Определение уровня депрессии. Диагностика цветопредпочтением. - сбор и оформление портфолио
Раздел 4. Раздел 4. Диагностика межличностных отношений
Диагностика межличностных отношений
/Пр/
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
Вопросы для обсуждения:
1. Методы изучения межличностных отношений.
2. Социометрический метод в диагностике малых групп.
3.Методика «Семантический дифференциал».
4.Методика диагностики социально-психологического климата коллектива.
Диагностика детско-родительских отношений. /Ср/
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6
Особенности изучения родительских отношений. Методы изучения межличностных отношений. Психодиагностика родительских установок (отношения взрослых к детям). Опросники в диагностике детско-родительских отношений. - сбор и оформление портфолио
ОПК-8.4 ОПК-6.3 ОПК-6.6 УК-6.2 УК-6.4 ПК-3.6 ПК-3.12
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент должен:
1. Ответить на семинарском занятии ;
2. Разработать программу саморазвития;
3. Выполнить тест;
4. Подготовить доклад;
5. Решить ситуационные задачи;
6. Составить диагностическую карту;
7. Выполнить контрольную работу.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется при условии выполнения заданий текущего контроля не менее, чем на 61 балл.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
1. Собеседование на семинарском занятии (3X3=9 баллов);
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
2. Программа саморазвития (до 10 баллов);
3. Тест (до 10 баллов);
4. Доклад (до 10 баллов);
5. Ситуационные задачи ( 3x4=12 баллов);
6. Диагностическая карта (до 13 баллов);
7. Контрольная работа (до 36 баллов).
Итого 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Психодиагностика: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Науч. книга, 2019
https://www.iprbookshop.ru/81043
Практикум по психодиагностике: учеб.-метод. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2018
https://www.iprbookshop.ru/76887
Перепелкина Н. О., Мутавчи Е. П., Ермакова Н. И.
Психодиагностика: учеб. пособие
Москва: Дашков и К°, 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Психодиагностика. Теория и практика: учеб. для бакалавров
под ред. : А. Н. Кошелевой, В. В. Хороших
Психодиагностика: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ