2023-2024_44_03_05 ПО заочно 2020_plx_Спортивная метрология
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Спортивная метрология 
__________2024 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО заочно 2020.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.04.03
 
зачеты 5
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
4
4
4
4
8
8
Кoнтактная рабoта
4
4
4
4
8
8
Сам. работа
32
32
28
28
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
36
36
72
72
 
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.п.н, доцент, Непомнящих Т.А. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна;канд. биол. наук, доцент , Кайгородцева Ольга Владимировна _________________
 
Спортивная метрология 
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 07.05.2024 г.  № 11

Срок действия программы: 20242025 уч.г.

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 14.05.2024 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Формирование системы знаний, навыков и умений в области измерений  и контроля состояния  лиц, занимающихся  физической культурой и спортом
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Спортивная физиология
2.1.2
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.3
Физиология человека
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Теория спорта
2.2.2
Теория и методика детско-юношеского спорта
2.2.3
Тренерская практика
2.2.4
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Преддипломная практика
2.2.6
Спортивная психология
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Знает:

- способы статистической обработки данных, представленных в различных измерительных шкалах и анализ полученных результатов;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Метрология. Основы  теории  измерений.
0
 
1.1
Л.№1.1. Метрология как наука.  /Лек/
2
УК-1.2
4
Связь метрологии с другими научными дисциплинами. Метрологическое обеспечение ФК. Величина как количественная оценка качества. Понятие об измерении. Единицы измерения. Меры. Требования к единицам измерения Международная система единиц (СИ). Основные, производные и внесистемные единицы измерения 
0
 
1.2
С.№1.1. Метрологическое обеспечение ФК.  /Ср/
6
УК-1.2
4
Метрология как наука. Связь метрологии с другими научными дисциплинами. Научные, технические и правовые основы метрологического обеспечения.   Величина как количественная оценка качества. Понятие об измерении. Единицы измерения. Меры. Требования к единицам измерения (определённость, воспроизводимость, стабильность, локальная независимость, практичность, системность, международная универсальность). Международная система единиц (СИ).
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
1.3
Метрология. Основы  теории  измерений /Ср/
6
УК-1.2
4
Качественное и количественное описание свойств объектов. Природа устойчивости и изменчивости количественных характеристик свойств человека. Задачи метрологии в области ФК. Понятие об измерении. Классификации измерений. Шкалы измерений. Единицы измерения и способы их получения. Требования к единицам измерения. Международная система единиц измерения (СИ). Основные и дополнительные единицы системы СИ.
0
 
 
Раздел 2. Погрешности измерений.
0
 
2.1
Л.№2.1. Погрешности измерений. /Лек/
2
УК-1.2
4
Природа погрешностей измерений. Классификация погрешностей измерений. Пути повышения точности измерений. Ознакомление с измерительными приборами различного класса точности. Поверка измерительного прибора. Расчёт систематической, случайной и общей погрешности прибора. Оценка реального класса прибора.
0
 
2.2
ПЗ.№2.1. Пути повышения точности измерений. /Ср/
6
УК-1.2
4
Тарировка. Калибровка. Рандомизация.
0
 
2.3
ПЗ.№2.2. Измерительные приборы различного класса точности. /Ср/
6
УК-1.2
4
Ознакомление с измерительными приборами различного класса точности. Поверка измерительного прибора. Расчёт систематической, случайной и общей погрешности прибора. Оценка реального класса прибора.
0
 
2.4
Погрешности измерений

/Ср/

4
УК-1.2
4
Понятие о погрешностях измерений. Причины погрешностей измерений. Классификации погрешностей измерений. Абсолютная и относительная погрешности измерений. Основные и дополнительные погрешности измерений. Систематические погрешности измерений и их классификация. Случайные погрешности. Способы обнаружения систематических и случайных  погрешностей. Способы описания погрешностей измерений. Промахи и способы их обнаружения. Класс точности измерительного устройства, как он определяется. Закон сложения погрешностей измерения. Способы борьбы с систематическими погрешностями. Способ уменьшения влияния случайной погрешности. Нормальный закон распределения случайных погрешностей. 
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
2.5
Погрешности измерений и их классификации /Пр/
2
УК-1.2
5
Понятие о погрешностях измерений. Причины погрешностей измерений. Классификации погрешностей измерений. Абсолютная и относительная погрешности измерений. Основные и дополнительные погрешности измерений. Систематические погрешности измерений и их классификация. Случайные погрешности. Способы обнаружения систематических и случайных  погрешностей. Способы описания погрешностей измерений. Промахи и способы их обнаружения. Класс точности измерительного устройства, как он определяется. Закон сложения погрешностей измерения. Способы борьбы с систематическими погрешностями. Способ уменьшения влияния случайной погрешности. Нормальный закон распределения случайных погрешностей. 
0
 
 
Раздел 3. Основы теории тестов.
0
 
3.1
Л.№3.1. Основы теории тестов.  /Ср/
2
УК-1.2
4
Понятие о тестах и тестировании. Основные требования к организации тестирования. Основные требования к тестам. Надёжность тестов, её разновидности и методы оценки. Информативность тестов, её разновидности и способы оценки. Комплексы (батареи) тестов. Гомогенные и гетерогенные комплексы.
0
 
3.2
ПЗ.№3.1. Оценка воспроизводимости теста. /Ср/
2
УК-1.2
4
Основные требования к тестам. Надёжность тестов, её разновидности и методы оценки. Информативность тестов, её разновидности и способы оценки. Комплексы (батареи) тестов. Гомогенные и гетерогенные комплексы.
0
 
3.3
ПЗ.№4.3. Квалификационные системы в физическом воспитании и спорте.   /Ср/
4
УК-1.2
5
Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК). Международные квалификационные системы.
0
 
3.4
Основы теории тестов /Ср/
4
УК-1.2
5
Понятие «тест». Основные требования к тестам. Надёжность теста и её разновидности. Способы оценки воспроизводимости теста. Способ оценки стабильности теста. Способы оценки согласованность результатов тестирования. Информативность тестов и её разновидности. Способы оценки информативности тестов. Тесты для оценки силы и скоростно-силовых качеств. Тесты для оценки различных видов быстроты. Тесты для оценки выносливости. Тесты для оценки гибкости и ловкости.
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
3.5
Основы теории тестов /Пр/
2
УК-1.2
5
Понятие «тест». Основные требования к тестам. Надёжность теста и её разновидности. Способы оценки воспроизводимости теста. Способ оценки стабильности теста. Способы оценки согласованность результатов тестирования. Информативность тестов и её разновидности. Способы оценки информативности тестов. Тесты для оценки силы и скоростно-силовых качеств. Тесты для оценки различных видов быстроты. Тесты для оценки выносливости. Тесты для оценки гибкости и ловкости.
0
 
 
Раздел 4. Основы теории оценивания.
0
 
4.1
Л.№4.1. Основы теории оценивания.  /Ср/
2
УК-1.2
5
Понятие об оценке и оценивании. Задачи оценивания. Шкалы оценок. Типы шкал оценок (пропорциональная, прогрессирующая, регрессирующая, S-образная). Стандартные шкалы. Персентильные шкалы. Шкалы выбранных точек. Критерии пригодности шкал. Оценка результатов комплексного тестирования. 
0
 
4.2
ПЗ.№4.1. Основы теории оценивания.  /Ср/
4
УК-1.2
5
Понятие об оценке и оценивании. Задачи оценивания. Шкалы оценок. Типы шкал оценок (пропорциональные, прогрессирующие, регрессирующие, S-образные). Стандартные шкалы. Персентильные шкалы. Шкалы выбранных точек. Критерии пригодности шкал. 
0
 
4.3
ПЗ.№4.2. Оценка результатов комплексного тестирования.

/Ср/

4
УК-1.2
5
Понятие «норма». Разновидности норм. Критерии пригодности норм. Оценка результатов комплексного тестирования.
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
4.4
Основы теории оценивания. Нормы и квалификационные системы /Ср/
4
УК-1.2
5
Разновидности состояний человека. Комплексный контроль и его содержание. Понятие об оценках. Разновидности оценок. Задачи и процедура оценивания. Шкалы оценок. Основные типы шкал оценок. Пропорциональные шкалы и их особенности. Прогрессирующие шкалы и их особенности. Регрессирующие шкалы и их особенности. S-образные шкалы и их особенности. Персентильные шкалы. Способ их построения. Стандартные шкалы и их разновидности. Шкалы выбранных точек. Способы оценки результата комплекса тестов. Нормы и их разновидности. Требования к нормам.  Способ построения популяционных норм. Способ построения индивидуальной нормы. Должные нормы и способ их построения. Понятие «норма». Разновидности норм. Критерии пригодности норм. Квалификационные системы в физическом воспитании и спорте.  Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК). Международные квалификационные системы.
0
 
 
Раздел 5. Комплексный контроль  в спорте.
0
 
5.1
Л.№5.1. Комплексный контроль в спорте.  /Ср/
2
УК-1.2
5
Спортивная тренировка как управляемый процесс. Понятие об управлении. Человек как объект измерения. Разновидности состояния спортсмена и разновидности контроля. Содержание и организация этапного, текущего и оперативного контроля. Контроль  физических качеств. Контроль соревновательных нагрузок. Комплексный контроль в спорте. Унификация параметров, методов и средств комплексного контроля.
0
 
5.2
ПЗ.№5.1. Основы контроля в спорте.

/Ср/

2
УК-1.2
5
Спортивная тренировка, как управляемый процесс. Понятие об управлении. Человек как объект измерения. Разновидности состояния спортсмена и разновидности контроля. Содержание и организация этапного, текущего и оперативного контроля. Контроль  физических качеств. Контроль  соревновательных нагрузок. Комплексный контроль в спорте. Унификация параметров, методов и средств комплексного контроля.
0
 
5.3
Комплексный контроль

в спорте

/Ср/

2
УК-1.2
5
Комплексный контроль и его содержание. Комплексы тестов и их разновидности. Способы сравнения результатов разнородных тестов. Способы обобщенной  оценки по комплексу тестов.
0
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студент заочной формы обучения должен выполнить:

Практическая работа № 1. «Погрешности измерений и их классификации»:

- решение 5 задач

Расчетно-графическая работа №1 «Расчет надежности и информативности теста»

Контрольная работа в которую входит:

- Расчетно-графическая работа № 2  «Основы теории педагогических оценок».

- Расчетно-графическая работа № 3 «Определение норм в спорте».

- Лабораторная работа №1 «Тестирование выносливости спортсменов".

Итоговое контрольное тестирование.

При выполнении заданий рекомендуется использовать рабочую тетрадь по дисциплине "Спортивная метрология", которая находится на образовательном портале в учебно-методическом разделе. Все работы  выполняются и оформляются в соответствии с требованиями предъявленными к каждой работе. При выполнении заданий рекомендуется использовать пакет  MS Word, Microsoft Office Excel.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация (зачет) выставляется, если обучающийся набирает 61-100 баллов

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Решение 5 задач * 5 баллов = 25 баллов

Расчетно-графической работы №1 - 15 баллов

Контрольная работа:

- Расчетно-графическая работа № 2 - 20 баллов

- Расчетно-графической работы № 3 - 10 баллов

- Лабораторной работы  №1 - 10 баллов

Итоговое контрольное тестирование -  20 баллов

Итого: 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Кошкарев Л. Т.
Спортивная метрология (основы статистики, измерений, комплексного контроля в тренировочном процессе спортсменов): учеб. пособие для образоват. учреждений высш. проф образования по направлению 49.03.01 - "Физ. культура"
Великие Луки: [б. и.], 2014
1
https://lib.rucont.ru/efd/279257
 
Л1.2
Афанасьев В. В., Осетров И. А., Муравьев А. В., Михайлов П. В.
Спортивная метрология: учеб. для вузов
Москва: Юрайт, 2023
1
https://urait.ru/bcode/513404
 
Л1.3
Трифонова Н. Н., Еркомайшвили И. В.
Спортивная метрология: учеб. пособие для сред. проф. образования
Саратов [и др.]: Профобразование [и др.], 2019
1
http://www.iprbookshop.ru/87872
 
Л1.4
Афанасьев В. В., Осетров И. А., Муравьев А. В., Михайлов П. В.
Спортивная метрология: учеб. для сред. проф. образования
Москва: Юрайт, 2017
30
 
Л1.5
Трифонова Н. Н., Еркомайшвили И. В.
Спортивная метрология: учеб. для студентов по программе бакалавриата по направлению подгот. 49.03.01 "Физ. культура"
Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2016
1
https://www.iprbookshop.ru/66597
 
Л1.6
Начинская С. В.
Спортивная метрология: учеб. пособие для студентов вузов по специальности 033100 - Физ. культура
Москва: Академия, 2005
152
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
стр. 10
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Темерева В. Е., Шульгин Г. Е.
Измерения и контроль в спортивной метрологии: учеб. -метод. пособие для студентов вузов физ. культуры
Малаховка: [б. и.], 2017
1
https://lib.rucont.ru/efd/772186
 
Л2.2
Начинская С. В.
Спортивная метрология: учеб. для студентов высш. проф. образования
Москва: Академия, 2012
0
 
Л2.3
Начинская С. В.
Спортивная метрология: учеб. для студентов высш. проф. образования
Москва: Академия, 2011
2
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный портал и система дистанционного обучения :  : https://www.moodle.sibgufk.ru/
 
Э2
Официальный сайт вуза :  : https://sibsport.ru/
 
Э3
Сайт библиотеки СибГУФК :  : http://lib.sibsport.ru/
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.1.2
- система тестирования;
6.3.1.3
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, компьютеры для обучающихся, стол и стулья (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной группе), компьютер, стол, стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для проведения аудиторных занятий и осуществления самостоятельной работы необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет"и возможностью доступа к электронной информационно-образовательной среде СибГУФК (аудитория 405, учебный корпус 2; аудитория 407, учебный корпус 2; аудитория 502, учебный корпус 2; аудитория 602, учебный корпус 2; аудитория 102, учебный корпус 4; аудитория 305, учебный корпус 4; аудитория 312, учебный корпус 4; аудитория 222, учебный корпус 5; аудитория 229, учебный корпус 5; аудитория 422, учебный корпус 5; аудитория 13, дворец здоровья; аудитория 21, легкоатлетический манеж; аудитория 26, легкоатлетический манеж).
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики