44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- нормативно-правовые, дидактические и методические основы разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ;
- требования ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках ООП, разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемых учебных дисциплин;
- разрабатывать цели, планируемые результаты, содержание, организационно-методический инструментарий, диагностические средства оценки результативности основных и дополнительных образовательных программ, отдельных их компонентов, в том числе с использованием ИКТ;
- формируемые в преподаваемых предметах (ФК и БЖ) предметные и метапредметные компетенции;
- определять и реализовывать формы, методы и средства осуществления контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, выявления и психолого-педагогической коррекции групповых и индивидуальных трудностей в обучении в мониторинговом режиме;
- организовать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, результатов освоения ООП обучающихся;
- оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
- оценивать образовательные результаты, формируемые в преподаваемых предметах (ФК и БЖ) предметные и метапредметные компетенции;
- разрабатывать учебную документацию по учебному предмету;
- самостоятельно планировать учебную работу в рамках образовательной программы и осуществлять реализацию программ по учебному предмету;
- разрабатывать технологическую карту урока, включая постановку его задач и планирование учебных результатов;
- планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой;
- содержание преподаваемой дисциплины и средств реализации дополнительного образования в объеме, необходимом для построения образовательной программы;
- требования примерных образовательных программ по учебному предмету;
- программы и учебники по преподаваемому предмету;
- современные технологии и методики обучения в предметной области;
- перечень и содержательные характеристики учебной документации по вопросам организации и реализации образовательного процесса;
- составлять образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС на основе современных знаний о технологиях и методиках обучения;
- планировать этапы их реализации в ведущих направлениях проектирования учебного содержания, средств реализации дополнительного образования;
- проектировать образовательную среду в осуществлении дополнительного образования в соответствии с ФГТ;
- проектировать содержание обучения по предмету в соответствии с уровнем развития научного знания и с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение;
- разрабатывать технологическую карту урока;
- критически анализировать учебные материалы предметной области с точки зрения их научности, психолого-педагогической и методической целесообразности использования;
- формулировать перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели в сфере ФК и БЖ;
- определять ожидаемые результаты решения задач в предметной сфере ФК и БЖ;
- разрабатывать различные виды планов по реализации программ в области физической культуры и спорта, в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности;
ции
/Лек/
/Лек/
/Пр/
ФГОС дошкольного, начального общего образования: основные положения, требования к результатам освоения программы по ОБЖ.
/Пр/
«Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы»
Профессиональные стандарты, единые квалификационные справочники профессий.
/Пр/
1. Перечислите требования обязательного минимума содержания курса
«Основ безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательном учреждении.
2.Какие из перечисленных ниже компонентов должна содержать программа учебной дисциплины программы учебной согласно требованиям ФГОС? (укажите не менее 5):
3.Сформулируете основные цели перечисленных ниже компонентов программы учебной дисциплины согласно ФГОСООО
1) Пояснительная записка;
2) Общая характеристика учебного предмета;
3) Содержание учебного предмета;
4) Планируемые результаты изучения учебного предмета;
4.Дополните предложенный перечень структурных компонентов программы учебной дисциплины согласно ФГОС ООО:
1) Пояснительная записка;
2) Общая характеристика учебного предмета;
3) Содержание учебного предмета;
4) Планируемые результаты изучения учебного предмета
/Ср/
1. Изучить основные документы, являющиеся нормативной базой преподавания курса ОБЖ в общеобразовательной и профильной школе.
2. Ознакомиться с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по ОБЖ. Сделайте вывод об особенностях структуры и содержания этого школьного курса.
3. Проанализировать базисный учебный план и определите объем учебного времени, отводимого на изучение курса ОБЖ в начальном, основном и среднем (полном) общем образовании.
4. Рассмотреть программно-методические комплексы по курсу ОБЖ и покажите, как в них отражены основные компоненты ФГОСа и содержание курса.
/Ср/
1. Представить характеристику видам (этапам) деятельности, связанным с усвоением учебной информации при
А) компьютерном обучении: эмпирическая деятельность (этап восприятия);
Б) эвристической деятельности по распознаванию ситуации; преобразовании модели по избранному алгоритму;
В) репродуктивной деятельности по преобразованию модели и получению нового знания;
Г) практической деятельности, связанной с отработкой
навыка.
2. Прогнозирование уровня сформированности УУД в соответствие с требованиями ФГОС.
/Ср/
/Лек/
/Лек/
/Пр/
/Пр/
/Пр/
Учебные (рабочие) программы: пояснительная записка, содержание образования, методические рекомендации, учебно-методическое обеспечение программ. Авторские программы.
Программы элективных курсов.
/Пр/
•
/Пр/
Средства программного обучения и контроля знаний: компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»; компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»; мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях; географическая информационная система «ГЕО-ЭКС-ТРЕМУМ»; компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»
Макеты, муляжи, модели: макеты местности, отражающие расположение потенциально опасных объектов, дорог,
водоемов, убежищ и т. п.; макеты жилых и промышленных зданий с узлами жизнеобеспечения, технологическим
оборудованием; макеты потенциально опасных элементов технологического оборудовании; макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе.
Тренажеры: робот-тренажер «Максим 2», «Гоша»,куклы-тренажеры для искусственного дыхания и наружного массажа сердца
Средства индивидуальной защиты: средства защиты дыхания, противопылевые тканевые маски, респираторы (типа ШБ-1 и т. п.) противогазы (типа ГП-7. ПДФ-7, ИП-4М , средства защиты кожи, фильтрующие СЗК (типа КИП-8)
1. Рассмотреть программно-методические комплексы по курсу ОБЖ и покажите, как в них отражены основные компоненты ФГОСа и содержание курса.
2. Проанализировать раздела в программе ОБЖ «Чрезвычайные ситуации природного характера».
3. Представить учебно-воспитательные задачи изучения раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера».
/Ср/
1. Составьте перспективный календарный план по ОБЖ для 5 класса, используя предложенную форму:
Тема
Кол-во часов
Сроки изучения
Внеклассные мероприятия
Примечания
/Ср/
1 Дополнить конспект лекции понятиями и определениями.
2.Изучите вариативные программы обучения основам безопасности жизнедеятельности (9 кл., 10 кл., 11 кл.), используя предложенную форму:
Содержание пояснительной записки
Цель, задачи
Результаты обучения
Учебно-методическое обеспечение программы
/Ср/
1. Проведите анализ одного учебника ОБЖ, используя следующие вопросы:
I. Автор, название, год издания учебника.
II. Структура учебника.
III. Содержание отдельных пунктов учебника:
а) соответствует ли содержание и объем
материала «Обязательному минимуму содержания образования по ОБЖ»;
б) ставятся ли автором вопросы для самоконтроля; приведите пример.
IV. Проведите анализ заданий учебника:
а) достаточно ли заданий для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы;
б) расположены ли они с нарастанием трудности их решения;
в) соответствует ли содержание заданий цели и задачам воспитания учащихся;
г) имеются ли задания с занимательным и историческим содержанием
V. Оцените доступность языка изложения содержания учебного материала; его убедительность; красочность; простоту и т.п. Приведите примеры.
VI. Включен ли учебник в список рекомендованных Министерством образования и науки
VII. Есть ли материал для внеклассной работы
VIII. Реализованы ли в учебнике межпредметные связи курса ОБЖ. Приведите пример.
2. Проанализируйте текст выбранного учебника. Выделите основной, пояснительный и дополнительный тексты. Установите соотношение разных видов текста в анализируемом учебнике. Определите соотношение текста и внетекстовых компонентов учебника (%).
3. Проанализируйте виды приложений, их ценность.
4. Проанализируйте иллюстративный аппарат учебника. Приведите примеры иллюстраций разного назначения:
- создающие представление о внешнем облике предмета
обучения;
- доказывающие положения, изложенные в тексте учебника;
- способствующие раскрытию признаков понятия;
- способствующие лучшему пониманию причинно-следственных связей;
- дающие новую информацию, отсутствующую в тексте.
/Ср/
1. Определите цели создания, особенности планировки и оборудования кабинета ОБЖ.
2. Определите роль и функции других компонентов материальной базы обучения ОБЖ: спортивного городка, школьного музея (уголка) боевой славы, единой полосы препятствий.
/Ср/
- ответить минимум на один вопрос на семинарском занятии (всего 14 семинарских занятий),
- выполнить разноуровневые задания,
- пройти тест для самоконтроля.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену:
1. Структура учебно-воспитательных задач урока по основам безопасности жизнедеятельности.
2. Структура и этапы комбинированного урока по основам безопасности жизнедеятельности, их характеристика.
3. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки.
4. Актуальные проблемы взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств в подготовке специалиста безопасности жизнедеятельности.
5. Проблемы формирования учебно-методического комплекса в подготовке специалиста безопасности жизнедеятельности.
6. Современные изменения в фундаментальности подготовки специалиста безопасности жизнедеятельности.
7. Предмет и задачи методики обучения безопасности жизнедеятельности, функции учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
8. Виды обучения, их характеристика.
9. Характеристика частных закономерностей по уровням обучения, дидактические принципы обучения.
10. Характеристика междисциплинарного содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, принципы отбора содержания.
11. Цели и задачи курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Способы постановки учебных целей.
12. Общая характеристика учебных общеобразовательных программ по курсу ОБЖ.
13. Структура и содержание учебного предмета ОБЖ в школе.
14. Анализ урока с учетом межпредметных связей.
15. Методика составления ситуационных задач для изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5-11 классах.
16. Значение контроля и проверки знаний школьников по курсу «ОБЖ».
17. Формы и методы контроля и оценки знаний школьников на предметных уроках.
18. Домашняя работа по ОБЖ. Практическая направленность и творческий характер домашних заданий.
19. Экскурсии по безопасности жизнедеятельности. Методические требования и особенности проведения.
20. Методические требования к школьной лекции.
21. Проведение семинарских занятий, конференций по ОБЖ.
22. Игровые формы организации учебного процесса по ОБЖ.
23. Нетрадиционные формы работы по ОБЖ.
24. Внеклассная работа по ОБЖ, ее значение в учебно-воспитательном процессе.
25. Индивидуальная и групповая формы внеклассной работы по ОБЖ.
26. Массовая внеклассная работа по ОБЖ.
Оценку "отлично" получают те студенты, которые в течение семестра и на промежуточной аттестации набрали 87-100 баллов;
оценку "хорошо" - 73-86 баллов;
оценку "удовлетворительно" - 61-72 балла;
оценку "неудовлетворительно" - 60 баллов и менее.
1. Дискуссия (устные ответы на семинарах, всего 14 занятий) - 14 х 2 б. - max - 28 б
2. Разноуровневые задания (всего 10 заданий: по два задания на одну компетенцию) - 10 х 2 б. - max - 20 б
3. Тест - max - 12 б
ИТОГО по текущему контролю - max - 60 б.
Вопрос 1 - 20 баллов
Вопрос 2 - 20 баллов
ИТОГО: 100 баллов