МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проектная деятельность педагога
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2023.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
канд.пед.наук, доц., Раянова Ю.Ю.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, доцент, Мельникова Ю.А. _________________
Проектная деятельность педагога
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 23.04.2024 г. № 10
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
формирование у бакалавров основ проектной деятельности при подготовке к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, безопасности жизнедеятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Проектирование урока по требованиям ФГОС
Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Междисциплинарная практика
Социальные основы профилактики экстремизма и зависимых форм поведения в молодежной среде
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-4: Способен проектировать и реализовывать содержание образования в предметной области (ФК и БЖ) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ по профилю, в соответствии с уровнем развития современной науки и с учетом возрастных особенностей обучающихся
ПК-4.1: Знает:
- принципы, логику действий и этапы педагогического проектирования;
- требования ФГОС общего образования, ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ по профилю;
ПК-4.2: Знает:
- основы проектирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды;
ПК-4.4: Умеет:
- составлять образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС на основе современных знаний о технологиях и методиках обучения;
- планировать этапы их реализации в ведущих направлениях проектирования учебного содержания, средств реализации дополнительного образования;
- проектировать образовательную среду в осуществлении дополнительного образования в соответствии с ФГТ;
- проектировать содержание обучения по предмету в соответствии с уровнем развития научного знания и с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение;
- разрабатывать технологическую карту урока;
- критически анализировать учебные материалы предметной области с точки зрения их научности, психолого-педагогической и методической целесообразности использования;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Лекция. Метод проектов-образовательная технология 21 века. /Лек/
Современные образовательные технологии. Исследовательская деятельность обучающихся: фазы, стадии, этапы. Метод проектов. Типология проектов. Проектная деятельность. Этапы проекта. Учебный проект и учебное исследование.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Семинарское занятие. Развитие и применений идей проектной деятельности в педагогике /Пр/
Развитие исследовательских идей и эвристического метода в деятельности педагога в работах Я. А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега. Развитие научно-методического обеспечения проектной деятельности в трудах Дж. Дьюи, Е. Паркхерст, К. Поппера, Г. Саймона, В. Х. Килпатрика и др. Возникновение идей проектного обучения в России (А. С. Макаренко, Г.П. Щедровицкий, Н. В. Кузьмина).
Семинарское занятие. Теоретические основы проектной деятельности /Пр/
Основные понятия педагогического проектирования.Принципы и уровни педагогического проектирования.
Виды педагогического проектирования. Принципы проектной деятельности.
Лекция. Виды проектов. Окружение и участники проекта. /Лек/
Виды проектов. Окружение проекта. Многообразие субъектов проектной деятельности. Объект и предмет проектирования.
Семинарское занятие. Окружение и участники педагогического проекта /Пр/
Характеристика субъектов проектирования (тренинг-группы, учебный кружок, учебные и рабочие группы, пилотная группа). Пути формирования совокупного субъекта проектной деятельности (обоснованный выбор круга участников, достижение ценностного-смыслового согласования, создание общего понятийного пространства, психологическое обеспечение культурной коммуникации, механизмы сплочения группового субъекта). Особенности совместной проектировочной деятельности педагога и воспитанников.Особенности объекта и предмета проектирования.
Лекция. Руководство проектной деятельностью /Лек/
Методологические подходы к выделению этапов проекта. Жизненный цикл проекта. Логико-структурный подход к разработке проекта. Характеристика этапов проектирования.
Семинарское занятие. Руководство проектной деятельностью. /Пр/
Этапы проектирования. Логика организации проектной деятельности. Начальные условия, ограничения и требования к проекту.
Лекция. Результаты и оценка проектной деятельности
/Лек/
Результаты проектной деятельности. Оценка результатов проектной деятельности: 1. Кто именно входит в круг лиц, участвующих в оценке результата проекта? 2. Что именно подлежит экспертизе и оценке? 3. Какие действия должны быть произведены для того, чтобы оценить проектный результат? 4. Что будет служить критерием оценки результатов проектной деятельности?
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Семинарское занятие. Результаты и оценка проектной деятельности
/Пр/
Результаты проектной деятельности. Оценка результатов проектной деятельности: 1. Кто именно входит в круг лиц, участвующих в оценке результата проекта? 2. Что именно подлежит экспертизе и оценке? 3. Какие действия должны быть произведены для того, чтобы оценить проектный результат? 4. Что будет служить критерием оценки результатов проектной деятельности?
Подготовка к семинарским занятиям по 1 разделу. /Ср/
Собеседование по семинарским занятиям №№1-3. Разработать микропроект в группах-правила для учителя, занимающегося проектной деятельностью
Раздел 2. Раздел 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Лекция. Проектирование содержания образования
/Лек/
Проектирование концепции содержания образования. Проектирование образовательной программы. Проектирование учебных планов.
Семинарское занятие.
Проектирование содержания образования
/Пр/
Проектирование концепции содержания образования. Проектирование образовательной программы. Проектирование учебных планов. Общие методологические подходы к проектированию педагогической технологии.
Лекция.Проектирование педагогической технологии
/Лек/
Общие методологические подходы к проектированию педагогической технологии. Универсальные процедурные моменты, обязательные при проектировании любой педагогической технологии. Построение технологии обучения.
Лекция. Проектная культура участников педагогического проектирования
/Лек/
Особенности проектного мышления. Особенности поведения и системы отношения участника проектирования. Обучение проектной деятельности. Проектная культура педагога.
Подготовка к семинарским занятиям по 2 разделу /Ср/
Раздел 3. Раздел 3. СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Лекция. Учебно-исследовательская и проектная деятельности обучающихся /Лек/
Педагогическое проектирование и педагогический проект. Виды педагогического проектирования. Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Учебный проект и учебное исследование. Этапы проекта. Исследовательская деятельность обучающихся: фазы, стадии, этапы.
Семинарское занятие. Исследовательская деятельность в учебном процессе и во внеурочных занятиях
/Пр/
Сущность исследовательского метода. Характерные признаки учебного исследования.Предназначение исследовательской деятельности. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных и во внеурочных занятиях.
Тема:Исследовательская деятельность в учебном процессе и во внеурочных занятиях /Ср/
Разработать в микрогруппах проект в урочной или внеурочной деятельности по БЖ (ФК)
Лекция. Технологии проектной деятельности в начальной школе /Лек/
Специфика проектирования в начальной школе. Проектные задачи. Сходства и отличия с проектом. Структура проектной задачи. Алгоритм разработки проектной задачи для учителя. Алгоритм работы над задачей ученика. Оценка работы над проектной задачей.
Семинарское занятие. Особенности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и проектная деятельность /Пр/
Основные понятия: ФГОС, ООП, личностные, предметные, метапредметные результаты, УУД. ФГОС начального общего образования и проектная деятельность. Виды проектов в начальной школе. Учебный проект, его структура в начальной школе.
Семинарское занятие. Проектные задачи в начальной школе /Пр/
Что такое проектные задачи? Сходства и отличия с проектом? Структура проектной задачи. Алгоритм разработки проектной задачи для учителя. Алгоритм работы над задачей ученика.Оценка работы над проектной задачей. Практикум - разработка и защита проектных задач.
Тема: Технология проектной деятельности в начальной школе /Ср/
Разработать проектную задачу для начальной школы
Лекция. Организация проектной деятельности в средней школе /Лек/
Специфика проектов по естественнонаучным и гуманитарным предметам, интегрированным и внеурочным направлениям для учащихся 5-9 кл. Методика сопровождения проектной деятельности.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Семинарское занятие. Организация проектной деятельности на уровне основного и среднего общего образования /Пр/
Преемственность в организации проектной деятельности основной и средней школы. Требования ФГОС ООО, СОО к организации проектной деятельности. Возможности индивидуального проекта. Индивидуальный образовательный маршрут (траектория проекта). Развитие коммуникации в проекте. Методика сопровождения проектной деятельности. Выбор направления, темы, проектного продукта, заполнение проектной документации, презентация проекта. Критерии оценки проекта.
Семинарское занятие. Метапредметные проекты как средство достижения личностных результатов учащимися основной школы /Пр/
Личностные результаты ФГОС. Особенности метапредметных проектов. Формулирование запроса на метапредметный проект. Метапредметные проекты в начальной, основной и старшей школе. Система оценки результатов метапредметного проекта.
Тема: Проектные дни в начальной и основной школе /Ср/
Разработать проектный день по БЖ, ФК
Семинарское занятие. Проектные дни в начальной и основной школе
/Пр/
Что такое «Проектный день»? Технология проведения Проектного дня. Особенности организации деятельности Проектного дня в начальной и основной школе. Представление результатов работы обучающихся.
Подготовка к итоговому тесту /Ср/
Подготовка к семинарским занятиям по разделу 3 /Ср/
Собеседования по темам семинара
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Обучающийся должен принять участие в 17 семинарских занятиях (собеседование), выполнить практические работы (составить правила для учителя, занимающегося проектной деятельностью, разработать и защитить проект и проектный день), пройти тестирование.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
Виды работ
1. Собеседование на семинарах- 17 семинаров *2= 34б.
2. Проект в урочной и внеурочной деятельности по БЖ, ФК =20б.
3. Правила для учителя, занимающегося проектной деятельностью =10б.
4. Проектные задачи- 1 задача*6 б.=6 б.
5. Разработка проектного дня=10 б.
6. Итоговый тест- 20 вопросов*1б.= 20б.
Итого по текущему контролю= 100 б.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Педагогическое проектирование: история, методология, организационно-методическая система: монография
Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2019
https://www.iprbookshop.ru/87747
Управление проектами: учеб.-метод. пособие для студентов
https://www.iprbookshop.ru/57636
Управление проектами: практ. пособие
https://www.iprbookshop.ru/28269
6.1.2. Дополнительная литература
Пещеров Г. И., Слоботчиков О. Н.
Методология научного исследования: учеб. пособие
https://www.iprbookshop.ru/77633
Педагогика физической культуры и спорта: учеб. для студентов вузов, осуществляющих образов. деятельность по направлению 032100 - Физ. культура
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал СибГУФК
: moodle.sibgufk.ru
Сайт библиотеки СибГУФК
: lib.sibsport.ru
Официальный сайт СибГУФК : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ