МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Технологии внеклассной работы
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2023.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
канд.пед наук, доц., Чусовитина О.М.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. пед. наук, зав. кафедрой , Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
Технологии внеклассной работы
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 23.04.2024 г. № 10
Срок действия программы: 20242025 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 14.05.2024 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Дисциплина направлена на освоение технологий организации досуговой деятельности для успешной организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Теория и методика физической культуры
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
Проектирование урока по требованиям ФГОС
Организация деятельности детского общественного объединения
Психолого-педагогическая практика
Технологии воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря
Технологии досуговой деятельности
Ассистивные технологии в образовании
Современные образовательные технологии
Возрастная и педагогическая психология
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Коммуникативная компетентность педагога
Междисциплинарная практика
Организация самоуправления в детско-взрослом сообществе
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.4: Знает:
- особенности различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой;
- методы организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
- основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий в рамках основных и дополнительных образовательных программ;
ОПК-3.5: Умеет:
- определять и реализовывать формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования;
ОПК-3.7: Умеет
- проектировать и реализовывать воспитательные программы, используя воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной и т.д.);
- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
- использовать современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы на занятии и во внеурочной деятельности;
- организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
ОПК-4.1: Знает
- основы методики воспитательной работы;
- направления и принципы воспитательной работы;
- методики духовно-нравственного воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, в том числе интерактивные;
- особенности формирования у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, толерантности, навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
ОПК-4.4: Умеет:
- реализовывать современные формы и методы воспитательной работы, используя их в учебной и внеучебной деятельности;
- реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
- формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира;
- формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;
- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
ОПК-4.5: Умеет:
- разрабатывать программы профилактики различных форм насилия в школе
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.6: Умеет:
- управлять учебными группами с целью вовлечения занимающихся в процесс обучения и воспитания;
- анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Внеклассная работа в системе школьного образования
Место внеклассной работы в системе школьного образования /Лек/
ОПК-4.1 ОПК-3.4 ОПК-3.7 УК-3.6
Место внеклассной работы в системе школьного образования. Внеклассная, внеурочная, внешкольная воспитательная работа. Принципы организации внеклассной работы. Структура управления воспитательной работой в школе. Технология и искусство воспитания.
Формы и виды внеклассной работы /Лек/
ОПК-4.1 ОПК-3.4 ОПК-3.7 УК-3.6
Формы внеклассной воспитательной работы: формы управления и само¬управления школьной жизнью, познава¬тельные формы, развлекательные формы. Формы организации внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие, массовые. Виды современных педагогических средств, обеспечивающих создание воспитывающей образовательной среды с учетом своеобразия социальной ситуации развития обучающихся. Особенности различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой. Работа с родителями. Основное назначение работы с родителями. Планирование и учёт работы с родителями. Формы и методы работы с родителями школьников.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Основы проектирования и реализации воспитательных программ
/Лек/
ОПК-4.1 ОПК-4.4 ОПК-4.5 ОПК-3.4 ОПК-3.7 УК-3.6
Проектирование воспитательных программ в общеобразовательной школе. Технология выбора и реализации форм, методов и средств для проектирования совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, требованиями инклюзивного образования. Проектирование воспитательных программ на основе использования воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной и т.д.)
Место внеклассной работы в системе школьного образования.
/Пр/
ОПК-4.1 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-3.7 УК-3.6
Вопросы для рассмотрения:
1. Место внеклассной работы в системе школьного образования.
2. Принципы организации внеклассной работы.
3. Воспитание как технология и как искусство.
4. Формы организации внеклассной работы.
5. Структура управления воспитательной работой в школе.
Формы и виды внеклассной работы /Пр/
ОПК-4.1 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-3.7 УК-3.6
ВВопросы для рассмотрения:
1. Формы внеклассной воспитательной работы: формы управления и само¬управления школьной жизнью, познава-тельные формы, развлекательные формы.
2. Формы организации внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие, массовые.
3. Особенности различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой.
4. Работа с родителями.
Основы проектирования и реализации воспитательных программ /Пр/
ОПК-4.4 ОПК-4.5 ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-3.7 УК-3.6
Вопросы для рассмотрения:
1. Проектирование воспитательных программ в общеобразовательной школе.
2. Проектирование совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.
3. Проектирование воспитательных программ на основе использования воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной и т.д.)
Основы проектирования и реализации воспитательных программ /Ср/
ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-3.7 УК-3.6
Раздел 2. Методики и технологии воспитания
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Основные принципы деятельностного подхода в воспитательной работе /Лек/
ОПК-4.1 ОПК-3.4 ОПК-3.7 УК-3.6
Основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы. Формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.
Основы методики воспитательной работы
/Лек/
ОПК-4.1 ОПК-3.4 ОПК-3.7 УК-3.6
Основы методики воспитательной работы. Методики духовно-нравственного воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, в том числе интерактивные. Особенности формирования у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, толерантности, навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
Роль игры в воспитании личности /Лек/
Игра и воспитание. Игра как главное средство воспитания. Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка. Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками. Классификация игр: подвижные, познавательные, конструкторские, ролевые, игры-тренинги (на знакомство, на сплочение коллектива), игры-тесты (на выявление лидера, на выявление актива, на выявление соответствия индивидуального и общего мнения). Условия эффективности игры как воспитательного средства.
Технология коллективно-творческой деятельности /Лек/
История становления и развития КТД. Основные задачи КТД. Создание мотивации ребенка на участии в КТД. Сущность и отличительные признаки КТД. Типы КТД: представление, малое творческое дело, большое творческое дело. Этапы проведения КТД: предварительная работа воспитателя, коллективное планирование и выборы совета дела, коллективная подготовка, проведение КТД, коллективный анализ КТД.
Основные принципы деятельностного подхода в воспитательной работе /Пр/
ОПК-4.1 ОПК-3.4 ОПК-3.7 УК-3.6
Вопросы для рассмотрения:
1. Принципы деятельностного подхода.
2. Современные формы и методы воспитательной работы.
3. Формы, методы и средства для организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Основы методики воспитательной работы /Пр/
ОПК-4.1 ОПК-3.4 ОПК-3.7 УК-3.6
Вопросы для рассмотрения:
1. Основы методики воспитательной работы.
2. Методики духовно-нравственного воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
3. Методики формирования у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира,
4. Методики формирования толерантности, навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
Роль игры в воспитании личности /Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1. Игра и воспитание.
2. Классификация игр.
3. Условия эффективности игры как воспитательного средства.
Технология организации внеклассных мероприятий /Пр/
ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-3.7 УК-3.6
Вопросы для рассмотрения:
1. Структура, формы и содержание воспитательного мероприятия.
2. Основные организационные компоненты внеклассного мероприятия: подготовительная часть, организационная часть, основная часть, заключительная часть.
3. Особенности организации внеклассного мероприятия для младших школьников.
4. Особенности организации внеклассного мероприятия для средних классов.
5. Особенности организации внеклассного мероприятия для старших школьников.
Технология коллективно-творческой деятельности /Пр/
ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-3.7 УК-3.6
Вопросы для рассмотрения:
1. Сущность и отличительные признаки КТД.
2. Основные задачи КТД.
3. Типы КТД по масштабу реализации.
1. Этапы проведения КТД.
2. Типы КТД по направленности творческой деятельности.
3. Алгоритмы составления КТД различных типов.
Подготовка к семинарским занятиям по материалам лекции и основной и дополнительной литературы /Ср/
ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-3.7 УК-3.6
Раздел 3. Педагогический анализ внеклассной работы
Педагогический анализ воспитательной деятельности /Лек/
Анализ воспитательной работы педагога в школе. Педагогический анализ внеклассного мероприятия. Использование педагогической диагностик для анализа личности воспитуемых и коллектива.
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Педагогический анализ развития внутриколлективных отношений /Лек/
Коллектив и его признаки. Особенности детского коллектива. Методы педагогического анализа внутриколлективных отношений, психологической атмосферы в группе. Установление педагогически целесообразные отношения с участниками образовательного процесса.
Педагогический анализ воспитательной деятельности /Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1. Анализ воспитательной работы педагога в школе.
2. Педагогический анализ внеклассного мероприятия.
3. Взаимосвязь педагогического анализа и психолого-педагогической диагностики.
Педагогический анализ развития внутриколлективных отношений /Пр/
Вопросы для рассмотрения:
1. Коллектив и его признаки.
2. Особенности детского коллектива.
3. Методы диагностики коллектива.
Подготовка к семинарским занятиям по материалам лекции и основной и дополнительной литературы /Ср/
Отбор содержания, методов и форм организации для проведения культурно-досуговой программы /Ср/
ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-3.7 УК-3.6
Отбор содержания, методов и форм организации для проведения игровой программы /Ср/
ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-3.7 УК-3.6
Отбор содержания, методов и форм организации для проведения праздника /Ср/
ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-3.7 УК-3.6
Отбор содержания, методов и форм организации для проведения физкультурно-массового досугового мероприятия /Ср/
ОПК-3.4 ОПК-3.5 ОПК-3.7 УК-3.6
Промежуточная аттестация (зачет) /Ср/
Педагогический анализ воспитательной деятельности /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент должен
- участвовать в семинарских занятиях (всего 12 семинарских занятия)
- выполнить практико-ориентированные задания
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
1. Собеседование (устные ответы на семинарах) - 6 б х 12 занятий =72 балла
2. Практико-ориентированное задание № 1 - 18 баллов
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
3. Практико-ориентированное задание № 2 - 10 баллов
ИТОГО по текущему контролю max - 100 б.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
под ред. : Р. Н. Терехиной и Е. Н. Медведевой
Организация спортивно-зрелищных мероприятий: учебник для студентов по направлению подгот. "Физ. культура"
Кудашов В. Ф., Михайлова Е. Я.
Организация современных спортивно-массовых зрелищных мероприятий: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.
Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов
Алхасов Д. С., Пономарев А. К.
Организация и проведение внеурочной деятельности по физической культуре: учеб. для академ. бакалавриата
Каменец А. В., Урмина И. А., Заярская Г. В.
Основы культурно-досуговой деятельности: учеб. для академ. бакалаврита
Рожков М. И., Байбородова Л. В.
Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. вузов
6.1.2. Дополнительная литература
сост. О. М. Чусовитина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Детский спортивный фестиваль как форма организации летнего досуга детей и подростков: учеб.-метод. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2017
Педагогика: учеб. для бакалавров
Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А. В., Кукушин В. С., Сучков Г. В.
Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей
Москва [и др.]: МарТ, 2010
Организация досуга учащихся. 5 - 11 классы : игры, эстафеты, туристские старты и слёты: пособие для преподавателей
Пидкасистый П. И., Загвязинский В. И., Маленкова Л. И., Меняев А. Ф., Полонский В. М.
Педагогика: учеб. для студентов пед. вузов
Москва: Пед. о-во России, 2009
Сценарии праздников, конкурсов, дискотек для студентов: От сессии до сессии живут студенты весело
Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю.
Коллективно-творческие дела. Интересные встречи. Песни. Аттракционы. Развлечения. Игры. Соревнования: учеб. пособие по орг. дет. досуга в дет. оздоров.лагерях и шк.
Москва: Пед. о-во России, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал СибГУФК : moodle.sibgufk.ru
УП: 44.03.05 ПО очно 2023.plx
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
Официальный сайт СибГУФК : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ